Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Винтовое движение к полу 9 страница



Это касается и наших движений. Вы не сможете их вспомнить, пока не поймете пос-

Искусство движения Уроки мастера

ледовательность, в которой они выполнялись. Я все время пытался сделать эту цепочку как можно более очевидной для вас. Итак, те­перь, когда вы знаете о существовании не­кой нитки бус, то, возможно, гораздо лучше сохраните в памяти, что мы делаем сейчас, чем то, что мы делали вчера. Так уж мы уст­роены.

Хорошо. Теперь можете ли вы попытать­ся забыть все, чем мы занимались в первый день после вводной лекции? А что на сле­дующее утро мы сделали в первую очередь? Кстати, вы заметили, что, когда я впервые спросил вас об уроке, я попросил, чтобы вы указали на то, что вам не понравилось? По­чему? Я хотел, чтобы вы осознали, что по­знание — это еще и отвержение всего, что вы не можете усвоить в данный момент. Никто из присутствующих на первом ввод­ном вечере не нашел ничего, в чем бы она или он усомнились или сказали: «Да, совер­шенно верно, он абсолютно прав». Поэтому мой первый вопрос был о том, что из услы­шанного вы выбросили из головы. Мой сле­дующий вопрос касался того, что вам боль­ше всего понравилось. Это были бусины на нитке. И было совершенно ясно, о чем дол­жен был быть первый вопрос. Итак, можете ли вы отыскать какие-нибудь бусины на своем собственном пути, начиная с первого вечера? В какой последовательности шли

Мойше Фельденкрайз

наши занятия? Правильно вы ответите или нет, роли не играет. И не будьте такими се­рьезными. Если вы чересчур серьезны, зна­чит, пытаетесь действовать по-старому и ду­маете, что если ошибетесь, то вы — совер­шенно никчемный человек. Он помнит, она помнит, а вы не помните. Тогда вы начинае­те взращивать чувство собственной непол­ноценности и, по сути, перестаете верить в себя и подкреплять силу своей ответствен­ности и самооценки. Мы не можем изме­ниться за трое суток, поскольку приучали себя к этому на протяжении всей жизни. Поэтому не имеет никакого значения, по­мните ли вы то, чем мы занимались, или нет.

Хотя пока вы, видимо, ничего не можете вспомнить, кое-что все-таки придет вам в голову в любом случае. Вы не можете забыть все, что мы делали. Не вспоминается ли вам, что я давал вам пять секунд и фактически указывал на то, что нужно было попытаться запомнить? В первый день я выдал вам поч­ти всю информацию. Я просил вас заново проиграть в памяти урок и говорил, что кон­кретно следовало вспомнить. Но я не при­нуждал вас к этому и не требовал, чтобы вы повторили все от начала и до конца. Вы ос­тавались расслабленными и вам не нужно было напрягать память. Каждый улыбался и чувствовал, что он действительно знает это.

Хорошо. Теперь я требую от вас, чтобы

Искусство движения Уроки мастера

вы любым удобным для вас способом либо вспомнили это, либо нет. Вы убедитесь в том, что, когда все начнут смеяться и не бу­дут слишком сильно напрягать свою память, вам придет на ум очень многое. И однажды осознав это, вы обнаружите, что вспомнить большинство вещей не представляет для вас никакой проблемы. Никакой.

Урок девятый

ГОЛОВА, ПРОХОДЯЩАЯ ЧЕРЕЗ ВОРОТА

Встаньте, пожалуйста, на колени, руки положите на пол и очень медленно перемес­тите таз назад, будто собираетесь сесть на пятки. Но не садитесь, а сделайте едва за­метное движение и вернитесь в исходное по­ложение. Повторите эти действия несколько раз. Теперь если вы посмотрите по сторо­нам, то увидите, что руки у большинства людей относительно друг друга расположе­ны одинаково. И уж, конечно, если вы под­нимете их, то увидите, что и все поднимут. (Смех.)

