Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Винтовое движение к полу 5 страница



Мойше Фельденкрайз

сто думать, поскольку вы можете запутаться. Задача состоит в том, чтобы вы следили за тем, что вы делаете. А сейчас сделайте не­сколько шагов задом наперед и посмотрите, какая нога ступает лучше. Теперь пройди­тесь вперед.

Остановитесь и сделайте следующее: ото­двиньте правую ногу вправо, поднимите ее и сделайте еще больший шаг вправо. Далее перенесите левую ногу к правой и затем рас­ставьте ноги в стороны, используя левую но­гу. Расставьте ноги еще больше и проделайте те же действия правой ногой. Продолжайте выполнять движения и затем обеими ногами сделайте максимально большие шаги. Есть ли разница между одной ногой и другой? Те­перь поставьте ноги рядом, затем левой но­гой сделайте большой шаг в сторону, тут же большим шагом вернитесь вправо и составь­те ноги вместе. Затем сделайте максимально большой шаг влево и вновь соедините ноги. Проследите, какая нога является ведущей, какая меньше напряжена, проворнее выпол­няет то, что вы хотите, и, значит, движется от бедра.

Лягте, пожалуйста, на пол, на левый бок и, не совершая никаких движений, представь­те, как вы будете исследовать пол левой ру­кой, описывая ею вокруг себя большую ок­ружность, как вы это делали раньше. Поду­майте, куда вы повернете руку и как она

Искусство движения Уроки мастера

пройдет под головой и под туловищем. По­старайтесь, чтобы ваше воображение было приближено к вашим реальным ощущени­ям, и затем измените направление мысли. Проверьте и определите для себя, достигли ли вы еще больших улучшений. Теперь со­вершите, пожалуйста, три полных круговых движения коленом. Выполняя вращение, определите, что происходит с позвоночни­ком между лопатками и верхней и нижней частью грудной клетки. Обычно вы так не двигаетесь. Теперь совершите три круговых движения в другую сторону. Затем выполни­те один оборот правой ногой и один левой таким образом, чтобы, не прерываясь, пере­ключиться с одной ноги на другую.

Продолжайте выполнять по два полных оборота правой ногой и по два левой. С ка­кой стороны вам легче выполнять движе­ния? Теперь смените направление движения и начните отводить колено от себя. В позво­ночнике тут же происходят изменения. Если вы станете двигаться быстрее, то круга у вас не получится. Сделайте два оборота, но те­перь ступня пусть идет вверх, а колени вы­прямятся. Двигайте ступней, чтобы получил­ся замкнутый круг. Выполните полный обо­рот левой ступней и один еще больший оборот в том же направлении. Затем смените ногу. Медленно выполняя круговые движения пра-

Мойшв Фельденкрайз

вой ногой, поднимите левую ногу и начните работать обеими ногами поочередно.

Если сейчас вы с этим справитесь, то впоследствии это уже не будет вызывать трудности. Такую задачу можно решить лишь с помощью вашего интеллекта. Однако если движение для вас проблематично, то тело примет нужную позу после того, как вы спланируете свои действия по-иному. Поз­же вам уже не понадобится новое упражне­ние, просто вы должны будете подготовить свое нынешнее тело и его прошлое к этому моменту и постараться справиться с движе­нием лучше, чем раньше на уроке. Иначе го­воря, вы должны будете организовать свои мысли и тело таким образом, чтобы суметь выполнить движение и точно знать, что де­лаете. Вот тогда можно будет считать, что вы готовы к разрешению проблемы. Жизнь во­все не состоит из задач, которые вы решаете при помощи упражнения. Здесь мы занима­емся тем, что приводим в порядок собствен­ные мысли. Теперь мы уже можем делать это настолько хорошо, что если бы вам случай­но пришлось столкнуться с какой-либо про­блемой, то вы бы смогли ее уладить. Напри­мер, вы уже можете вытянуть руку в любую сторону быстрее и дальше, чем раньше. Кроме того, ваши бедра и плечи помогут вам лучше двигаться, чтобы вам не пришлось го­товить очередное упражнение для решения новой задачи.

