Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) -профессор, представитель немецкого идеализма



Основная заслуга Гегеля - им были выдвинуты и под­робно разработаны:

• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух);

.диалектика как всеобщий философский метод:

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся; 'Феноменология духа"; "Наука логики"; "Философия права".

2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля -отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое фило-:офское понятие - абсолютной идеи.

Абсолютная идея - это:. единственно существующая подлинная реальность;. первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлении;

. Мировой дух, обладающий самосознанием и способно­стью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием фило­софии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего оп­ределенного, отчуждает себя в виде: окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть про­исходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух - отчуждение - окружающий мир и че­ловек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность чело­века - возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Само отчуждение включает в себя:

• творение материи из воздуха;

. сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;. искажение, неправильное понимание человеком окру­жающего мира.

Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной идеи. Сознание каж­дого человека - частица Мирового духа. Именно в челове­ке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким об­разом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:. проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; ■ целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки человека, ход истории;. познает себя через познавательную деятельность;. творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией за­ключается в том, что им впервые было четко сфор­мулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мирз. Смысл диалектики в том, что:. все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в се­бе противоположные начала;

. данные начала находятся в противоречии по отноше­нию друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

. единство и борьба противоположностей - основа раз­вития и существования всего в мире.

По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Противоре­чия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

21. Антропологические взгляды Фейербаха.

Критиком идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской и французской философии длительное время находился в забвении.

Как и Гегель, он строит свою философию из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом философии, он объявляется человека, а саму философию – антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха – в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению к душе.

Человека Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как природное явление. Общение людей формируется на основе взаимного использования одним человеком другого, которое рассматривается Фейербахом как естественное (природное) отношение.

Он положительно решал вопрос о познаваемости мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась роль практики.

Фейербах критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве. В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность.

22. Марксистская философия: основные положения и выводы

1. Марксистская философия была создана совмест­но двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 -1883) и Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения -марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распро­странение (вышла за рамки Германии, стала интернацио­нальной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточ­ной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

■ предшествующая материалистическая философия (Де­мокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. -Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеисти чес ко-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

- бурный рост открытий в науке и технике (открытие за­конов сохранения материи и энергии, эволюционная тео­рия Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паро­воза, парохода, автомобиля, фотографии, многочислен­ные открытия в сфере производства, механизация труда);

■ крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, браттгво, идеи французского Про­свещения), их невозможность воплощения в жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и кон­фликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Па­рижская коммуна 1871 г.);

■ смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу).

3. Главные произведения основателей марксизма: "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" Маркса, Энгельса;





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...