Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Винтовое движение к полу 12 страница



Теперь поднимите левую руку вверх к

Искусство движения. Уроки мастера

потолку, а правую оставьте на месте. Снова начните покачивания, позволив левой руке постепенно наклоняться направо, и опусти­те ее на один градус. С каждым разом опус­кайте руку не более чем на 1 градус, чтобы в общей сложности у вас получилось девянос­то движений.

Продолжайте поднимать левую лопатку и левую половину грудной клетки, и вы пой­мете, как много это движение дает правой стороне груди, включая ребра, все двенад­цать позвонков, поясничный отдел и шею. По сути, позвоночник пытается научиться тому, как перемещать позвонок за позвон­ком, чтобы вы могли перекатываться напра­во. Ваша правая рука станет длиннее и пря­мее, а грудная клетка мягче и сильнее. И вы обнаружите, что растяжение правой руки и лопаток и в самом деле настолько велико, что, когда вы прекратите движение, вам придется с большой осторожностью опус­кать правую руку, иначе может быть больно, т. к. мышцы плеча до такой степени расши­рили нижнюю границу движения, что при­близились к выполнению тех действий, для которых они изначально были созданы.

Итак, остановитесь и верните руку в ис­ходное положение, чтобы дать ей отдохнуть. Если вы снова занесете руку над головой, то перемещать ее будете по боку, скользя ею по полу, и иным способом вам будет больно это

и*

Мойшв Фвльденкрайз

сделать. Вы можете ощутить те значитель­ные изменения, что произошли в плечевом суставе. Быстрое движение будет для вас весьма болезненным. Вытяните руку и под­нимите ее, не скользя по полу локтем. Вы чувствуете перемены, произошедшие в ло­патке и в ключице? Конечно, если вы сде­лаете еще несколько движений, вы их пере­станете замечать.

Лягте на правый бок. Вытяните, пожа­луйста, правую руку и правую ногу, а левую ступню поставьте на пол. Левую руку поло­жите на правую сторону груди и упритесь ею в пол, как будто собираетесь от него оттолк­нуться. Правильно. Обратите внимание на расположение правой руки, ее тыльной сто­роны и локтя. Теперь с помощью левой но­ги, с коленом, устремленным к потолку или как можно ближе к этому положению, без усилия, подтолкните таз так, как мы это де­лали раньше, но при этом лежать вы должны почти на правом боку. Ваша левая рука упи­рается в пол. У вас не получится этого дви­жения, пока вы не будете лежать на правом боку. Продолжайте левой ногой покачивать таз и следите за его действиями. Чувствуете ли вы движения своей правой руки? Вам со­вершенно не нужно ни отталкиваться, ни подтягивать к себе правую ногу- Колыхай­тесь, словно масло, словно желе, словно сливочная тянучка. Теперь посмотрите, как

Искусство движения. Уроки мастера

малые ребра правого бока прикасаются к полу и уходят обратно. Скорее всего, чтобы это стало возможным, что-то должно было произойти в позвоночнике. Нижние ребра перемещаются в большей степени, нежели другие, и ложным ребрам также приходится больше двигаться. Чувствуете ли вы, как се­редина туловища касается пола и отходит от него? Обратите внимание на свои ощущения в руке и посмотрите, как она лежит теперь. Вспомните, что было раньше. Сейчас лицо устремлено вправо, и каждое действие дает вам понять, что следует немного изменить движения лопаток, чтобы позволить руке пойти вверх. Раньше мы уже сталкивались с намеком на это, но тогда мы особенно не ду­мали ни о каких изменениях. Вспомните, мы это делали, когда рукой описывали пол­ный круг. Но тогда мы поднимали таз и груд­ную клетку, чтобы завести руку под себя.

