Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзаменационный билет № 24



1. Петербург - не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в какой-то степени, соучастник преступления.

Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставля­ли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоев­ского, как и сам автор, сторонятся «пушкинских» парадных кварталов.

Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двой­ственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным пло­щадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с опи­сания улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь...» «Нестерпимая вонь» и «страшная духота» постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследу­ет героя и в его «каморке», и на улицах, и в тех домах, «комнатах-кле­тушках», где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия.

Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значитель­ное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют дове­рительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры «петер­бургских углов» имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые «гробы». Обста­новка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описа­ние петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления.

2. Сатира Маяковского (по стихотворениям <<Прозаседавшиеся>>, <<О дряни>>)

Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением "Прозаседавшиеся".

Чуть ночь превратится в рассеет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождь бумаг, из которых выбирают "с сотни - самые важные!" - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания - решение вопроса о "покупке склянки чернил Гупкооперативом", наконец, уже совершенно невообразимое заседание "А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма". Лирический герой, добивающийся аудиенции "со времени она", искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание:

И вижу:

сидят людей половины.

О дьявольщина!

Где же половина другая?

У героя от этой "страшной картины свихнулся разум". И вдруг:

...спокойнейший голосок секретаря:

"Она на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться".

Бессмысленность и беспросветность этой суеты особенно остро и убедительно подчеркивается этой фантастической картиной, возникшей из просторечного оборота "не разорваться же". Стихотворение заканчивается лирическим выводом, точным и убедительным:

О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Близким к тематике этого произведения является и стихотворение "О дряни". В центре его образ мещанина, втершегося в советское учреждение и заботящегося только о своем благополучии. Характеристика "мрази", прямо противопоставленной настоящим героям революции, завершается фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета поднял возмущенный голос против обывательского быта:

"Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните -

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!"

Тема борьбы с обывательщиной за здоровый социалистический быт поставлена поэтом в целом ряде стихотворений.

Сатира Маяковского - один из важных составных элементов его поэзии. Особенностью ее является лирическая страстность поэта-патриота в разоблачении того, что несовместимо с представлением о высоком звании гражданина, что мешает строить новое Государство.

Утихомирились бури революционных лон.

Подернулась тиной советская мешанина.

И вылезло

из-за спины РСФСР

мурло

мещанина.

Остро и беспощадно Маяковский бичует "вечное" зло.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...