Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзаменационный билет № 22



1. Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе "Господа Головлевы"

На уроках русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Прочитав его роман-обозрение "История одного города" и сказки этого автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми писатель показывает бессовестное ограбление народа; критикует либеральных деятелей и писателей, пресмыкающихся перед властями.

Знакомясь с произведениями Салтыкова-Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве. Большое впечатление производит роман "Господа Головлевы".

Из истории этого произведения мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших первоначально в цикл "Благонамеренные речи".

В романе очень остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика, подвергающегося беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную, пустоутробную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни Головлевых заключается в стяжательстве, накоплении богатства, в борьбе за это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.

Приобретательская деятельность Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, проводится под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически - только для утверждения личной власти. Даже собственные дети для нее - "лишние рты", которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: "И для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала... для кого?"

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная за висимость детей от произвола "маменьки" воспитывали в них лживость и угодничество.

Этими качествами особенно отличался Порфирий Голов-лев, получивший от других членов семьи прозвища "Иудушка" и "кровопийца". Иудушка с детских лет сумел опутать "доброго друга маменьку" паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством. Создается впечатление, что Иудушка Головлев, как и Арина Петровна, - это литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.

Иудушка Головлев действует только "по закону", потому что законы, существовавшие как до реформы, так и в пореформенное время, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами. Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила солониной, он ласково говорит на прощание: "Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал".

История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.

2. Все лирические произведения С. А. Есенина можно назвать фи­лософскими. Пониманию философских взглядов поэта может по­мочь его статья «Ключи Марии». Сергей Есенин считает, что мерт­вого не существует, все и вся имеют душу, а значит, наделены спо­собностью чувствовать и переживать.

В центре внимания поэта личность и ее связь с миром, отноше­ния между человеком, обществом и природой.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливает­ся с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только прида­ет ей чувства и ощущения человека, но и людские драмы нередко сравнивает с переживаниями растений и животных.

Нельзя не заметить, что вместе с природой в начале своего твор­чества поэт прославляет патриархальные и религиозные начала в жиз­ни дореволюционной Руси.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» (1914) Есенин создает особый образ деревни. В стихотворении явно звучат мо­тивы любви и преданности поэта родному краю, присутствуют философские размышления о прошлом, настоящем и будущем. В свой поэтический мир Есенин вводит библейские образы. Поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на' ни­зеньких околицах, на. «кротком Спасе» в деревенских церквах. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. С этими обра­зами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, окруженные крапивой заборы. Среди этой обстановки поэт разворачивает па­нораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать девичий смех, «звонкий, как сережки», видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность родимых просторов («Не ви­дать конца и края - только синь сосет глаза»). Все это рождает пре­данную сыновнюю любовь,

Это стихотворение относится к периоду творчества поэта, кото­рый можно назвать периодом «двойного зрения». Мировоззрение поэта приобретает в этот период мифопоэтический, христианско-языческий характер. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются воедино, природа воспринимается как божественный храм, а Роди­на становится дороже, чем рай:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся....» тоже напи­сано в 1914 году. В нем Есенин так рассказывает о природе, что мы чувствуем: он сливается с нею: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», - говорит он, обращаясь к родному краю. При­мечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно «край любимый». А в нем - все прекрасно: резеда, «риза кашки», вызва­нивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном ко­ромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем серд­цу. В нем все принимает поэт и всему готов отдать душу. Некоторым диссонансом звучат последние строчки:

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть...

Но это лишь подтверждает одну из особенностей творчества Есенина многогранность и диалектичность, выражающую слож­ность души лирического героя.

Таким образом, необходимо отметить, что природа является для Есенина не только как тема, образ, мир, но и как способ раскрытия наиболее важных в его творчестве тем: родина, жизнь и смерть, любовь и ненависть и другие философские проблемы.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...