Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Винтовое движение к полу 11 страница



Когда после своих путешествий Дарвин

Искусство движения Уроки мастера

вернулся в Англию, он провел дальнейшее исследование, которое, как он впоследствии писал, поразило его своей значимостью. В зоо­парке он наблюдал за тем, как дети кормили арахисом горилл, шимпанзе и орангутанов. Все шло хорошо. Но когда дети начали сме­яться, орангутаны отбежали в сторону, оска­лились и стали вести себя агрессивно. Рыча, они колотили руками по клеткам. Ученого осенило, что агрессивное выражение, при котором оскаливаются зубы, если умень­шить его силу, становится улыбкой. [Мойше демонстрирует это (рычит).]...и вот это уже улыбка. Смех — это осознание того, что опасность грозит кому-то еще, но не тебе.

Я не знаю, читали ли вы книгу Дарвина о выражении эмоций, но он показал в ней, что животные, которые не слишком долго нахо­дятся вне своей среды обитания, в течение какого-то времени не утрачивают своего ро­дового инстинкта рефлективных реакций. Поэтому когда животное видит обнаженные зубы, то реагирует на это как угодно, но только не по-доброму. И поэтому с горилла­ми и шимпанзе, когда их кормили арахисом, было все нормально. Но как только дети за­смеялись над тем, как обезьяны едят орехи (чавкающие звуки), то обнажили свои зубы в улыбке. Животные приняли это за агрес­сию. У большинства людей, когда они сме-

Мойше Фельденкрайз

ются, лицо на самом деле имеет злое, агрес­сивное и жестокое выражение.

Теперь обнажите, пожалуйста, верхние и нижние зубы. Взгляните на ее лицо. Вы ви­дите? Оно агрессивно. Теперь смягчитесь и расслабьтесь, чтобы получилась улыбка. Про­должайте держать зубы обнаженными и одно­временно становитесь нежнее. Раскрывайте челюсти до тех пор, пока у вас не выйдет мягкое, контролируемое движение, соответ­ствующее вашему истинному характеру и не несущее в себе той жестокости, которой вы в действительности никогда не имели. Теперь представьте, что по-настоящему на кого-то разозлились. На кого-то, к кому вам удобно применить такие эмоции. Вообразите, что вы при этом будете говорить и как выразите свою ярость с помощью рта. Как вы будете произносить слова? [Мойше начинает гово­рить мягко.] «Смотри, разве ты не видишь, что будет лучше, если ты не... (срывается на крик). Разве я тебе этого не говорил? Я что, первый раз тебе об этом говорю? Как я умуд­рился так долго с тобой прожить?» (Смех.) Вы увидите, что обнажите зубы.

Теперь медленно выполните движение, чтобы оно не выходило из-под вашего кон­троля. Открывайте рот так широко, как хо­тите, и делайте это плавно. Представьте себе улыбку вместо того, чтобы пытаться ее изо­бразить. Сделайте усилие, осознайте, что вы

Искусство движения. Уроки мастеРа

делаете, и остановитесь. Таким способом вы жестокость будете заменять агрессией А аг~ рессия — неотъемлема от жизни. Если ^ы не будем рубить деревья, то у нас не будег тУа" летной бумаги, — мы не можем жить без аг­рессии по отношению к внешнему мирУ- Ес­ли бы женщин не лишали невинности нас бы здесь не было. Если хотите, это жесто­кость. Это можно делать жестоко, моЖ^° аг~ рессивно, а можно это сделать ласк°во и нежно. Разрушение, разрезание, сое#ине~ ние, дефлорация, проникновение — все это имеет огромное значение. Поэтому в своих движениях мы должны уметь различат^ жес­токость и агрессию.