Теперь медленно лягте на спину. Посмот­рите, как лежит правая рука. Видно, что про­изошли огромные изменения в лопатке, в ключице и во всех межреберных мышцах сзади и спереди правой стороны грудной клетки. И если вы согнете обе ноги, положи­те правую ногу поперек левой, оставив пра­вую руку на месте, и покачаете тазом, то увидите, что правое плечо и рука передвига­ются более прямо. И обратите внимание, что делает грудная клетка теперь. Она изменяет

Мойше Фельденкрайз

свою форму, в результате чего в плече и в ру­ке возникает новое движение. Остановитесь и лягте, левую руку вытяните, а правую опус­тите и определите, есть ли какая-нибудь раз­ница. Где эта разница? Эта разница в той части тела, которая связывает таз с лопатка­ми. Она присутствует на протяжении всего позвоночника и грудной клетки. Теперь вы­тянитесь и положите руки вдоль тела. Изу­чите эту разницу.

Хорошо. Теперь сделайте, пожалуйста, следующее: левую руку вытяните над голо­вой, правую ступню поставьте на пол и пред­ставьте себе, при этом не двигаясь, как под нажимом ступня стремится пододвинуть под вас пол и поднимает правый тазобедренный сустав. Какого рода изменения вы должны почувствовать в грудной клетке? Как далеко вам нужно перекатываться влево, прежде чем выпрямится левая рука? Теперь полнос­тью повернитесь на левый бок и с правой рукой на полу сделайте это возвратно-посту­пательное движение желудком, животом и грудной клеткой. Теперь перекатитесь вправо в симметричное положение, смените опор­ную ногу и выполните такое же колебатель­ное движение. Определите, в чем его отли­чие с этой стороны? Теперь обратите внима­ние вот на что: изменение формы грудной клетки приводит к тому, что с этой стороны мышцы живота и мышцы груди делаются

Искусство движения. Уроки мастера

неподвижными. Медленно втяните живот и увеличьте объем грудной клетки — и обрат­но. Проследите за тем, насколько большие движения вы можете делать животом и груд­ной клеткой.

Теперь перевернитесь на другой бок — симметрично — и обратите внимание на то, что с этой стороны мышцы живота и груди отличаются. Такое впечатление у вас может возникнуть оттого, что мышцы живота с одной из сторон либо усиленнее работают, либо не подчиняются вам. Если я скажу вам с какой, то вы попросту приметесь за упраж­нения. Вы сами определите, как теперь вас слушается грудная клетка и как вам теперь подчиняется желудок, когда вы поочередно выполняете движения с одного и с другого бока. Каждый раз, когда вы переходите с одной стороны на другую, они все больше уравниваются. Почувствуйте это, перевер­нувшись на другой бок. Постарайтесь найти более тонкие различия в ощущениях, по­скольку я немного сомневаюсь в том, что с одной стороны мышцы живота могут рабо­тать с большей легкостью и с меньшим на­пряжением, чем с другой. Таз и нижние реб­ра сейчас лежат на полу.

Теперь повернитесь на другой бок и сно­ва попытайтесь обнаружить кое-какие дета­ли. Это даст вам шанс реально изменить то, что вы имели на момент начала урока.

Мойше Фельденкрайз

А сейчас лягте на живот. Руки поставьте так, как будто собираетесь отжиматься, и ступни разместите таким образом, чтобы пальцы ног упирались в пол. Голову держите примерно посередине и немного приподни­мите, чтобы нос и подбородок не касались пола. Локти находятся в воздухе. Теперь сде­лайте толчок ступнями и совершите извест­ное вам колебательное движение. В резуль­тате таз начинает покачиваться, подталкивает позвоночник, и голова и плечи продвигают­ся вперед. Теперь положите лоб на пол, и го­лова начнет раскачиваться вслед за вашим движением. Но не вдавливайте лоб в пол. Какое-то время продолжайте покачивания, с каждым разом делая их все легче и легче. Вам не нужно много раз повторять одно и то же движение, потому что вы с ним уже зна­комы. Сделайте отдельно одно движение и посмотрите, что происходит с животом и грудной клеткой, когда вы отталкиваетесь и когда расслабляетесь. Чувствуете ли вы, что позвоночник продвигается вперед и покачи­вает вашу голову? Почему этого не произо­шло с некоторыми из вас, когда они лежали на спине? Теперь, не меняя позы, на чет­верть дюйма поднимите от пола лоб — просто поднимите, чтобы он ничего не касался. Продолжайте! Вы видите, что теперь нет ни­какого покачивания головы? Другими сло­вами, когда ваша голова не качается, мыш-

Искусство движения. Уроки мастера

цы шеи напряжены, совершенно не знают, каким образом им двигаться, и никогда не расслабляются.

