Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конспекты лекций 4 страница. Тема 12. Движение, пространство и время



Тема 12. Движение, пространство и время

Движение – любые изменения, т.е. всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое. Некорректно (слишком узко) понимать движение как механическое, пространственное перемещение объектов (что характерно для обыденного сознания и философии и науки XVII-XVIII вв.). С позиции диалектического материализма, движение – это способ существования материи (Энгельс): материя не может существовать вне движения; нет движения без материи, как нет и материи без движения.

Движение и покой. Так же как и материя, движение материи абсолютно, а покой – относителен. Покой выступает как момент движения, при котором сохраняется качественная определенность движущегося бытия. Любой "покоящийся" материальный объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения.

Формы движения материи. В XIX в. Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В основу этой классификации Энгельсом были положены три принципа: 1) требование соотнесения форм движения материи с определенными материальными носителями; 2) генетическая взаимосвязь: "высшие" формы движения материи возникают на основе развития "низших"; 3) принцип антиредукционизма: каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, ее законы нельзя сводить к законам предшествующих форм (так в XVII-XVIII вв. была распространена такая форма редукционизма как механицизм – сведение высших форм движения к низшей – механической).

Типы движения. Выделяют два основных типа движения: 1) количественные изменения – движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества; 2) качественные изменения – движение, связанное с изменением качественного состояния предмета (развитие, прогресс, регресс).

Развитие – направленные, необратимые, качественные изменения, обусловленные противоречивостью объекта. Развитие – это особый вид движения, т.е. всякое развитие есть движение, ноне всякое движение является развитием (развитие отличается от движения направленностью). Идея развития утверждается в философии в XIX веке. До этого для философии и естествознания XVII-XVIII вв. было характерно понимание всего движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования.

Прогресс – качественные изменения объекта в сторону повышения уровня его упорядоченности, организованности, сложности.

Регресс – качественные изменения объекта, сопровождающиеся утратой у него способности к выполнению тех или иных функций.

Пространство и время – это особые формы бытия материи (диалектический материализм). Трактовки пространства и времени: объективный идеализм – они существуют независимо от сознания человека, являются порождением духовной субстанции (Бога, Разума и т.п.); субъективный идеализм – они являются свойствами сознания человека, априорными (доопытными) формами человеческого созерцания (И. Кант); в материализме существует две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция пространства и времени (лат.substantia – сущность) характерна для метафизического материализма и была обоснована И.Ньютоном в XVII веке. Пространство и время рассматриваются как абсолютные сущности, независимые от материи. Абсолютное пространство – это пустота, в которой располагаются все тела (эта идея была высказана еще мыслителями Античности). Абсолютное время – это чистая длительность. Пространство и время – это "вместилище" материальных тел. Выводом из этой концепции является статическая теория пространства и времени, согласно которой они имеют неизменные характеристики и существуют независимо от материи. Пространство в этой концепции описывается одной – евклидовой геометрией, а время выглядит линейным.

Реляционная концепция пространства и времени (лат. relation – отношение) характерна для современной философии, в частности, для диалектического материализма. Была обоснована в начале ХХ века в теории относительности А.Эйнштейна, который представил естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени: пространство и время трактуются не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между материальными объектами, формы бытия движущейся материи (пространство есть порядок вещей, время – длительность существования материальных объектов). Пространство и время взаимосвязаны и образуют четырехмерный континуум. Выводом из этой концепции является динамическая теория пространства и времени, согласно которой свойства пространства и времени меняются в зависимости от уровня структурной организации материи. Так, для микро- и мегамира адекватными оказываются неевклидовы геометрии и нелинейные трактовки времени. В современной материалистической философии и науке эта концепция является наиболее признанной.

Пространство – это философская категория, обозначающая порядок расположения одновременно существующих материальных объектов. Свойства пространства: протяженность (сосуществование тел), однородность (отсутствие каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность (фиксируется тремя координатами).

Время – это философская категория, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов. Свойства времени: длительность (изменение тел), одномерность, необратимость (от прошлого к будущему), однородность (равноправие моментов времени).

Тема 13. Диалектика и метафизика

Диалектика (греч. dialektiké – искусство вести беседу, спор) – 1) в античном понимании – искусство творческого спора с целью достижения истины (Сократ); 2) в современном понимании – учение о законах развития бытия (природы, общества и сознания), а также философский метод познания.