Искусство движения. Уроки мастера

Обсуждение: глаза влияют на мышцы шеи

[Мойше поступает вопрос от одной из Iучастниц группы, который он обрывает.] Так какой у вас вопрос? «У большинства лю-1дей я вижу...» Не могли бы вы, пожалуйста, прерваться? У меня уже есть строгое замеча­ние по поводу того, как вы задаете вопрос, однако это не означает, что я пытаюсь вас наказать и не выслушаю его. Я спрашиваю, какой у вас вопрос? Вместо того чтобы спра­шивать: «Люди с глазами?..», подумайте, не торопитесь, пусть он прозвучит четко, и по­старайтесь произнести: «Мои глаза так не видят... это мой вопрос». И я все объясню. Если кто-то обращается ко мне за помощью, я задаю простой вопрос: что вас беспокоит на данный момент? Некоторые мне начина­ют отвечать так: «Ну, я точно не помню, был это четверг или пятница. Думаю, это случи­лось днем в четверг в 1977 году, когда я по­ехал с женой в Швейцарию кататься на лы­жах, да, точно, это была поздняя зима». — «Итак, что же вас все-таки тревожит сей­час?» А он говорит: «Подождите минут­ку...» — и хочет рассказать всю свою биогра­фию. Я уже знаю, что с этим человеком мне придется поработать довольно долго, пока я доберусь до того, что его в действительности беспокоит. Поэтому, когда такое происхо-

Мойше Фельденкрайз

дит, я говорю: «Спасибо, все понятно, а те­перь встаньте, пожалуйста, и позвольте мне вас прощупать». Я прощупываю его, выяс­няю, в чем проблема, и провожу урок. Впос­ледствии, когда я уже завершаю работу с той частью тела, которая тревожит его больше всего, он говорит: «Да, это было давно», на что я отвечаю: «Я знаю, спасибо, мы закон­чили».

Итак, какой у вас вопрос? Такое свойст­венно многим людям: их мысли выветрива­ются, и они не могут ничего спросить. Поэ­тому подумайте еще. Я вовсе не хочу вас за­деть и задал этот вопрос, чтобы направить вас на верный путь и объяснить различие между функциональной интеграцией и дру­гими системами.

[Женщина задает вопрос еще раз.] Ваши глаза не могут видеть лучше в зави­симости от положения головы, и обусловле­но это тем, что голова и глаза имеют высо­кую организацию. Острота зрения не зависит и от движения головы. Если вы посмотрите направо, максимально, насколько это воз­можно, вы обнаружите, что в таком положе­нии очень трудно читать маленький шрифт. Однако в обычном диапазоне движений глаз и головы не существует связи между остро­той зрения и движением и положением го­ловы. Вероятно, вы хотели узнать не это. Это вы и сами прекрасно понимаете. Голова

Искусство движения. Уроки мастера

и глаза у человека настолько связаны, что я с закрытыми глазами, пальцами взяв вас сзади за шею, могу сказать, носите вы очки или нет, и если да, то насколько хорошо видит ваш правый глаз и насколько хорошо видит левый. Это — один из вопросов, лежащих в основе данной работы. Последние несколь­ко дней мы уже имели с этим дело, когда ду­мали о голове и о тазе. Вы пользуетесь голо­вой, чтобы найти и исследовать варианты того, что вы хотите сделать вовне, при этом таз держит вашу голову и дает силу для вы­полнения этих действий. Мы уже говорили об этом. Однако, чтобы на самом деле пра­вильно ответить на поставленный вопрос, мне потребуется как минимум час. Возмож­но, вы станете лучше понимать, что такое зрение, то, чего весь мир пока понять не мо­жет. Пуанкаре, известный математик, напи­сал книгу «Наука и гипотеза», в которой он определяет основу функциональной интег­рации. Прочитай я ее раньше, ни за что не осмелился бы на работу, которую к тому вре­мени проделал. Я бы, наверное, думал, что об этом уже всем известно. Оказывается, еще в 1887-м он дал такое логичное объяснение функциональной интеграции, что я был в состоянии воплотить ее в жизнь. Он говорил о зрении и о том, почему мир как таковой кажется неподвижным и почему это являет­ся основой геометрии. Каждый знает и со-