Теперь положите лоб на пол и проверьте, действительно ли голова покачивается. Ко­личество этих колебаний у всех разное, по­скольку все выполняют их с разной скоростью. Итак, продолжайте отталкиваться ступнями, и когда продвигаетесь вперед, опускайте плечи к полу, а затем поднимайте их. Руки находятся в положении, как будто вы отжи­маетесь от пола. Когда вы идете вперед, го­лову, плечи, а также позвоночник между пле­чами опускайте вниз. Раньше мы уже учи­лись это делать, и теперь вы медленно его опускайте, а когда тело возвращается назад, поднимайте. Продвигаясь вперед, как мини­мум пять раз опустите края плеч. Вы обнару­жите, что до тех пор, пока вы не вынесете вперед локти, это движение у вас не полу­чится. Каждый раз, отталкиваясь ступнями, переносите локти вперед, и весь плечевой пояс, включая грудину и ключицы, будет стремиться к полу. Поднимите лоб и про­должите движение. Теперь, направляясь впе­ред, поставьте на пол подбородок, и тогда края плеч устремятся к полу. Выполните эти движения несколько раз.

Продолжая отталкиваться от пола ступ­нями, насколько сможете, поднимите и от­ведите назад края плеч. Локти должны прой-

Мойше Фельденкрайз

ти рядом с полом. Также поднимите груди­ну, но подбородок при этом остается на полу. Грудина и весь шейный отдел позво­ночника должны начать двигаться, и вы об­наружите, что теперь ваша голова может ка­чаться на подбородке огромное число раз. Продолжайте поступательные движения и выдвигайте вперед плечи, но теперь-то они у вас подняты. Опускание и поднимание — это разные вещи. Как двигается ваша голо­ва? Вы чувствуете, что при ее покачивании лоб отдаляется от пола? Продолжайте упи­раться подбородком в пол. Не шевеля плеча­ми, оттолкнитесь ступнями от пола и пока­чайтесь, чтобы узнать, качается ли ваша го­лова и как сильно.

Остановитесь и приступите к поочеред­ным движениям живота и грудной клетки. Проследите, в равной ли степени надавлива­ют на пол правая и левая стороны живота, а также одинаково ли упирается грудь в пол справа и слева. Продолжайте движение и убедитесь в том, что к полу прикасается толь­ко правая половина живота. Положите пра­вую ногу поперек левой и, если можете, скрестите их в коленях тоже. Теперь оттолк­нитесь и удостоверьтесь в том, что упирае­тесь в пол левой стороной живота. Это — единственный легкий способ это сделать. Выполняя эти движения, определите, какая сторона груди давит сильнее. Какой грудной

Искусство движения. Уроки мастера

сосок трется о пол? И какая рука упирается в пол сильнее? Постарайтесь определить это, не задумываясь. Теперь опустите лоб на пол, приступите к покачиванию и посмотрите, увеличились или уменьшились колебания головы на этот раз. Теперь вы ощущаете на полу левую половину живота. Положите ноги в нормальное положение и разведите в стороны. Используйте обе ступни. Теперь мысленно левым боком прижмитесь к полу. Оттолкнитесь от него обеими ногами и про­ясните для себя свои ощущения. Вы чувст­вуете, что правый бок давит меньше? Пере­вернитесь, чтобы заставить правую полови­ну тела двигаться так же четко, как делает это левая. Это не так просто, поскольку предыдущие движения не были симметрич­ными. Вам нужно изменить положение груд­ной клетки, чтобы почувствовать мышцы живота, работающие на этой половине тела с той же силой, что и на другой.

