Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзаменационный билет № 27



1. И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", первую проверку - проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, "который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", для которого романтизм - это чушь и блажь: "Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств". Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, "...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство" Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: "Это что за фигура? На остальных баб не похожа". Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной "о своих убеждениях и воззрениях", а толкует о медицине, о ботанике и т. п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это "белиберда, непростительная дурь", болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее "глупо, безумно", по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе "Отцы и дети" главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

1.Анна Андреевна Ахматова пришла в русскую поэзию с темой любви. Её стихи настолько понравились читателю своей искренностью, откровенностью, душевностью, что сразу после выхода первых сборников поэтессу стали называть русской Сафо. Диапазон любовной лирики Ахматовой необыкновенно широк: от глобальных осмыслений этого чувства до тонких частных Переживаний. Любовные стихи Ахматовой отличаются психологизмом, что наиболее очевидно проявляется в анализируемом стихотворении «Сжала руки под тёмной вуалью...».

Это стихотворение является маленькой драмой, которая разыгрывается между двумя любящими друг друга людьми. Речь здесь идёт о ссоре, в описании которой автор достигает необычной экспрессии.

Смятённое состояние героев передано не длительными объяснениями, а выразительными частностями их поведения:

Сжала руки под тёмной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

—От того, что я терпкой печалью

Напоила его дапьяна,

Такие детали, как «сжатые руки» и «бледность», ясно передают внутреннее состояние героини, выдавая её сильное волнение. Большим психологическим содержанием также наполнены приметы поведения героя: «вышел, шатаясь», «искривился рот»:

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Через внешнее поведение Ахматова раскрывает внутреннее состояние своих героев — это одна из важнейших особенностей художественной системы поэтессы.

Обращает на себя внимание язык стихотворения, который поражает своей точностью и смысловой ясностью. В этом Ахматова является последовательницей А. С. Пушкина. Изложение ведётся предельно лаконично. Используя простые синтаксические конструкции, приближающие язык к разговорной речи, Ахматова достигает чёткости мыслевыражения. Если попытаться рассказать всё это в прозе, наверное, рассказ занял бы не меньше страницы, тогда как поэтессе удалось сконцентрировать всё в двенадцати строчках. Ахматова вводит в стихотворный текст прямую речь, которая является микродиалогом между героями. Драматизм достигается путём противопоставления горячему порыву души героини нарочито будничного, оскорбительного, спокойного ответа её возлюбленного:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь — я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

В стихотворении используется перекрестный способ рифмовки, чередуются мужская и женская клаузулы. Все рифмы, которые использует Ахматова, являются предельно точными. Говоря о метрической структуре произведения, необходимо отметить, что оно написано трёхстопным анапестом, который выдержан на протяжении всего стихотворения. Однако если разбить каждый стих и отметить его цензурой, то выяснится, что она всё время смещается, а иногда вовсе отсутствует. Отсюда качающийся ритм, который способствует созданию у читателя ощущения неуравновешенного эмоционального состояния лирической героини.

Теме несчастной любви принадлежит центральное место в лирике Ахматовой. Она перерастает в антологию переживаний, которые заставляют откликаться всех читателей, неравнодушных к поэтическому миру поэтессы — миру человеческой души. Каждому стихотворению этой тематики соответственны предельная экспрессия, выразительность деталей, движение чувства, виртуозная техника исполнения. Всё это органично сочетает в себе лирическая миниатюра «Сжала руки под тёмной вуалью...», которую по праву можно назвать шедевром поэзии Серебряного века.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 877 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...