Мойше Фельденкрайз

глашается с тем, что треугольник останется треугольником и здесь, и в любом другом месте на земле и будет обладать теми же свойствами. Но никто не знает, что это свя­зано с особенностями нашего зрения и тем, как глаза функционируют вкупе с мозгом.

Вы знаете, куда обращены глаза при рож­дении и в момент смерти? Смотрят ли они в бесконечность или сосредоточены на носе? И что мы подразумеваем под словом «сосре­доточить»? Есть два способа фокусировки. Первый — это движение обоих глаз вместе и по отдельности для рассматривания близких и удаленных объектов. Если вы хотите почи­тать, то сводите глаза, и они сходятся в одной точке. Второй способ — мускулатура хруста­лика контролирует его толщину и, соответ­ственно, силу его преломления. У людей по­жилого возраста хрусталик становится твер­же, фокусировка не производится, и многим требуются очки. То же происходит и с деть­ми. Большинство людей обнаруживают, что им необходимы очки, когда впервые идут в школу. Если бы предпринимались какие-нибудь меры для снятия тревожности и смяг­чения эмоционального потрясения у детей, тогда им и вовсе не понадобились бы очки. Однако никто не обращает на это внимание. Поэтому людей снабжают очками, которые они продолжают носить всю оставшуюся жизнь.,

Искусство движения. Уроки мастера

Я говорю о том, что на этот вопрос не су­ществует ответа. Если вам встретится хоро­шая книга по психологии, то вы увидите, что разные исследователи: Гельмголыд, Янг, Шаф-фер и прочие дают разные ответы. Каждый из них проводил эксперименты, чтобы отве­тить на этот вопрос, однако разве мы можем понять, какой из них верный, зная только то, как они осуществляли свои эксперимен­ты. Согласно характеру обучения и воспита­ния, свойственному нашей культуре, наши глаза и голова двигаются сообща, как одно целое вместе с руками и ладонями. Почему, вы думаете, на уроке я просил вас смотреть на свой кулак и каково потом было чувство­вать, что вы можете повернуть руку?

Теперь смотрите: если я не слежу за кула­ком глазами и он находится вне моего поля зрения, то я не могу продолжать дальше — мое плечо неподвижно. Из-за того, что мои глаза застыли на месте, я не могу двигать го­ловой, а значит, и рукой тоже. Если же я на него смотрю, то могу продолжить движение и совершить полный круг. Видите, заданный вопрос на самом деле сидит у меня в голове. Когда я приказываю и объясняю вам ваши действия, вы начинаете делать успехи, пото­му что я обхожу фиксации и неправильные личностные приспособления к движению.

Теперь если вы начнете стоя выполнять вращение рукой, то, когда вы ускорите дви-

Мойше Фельденкрайз

жение, она должна будет остаться в той же плоскости. В противном случае вы подверг­нете опасности плечо. Таким образом, сус­тавная впадина должна быть помещена в по­ложение, позволяющее руке двигаться, что не может быть выполнено без помощи глаз, следящих за движением. Это обусловлено связью между головой и глазами, которая достается нам вместе с нашей культурой еще в раннем детстве. Вот почему вы сталкивае­тесь с тем, что большинству людей трудно смотреть в одну сторону и при этом повора­чивать голову в другую. Мы займемся этим на одном из следующих уроков. Теперь да­вайте посмотрим, какую роль играет голова. Чтобы четче видеть, вам нужно повернуть голову. Смотрите, если мое тело и голова не подготовлены к тому, чтобы свободно дер­жать голову, и связь головы с тазом также не налажена, тогда если я поверну голову сюда, то не смогу продолжить дальше. Это и есть ограничение моего поля зрения. Продолжая движение, я либо сломаю шейный позво­нок, либо перенесу основание шейного от­дела позвоночника в положение, в котором соответствующего движения головы будет достаточно, чтобы я достиг нужной мне точ­ки. Когда я поворачиваю голову направо, то сокращается левая грудино-ключично-со-сцевидная мышца, а другая сторона остается в расслабленном состоянии. Напрягаются