Теперь попытайтесь, пожалуйста, произ­нести любое слово, скажем, для просТОТЬ1' считайте. Вы услышите свой собственный голос. (Бормотание голосов.) Кстати, при­слушайтесь к звукам, наполняющим к°мна" ту, — они звучат, как молитвы людей f 4eP~ кви. Так ведь? (Смех.) Это значит, чТ° мы создали такое настроение, при котором вы можете отличить агрессию от жестоКости-А сейчас, если я помолюсь вот так []Vl0HIIie кричит жалобным голосом]: «Господь, я люблю тебя. Дай мне хлеба насущного' Дай мне хлеба насущного! Когда же ты дашь мне хлеба насущного?» (Смех.) Разве это молит-ва? А если я скажу (тихо бубнит): «Дай нам хлеба насущного нашего...» — и такД^1166

Мойше Фельденкрайз

мягким голосом, без резких, неприятных звуков? Теперь посмотрите на свои лица... взгляните на ее лицо, видите, какое откры­тое? Насколько честное? И теперь вы гораз­до проще можете добиться от нее дружелюб­ного, пронизанного симпатией к вам ответа, чем когда бы то ни было раньше в ее жизни.

(Смех.)

Убедитесь, пожалуйста, в том, что ваш голос на полтона или на тон ниже обычного. Говорите сами с собой и слушайте. (Бормо­тание.) Звучит как молитва. (Бормотание.) Теперь наденьте на себя свою обычную мас­ку и ведите себя так, как вы обычно делаете это с другими людьми. (Смех и болтовня.) Как вы разговариваете с преподавателем, ко­торый вас экзаменует, или с полицейским, который вручает вам квитанцию на выплату штрафа за нарушение правил? (Смех.)

Теперь прервитесь и подумайте или не думайте. Можете спать и ничего не делать, если хотите. Просто посмотрите, можете ли вы сосредоточить внимание на том, как мы считаем? Что мы на самом деле делаем, что­бы считать? Вы можете вспомнить третий палец своей ноги? И сколько, вы думаете, у вас ног? Теперь откройте, пожалуйста, рот, поставьте нижние зубы на верхние и подви­гайте подбородком влево и вправо. Посмот­рите, можете ли вы избавиться от какого-нибудь ненужного напряжения в челюсти,

Искусство движения. Уроки мастера

чтобы двигать ею в разные стороны? Верни­те ее на место и очень плавным, легким и грациозным движением выставите наружу. Теперь резко откройте рот шире и посмот­рите, отводите ли вы назад голову.

Попробуйте еще раз. Выставите вперед нижние зубы, откройте рот и проверьте, как вы делаете это движение сейчас. Рот рас­кройте как можно шире. Вы чувствуете, что двигаете головой почти без сопротивления. Теперь то же движение сделайте, когда ниж­ние зубы состыкованы с верхними. У вас это получится уже без насилия над собой. Най­дите различия.

Теперь расслабьтесь и подумайте, что мы делали такое, с чем вы не согласны или что для вас было неприятным. Что вам показа­лось неестественным или не очень интерес­ным? А что для вас было наиболее увлека­тельным? С какой мыслью вы согласились бы, сказав: «О, это и в самом деле так. Я рань­ше никогда об этом не задумывался»? Была ли эта мысль о разграничении агрессии и жестокости? Или о движении челюсти, вы­ражающем не только агрессию, но еще и на­силие? Или о том, как форма рта связана с гласными древних языков? Или, может, это касается того, как из двух скрещенных паль­цев вы осязаете оба? Помните все эти слож­ности? Если вы еще какое-то время будете держать их скрещенными, то когда расцепи-

Мойте Фельденкрайз

те, то снова вместо одного пальца почувст­вуете два.

О каждой из этих ситуаций вы можете кому-то сказать примерно так: «Представля­ешь, за весь день мы услышали и проверили на себе огромное количество разных смеш­ных, дурацких и интересных штук». Но все-таки о чем таком самом интересном вам бы хотелось рассказать? Что первым вам прихо­дит в голову? Не забудьте потом проверить, сможете ли вы на бумаге определить количе­ство точек, которое вы задумаете сделатт.