Теперь, пожалуйста, плавно перенесите таз направо, как говорят в механике, «пере­ведите». В этот момент нет никакого враще­ния, и таз движется параллельно самому себе. На первых порах двигайтесь так, как можете. Перенесите таз направо и вернитесь обратно. Выполняйте эти действия, стоя на правом колене. Вы увидите, что почти никто из вас сделать этого не может. Теперь со­ставьте колени вместе и переведите таз на­право. Никаких проблем — почти у всех это

Искусство движения. Уроки мастера

получается легко. Теперь пошевелите им вправо и влево и обратите внимание, что когда вы идете вправо, то опираетесь на пра­вое колено, а когда влево — на левое.

Теперь начните поднимать то колено, которое оказывается ненужным. Вы видите, что движение сильно изменилось? Подни­мите левое колено, опустите и затем подни­мите правое, стараясь держать колени как можно ближе друг к другу. Не отводите его в сторону, просто оторвите от пола. Продол­жайте движение, слегка ускоряя темп. Обра­тите внимание — почти все вы вертите голо­вой влево и вправо. Но одна женщина вы­полняет эти движения в гораздо большем количестве, чем кто-либо еще. И это та жен­щина, которая не могла опустить позвоноч­ник между лопатками. Она не могла развес­ти плечи в стороны и для того, чтобы встать, совершала какое-то странное движение.

Передвигайте таз как можно быстрее. Посмотрите, а нужно ли вертеть головой? Остановитесь. Тазом вы двигаете быстро, но разве зад и голова — это одно и то же? Поче­му положение головы не меняется? Правиль­но, когда вы двигаетесь быстро, она должна быть неподвижной. Голова поворачивается только тогда, когда вы двигаетесь всем телом, а становится неподвижной, когда вы переносите таз из стороны в сторону. И чем быстрее вы двигаетесь, тем более устойчивое

Мойше Фельденкрайз

положение занимает голова. Снова выпол­ните движение, при этом голову и плечи перемещайте вместе. Когда таз идет влево, голова устремляется направо. Вот теперь вы точно двигаетесь всем телом. Итак, продол­жайте поворачиваться вправо и влево и по­пытайтесь по очереди поднимать колени. Затем увеличьте скорость, и теперь голова у вас не будет двигаться даже тогда, когда вы этого очень захотите.

Прервитесь на минуту. Давайте попробу­ем еще раз: положите руки на пол и как можно шире расставьте колени. Как можно шире означает настолько широко, насколь­ко позволяют вам ваши возможности, иначе потом вы не сможете двигаться. Плавно пере­несите таз направо. Ага, видите, как сложно! Итак, передвиньте таз направо, в центр и снова направо. Но не крутите им, а просто перенесите вес на правое колено, чтобы ле­вое можно было чуть-чуть оторвать от пола. Вы должны суметь устоять на правом коле­не. Это не так просто, и если у вас получит­ся, то, несомненно, вы сможете это сделать и каким-нибудь непривычным для вас спо­собом.

Продолжайте дальше и сожмите колени, как вы это делали, когда они были вместе. Поднимите правое колено и затем стукните им по полу. То же самое проделайте с левым. Те, кто расставил ноги шире, чем могли на

I

Искусство движения. Уроки мастера

самом деле, обнаружат, что сделать это чрез­вычайно трудно.

Обратите внимание, насколько повора­чивается таз, пока вы выполняете эти дви­жения. Видите, одни не могут сделать этого, не вращая тазом, а другие могут. Снова со­ставьте колени вместе и, поочередно пере­кладывая вес с одного колена на другое, от­метьте для себя легкость, с которой вы вы­полняете эти движения. Эта легкость должна сохраняться даже тогда, когда вы раскрывае­те колени немного больше. Сделайте это и проверьте, чтобы все было правильно.