Остановитесь. Лягте на спину. Ноги со­гните в коленях. Обратите внимание на свои ощущения в спине, в груди и в лопатках. Медленно при помощи ног покачайте тазом и определите, чем отличается это движение теперь. Вот сейчас оно правильное. Все го­ловы качаются, как положено. Взгляните, пожалуйста, на человека, у которого раньше не было выбора. Посмотрите на нее теперь. Вы видите, что она не глупее ни вас, ни ме-

Мойше Фельденкрайз

ня? Проблема заключалась лишь в том, что это движение ей было совершенно незнако­мо. Поэтому вы сутки напролет можете рас­сказывать, объяснять ей всю анатомию и ис­пользовать всю свою гештальттерапию и лю­бую другую терапию, а она лишь окажет невероятное сопротивление включению се­бя в действительность. Неправильное функ­ционирование и неправильное мышление проходят мимо этого явления и не корректи­руют его. Они исправляют лишь второсте­пенные его аспекты и стороны. В нашем случае она научилась двум функциям. У нее прибавилось свободы. Она переключила свои возможности с вынужденных на хорошо об­думанные решения. Какое лечение может быть лучше этого?

Теперь, пожалуйста, встаньте, пройди­тесь вокруг и отдохните. Обязательно выяс­ните, какие новые ощущения вы испытывае­те. Особенно я советую это сделать человеку, к которому вернулся голос. Вы убедились в том, что дело не в упражнениях?

Спасибо. (Аплодисменты.)

Урок двенадцатый

УЧИМСЯ САДИТЬСЯ ИЗ ЛЕЖАЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

Сейчас мы будем выполнять быстрые движения, используя те знания, которые мы здесь получили, и постараемся научиться различать быстроту и спешку. Человек, ко­торый торопится, — это человек, осознаю­щий, что он слишком медлителен. Если бы мы не были столь медлительными, то необ­ходимость в спешке отпала бы сама собой. Торопящийся куда-то человек внутренне, можете быть уверены, чувствует себя при­мерно так: «Я такой копуша. Я, черт возьми, никуда не гожусь». И вся его сущность про­низана тревогой. Штекель, генерал-майор австрийской армии, был одним из психиат­ров, которого Фрейд ценил не меньше Адле­ра. Он был одним из первых четырех студен­тов Фрейда. Одно время Штекель был даже значительнее и известнее Фрейда. Его две наиболее важные книги (а их довольно мно­го) — это «Мужская импотенция» и «Жен­ская фригидность». В этих книгах он говорит о том, что половое бессилие у мужчин и сек-

Мойте Фельденкрайз

суальная холодность у женщин возникают тогда, когда люди не имеют связи со време­нем. Они торопятся. И если откорректиро­вать отношение человека ко времени, то про­блемы в сексе исчезают. И больше для этого ничего не нужно делать. Некоторые к этому пришли самостоятельно с помощью осозна­ния через движение. Они пережили личност­ные изменения и получили возможность из­бавиться от проблем в интимной сфере. Нет предела совершенству. Основная идея — это научиться различать суету и время. Дайте себе достаточно времени. Если вы этого не сделаете, то начнете торопиться и будете считать себя совершенно никудышным че­ловеком. Поэтому сейчас мы собираемся ут­ратить наше чувство времени и начать дей­ствовать быстро, различая, однако, при этом быстроту и суету.

Лягте, пожалуйста, на живот. Согните колени, составьте их вместе и соедините ступни. Представьте, что у вас есть две боль­шие резиновые ленты, одной из которых вы связали колени, а другой лодыжки, чтобы скрепить ноги вместе. Связанные колени и лодыжки мысленно перенесите чуть правее и затем чуть левее. Теперь усильте это дви­жение и выясните, не мешают ли вам голо­ва, плечи и руки. Приведите в порядок руки и голову и определите, в какую сторону вам двигаться легче, когда голова устремлена вле-

Искусство движения. Уроки мастера

во. Разверните голову так, чтобы, когда ноги направлялись вправо, она лежала слева пра­вой щекой на полу. Теперь минутку подо­ждите. Начните наклоняться, но голову, плечи и руки перемещайте таким образом, чтобы уголком глаз вы могли видеть свои пятки.