Можете ли вы воскресить в памяти то, чего я сейчас не упомянул? Например, Дар­вина, арахис и орангутанов, острова, ника­кой связи с культурой, улыбка, смех, пока­зывание обнаженных зубов и то, как это свя­зано с агрессией. Переберите в уме все то, что впоследствии вы с интересом вспомните или о чем захотите рассказать кому-нибудь еще. Возможно, вы захотите прочитать главу «Выражение эмоций» в книге «Человек и жи­вотные». Или захотите изучить некоторые мои мысли, изложенные в работе «Тело и зрелое поведение», которые соответствуют то­му, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. Как вы себя чувствуете, когда вот так ле­жите? Вы должны понять, что в такой жаре урок для меня был таким же трудным, как и для многих из вас. Я оградил вас от чрезмер-

Искусство движения. Уроки мастера

ной подвижности. Видите, как по-отечески я к вам отношусь. (Смех.)

Хорошо. Теперь встаньте и обратите вни­мание на свои ощущения, когда вы стоите.

Посмотрите на лица друг друга и опреде­лите, что они выражают. Какие из них выра­жают раздражение, агрессию, жестокость? (Смех, разговоры.)

Урок одиннадцатый ПОКАЧИВАНИЕ ТАЗОМ

Лягте на спину. Согните колени и удобно расположитесь на полу. Правую руку поло­жите на живот между грудью и пупком так, чтобы вы его чувствовали под рукой. Другую руку положите на грудину, ближе к верхней части грудной клетки.

Теперь втяните живот и увеличьте объем грудной клетки. Агрессивно, но не жестоко. Теперь наоборот, выпятите живот, чтобы грудь стала плоской. Продолжайте делать эти движения до тех пор, пока они даются вам легко и без усилий и чтобы в них не бы­ло ни жесткости, ни резкости. Следите за своим дыханием. В какой момент вы делаете вдох? Если вы не представляете себе, как и когда вы вдыхаете во время своего движе­ния, то когда же происходит поступление воздуха? Когда надувается живот или когда вздымается грудь? Осознанно мы можем де­лать и то, и другое. Поэтому пока только на­блюдайте за собой. Не слишком ли вы силь­но, слишком резко или слишком правильно вдыхаете? Обязательно проверьте.

Теперь постепенно увеличьте скорость до такой степени, чтобы движения стали со-

Искусство движения. Уроки мастера

всем мелкими. Работайте как можно бы­стрее. Вы дышите? Еще больше ускорьте темп, но не спешите. [Мойше обращает вни­мание на одну из участниц группы.] Не нуж­но помогать себе руками. Правая рука под­держивает живот. Как правило, когда я гово­рю, что не нужно помогать себе правой рукой, все прекращают это делать, за исклю­чением женщины, к которой я обращаюсь. Знаете, почему она так поступает? Потому что не чувствует, что делает. Поэтому как она может перестать? Если ты не знаешь, что делаешь, как ты можешь изменить свои действия? Как сделаешь то, что хочешь?

Теперь можно перейти к обычному тем­пу движения, и дыхание вернется в норму. Не имеет значения, как быстро вы двигае­тесь. Итак, чем мы пользуемся, чтобы ды­шать? Диафрагмой? Грудной клеткой? Мож­но дышать и работать животом и грудной клеткой в любом ритме, при условии, что мы способны разделить эти движения. Я спра­шиваю еще раз: чем же обусловлено наше дыхание, если вы независимо от него може­те поочередно менять объем живота и груд­ной клетки? Дыхание должно быть устроено как-то иначе, в противном случае его ритм сменялся бы на тот, что вы задали движени­ем диафрагмы и грудной клетки.

Теперь сделайте вдох, задержите дыхание и продолжайте чередовать движения живота

Мойше Фельденкрайз

и груди. Итак, дыхание не имеет ничего об­щего с действиями груди и живота. То есть все эти россказни, которые вам приходится выслушивать, когда вы учитесь петь, — сплош­ные выдумки.

Медленно неслышно выдохните через рот и вновь продолжите поочередно рабо­тать грудной клеткой и животом. Для разно­образия поменяйте местами руки. Теперь выясните, можете ли вы дышать независимо от движений живота и груди.