Прекратите сжимать колени — это боль­ше не требуется — и посмотрите, можете ли вы перевести таз вправо и влево, не повора­чивая его. Некоторые не понимают, что де­лают. Справа я вижу одного человека, кото­рый очень хорошо стоит на правом колене, но совсем не может стоять на левом. Это оз­начает, что таз совершает обширное движе­ние в правую сторону и ограниченное — в левую. И, конечно, все дело в тазобедрен­ном суставе — абдукторы (отводящие мыш­цы) и аддукторы (приводящие мышцы) та­зобедренного сустава с обеих сторон очень разные. Поэтому и вся конструкция, вклю­чая плечи, должна быть другой.

Теперь, не сгибая ног и ничего не подни­мая, начните попеременно переносить вес с одного колена на другое. Когда мы подни-

9-7915

Мойше Фельденкрайз

маем колено, поворачивается таз. Неболь­шие вращения, похожие на эти, мы совер­шаем во время ходьбы. Но если вы хотите проверить, работает ли один тазобедренный сустав так же, как второй, то поворот необ­ходимо по возможности исключить, чтобы проследить, соответствуют ли движения таза направо и налево тому, какими они могут быть. Это значит, что синергетическое дей­ствие мышц-антагонистов — аддукторов и абдукторов — выполняется наилучшим об­разом.

Каждый человек обладает особой поход­кой, которую можно узнать за 500 ярдов. Это происходит потому, что вы узнаете ту ногу и тот тазобедренный сустав, движения которых неодинаковы. То же относится и к плечам и к размахиванию рукой. И лишь взглянув на эту особую манеру двигаться, при которой стороны тела неидентичны, вы можете сказать «это — мой отец» или «это — моя любимая». Знаете, есть одна разновид­ность утиной походки — эдакое необычное покачивание, которое свойственно моей возлюбленной. (Смех.) Теперь сделайте не­большое движение. Если вы будете осторож­ны, то колени начнут выздоравливать, если нет, то будут сильно болеть.

Теперь, пожалуйста, снова встаньте на колени и положите правую ступню за пятку, поверх левой лодыжки. Составьте колени

Искусство движения. Уроки мастера

вместе и медленно и мягко перенесите таз назад, как будто собираетесь присесть на ближнюю пятку. Не садитесь, а постепенно вернитесь в исходное положение и выпол­ните движение заново. Чтобы свободно опус­титься еще чуть ниже, раздвиньте, пожа­луйста, большие пальцы ног в стороны и, не напрягаясь, сядьте назад. Теперь широко расставьте колени, но так, чтобы это было в пределах ваших возможностей. Выполните те же самые движения и обратите внимание, что большие пальцы ног еще больше расхо­дятся в стороны, но уже сами. Ступни долж­ны быть скрещены, иначе у вас ничего не получится. Теперь поменяйте их местами и выполните движение еще раз.

Остановитесь. Встаньте на колени, про­должая держать ступни крест-накрест, и плавно переводите таз направо и налево до тех пор, пока не почувствуете, что уже не­много лучше стоите на одном колене. Не поднимая коленей, перемещайте таз так, чтобы ощутить, что уже тверже стоите на од­ном колене и что, если захотите, сможете поднять другое. Теперь соедините колени. У некоторых людей разница между разведе­нием и соединением коленей едва заметна. У других разница настолько велика, что дви­жение становится невыполнимым. Поэтому посмотрите, что вы можете сделать, чтобы ваше движение стало более свободным, и

Мойше Фельденкрайз

продолжайте плавно переносить таз из сто­роны в сторону.

Теперь оторвите обе ступни от пола и обопритесь на пальцы ног, как будто соби­раетесь бежать. Медленнее. У вас не полу­чится встать на обе ноги, пока колени разве­дены. Держите их вместе. Тогда одна ступня, будто готовая к бегу, сможет опираться на пальцы, а другая нет.

Теперь откиньтесь назад, как бы собира­ясь сесть. Делайте это как можно медленнее, поскольку если это движение для вас непри­вычно, то вы сломаете пальцы ног и больно растянете ахиллово сухожилие. Будьте мак­симально осторожны, если что-то почувст­вовали в коленях, ведь мы передвигаем их непривычным для вас способом. Если вы ощущаете дискомфорт, то остаток урока не сможете как следует работать. Вы не можете учиться, испытывая при этом неудобства, опасения, сомнения и поспешно выполняя движение.