Исторические формы диалектики: а) стихийная диалектика – представления древних об изменчивости мира; опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) логико-гносеологическая модель диалектики была разработана в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель ); в) материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

Выделяют объективную и субъективную диалектику (диалектику мышления).

Объективная диалектика – диалектика бытия; развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика – а) диалектика мышления (понятий), т.е. переход от абстрактного знания к конкретному в процессе отражения действительности; б) теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

Метафизика (греч. meta ta physika – после физики) – 1) в античном понимании – учение о неизменных, сверхчувственных (трансцендентных) началах и принципах бытия; до XVIII в. метафизика отождествлялась с "первой философией", онтологией как учением о бытии; 2) в современном понимании метафизика – философский метод, противоположный диалектике.

Метафизический метод – метод философского мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого; основан на принципах качественной неизменности, изолированности, непротиворечивости объекта познания.

Диалектический метод – это метод философского мышления, в соответствии с которым следует понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике; основан на принципах развития, универсальной взаимосвязи (детерминизма и системности) и противоречивости объекта познания; ориентирует мышление на понимание истины как процесса развития знания.

Принципы диалектического метода: объект познания необходимо рассматривать (а) в его качественной изменчивости, в процессе его развития, (б) в его взаимосвязях и обусловленности другими объектами (принцип детерминизма), как внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов (принцип системности), (в) как внутренне противоречивый, наделенный противоположными сторонами, моментами.

Категории диалектики – предельно общие понятия, "ступени" в развитии познания человечества: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность и др.

Законы диалектики, сформулированные Г.Гегелем, лежат в основе диалектики как учения о развитии всего сущего. Законы диалектики имеют всеобщий, универсальный характер, т.е. лежат в основе всех процессов развития, присущего природе, обществу и мышлению. Три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей или диалектического противоречия (источник развития – внутренние противоречия объекта); закон перехода количественных изменений в качественные (накапливающиеся изменения приводят к скачку – переходу объекта в иное качественное состояние); закон отрицания отрицания или диалектического синтеза (развивающийся объект проходит три стадии: тезис – первое качественное состояние; антитезис – отрицание тезиса, иное качество объекта; синтез – отрицание отрицания, снятие-синтез противоположностей; развитие идет по спирали).

Основные понятия, связанные с законами диалектики:

различие – один из моментов развития, сравнительная характеристика объектов на основании присутствия и отсутствия признаков;

тождество – равенство, идентичность предмета самому себе или одинаковость нескольких предметов (явлений);

противоположность – существенное различие явлений в рамках общего для них тождества;

противоположности – взаимоисключающие стороны, тенденции, аспекты предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве;

противоречие – процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимоотрицания (единства и борьбы) противоположностей;

качество – система необходимых свойств предмета, задающих его целостность, внутреннюю определенность, сущность;

количество – свойства предмета, изменение которых не приводит к изменению его целостности, сущности;

мера – единство, взаимосвязь качества и количества;

скачок – момент перехода предмета от одного качества к другому, в результате накопления количественных изменений;

отрицание – необходимое условие качественного изменения предмета;

снятие – одновременное уничтожение и сохранение в переработанном виде содержания предшествующего этапа развития предмета;

спираль в развитии – образное описание развития при характеристике закона отрицания отрицания; развитие идет так, что в процессе преобразования явления происходит возврат "к якобы старому" (Ленин), т.е. повторение на более высокой ступени некоторых черт и особенностей низших ступеней.

Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество) – современная теория о самоорганизации сложноорганизованных (открытых, неравновесных и нелинейных) систем в природе и обществе; по-новому трактует процесс развития. Основные идеи: возникновение порядка из хаоса; идея нелинейности развития (флуктуации); идея неустойчивых моментов ("точки бифуркации").

РАЗДЕЛ IV. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Тема 14. Проблема сознания

Сознание – это проявление человеческого духа; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме; высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Человеческому сознанию присуща активная творческая деятельность. Субъектом сознания могут выступать человеческий индивид, коллектив, общество в целом. Носителем, формой и способом существования сознания является язык.