Видите ли, вы можете усложнить себе жизнь уже давно известными вам фактами. Начиная копаться в своих знаниях, вы по­нимаете, что не знаете ничего. А раз так, то вряд ли вы сможете сделать то, что хотите. Поэтому многим необходимы дыхательные упражнения, и они хотят этих дыхательных упражнений. Теперь прервитесь, спокойно полежите и последите за тем, как дыхание возвращается в норму.

Снова согните колени и поставьте ступ­ни на пол там, где вам удобно. Направьте мыски внутрь. [Обращается к одному члену группы.] Вы не можете этого сделать, по­скольку они и так у вас повернуты внутрь. Поэтому я и попросил вас об этом. Итак, на­правьте мыски внутрь, чтобы походить на косолапого человека. Так, как это в свое время делал Чарли Чаплин, хотя многие из вас об этом уже забыли. Теперь между двумя

Искусство движения. Уроки мастера

крайними положениями найдите то, в кото­ром вам удобно. Если вы в стремлении от­воевать славу, удачу и любовь Чарли свернете мыски слишком сильно, то это будет, конеч­но, здорово, однако если вы так пройдетесь по улице, то выглядеть будете очень жалко.

Теперь верните мыски в нормальное по­ложение. Оторвите пятки от пола и поставь­те на место. Затем поднимите переднюю часть стопы. Начните делать эти движения и не забывайте переставлять мыски в позу Чап­лина, поворачивая их внутрь. Теперь оста­новитесь. Вот как более или менее правиль­но должны располагаться ступни. Но я не совсем точен. Я не показал вам, насколько их повернуть. И, говоря «должны», я имел в виду ваше теперешнее понимание своих дей­ствий. Если вы хоть чуточку почувствовали себя лучше, значит, вы изменитесь.

Колени пусть остаются на месте, а ступ­нями упритесь в пол, будто хотите от него оттолкнуться. Вы почувствуете, что таз про­толкнет позвоночник к грудной клетке. Вы должны надавливать ступнями так, как если бы хотели отодвинуть пол подальше от себя. Сделайте небольшое мягкое движение: на­давите и отпустите. Обратите внимание, что вы при этом чувствуете в области таза. Про­должайте непрерывно покачиваться, но не отрывайте таз от пола.

Отодвиньте ступни на фут от ягодиц. По-

Мойте Фельденкрайз

качайтесь. Вам удобно? Некоторые считают это лучшей позой для таких движений. Од­нако это слишком далеко. Теперь приставь­те к себе ступни как можно ближе и пока­чайте тазом. Между этими двумя дурацкими крайностями найдите для себя подходящее положение. Покачайтесь снова, и вы увиди­те, насколько это удобнее.

Чтобы переместить таз, бедра проталки­ваются в суставную впадину, и он начинает забавно колыхаться. Так же мы надавливаем на него ногами и во время ходьбы. Итак, какое положение должен принять таз? Мно­гие считают правильным положение, при котором он наклонен либо вперед, либо на­зад. Но какую его часть они имеют в виду — верхнюю или нижнюю? Почти во всех кни­гах предписывается наклонить таз вперед, но если вы направите вперед его верхнюю часть, то нижняя уйдет назад. Так какое же вы хотите сделать движение? «Выпрямите таз» означает выпрямить что? Низ или верх таза? Это огромная разница. Когда я говорю «выдвиньте таз вперед», что подразумевает­ся под словом «таз»? Верхняя его часть? Или нижняя? Или средняя? Середина вообще не перемещается ни вперед, ни назад, так что....все как сажа бела.

