Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Средневековье | Возрождение |
Теоцентризм | Антропоцентризм |
Потусторонность | Посюсторонность, реабилитация земной жизни |
Любовь к Богу | Любовь к человеку, т.е. гуманизм |
Морализирование и монашество | Эстетическая деятельность и артистицизм |
14. Философия Нового времени: общая характеристика.
Новым временем принято называть XVII в., а следующий век — XVIII — получил в истории название века Просвещения. Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании. Новое время характеризуется прежде всего научной революцией в естествознании и математике. В исследованиях природы учёные всё чаще прибегают к экспериментальному методу. На его базе Галилей открывает законы кинематики, а Ньютон — законы динамики. Французский философ Рене Декарт создаёт аналитическую геометрию и формулирует законы преломления света и закон сохранения импульса в механике. Лейбниц и Ньютон независимо друг от друга вводят понятие бесконечно малой величины и на его основе разрабатывают дифференциальное и интегральное исчисление. Это время превращения в самостоятельные научные отрасли физики, химии, биологии, математики, механики, других поисково-исследовательских практик. Возникла философия науки, в центре которой - теория познания, законы мышления, действующие во всех науках. И это лишь часть открытий, сделанных в новое время.
Научная революция вызвала особый интерес философов к процессу научного познания. Она обострила внимание как к традиционным вопросам гносеологии (теории познания), так и породила новые вопросы. Успехи математики были столь впечатляющими, что все остальные науки, в том числе и философия, как бы равнялись на математику, "завидуя" строгости её построений и однозначности выводов. Мало того, многие выдающиеся философы того времени одновременно были известными математиками. Декарт, Лейбниц, Спиноза даже пытались излагать свои философские идеи в трактатах, похожих на учебник геометрии (аксиомы, доказательства теорем, выводы и т.д.). Однако из этих попыток математизировать философское знание ничего путного, кроме чисто внешнего сходства, не вышло.
Философия принципиально не математизируется, так как она имеет дело с понятиями, не допускающими количественных отношений не только в числовом виде, но даже в виде степени.
На почве различного понимания роли чувств и разума в научном познании возникла острая полемика между "сенсуалистами" (сенсус — чувство) и "рационалистами" (рацио — идея, мысль). Наиболее видный представитель первых — английский философ Джон Локк считал, что ведущая роль в познании принадлежит ощущениям. Разум — всего лишь "чистая доска", на которой органы чувств с помощью опыта рисуют свои "иероглифы". Единственная роль разума — упорядочивать и систематизировать данные, полученные из опыта.
Рационалисты же (Лейбниц, Декарт) ведущую роль отводили разуму, логике. Опыт же, по их мнению, играет всего лишь роль "спускового механизма", пробуждающего врождённые идеи.
Это время беспощадной критики метафизических догм, религиозных суеверий и морально-нравственных предрассудков, веры в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавления от политической тирании.
Основу адекватной методологической ориентации новоевропейская философия ищет или в чувственном опыте, эмпирическом индуктивном знании (Бэкон, Гоббс, Локк), или в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание (Декарт, Лейбниц, Спиноза).
Новое время - это также вера в прогресс, обеспечиваемый разумом, наукой и техникой. Прогресс мыслится как неизбежный закон поступательного развития. Вера в прогресс заменяет многим веру в Бога. Прогрессистские настроения наделяют науку статусом важнейшего занятия человечества. На нее смотрят как на безотказное средство решения важнейших человеческих проблем, избавления общества от всех его пороков, бед и страданий.
Общие мировоззренческие ориентиры Нового времени не исключают, разумеется, разнообразия и борьбы идей, школ, направлений. Одно дело, например, бэконовское "Знание - сила", просвещенческое "Имей мужество пользоваться собственным умом", и совсем другое - паскалевское "Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя", а также романтическое (Ф. Гельдерлин) "Человек мечтающий - Бог, рефлектирующий человек - лжец". У каждого из трех веков, составляющих Новое время, есть свое историческое лицо. XVII век - век "революционной критики" феодализма и рационалистической критики схоластики. XVIII век - век Просвещения с его культом Разума, историческим оптимизмом, уверенностью в смысложизненной благодати обновления и обустройства мира. XIX век - эпоха расцвета культуры Нового времени и одновременно начало ее кризиса, связанного с обнаружением тупиков чисто рационального и инструментального отношения человека к миру.
15. Теория познания Ф. Бэкона
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании).
Суть основной философской идеи Бэкона - эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов, способствовать изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание - сила".
Ф. Бэкон выдвинул новаторскую идею - главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (если многие металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 499 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!