Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера) - в накоплении человечеством опыта во всех областях знания



Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, яв­ляется эмпиризм, основанный на индукции с использова­нием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

16. Философские взгляды Б. Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632.- 1677) стал ав­тором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии нового времени, после­дователем Рене Декарта и ярким представителем евро­пейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

• проблема субстанции;

• теория познания;

• этика, вопрос соотношения свободы и необходимости. Важная философская заслуга Спинозы - подробная

разработка теории субстанции, в которой рассматрива­лась суть бытия. За основу была взята теория о субстан­ции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недос­татки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция -это сущность, которая для своего существования не нужда­ется ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстан­ции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Бо­гом и в своем существовании полностью зависит от него.

Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции - Бога.

3. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы.

• детерминизма (обусловленности всего в природе);

■ соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам;

свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

■ Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он дейст­вует в рамках жесткой необходимости;

• модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчи­нении необходимости;

• модус-человек отличается от всех иных модусов нали­чием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и нахо­дится в "тисках" необходимости;

• желая в душе быть свободным, человек зачастую плы­вет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы);

• путь к свободе - это нахождение "условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 231 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...