Искусство движения. Уроки мастера

другие мышцы правой стороны шеи. Если обычно я смотрю так, что глаза направлены в одну сторону, и повернуть голову в проти­воположную сторону я не могу, то поворот головы ограничен. Кроме того, если я привык поворачивать голову в • определенном на­правлении, то в одну сторону я повернусь всем телом, а в другую первой повернется голова.

Положив кому-нибудь руки сзади на шею, я могу сказать, какие мышцы натянуты и на­пряжены как пружина, а какие расслаблены и здоровы. По этому я узнаю, в какую сторо­ну обычно поворачивается этот человек, чтобы на что-нибудь посмотреть, и, значит, могу поставить один против миллиона, что доминирующим у него является левый глаз. Он смотрит именно этим глазом и поэтому поворачивает голову в ту же сторону. Из всего диапазона эта часть движения совершается легко и без напряжения, а вот другая — нет, поскольку второй глаз двигается так, как двигается левая рука правши, когда он ею пишет. [Мойше адресует свои замечания одной женщине из группы.] Итак, левый глаз для вас доминирующий. Если я дотро­нусь до вашей головы, вы почувствуете, что две мышцы, которые отвечают за поворот головы, очень отличаются друг от друга. Так же, как и ваш доминирующий левый глаз, ваша левая грудино-ключично-сосцевидная

Мойше Фельденкрайз

мышца свободнее и подвижнее. Правая силь­нее, но отнюдь не здоровее. Она выполняет совершенно дурацкую работу и неэластична. Левая же является по-настоящему здоровой мышцей.

Теперь все найдите середину своего носа, поверните голову направо и затем налево. Видите? Налево она поворачивается как ми­нимум на двадцать градусов дальше, чем на­право, причем бессознательно, поскольку именно так она всегда и двигалась. Так же и с вашими очками. Снимите их и сделайте то же самое движение. Она больше поворачи­вается вправо, чем влево. Знаете почему? Сквозь очки эта женщина может четко ви­деть лишь в их центральной части. По сторо­нам же ей мешает смотреть оправа очков. Поэтому, чтобы сфокусировать взгляд в цент­ре, ей приходится сильнее поворачивать го­лову. Кто носит очки, у того уже нарушена связь между движением глаз и головой, ко­торые биологически, анатомически и функ­ционально настолько взаимосвязаны друг с другом, что имеют первостепенное значение в организации нашего движения.

Все, кто хочет прочитать об этом, может найти обобщенный вариант в работе «Тело и зрелое поведение». Но первоисточником яв­ляется работа известного физиолога Магну­са из Утрехта. В 1925 году он опубликовал очень длинную статью, в которой сообща-

Искусство движения Уроки мастера

лось о том, что он обнаружил взаимосвязь обычных глазных, шейных и установочных рефлексов с глазом. Он писал об установоч­ных рефлексах шеи, указал последователь­ность, с которой глаза влияют на движение головы, писал о том, как шейные рефлексы зависят от глазных, и так далее. Это очень сложная тема. Если вы просмотрите совре­менные книги по физиологии, то увидите, что по крайней мере 30—40 страниц посвя­щено проблеме глаз, шеи и их положению. Это своего рода предисловие к ответу на ваш вопрос.