Поэтому, если необходимо, возьмите мяг­кую подушку и положите ее под колени. Учиться должно быть приятно. Невозмож­ное становится возможным только тогда, когда вам это делать удобно и комфортно. Если же вам неприятно выполнять какие-то движения, то впоследствии вы ни за что к ним не вернетесь и никогда ими не восполь­зуетесь. Без положительного опыта тело ни-

Искусство движения. Уроки мастера

когда не научится этим действиям и отка­жется их принимать. Вы никогда не научи­тесь прижигать себе глаз сигаретой или что-то вроде этого. Вы никогда не научитесь си­деть на торчащем вверх штыре, и если вдруг научитесь, то, значит, вы настолько ненор­мальный, что заслуживаете этого.

Теперь снова, пожалуйста, встаньте на колени. Смените ступню, чтобы на пальцы опираться уже другой ногой, и медленно отодвигайтесь назад. Теперь очень широко расставьте колени, и вот тогда обе ступни смогут стоять на пальцах. Но каждый чело­век на пальцы опирается по-своему. Кто-то более удобно, а кто-то менее. Чередуйте ступ­ни, пока не почувствуете разницу между тем, как работают пальцы одной ноги и пальцы другой. Те из вас, у кого были проблемы со ступнями, годами отвергали это движение. Вы увидите, что сможете восстановить его гораздо быстрее, чем думали.

Чтобы идти на поправку и дальше, по­ставьте ступни на обычном расстоянии и по­тяните их, чтобы ногтями пальцев ног до­тронуться до пола. Затем начните их сгибать и делайте это до тех пор, пока не упретесь пальцами в пол, как будто собираетесь бе­жать. Вы обнаружите, что если поможете себе перемещением таза из стороны в сторо­ну, то движение станет вполне возможным. То есть, чтобы мыски согнулись, таз продви-

Мойше Фельденкрайз

гается вперед и вы, чтобы опереться на них, можете насколько нужно поднять ноги. С вытянутыми мысками отведите таз назад, как будто собираетесь сесть, и попытайтесь расположить ступни иначе. После этого вы должны переместить таз. Итак, начните с упрощения движения, и вы увидите, что од­нажды сухожилия ног у вас обретут свою ес­тественную гибкость и растяжку и выпол­нять движение вы сможете, не шевеля тазом. Однако не делайте этого сейчас. Это под силу только лучшим ученикам. Как вам из­вестно, среди нас лучшие ученики — это те, кто мешает себе учиться. Если вы все же за­хотите стать лучшим учеником, то согните ступни посильнее, появится боль, и они ни­когда у вас больше не будут работать пра­вильно.

Теперь, пожалуйста, сядьте или лягте на пол и отдохните. Опять встаньте на колени. Расположите их в удобной для вас позе и переведите или перенесите таз вправо и за­тем влево и почувствуйте разницу. Стано­вится ли ваше движение лучше, легче и чет­че, что таз при этом вам уже наклонять не нужно? Когда вы плавно перемещаете таз, то спиной, позвоночником производите не­которые действия — движения, которые обыч­но вами не делались. Можете ли вы еще больше повернуться направо, потом так же налево, а потом еще немного левее? По-

Искусство движения. Уроки мастера

смотрите, что происходит. Наступает мо­мент, когда вы чувствуете, что одно колено должно продвинуться вперед, а другое назад. Вначале самое простое — это позволить тому колену, которое не несет никакого ве­са, двигаться в направлении, которое вам кажется верным. Есть одно самое лучшее для вас направление. Выясните, какое коле­но стремится вперед, когда вы переносите таз направо.