Обратите, пожалуйста, внимание: выпол­няя движение, вы отталкиваетесь ногами от пола, и, чтобы повторить еще раз, вам при-

Искусство движения. Уроки мастера

ходится их расслаблять. Итак, расслабив но­ги, вы можете их напрячь снова и при этом совершить самое большое движение, какое только возможно сделать тазом. Теперь сно­ва попытайтесь упереться ногами в пол, потом напрягите их и посмотрите, что в это время происходит со ступнями и тазом. Не применяйте силу. Скажите, в каком направ­лении колени перемещаются вместе, а в ка­ком врозь? Чем больше усилие, которое вы прилагаете к движению позвоночника, когда идете вверх, тем результативнее ваши дейст­вия. Поэтому нервная система сделает все возможное, чтобы свести колени вместе. То есть нисходящее давление на ноги перенесет тазобедренный сустав в максимально эф­фективное положение. И когда плоскость ноги окажется параллельной позвоночнику, у вас получится наиболее эффективный тол­чок.

Продолжайте покачиваться, но сделайте свое движение не дискретным, а плавным, колебательным. Оно должно быть непре­рывным и повторяющимся в одном и том же ритме. Позволяйте телу самостоятельно воз­вращаться в исходное положение, и тогда толчок станет желеобразным. Вы знаете, что такое р 'chahl Как это будет по-английски? Если взять жилистые части ног свинины или говядины и сварить их, то, остудив бульон, вы получите студень. И если вы его стронете

Мойше Фельденкрайз

с места, то он начнет колыхаться примерно так же, как сейчас это делает ваш таз. Про­должайте движение и обратите внимание, что происходит с позвоночником и головой. Когда вы поднимаете таз вверх, верхняя его часть идет обратно, и пока спина поясницей прижата к полу, нижняя часть, копчик, от пола отрывается. Итак, верхняя часть таза перемещается назад. Продолжайте. Чувст­вуете ли вы, что позвоночник проходит че­рез грудную клетку, как шампур через мясо? Из-за того, что вес груди и таза достаточно велик и, кроме того, есть трение, вы можете растянуться лишь настолько, насколько вам позволят кожа, ткани и мышцы спины. А грудь и таз будут колыхаться, чтобы под­строиться под это движение. Попробуйте, и вы в этом убедитесь. Если вы продолжите покачиваться, то почувствуете, что таз, по­ясница и грудная клетка расположатся та­ким образом, что действительно окажутся на полу вместе. Поднимаясь вверх, подбородок отходит от груди, а, опускаясь, приближает­ся к ней. Если этого не происходит, то вы за­держиваете дыхание и невольно, бессозна­тельно где-нибудь зажимаетесь. Чем раньше вы это почувствуете, тем лучше для вас. Сле­дите за своим медленным восходящим дви­жением. Голова и в самом деле начинает по­качиваться, и подбородок хоть чуть-чуть, но отодвигается от грудины. У одних подборо-

Искусство движения. Уроки мастера

док так далеко отходит, что его видно изда­лека, а у других приходится всматриваться, чтобы определить, отодвинули они подборо­док или нет.

Снова выполните несколько дискретных движений вверх, но с усилием. Подними­тесь, замрите, расслабьтесь и снова подни­митесь вверх. Вы увидите, что подбородок необходимо отодвинуть, иначе голова будет ездить по полу. Почему вы позволяете голо­ве ездить по полу? И вот опять в группе на­шелся некто, кто даже не ведает о том, что он или она позволяет голове ездить по полу, и, значит, все мои слова о подбородке про­сто не долетают до своей цели. Я спрашиваю еще раз, почему вы позволяете своей голове ездить по полу? Поднимаетесь вверх, и она начинает скользить. Особа, у которой ездит по полу голова и к которой я обращаюсь, — единственная, кто не понимает, о чем я го­ворю. Пожалуйста, зафиксируйте подборо­док относительно тела, чтобы он не двигал­ся. Теперь покачайтесь, и вы увидите, что затылок поползет по полу. Если под него по­ложить кусок мела, то он оставит после себя небольшую линию. Теперь подвигайте тазом и головой так, чтобы этой маленькой чер­точки не было. Это означает, что голова бу­дет покачиваться в точке ее соприкоснове­ния с полом, как и таз.