Давайте говорить конкретнее, пустой разговор не имеет никакого смысла. Если вы самостоятельно попробуете это сделать, то обнаружите любопытную вещь. Смотрите, я поворачиваю глаза налево в вашу сторону, хочу встать, и мой таз располагается таким образом, что одна нога становится твердой и крепкой, чтобы принять на себя мой вес, а другая нога и бок расслабляются и теперь могут с легкостью развернуться. А если я, все еще находясь в повернутом положении, сяду обратно, то нога, расположенная с той стороны, в которую я развернут, напрягает­ся, а другая расслабляется. Вот справа я слы­шу какой-то шум и поворачиваюсь, чтобы туда посмотреть, — мое тело готово к движе­нию, которое уменьшит поворот шеи и глаз, и правый бок приведен в состояние готов-

Мойшв Фельденкрайз

ности. Вся необходимая мышечная сила и готовность к действию производятся движе­нием моей головы или глаз или тем и другим вместе. Это — одно из важнейших жизнен­ных приспособлений, которое формируется у нас с рождения. Если вы носили очки или линзы, значит, имеет место нарушение.

В моем же случае зрение улучшилось с имплантатом в одном и линзой в другом гла­зу, и за последний год я стал немного четче различать предметы. Несмотря на то что сейчас я старше, мои движения и походка стали свободнее и легче, чем были год назад. Вы же не думаете, что я действительно такой неуклюжий. (Смех.) И это именно то, о чем я вам говорил: для того чтобы ноги были свободны, голова и глаза должны оказаться посередине. Теперь вы видите, что есть не­которые вопросы, которые кажутся очень легкими, но, чтобы ответить на них, вам придется перестроить всю свою жизнь.

Теперь, когда я провел урок и предста­вился людям, которые не знакомы с моей работой, я начну с того, что попрошу их по­вернуться и посмотреть в том же направле­нии. Это движение проще, и его легче вы­полнить, чем другие. Но есть одна точка, ко­торую без перестройки своего организма вы достать не сможете. Здесь я обычно демон­стрирую аудитории одну удивительную вещь, о которой они не знают. Большинство лю-

Искусство движения. Уроки мастера

дей полагают, что, чтобы продолжить пово­рот, нужно быть гибким, молодым и иметь сильные мышцы. И если они страдают рев­матизмом или кривошеей, то останавлива­ются и дальше двигаться не могут. Все дви­жения становятся зажатыми, и повернуться еще больше позвоночник уже не в состоя­нии. У некоторых в одной точке позвоноч­ника возникает давление, при неудачном действии она становится артритической и хрящ разрушается. В результате все движе­ния причиняют невыносимую боль, и чело­век начинает опасаться, что если продол­жит, то что-нибудь себе сломает. Поэтому я заставляю их делать нечто иное. Точнее, я прошу их ничего не делать, а только непо­движно держать перед собой нос и двигать глазами в сторону и обратно, и затем повто­рить все заново. Итак, вернитесь в исходное положение, закройте глаза и, как и раньше, выполняйте движение до того момента, ког­да почувствуете, что достигли его предель­ной точки и что здесь вам придется прило­жить уже большие усилия. Вот граница ва­шего движения сместилась еще на 10—15 градусов. Продолжайте неподвижно смот­реть перед собой и теперь поверните голову в другую сторону. Всего нужно три или че­тыре движения. Закройте глаза, подготовь­тесь к выполнению той части движения, ко­торая не вызывала у вас неудобств, и остано-

Мойше Фельденкрайз

витесь в том месте, где почувствуете измене­ние напряжения. А людей все прибавляется. Итак, я продолжаю вам демонстрировать, что сейчас вы выполняете движения, кото­рые противоречат чьему бы то ни было опы­ту. Вам нужно совершить простые движения глаз в противоположном направлении, если вы хотите обрести гибкость, и никаких уп­ражнений — мы всего лишь поворачиваем глаза в обратную сторону. И неважно, на­сколько окостеневшими некогда были эти люди, был ли у них ревматоидный артрит или нет, толстые они были или худые, ста­рые или молодые. Иногда с людьми проис­ходят настолько значительные улучшения, что количество поворотов, которые они мо­гут совершить, возрастает в четыре или пять раз по сравнению с тем, что было раньше.