Остановитесь. Правую руку поместите в левую, расположите руки на полу и, стоя в такой позе, упритесь в них макушкой. Пока­чайте тазом вперед, назад, влево и вправо. Что, как вам кажется, делают плечи и позво­ночник? Делаете ли вы то самое движение, когда позвоночник опускается между плеча­ми? Это будет происходить, если локти на­ходятся слишком далеко или, наоборот, слишком близко друг от друга.

Теперь составьте их вместе и покачайтесь вперед, как и раньше. Сомкните колени и продолжайте. Представьте себе свой живот, втяните его и выпятите наружу, чтобы он оказался недалеко от пола. Некоторые не знают, как далеко их колени должны распо­лагаться от локтей, и, следовательно, не мо­гут выполнить этих действий. Другой способ выполнить движение — это представить се­бе, что кто-то поставил вам ногу на поясни­цу, которую вы то проталкиваете вверх, то

Мойшв Фельденкрайз

опускаете вниз. Когда вы двигаетесь вперед, вы втягиваете живот, и позвоночник в опре­деленной точке сам собой округляется. Те­перь наклонитесь вперед настолько, чтобы согнуть ступни и встать на пальцы ног. Жи­вотом выполните те же действия. Пятки долж­ны находиться близко друг к другу или со­прикасаться. Движение нужно делать мед­ленно, пока ступни не смогут как следует стоять на пальцах. Следите за тем, чтобы не отклоняться назад слишком далеко и не са­диться. И движение животом может быть сделано только в том случае, если вы руками и головой делаете нечто особое.

Теперь вытяните мыски и продолжите движения. Прервитесь на минутку. [Мойше просит одного из членов группы выйти впе­ред.] Не могли бы вы, пожалуйста, подойти сюда? Встаньте на колени, правую руку вло­жите в левую и лбом или макушкой — как вам удобнее — упритесь в ладони. Теперь сомкните колени, переместитесь вперед и назад и обратите внимание на свой пояснич­ный отдел. Он должен легко, без напряже­ния двигаться вверх и вниз. Выполните не­сколько таких движений, затем встаньте на мыски и сделайте еще некоторое количество движений. Затем расставьте колени пошире и продолжайте свои действия. Помните ли вы погружение позвоночника? Когда вы пере­мещаетесь вперед и назад, позвоночник ок-

Искусство движения. Уроки мастера

ругляется не только в области поясницы, но и между лопатками. И разойдутся они в сто­роны только в том случае, если при наклоне вперед вы неожиданно задействуете шейные позвонки. Позвонки тогда нагромоздятся друг на дружку так, что вы спокойно сможе­те стоять на голове. Сейчас нам это не нуж­но. Итак, продолжайте выдвигать позвоноч­ник вперед в его шейном отделе. Первым пойдет самый нижний, седьмой позвонок, расположенный между лопатками. Двигаясь вперед, втяните живот, и вы обнаружите, что столкнулись с огромной проблемой измене­ния кривизны шейных позвонков. Иначе го­воря, другие позвонки, расположенные меж­ду нижней частью вашего черепа и тем боль­шим седьмым позвонком, которым вы уже бессознательно действуете, остаются на преж­них местах. Не пытайтесь это изменить, а просто отметьте для себя, что в позвоночни­ке есть определенные мобильные места, но в целом он неподвижен. То есть несколько точек обладают гибкостью, а другие — слов­но кусок бревна. Сейчас мы постараемся с этим что-нибудь сделать. Возьмите, пожа­луйста, за правило, что, двигаясь вперед, вы опускаете живот — действие, обратное тому, что мы делали минуту назад.

[Мойше обращается ко всей группе.] Перемещаясь вперед, выпятите живот, как будто вы беременны. Не давите слишком

Мойте Фельденкрайз

сильно. Задача не состоит в том, чтобы си­лой заставить позвоночник что-нибудь сде­лать. Это не обучение. Мы должны отыскать такой способ, при котором позвоночник будет двигаться. Только тогда мышцы будут работать правильно. Теперь опустите живот вниз, к полу, в то время как сами двигаетесь вперед. Двигайтесь медленно, чтобы никак себе не навредить. Когда вы устремляетесь вперед, таз должен делать уже нечто отлич­ное от того, что делал раньше. Он поднимает вверх анальное отверстие. Некоторые люди не могут поднять анус вверх настолько, что­бы в таком положении было удобно зани­маться сексом.