Теперь прекратите движение — все, кро-

Мойше Фельденкрайз

ме вас. Вот так, вы остаетесь на месте. Те­перь не могли бы вы, пожалуйста, покачать тазом, как мы это делали, напрягая ноги? Посмотрите, вы видите? Единственное, что не качается, — это голова. Это движение го­ловы я уже объяснял полдюжины раз и рас­толковывал вам, что если она будет сколь­зить по полу, то начертит маленькую линию. Как можно не понять того, о чем мы до сих пор говорили? Теперь, пожалуйста, сядьте. Я могу вытянуть из вас какой-нибудь пра­вильный ответ, но понятнее для вас движе­ние от этого не станет. Именно так мы учимся в школе. Это — академическое обучение. Мы слышим что-то, мы можем это повто­рить, мы можем это записать, но при этом мы не понимаем, что делаем. К счастью, не­которые школьники получают своего рода личный опыт и восклицают: «А! До меня до­шло. Теперь я понял!» И отдельные учителя обладают умением притягивать учеников, сами не зная чем. И, значит, в целом мир не такой идиотский, но в среднем — да.

[Мойше просит одну женщину продол­жить.]

Лягте, пожалуйста, на пол и снова на­чните покачивать тазом. Кстати, ваша голо­ва двигалась очень слабо, где-то на четверть тех движений, что получались у остальных. Теперь все посмотрите на ее движения и поймете кое-что важное. Обратите внима-

Искусство движения Уроки мастера

ние, что делает ее голова и подбородок. Ког­да она опускает таз, угол, образованный ее коленным суставом, уменьшается, и подбо­родок направляется к груди. А когда угол на­столько увеличивается, что поднимается копчик и поясница прикасается к полу, ее подбородок отходит от грудины. Если кто-то считает, что она выполняет какой-то осо­бенный трюк, пусть попробует сам.

[Три члена группы ложатся на пол и пы­таются выполнить движение, но голова у них все-таки ездит по полу.] Ох, вы видели? Если вы не понимаете, что делаете, значит, вы делаете не то, что хотите, а нечто совсем другое. Видите, она скользит — не получает­ся у нее это движение. (Смех.) [Мойше обра­щается к двум другим.] Теперь сделайте вы. Нет, вы специально отодвигаете подборо­док. Это какая-то ерунда. Сделайте то, что вы делали до этого, — опуститесь и подни­митесь. Быстрее. Теперь еще быстрее, чтобы у вас не оставалось времени на страх перед аудиторией. (Смех.) Вот оно. Посмотрите, какие изменения. Теперь все скопируйте ее движения [женщины, которую Мойше пер­вой попросил показать движение] и выпол­ните их так, чтобы не перемещать голову. Вот теперь все трое делают именно то, что хотят. Я называю это знанием, когда одно и то же действие вы можете делать двумя раз­ными способами. Тогда у вас есть выбор.

Мойше Фельденкрайз

Итак, у них есть выбор: они купили ма­шину, которая может ехать и вперед, и на­зад, и, несомненно, это более практичная машина, чем та, что может двигаться только вперед.

Теперь лягте на пол и сделайте выбор вы. Туловище расположите так, чтобы подборо­док продолжал двигаться, как раньше, и за­тылок ездил по полу. Когда вы знаете, что делаете, у вас появляется свобода выбора, и вы начинаете действовать по-человечески. Обучение приводит к увеличению разницы и разница должна быть существенной.

Попробуйте еще раз и сделайте оба дви­жения. Каким другим способом вы будете действовать? Видите, вы чуть-чуть подни­маете голову и чуть ближе придвигаете ее к себе. Не напрягайтесь и продолжайте вы­полнять эти движения. Если вы посмотрите на ту женщину, у которой раньше не двигал­ся подбородок, то увидите, что теперь она сдерживает голову. Этим она и мешает себе двигаться. В жизни школа научила ее сидеть прямо, и она так хорошо это усвоила, что те­перь эта прямота стала для нее непреодоли­мой и находится где-то в ее подсознании. Поэтому у нее и нет никакого доступа к мышцам шеи.