[Мойше обращается к женщине, задав­шей вопрос о глазах.] Попытайтесь сделать все заново. Сядьте, посмотрите на меня сквозь свои очки так, чтобы отчетливо меня видеть. Теперь разверните только плечи, видите? Вы привыкли двигать головой и глазами. Теперь сделайте движение плечами и посмотрите на мой нос. Не руками. Вы видите? Это и есть те самые нарушения, к которым привело вас ношение очков. Сейчас вы возьметесь за его искоренение. [Женщина из группы добавля­ет: «Мое зрение улучшилось с тех пор, как я начала заниматься осознанием через движе-

Искусство движения. Уроки мастера

ние».] Конечно, оно стало лучше. Однако я хочу показать вам и всей группе важность вашего вопроса и ответа на него. Следите за мной. Если я посмотрю на вас, то разверну плечевой пояс, а руки буду держать на своем пенисе, можете так? Ну, конечно же, не мо­жете — ведь у вас его нет! (Смех.) Вы можете держать руки на том, на чем можете, и, глядя на меня, двигать плечами. Выполните шесть движений, чтобы они стали для вас просты­ми и знакомыми. И необязательно напря­гаться, чтобы хорошо выполнить эти дейст­вия. Дышите свободно и поверхностно. Те­перь остановитесь. Осторожно посмотрите направо до того момента, пока вам не требу­ется прилагать для этого усилий, и затем по­верните вправо голову и глаза. [Обращается к группе.] Посмотрите, насколько дальше она стала поворачиваться по сравнению с тем, что было раньше. Развернитесь в дру­гую сторону. Взгляните, просто потрясаю­щие улучшения. Как это возможно? Это и есть ответ на ее вопрос — это работа Магну­са в том виде, в котором я применил ее в функциональной интеграции.

Профессор физиологии из Чикагского университета посетила меня в Израиле и прошла урок, который я только что описал. Не знаю, осталась ли она им довольна или нет, но сидела она так, будто произошло не­что очень странное. В конце она мне сказа-

6 7915

Мойше Фельденкрайз

ла: «Меня очень взволновал этот урок». Я спросил: «Почему? Что в нем такого?», а она ответила: «Двадцать пять лет я учила своих студентов тому, что такое глазные рефлексы, шейные рефлексы, тонические глазные рефлексы, асимметричные шейно-тонические рефлексы, установочные реф­лексы и их сочетание. Я изучала работу Маг­нуса, но мне никогда не приходило в голову применить ее на практике. (Смех.) Вот я и подумала о том, насколько ничтожно это мое преподавание. Я могла бы воспользо­ваться ею, чтобы улучшить жизнь всем моим студентам, однако не сделала этого, а только экзаменовала их, чтобы удостовериться, по­няли ли они то, чему я их учила».

«Движение—жизнь; жизнь немыслима без движения».

Мойше Фельденкраиз

Урок седьмой

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

ОРГАНИЗУЮТ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА

Итак, давайте посмотрим, как это рабо­тает. Многие из вас уже выполняли этот урок раньше, но вы увидите, что, когда буде­те делать его в этот раз, улучшения, которых вы добьетесь, окажутся за пределами всех ваших ожиданий, поскольку на предыдущих уроках вы научились быть более гибкими. Сядьте, поместив правую ногу назад, а ле­вую протянув вперед. Можно видеть, что те, кто посообразительней, придерживаются ле­вой рукой, даже если в этом нет необходи­мости. В группе есть человек, у которого проблемы с тазобедренным суставом, и ему нужна поддержка. Любой умный и способ­ный хирург скажет: «Это старое бедро. Если вы хотите им двигать, вставьте искусствен­ный тазобедренный сустав». И все же его та­зобедренный сустав лучше вставного, при условии, что этот человек по возможности работает головой.