Не заглядывайте себе под живот, там вы увидите только свои половые органы. Смот­рите на пятки. Где они находятся? А нахо­дятся они в воздухе. Значит, и ваши глаза должны устремиться в воздух, но не из-под руки. Почему вы не поставите обе руки на пол, как будто для отжимания? Почему вы так неуклюже это делаете? Ну да ладно, через минуту вы узнаете, что движения будут медленными, некрасивыми и трудными, ес­ли вы будете их делать так же неловко, как сейчас. Медленно поднимите голову, повер­ните плечи и используйте руки, чтобы уви­деть пятки. [Мойше кричит.] Не позволяйте пяткам двигаться, пока вы их не увидите. Затем посмотрите на них и следите за ними, пока они не лягут на пол. Смотрите, как они лежат на полу/Целью этого крика было под­стегнуть вас двигаться быстрее — что-то вроде приказа. А чему учитесь вы? Кто вам сказал, что таким образом вы приобретете положительный опыт? В жизни это звучит примерно так: «Вы будете шевелиться? Или нет?» или «Убирайтесь!». Вы увидите, какого

Мойше Фельденкрайз

рода знания мы получим благодаря таким приказаниям.

Хорошо. Теперь лягте на живот и упри­тесь руками в пол, как будто собираетесь от­жиматься. Поднимите голову, посмотрите на пятки и начните наклонять ноги до тех пор, пока не увидите, что пятки легли на пол. Обратите внимание, что делают ваши руки. Лягте в исходное положение. Повто­рите движения три или четыре раза и поду­майте о том, как бы вы их выполняли с дру­гой стороны. Продолжайте движения, пока в свете вашего опыта, полученного на этой стороне, вы не станете себе отчетливо пред­ставлять их с другой. А сейчас выполните движения в обе стороны. Увеличьте скорость и простоту движения. Теперь, чтобы увидеть свои пятки, вам нужно будет сесть. Если вы не сядете, то только зря скривите лицо — пятки все равно не увидите. Это легко сде­лать — вот что главное. Все части тела долж­ны постоянно взаимодействовать. Руки по­ложите так, чтобы вы смогли сесть. Что с вашей правой рукой? Что с ногами? Можете ли вы сесть, одновременно наклоняя ноги? Зачем их вытягивать? По мере того как вы будете продолжать свои действия, вы обна­ружите, что для того, чтобы сесть, одна рука вам не нужна вовсе. Продолжайте выпол­нять движения, не прибегая к ее помощи. Однако она не может вам не понадобиться,

Искусство движения. Уроки мастера

пока вы как следует не сядете. Так как же мы поступим? Проверьте, можете ли вы развес­ти колени в стороны. Вы держите их вместе, потому что ягодицы так близко прилегают одна к другой, что между ними есть лишь одна маленькая бороздка. Эти две ягодицы постоянно спорят о заднем проходе, никог­да не соглашаясь и всегда противореча друг другу. Глупые, правда?

Продолжайте, но двигайтесь медленно. Сейчас мы научимся освобождать вторую руку. Перестаньте сжимать колени вместе — развяжите одну, а затем и другую резиновые ленты. Теперь выполните то же движение, что и раньше, но на этот раз, когда будете садиться, колени разведите, чтобы можно было увидеть обе пятки. Затем одну ногу за­несите за другую.

Лягте, а когда будете садиться, снова вы­полните то же движение. Если вы продол­жите свои действия и будете наблюдать за пятками, то вторая рука вам уже не понадо­бится. Просто станет ненужной. Еще раз, помогая себе обеими руками, примите сидя­чее положение, и вы обнаружите, что можете сидеть вообще без рук. Вы можете освобож­дать их вместе с ногами. Чтобы себе помочь, разведите колени еще больше. Вот теперь вы сидите правильно, без рук.