Теперь вытяните мыски и продолжайте. Проследите, в каком месте вам легче опус­кать на руки голову. Вы увидите, что стре­митесь к тому, чтобы быть на голову выше. Продолжайте движение. Втяните живот, за­держитесь в таком положении и выпятите его наружу. Обратите внимание на то, что происходит с шеей и как помогают позво­ночнику лопатки, независимо от того, ду­маете ли вы об этом или нет. На самом-то деле вы думаете, иначе ничего бы не проис­ходило.

Теперь остановитесь. Лягте на спину и немного отдохните. Сейчас у вас в позво­ночнике, в шее, в голове и во всем теле при­сутствует необычное ощущение — будто вы

Искусство движения. Уроки мастера

становитесь выше. И это не просто ощуще­ние — у вас на самом деле увеличился рост. Произошло это потому, что некоторые лиш­ние изгибы позвоночника уменьшились и стали такими, как у маленького ребенка или у более совершенного человеческого суще­ства. Если вы к себе прислушаетесь, то заме­тите, что шея в месте между головой и спи­ной изменилась. Если вы попробуете пока­чать головой направо и налево, то будете удивлены. У тех, кто слышал хруст, теперь есть область, где его нет вовсе. Посередине и при повороте головы вправо и влево движе­ние прекрасное, хотя оно редко бывает оди­наковым с обеих сторон.

Перекатитесь на бок и снова станьте на колени. Левую руку вложите в правую и уп­ритесь в руки головой чуть выше лба. Коле­ни раздвиньте немного шире, правое колено оторвите от пола и затем медленно положите его на пол за левым коленом. Сильно потя­ните мыски, чтобы ногтями дотронуться до пола. Теперь легонько покачайтесь вперед и назад, втягивая живот при движении вперед и выпячивая при движении назад. Обратите внимание: таз делает нечто такое, чего вы вовсе не собирались им делать. Перемести­тесь вперед и втяните живот. Тем самым вы растянете грудную клетку и сделаете ее плос­кой. Теперь качнитесь вперед, уже с выпя-

Мойше Фельденкрайз

ченным животом, и посмотрите, какой ло­коть вам поднять легче, а какой труднее.

А сейчас проверьте, можете ли вы дви­гать свободной лопаткой вместе с другой. Что делает таз, когда вы поднимаете свобод­ное плечо? Вы заметили, что стоите на коле­не не так, как раньше? Теперь ближе к цент­ру передвиньте одну только правую лопатку и поднимите правый локоть. Обратите вни­мание на то, что в это время делают осталь­ные части тела и как вы стоите на колене. Ваш правый тазобедренный сустав двигает­ся вперед и назад, и колени при этом могут оставаться на полу. Выполняйте движение медленно, и раз оно вам дается с трудом, очень интересно добиться того, чтобы оно стало более легким и удобным. Прервитесь. Лягте на пол и немного отдохните. Если хо­тите, можете лечь на спину, чтобы увидеть и почувствовать, какие части тела работали усерднее других и в каких произошли более заметные изменения. Ваше тело совершенно асимметрично в самых неожиданных мес^ тах.

Теперь перекатитесь, пожалуйста, на бок и встаньте на колени. Левую руку вложите в правую и упритесь в руки макушкой. Разве­дите плечи и колени так, чтобы вы, глядя под собой, с легкостью могли видеть обе ступни, и покачайтесь вперед и назад. По­старайтесь почувствовать, какой позвонок

Искусство движения. Уроки мастера

между поясничным и шейным отделами по­звоночника приступает к действию, когда вы совершаете эти движения. Проверьте, можете ли вы, наклоняясь вперед, выдви­нуть верхнюю часть позвоночника так дале­ко, чтобы вам пришлось раздвинуть лопатки в стороны. Итак, максимально продвиньтесь вперед и затем, оставаясь в таком положе­нии, поднимите левое колено и поместите его за правым. Если вы вдруг обнаружите, что не можете стоять на левом колене, встань­те на правое, а левое оставьте там же в под­вешенном состоянии. Позже движение, над которым мы работаем, поможет нам с этим справиться.