Итак, теперь давайте проверим, является ли то, о чем я говорю, никому не нужной

Мойте Фельденкрайз

!

чушью или это действительно работает. Обо­притесь на левую руку. Зачем? Мы можем битый час говорить об одном этом. Теперь держите руку вот так и, пожалуйста, не де­лайте никаких телодвижений, просто убери­те руку. Видите? Как только вы ее убрали, вы тут же задержали дыхание и перемести­лись в такое положение, чтобы не упасть. Теперь, вероятно, вам придется сохранять равновесие, и одной из сторон тела придется для этого сильно потрудиться. Мышцы бу­дут удерживать ваше тело, и вы можете хоть в лепешку расшибиться, пытаясь придать им эластичность. Когда мышца выполняет ка­кое-то действие, она больше ничего не мо­жет делать. Другими словами, вы не можете одновременно курить сигарету и целовать свою возлюбленную, поскольку рот занят всасыванием. Теперь расслабьте тело, уже не опираясь на руку. Как ни старайтесь, но на­пряжение в мышце не уменьшится, так как она находится в рабочем положении из-за вашего намерения сидеть таким образом. Дви­гательная, или интенциональная, зона коры головного мозга осуществляет исполнение этого вашего желания и нигде больше не может быть задействована. Следовательно, вам остается только одно — продолжать под­держивать мышцу с тем, чтобы она испыты­вала потребность в работе.

Итак, продолжайте опираться на левую

Искусство движения. Уроки мастера

руку. Чувствуете, что мышца расслабилась? Вот теперь я могу начать ее тренировать. Повторяю, если вы хотите снять напряже­ние мышцы, вам не нужно просить ее об этом, просто держите конечность таким об­разом, чтобы та мышца оказалась незадейст-вованной, и вы обнаружите, что мозг чело­века настолько высокоразвит, что как толь­ко он почувствует, что можно без риска дать этой мышце отдохнуть, то немедленно это исполнит.

Вот так я работаю с людьми, утверждаю­щими, что у них сломана рука и потому они не могут расслабить плечо. Я приношу стул и удерживаю руку в таком положении, что нервная система со временем уясняет, что рука находится в полной безопасности. Тогда рука расслабляется и плечо начинает двигаться, а я своими руками могу обеспе­чить им даже большую защиту. Когда я по­пытаюсь подвигать плечо, то начну с внут­ренней части сустава и буду перемещать тело вокруг этого сустава. По окончании я скажу: «Уберите стул», а человек скажет: «Как такое может быть, я уже два года хожу с опущенным плечом». И это притом, что я ни разу не дотронулся до руки.

Можно понять, что происходит в мозге человека: он заботится лишь о сознательном действии — о намерении поднять руку. Если что-то произошло и он больше не может

Мойшв Фельденкрайз

этого сделать, то он полностью теряет спо­собность управлять своей рукой.

Что могу для него сделать я. Вместо того чтобы работать мышцами так, как к этому привык его мозг, я делаю прямо противопо­ложное. Изначально при включении в дви­жение мышца растягивается с обеих сторон равномерно и не знает, как можно натянуть­ся в одном месте и не натянуться в другом. Удивительно то, что, когда пассивная часть мышцы руки, например, лежит неподвиж­но, другой ее конец выполняет огромное движение. Как у вас это получается? Есть весьма любопытное свойство, которое за­ключается в том, что нервная система под­держивает тело в неподвижном положении, и вы, сами того не осознавая, делаете это с тех пор, как совершили свое первое в жизни движение. Вам приходится это делать, иначе вы не сможете двигать конечностями. Это как воздух, которым вы дышите, не задумы­ваясь об этом. Итак, если мне достанется кто-то, кто не может двигаться, я не стану тренировать его мозг и твердить ему: смот­ри, сейчас ты соберешься и выполнишь это движение. Если он сделает это телодвиже­ние в его нынешнем состоянии, то урок бу­дет похож на физиотерапию. Если вы следи­те за моими действиями, то видите, что я все еще держу руку и перемещаю тело вокруг сустава, чтобы мышцы двигались в той час-