Верните их на место и представьте, что собираетесь проделать те же движения с дру-

Мойше Фельденкрайз

гой стороны. Теперь вы должны обратить внимание на своих соседей с каждой сторо­ны. Если вы не посмотрите, то кого-нибудь ударите, когда будете пытаться сделать дви­жение. Не говорите ни слова и ни о чем не думайте. Я могу приказать: «Все дружно по­ворачиваемся налево!» Вот тогда вы будете организованны. Но чему вы при этом научи­тесь? Поэтому если вы, повернувшись на другой бок, говорите соседу: «Давай-ка по­смотрим, мы двигаемся очень близко друг к другу» — то это звучит как музыка. Музы­ка — очень забавная вещь. Многие полага­ют, что она возвышает душу, очищает мысли и делает нас более человечными. Но под му­зыку сжигали евреев! И люди, которые дела­ли это, были выходцами из одной из самых музыкальных стран в мире. Они дали не­скольким евреям выжить, чтобы те играли, пока сжигали остальных. Так что музыка, несущая очищение, — это пустой треп. Му­зыка не очищает всех. Хотя, конечно, не склонный к насилию человек может создать хорошую музыку. Но это не та музыка, кото­рая делает людей людьми. Музыка может быть чудеснейшей. И может быть отврати­тельнейшей вещью на свете.

Поэтому, если вы хотите настроиться на совместную работу, ведите себя гуманно. Не пользуйтесь музыкой. Не отдавайте прика­заний. Не делайте ничего, а лишь почувст-

Искусство движения. Уроки мастера

вуйте и ощутите человека, который находит­ся рядом с вами. Лягте, пожалуйста, на жи­вот и не разговаривайте*. Начните двигаться и почувствуйте, где находятся другие люди. Обе ваши руки будут свободны, если вы в достаточной мере разведете колени и доста­точно отведете одно колено назад, а другое достаточно выдвинете вперед. Эй вы, красо­та наоборот, вы неверно расположили но­ги — вы должны научиться правильно их разводить. Это очень важно для женщины. Вот так уже лучше. Переносите обе руки на эту сторону и обе руки на другую. Раскачи­вайтесь — каждая частица вас должна раска­чиваться.

[Мойше делает замечание человеку, ко­торый хорошо организует свои движения с одной стороны и плохо с другой.]

То, что у вас выходит, — это суета. Таз должен двигаться так, как мы этому учились раньше: направляясь влево, он должен вы­рисовывать непрерывную плавную дугу. Тог­да ваши руки и ноги будут знать, куда им перемещаться дальше. Следите за своим та­зом, головой и смотрите на пятки. Посмот­рите на его движение — он очень сообрази­телен, — теперь он работает тазом правиль­но. До этого он им дергал. Он действует все еще не совсем верно. Ложась на пол, вы не должны об него биться костями таза. Вы же ударяетесь левой подвздошной костью. Не

Мойше Фельденкрайз

так сильно, чтобы было больно, однако если вы сделаете миллион таких движений, то в этом месте образуется синяк. Смотрите, ког­да вы раскачиваетесь, передняя часть таза делает так: «о-оооо», а не так: «ой». Не де­лайте «ой», иначе это будет означать, что вы почувствовали резкую боль и заработали растяжение ноги. Попытайтесь двигаться медленно. Если вы достаточно отведете ногу назад, то перекатитесь на живот, а не на под­вздошные кости. Независимо от того, осоз­наете вы это или нет, но раскачивание на подвздошных костях мешает вам двигаться быстрее. У нашей нервной системы на этот счет сложился достаточно большой опыт. Она знает, когда вам нужно чихнуть, когда вам нужно уносить ноги и куда вам нужно перекатываться. Что заставляет нас делать глупые вещи, так это наш разум. Вот теперь уже лучше.