Теперь медленно наклонитесь вперед, потом назад и прислушайтесь к своим ощу­щениям в большом шейном и поясничном позвонках. Двигаясь вперед, проследите за тем, что происходит с позвоночником от за­тылка до середины плеч. Пока вы ничего особенного с собой не делаете, там все спо­койно. Итак, выполняя эти действия, поло­жите, пожалуйста, левую руку на пол, как будто собираетесь от него оттолкнуться. Го­лова остается лежать на правой ладони. Снова приступите к качанию вперед и назад. Обра­тите внимание, встало ли левое колено на пол. Смените руку и уже левую положите под голову, а в пол упритесь правой. По­смотрите, что происходит. Продвиньтесь впе-

Мойшв Фельденкрайз

ред, втянув живот, и там его выпятите. Куда при этом уходит подбородок? Теперь обе ру­ки поставьте так, как будто собираетесь под­няться. Продолжайте качаться вперед и назад и выпятите живот. Голову с пола не подни­майте. Ступни и локти поставьте симмет­рично и разведите шире, пальцы ног распо­ложите, будто собираетесь бежать, а руками упритесь в пол, как бы отталкиваясь от него. Локти при этом должны находиться в возду­хе, а руки — в том месте, где они, если бы вам захотелось, могли бы поднять плечи.

Остановитесь. Лягте на спину и передо­хните. Снова станьте на четвереньки. Левую руку положите на пол тыльной стороной и опустите в ладонь правую щеку. Протяните правую руку вправо ладонью вверх. Есть только один способ это сделать. Теперь очень медленно, плавно перенесите таз вправо и затем влево, как вы это делали раньше. Дви­гайтесь очень медленно, иначе некоторые шеи могут пострадать. Переводите таз из сто­роны в сторону, чтобы почувствовать, что на одно колено вы опираетесь больше, чем на другое. Постепенно переходите от одного колена к другому. Выполняйте совсем неза­метное движение, которое делать легко и комфортно.

Прервитесь на минуту. Плавно втяните и выпятите живот. Вы обнаружите, что для этого вам приходится немного вьщвигать таз

Искусство движения. Уроки мастера

вперед. Выясните, какие части позвоночни­ка до сих пор не сгибались. Вы обнаружите, что это не поясничный и не шейный отделы. Шейный позвонок некоторое действие со­вершает. Но между ними вы найдете целое скопление позвонков, которые у большин­ства людей никогда или почти никогда не двигались. Давление, которое действует на щеку, во время движения переходит ближе к подбородку и затем ко лбу. Втяните и выпя­тите живот. Теперь растянитесь на животе и отдохните.

Вернитесь в то же положение, но левую руку поставьте так, как будто собираетесь оттолкнуться от пола, а правую ладонь поло­жите под правую щеку. Куда же вам деть правый локоть? Сначала поместите его ря­дом с собой, между ног, и продолжите дви­жение, втягивая и выпячивая живот. Помо­гайте себе левой рукой. Мыски вытяните. Поворачиваясь на ладони, правый локоть отодвиньте вправо, но не в один заход. [Мой-ше прерывается, чтобы сделать замечание одному из участников группы.] Не пони­маю — это же такая неуклюжая поза. Он фактически сам себя поднимает и двигается с огромным шумом. Значит, он сделал бес­полезное движение, которое нам в нашей работе совершенно не нужно. Снова верни­тесь к положению, когда ваш локоть нахо­дится между ног, и понемногу передвигай-

Мойше Фельденкрайз

тесь на Ую градуса. Сконцентрируйтесь и дышите неглубоко. Вес в ногах вы исполь­зуете таким образом, что можете переме­щать локоть чуть правее и чуть левее. Дейст­вуйте медленно, пока не почувствуете себя в силах выполнить это движение. Вы не обя­заны немедленно добиться успехов, вы не в школе — вы учитесь. Когда это произойдет, вы сами для себя определите, какая скорость и какое количество энергии вам необходи­мы, чтобы это сделать.