Давайте все еще раз повторим действия этой женщины и наши действия. Вам откро­ется то, что я называю свободным выбором

Искусство движения. Уроки мастера

и познанием другого способа. Это так про­сто, что ни у кого не вызывает сомнений. Определите четкую разницу между этими двумя возможностями. Сначала поскользи-те, а затем покачайте головой. Это движение гораздо лучше — голова шевелится лишь не­много. Сейчас вы поймете. Не двигайте та­зом и покачайте головой, не скользя ею. За­тылок при этом расположите так, чтобы можно было перемещать голову. Но можете ли вы это сделать, не шевеля тазом? Если вы не будете им двигать, то голова начнет ез­дить по полу. Значит, существует связь меж­ду головой, скользящей по полу, и непо­движным тазом. По сути, эта неосознавае­мая вами проблема распространяется на всю вашу деятельность. Изучив многие из дви­жений этой женщины, вы найдете полсотни разных действий, которые она выполняет неправильно, и это означает, что правиль­ных действий она сделает сейчас гораздо меньше. Все это исправить она сможет за пят­надцать минут, если осознает, что именно она делает и чего она не делает. Итак, сейчас мы занимаемся тем, что спасаем ее душу. Мы — миссионеры.

Хорошо. Теперь пошевелите, пожалуйс­та, головой, только так, чтобы это не было скольжением, и удостоверьтесь в том, что совершенно невозможно качать ею, не по­качивая при этом тазом. Иначе вам придется

Мойше Фельденкрайз

настолько зафиксировать тело, что энергия, производимая им, будет потребляться теми застывшими суставами, которые удержива­ют мышцы. Это не приводит ни к какому ре­зультату, и поэтому вы ничего не ощущаете. Покачайте головой и увидите, что таз делает абсолютно то же самое. А как иначе? Если голова и таз держатся на одной и той же палке, можете ли вы двигать ими врозь?

Итак, мы сделали все, чтобы заставить позвоночник лежать почти как палка. С этой стороны он совершенно лишен гибкости. Верх таза покоится на полу, поэтому, если вы им покачаете, то должна покачаться и го­лова. Попробуйте, и вы не сможете подви­гать головой, не пошевелив при этом тазом, если, конечно, голова не будет ездить по полу.

Вытяните, пожалуйста, правую ногу и снова сделайте то же движение. Поймите, в чем разница. Теперь таз не может покачи­ваться, как раньше. Вы должны явственно почувствовать, что верхняя часть таза пере­мещается вверх и вниз. Упирайтесь в пол одной только левой ногой, а правой делайте что хотите.

Если мы захотим убедиться в том, что каждый из вас получил одно и то же количе­ство знаний на этом уроке, то урок должен быть втрое или вчетверо длиннее. Объем знаний индивидуален для каждого. Во всей группе я нашел двоих-троих, кто овладел

Искусство движения Уроки мастера

I

максимумом, и нескольких человек, кото­рые усвоили минимум. В промежутке между ними много людей, которых с детства учили тому, что использовать собственные воз­можности должно быть трудно и неудобно. Они обнаружат около 100 различных огра­ничений, которыми, сами того не зная, себя облагают. У них не получается выполнить свободного движения, и поэтому они позна­ют меньше, чем другие Если мы хотели, чтобы с нами учились медлительные товари­щи, тогда мы должны запастись терпением, пока эти неторопливые и ограничивающие себя субъекты не исправятся. Мы не гово­рим о тех ограничениях, которые не отно­сятся к нашей ситуации. Ограничение — это навязчивая привычка пренебрежения собст­венным комфортом. Это пожизненная про­блема. Учатся не потому, что это приятно, удобно и способствует хорошему самочувст­вию, а потому, что это необходимо. А когда вам что-то нужно, вы это делаете, и не имеет значения как.