Не могли бы вы на минуту прерваться? После мы посмотрим, до какой скорости вы можете разогнаться. Вы испробуете любой другой способ сидения и лежания и выясни­те, можете ли вы достигнуть определенной скорости. Говорю вам, что с той скоростью вы будете двигаться быстрее кошки. Лягте, пожалуйста, на живот и начинайте после моего сигнала. Но если вы, приступая к дви­жениям, не посмотрите друг на друга, то не почувствуете друг друга и будете задевать

Искусство движения. Уроки мастера

своих соседей. А теперь дышите свободно и вспомните, как говорил Штекель, что спеш­ка и скорость — это две большие разницы. Первая — это чертовски несносная штука, а вторая — величайшая в жизни радость. На­чинайте. И руками, и ногами, и грудью, и усами, и всем, что у вас есть, вы должны одинаково качаться. Прекрасно. Вы види­те — ого! — видите, как вы теперь садитесь на левый бок? Знаете почему? Потому что вы справились с этим благодаря двум лю­дям. У вас одного месяц ушел бы на то, что­бы левую сторону подвести к одному знаме­нателю с правой. Это все из-за того, что у вас есть некоторые проблемы. Но подумайте вот о чем: ваша нервная система с самого начала училась действовать правильно. Ре­бенок испытывает побуждение что-то сде­лать и со своими ощущениями передвигает­ся в пространстве, отыскивая во внешнем мире объекты, которые дают ему знания и стремятся занять свое место в его жизни. И это познание должно быть социальным, иначе личность становится аутичной и ши­зофреничной и изгоняется из общества. Ес­ли социальное функционирование несовер­шенно, то движения индивида не могут при­способиться к успешному существованию в реальном обществе. Если вам приходится сталкиваться с настоящей биологической или физиологической проблемой, то до тех

Мойше Фельденкрайз

пор, пока вы не осмыслите ее, вы не сможете ни совершенствоваться сами, ни излечить этого человека. Вы лекарствами можете убить это в зародыше, но человек все равно не будет действовать правильно.

Теперь посмотрите вы и определите, на­сколько стала лучше ваша левая половина тела благодаря тому, что движения регули­ровались двумя соседями. Снова лягте на живот, и все трое выполните движение еще раз. Это было требование, а значит, вы долж­ны сделать движение хуже. (Смех.) Никто не смотрит. Теперь посмотрите — вот женщи­на, у которой с одной стороны тела были за­труднены движения. В четверг она пришла, ужасно этим раздосадованная. А теперь взгля­ните, как она перемещается влево, как пово­рачивается направо, и определите, с какой стороны у нее были проблемы, а какая была здорова? Видно, что двигается она не хуже остальных и одинаково в обе стороны. Поэ­тому она должна мне поцелуй. (Смех и апло­дисменты.) Нет, я не прошу о нем сейчас, вы мне подарите его, когда я этого захочу.

Теперь лягте, пожалуйста, на пол и убе­дитесь в том, что социальное функциониро­вание — это не просто досадная помеха. Оно улучшает нашу физиологию. Если вам это неизвестно, то вас нельзя будет назвать добро­порядочной общественной личностью, даже если вы будете посещать синагогу или цер-

Искусство движения. Уроки мастера

ковь семь раз в неделю. Как существо соци­альное, мы используем весь свой мозг, вклю­чая его унаследованные свойства, так же, как и свойства животного происхождения. Мозгом мы продуцируем свободу, которая освобождает наши руки и дает нам возмож­ность преобразования левого полушария, в котором заложены функции письма, речи и чтения. Следовательно, наши биологичес­кое, физиологическое и социальное сущест­вования взаимосвязаны. Для людей в этом состоит жизнь.

Зачастую людям задают вопрос, что бы они делали, если бы остаток жизни им при­шлось провести в одиночестве на острове. Что бы вы с собой взяли, какие книги, какие кассеты? Я бы вам посоветовал вот что: вы­бросите все кассеты и книги в море. Вам нужно, чтобы у вас было больше себя, чтобы выжить.