Теперь под правую щеку положите обе руки. Локти должны быть размещены с умом, а не там, где вам вздумается. Есть места, ко­торые вам подойдут лучше всего. Посмотри­те, правый локоть находится от коленей дальше, чем левый? Касаетесь ли вы подбо­родком левого плеча или нет? Разведите локти так широко, как только можете. Те­перь поднимите левое колено и занесите его в правую сторону, за правое колено. Дейст­вуйте медленно, не сломайте себе шею. Не нужно помогать себе пальцами ног и не ме­няйте положения коленей после того, как выполните движение.

Любое движение, которое выполняется так, что вам приходится предварительно пере­страиваться, означает, что ваш организм плохо подготовлен. Итак, медленно перене­сите свой вес на правое колено, чтобы левое можно было мягко и плавно завести назад и

Искусство движения. Уроки мастера

так же легко, мягко и плавно вернуть обрат­но. Останьтесь в этом положении и поводи­те тазом вправо и влево. Обратите внимание на то, как меняется давление на щеку. Мед­ленно переведите таз в правую сторону, за­тем в левую и затем вперед и назад.

Теперь очень медленно встаньте на коле­ни, равномерно распределив между ними свой вес. Левой рукой упритесь в пол, а пра­вую передвигайте на полу так, чтобы при­двинуть голову к левой руке и вернуть обрат­но. Выполняя это движение, голову не под­нимайте, а просто ослабьте давление на руку, чтобы она могла скользить по полу. Теперь медленным кругообразным движением про­несите голову под воротами, образованными левым локтем. Таким же движением пере­местите вперед правую руку с головой и ло­коть. Затем проведите под воротами нос и пальцы рук. Это достаточно сложно, поэто­му перемещайтесь только небольшими дви­жениями. Если кто-то захочет сразу совер­шить большой рывок, то может запросто се­бя покалечить.

Теперь придвиньте правый локоть ближе к себе и затем отодвиньте его как можно дальше, перемещая при этом и голову с пра­вой щекой на руке. Правую руку ладонью вверх медленно вытяните направо. Сдвинь­тесь как можно правее и теперь пронесите голову под воротами. Чтобы сделать это, ва-

Мойше Фельденкрайз

ши ноги и бедра должны быть довольно лов­кими. Поэтому не пытайтесь уложиться в одно движение. Вам необходимо равномер­но распределить усилие вдоль всего тулови­ща. Вы задерживаете дыхание — это просто безумие! Предполагалось, что этот урок на­учит вас легко и без напряжения выполнять такие сложные вещи, на которые вы даже не рассчитывали. И задача наша состоит вовсе не в том, чтобы удачно выполнить дейст­вие, — этому мы можем научиться, взяв и любое другое движение.

Теперь медленно переместите голову и встаньте на пальцы левой ноги. Двигаясь вперед, посмотрите, каким образом вы мо­жете немного оторвать от пола левое колено, чтобы ступни при этом оставались на полу. Сейчас позвоночник так сильно напряжен, что если вы сделаете движение слишком бы­стро, то нанесете себе только вред. Голова проходит под воротами, и левое колено плав­но отделяется от пола. В это время правая рука ладонью вверх должна быть вытянута в правую сторону. Некоторые настолько увле­чены процессом, что, пока кто-нибудь не стукнет их по голове, они не услышат, что я все это повторяю уже десятый раз. Продол­жайте и еще немного поднимите левое коле­но. Пусть левая рука поддерживает тулови­ще. Для этого левый локоть должен нахо­диться в воздухе и рука упираться где-нибудь





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...