Хорошо. Опираясь о пол левой ногой, положите правую ногу на левую. Это мой способ вхождения в контакт с людьми, кото­рые, как мне кажется, не понимают того, что мы делаем. Теперь отведите левую ногу еще на 10 дюймов влево. Сделайте это только те, кому необходимо, потому что некоторые из вас поставили левую ступню перед левой

Мойше Фельденкрайз

ягодицей. Попробуйте перенести ее напра­во, и вы увидите, что это покачивание будет не намного отличаться от предыдущего, — вы будете двигаться вверх и вниз. Вы это по­чувствуете, когда ваши движения станут бо­лее выраженными. Итак, левую ступню от­ведите левее, правую ногу положите поперек левой и продолжите колебательные движе­ния тазом. Правильно. Теперь выясните, какая часть таза, когда вы перемещаетесь впе­ред, остается на полу? Можете ли вы с точ­ностью определить, каким боком таз лежит на полу, а каким прилегает к нему не столь близко? Какое двигается плечо, когда вы от­талкиваетесь от пола левой ногой? Какая ло­патка работает больше? Если вы хотите это узнать, то оторвите от пола левое плечо вмес­те с левой стороной грудной клетки и про­должите выполнять движение. Левую руку положите поверх тела, чтобы левая лопатка поднялась с пола. Теперь разверните груд­ную клетку так, чтобы правая лопатка не ка­салась пола, и продолжайте покачиваться. Какое плечо двигается теперь? Какое плеио вам мешает? А какое плечо вы можете под­нять легко и не создавая помех движению? Вы чувствуете, что перемещается именно правое плечо? И ощущаете ли вы, как на­пряжение тазобедренного сустава через по­звоночник передается к правой лопатке? Если вы по-настоящему хотите почувст-

Искусство движения. Уроки мастера

вовать разницу, то подведите подбородок как можно ближе к левой ключице. Продол­жайте качаться, и вы увидите, что становит­ся еще лучше. Теперь перенесите подборо­док к правой ключице. И вы ощутите эти движения головы и то, что правое плечо дви­жется больше, чем левое. На самом деле го­лова делает столько же, сколько и плечо. Это — отчетливое передвижение по полу где-то на 5 сантиметров.

Остановитесь. Вытяните на полу ноги и руки. Почувствуйте, через какую часть ва­шего тела энергия была перенесена от тазо­бедренного сустава к правой лопатке. По­ставьте левую ступню на пол, правую ногу положите поперек левой и снова приступите к движению. Обратите внимание, что позво­ночник совершает вращение от левого тазо­бедренного сустава к правой лопатке и пра­вая половина грудной клетки (ребра) стре­мится лечь на пол теми точками, которые обычно его не касаются. Те, у кого есть горб, почувствуют это очень явственно. Левый же бок наоборот — от пола отрываются ложные ребра, расположенные у самого позвоноч­ника. Грудная клетка справа и слева пытает­ся смягчить это кручение.

Теперь медленно повернитесь на правый бок, вытянув над головой правую руку. Ноги пусть остаются скрещенными. Опираясь на них, покачайте тазом и повернитесь вправо,

11-7915

Мойше Фельденкрайз

только если это будет возможным. Совершай­те маленькие движения, пока не почувствуе­те, что действительно можете выпрямить правую руку. У многих она не выпрямляется в локте и в плече. Медленно покачайтесь, и тогда грудная клетка изменит свою форму, позволив лопатке двигаться, и с каждым перемещением таза правая рука будет сколь­зить по полу. И если вы поможете себе пово­рачивать и перекатывать грудную клетку так, что диагональное движение будет про­ходить точно через весь позвоночник, то правая рука будет лежать на полу все удоб­нее и удобнее и все больше и больше вы­прямляться.

Продолжайте перекатываться в правую сторону настолько, насколько вы собирае­тесь совершенствоваться и насколько позво­ляет вам правая сторона грудной клетки. А теперь обратите внимание: правым тазо­бедренным суставом вы неожиданно прижа­лись к полу так же, как и левым, а ноги при этом остались на своих местах. Колени не наклоняются ни вправо, ни влево, но и не неподвижны, поскольку перемещается таз. Не имеет значения, если вы неправильно де­лаете перекат. Достаточно и того, что вы просто поняли, что выполнить это движение возможно и что оно объединяет таз, голову и грудь. В дальнейшем у вас все получится.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...