Мы стараемся не думать о том, что соци­альная жизнь — это не только социальная жизнь, но еще и биологические и физиоло­гические потребности. Без них вы не просу­ществовали бы ни дня. Чтобы избавить себя от человечества, нужно иметь что-то челове­ческое. Даже чтобы совершить самоубийст­во, вам потребовался бы пистолет или ка­кие-нибудь таблетки, которые были кем-то сделаны. Фактически мы не можем ни жить, ни умереть не как общественные существа.

Мойше Фельденкрайз

Люди только начинают это осознавать. Ме­дики, например, не понимают, что, чтобы вылечить человека с рассеянным склерозом, нужно правильно организовать его социаль­ные функции.

Мы не одни в этом мире. Мы действуем с постоянным осознанием того, что существу­ет некий наблюдатель. Мы были произведе­ны на свет матерью и вошли в мир с наблю­дателем, другим существом. И всю остав­шуюся жизнь вы должны учитывать важность этого. И поэтому наши отношения с други­ми людьми и с вещами, которые мы создаем, которыми пользуемся и с которыми мы иг­раем, и со всем миром в целом, улучшает нашу физиологию.

В состоянии депрессии люди тоже имеют отношение к вещам социальной жизни или к другим людям. Одни могут купить шляпу, которую никогда не наденут. Но выбор под­ходящей шляпы может снять депрессию. Дру­гие имеют с кем-то интимные отношения. Неважно, насколько эти отношения близки и искренни, но это лучше, чем быть одному. Вот почему некоторые несчастные люди живут вместе — потому, что это лучше, чем жить в одиночестве.

Итак, если это лучше, чем жить в одино­честве, тогда перекатитесь по полу, и не так, как если бы вы были одни. Лягте на живот и, не глядя, всем своим существом почувствуй-

Искусство движения. Уроки мастера

те, как далеко от вас находится другой чело­век и мужчина это или женщина. Вы може­те это ощутить, и если обратите внимание, то обнаружите, что вы знаете это. Теперь приступите к выполнению движения. Оче­видно, начинать вы должны очень-очень медленно, чтобы другие ухватили ритм. Но это не столь важно. Если вы начнете дви­гаться быстро, остальные могут и подождать, пока не найдут для себя возможным следо­вать за вами. Посмотрите, Нэнси теперь уп­равляется с этим движением гораздо лучше, чем многие из вас. У некоторых это движе­ние не получается из-за того, что они не по­зволяют себе выполнять его помедленнее. Им следует остановиться. А все медлитель­ные деятели, продолжайте двигаться не­спешно, в такт собственному ритму. Избавь­тесь от всего, что вам мешает ускоряться. Не торопясь, одну за другой устраняйте все ма­лейшие ошибки, которые вы делаете, рабо­тая руками, сгибая ноги и так далее. Двигай­тесь настолько медленно, насколько вам это необходимо, чтобы почувствовать то, чего вы не делаете по-настоящему хорошо. Не­удача имеет социальные корни. Те, кто чув­ствует социальное одобрение, полагают, что медленные движения означают понижение общественного положения. У них это вызы­вает внутреннюю обиду, они отказываются от снижения темпа и в результате изо всех

Мойше Фельденкрайз

сил стараются двигаться быстрее, чем могут на самом деле. Двигайтесь медленно, и вы сможете добиться той же скорости, что и у остальных. Двигайтесь так медленно, чтобы вы могли избавиться от всего, что вам не нужно. Еще больше разведите колени. Ско­рость возрастет сама собой. И вы добьетесь больших успехов, если будете действовать вместе с окружающими вас людьми. Тогда ваша скорость приблизится к пределу чело­веческих возможностей. Почему вы остано­вились? Почему не перевели это в непрерыв­ное движение? Вы понимаете? Существует такое множество камней преткновения — так много всяких комплексов. Это значит, что вы сами себе создаете ограничения, ко­торые вам вовсе не понадобятся, если вы по­желаете двигаться быстрее. Вот почему, чтобы стать золотым медалистом, не нужно часами заниматься бегом, а важно исследо­вать собственные непродуктивные действия.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...