Искусство движения. Уроки мастера

ти, где обычно они неподвижны. Это при­мер, противоположный тому, что называется естественным. Даже у здоровой руки воз­можности ограниченны. Вчера вы в этом убедились и усовершенствовали свои спо­собности. Когда, лежа на полу, вы вращали рукой, вам приходилось двигать телом и ос­тавлять руку под собой на полу. Таким обра­зом, мы подошли к этому вопросу с другой стороны, где прежде ваш мозг не имел опы­та. В двигательной зоне коры вы распознали новый принцип так, что она внезапно смог­ла выполнять действия с обеих позиций. Вы помните женщину, с которой я работал вчера? Она не могла поднять руку. Но я и не пытался ее поднять, потому что женщина сразу бы почувствовала предел своего дви­жения и отказалась продолжать. А что мы делаем, когда человек оказывает сопротив­ление? Психиатры обнаружили, что мы пы­таемся сломить это сопротивление. Или сломать руку, или причинить боль. Поэтому, если в психиатрии сталкиваются с противо­действием, то все вокруг начинают плакать и чувствовать себя несчастными. И происхо­дит это потому, что пытаются преодолеть ваше сопротивление. Теперь вы понимаете, почему я, когда наталкиваюсь на сопротив­ление, не пытаюсь его сломить. Я поддержи­ваю руку в стабильном положении там, где человек чувствует себя защищенным. Вы это

Мойте Фельденкрайз

видели на видеокассете, но не обратили вни­мания. Поддерживая руку и сохраняя ее в безопасном положении, я могу передвигать тело к точке противодействия, которое к то­му моменту уже проходит. Сопротивления как не бывало. Затем я шевелю другой сто­роной сустава, который к тому времени еще не разобрался, оказывать ему сопротивление или нет. Таким образом, за несколько се­кунд я добиваюсь полноценного движения руки, причем люди, десятки раз наблюдаю­щие за этим, ничего не замечают.

А вот другая ситуация. Эта женщина не может самостоятельно пошевелить головой, потому что перенесла операцию на грудной клетке. Я хочу заставить ее понять, что про­сто есть некая мышца, которой она не может пользоваться. Поддерживая плечо, я сни­маю необходимость в этой мышце, прини­мая ее работу на себя. Грудной мышце боль­ше не нужно ничего делать, и поэтому, если мозг этой женщины находится в нормаль­ном состоянии, ей понадобится всего не­сколько секунд, чтобы осознать, что поддер­живать мышцу уже не требуется. Таким об­разом, она перестраивает свои действия. И где же была точка сопротивления? Я не спраши­ваю, я знаю где. Посмотрите вперед, в сто­рону и назад — вот это место. Стало быть, если я сделал это один раз, значит, могу про­должать и дальше, так как мозг достаточно

Искусство движения Уроки мастера

умен, чтобы уже с первым опытом осознать, что это возможно. Что касается господина, которому необходима опора для тазобедрен­ного сустава, то я заставлю его сустав стать таким же подвижным и пластичным, как у всех самых молодых или самых благополуч­ных из присутствующих, если, конечно, сус­тав еще не разрушен настолько, что не под­лежит восстановлению. Но даже в этом слу­чае движению можно вернуть прежние свойства. Позже это может быть болезнен­ным. Но я считаю, что он выглядит доста­точно здоровым и его выздоровлению пре­пятствует отсутствие обыкновенной способ­ности мыслить. Он знает, что ему 74 года, а раз ему 74, значит, он должен работать бед­рами так, как и все в его возрасте. Поэтому, если он в своем уме, то не должен слишком высоко поднимать свой сустав. Так же, как и для девяностолетней женщины считается ненормальным заниматься любовью, — не­прилично, правда? А одна занималась.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...