Трактовки сознания: идеализм сознаниеесть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность (Платон, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.); вульгарный материализм – сознание имеет вещественную природу; мысль есть продукт деятельности мозга, т.е. мозг выделяет мысль "как печень выделяет желчь" (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.); диалектический материализм – сознание есть свойство выскоорганизованной материи, сущность сознания идеальна; сознание есть высшая форма отражения мира, т.е. источником его содержания выступает объективный мир; сознание есть продукт эволюции природы, человека и общества; необходимыми факторами формирования человеческого сознания являются труд, общество и речь (Маркс, Энгельс).

Согласно учению диалектического материализма, основой сознания является отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого. Выделяют три уровня отражения: в неживой природе (физико-химические взаимодействия), на биологическом уровне (раздражимость, чувствительность, восприятия, представления, рефлексы) и социальное отражение (сознание).

Сознание есть высшая ступень развития психики – особого свойства высокоорганизованной материи (живых организмов), заключающаяся в активном и избирательном отображении реальности в форме идеальных образов. Психика животных обусловлена биологическими закономерностями; психика человека носит биосоциальный характер и направлена на преобразование мира.

В структуру сознания входят: знание, внимание, память, воображение, эмоции, воля, воображение, память и другие феномены.

Знание – результат процесса познания, отражение действительности в виде чувственных и рациональных образов.

Эмоции включают в себясобствен­но чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие), страсти и аффекты.

Чувства – переживания челове­ком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям; могут быть кратко­временными и длительными. Особая группа – это высшие чувства (чувства долга, чести, любви, дружбы, патриотизма, эстетические чувства и др.).

Настроение– длительное эмоциональное состояние (ра­достное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека.

Страсть– сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго.

Аффект (душевное волнение) сильно и бурно протекаю­щее эмоциональное переживание ярость, ужас, оцепенение, плач, крик и т.п.

Память– закрепление, сохранение и последующее вос­произведение индивидом его предыдущего опыта.

Воображение– способность создавать но­вые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных впечат­лений

Воля – созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий; преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели; власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Интенция (лат. intention – стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет (схоластика, Брентано, Гуссерль, неотомизм).

Бессознательное – неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления. Сознание и бессознательное взаимосвязаны, являются двумя относительно самостоятельными сторонами психики человека, взаимодействуют между собой и способны достигать единства.

Самосознание – это осознание и оценка человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей; целостная оценка самого себя и своего места в жизни.

Важную роль в формировании самосознания играет интроспекция наблюдение человеком за своей внутренней осознанной психической жизнью.

Развитой формой самосознания выступает рефлексия – осуществление субъектом анализа собственной деятельности и явлений сознания.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека (знаниях, нравственно-моральных нормах, рассуждениях и т.п.). В немецкой классической философии понятие идеального связывалось с активностью и творческой деятельностью субъекта (Фихте, Кант, Гегель). В отечественной марксисткой философии сложились две концепции И.: 1) социально-историческая (Э.В. Ильенков, П.В. Копнин и др.) – идеальное есть способность человека в своей предметно-практической деятельности духовно, в мыслях, целях, воле, потребностях воспроизводить вещь; 2) натуралистически-биологическая (Д.И. Дубровский, И.С. Нарский) – идеальное необходимо связано с материальными мозговыми процессами; его нельзя выносить за пределы человеческого мозга и субъекта.

Тема 15. Познавательные способности человека

Познание – процесспостижения сознанием многообразных сторон и связей бытия; отражениев сознании человека свойств предметов реальности. В процессе познания происходит формирование в сознании идеальных моделей реальности. Познание – это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта впервые начинает рассматриваться в немецкой классической философии. Для современной философии характерно стремление к преодолению противопоставления субъекта и объекта познания.

По вопросу о познаваемости мира выделяются позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Представители гносеологического оптимизма верят в могущество разума и утверждают, что человек способен получать достоверное знание, истину (как правило, это материалисты и объективные идеалисты).

Сторонники скептицизма выражают сомнение в возможности достоверного познания объективной действительности; полагают, что мир познаваем только частично, любая истина носит субъективный (относительный) характер, не существует надежного критерия истины (Пиррон, Агриппа, Секст-Эмпирик).

Представители агностицизма отрицают возможность познания мира; утверждают, что невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.).Объективной предпосылкой агностицизма являются реальные трудности, проблемы в познании истины.

Структура познания включает: субъекта познания, объект познания, знание, язык, виды, методы и формы познания, познавательную деятельность.

Субъект познания – источник целеполагающей активности в познании; индивидуальный и коллективный носитель предметно-практической познавательной деятельности и оценки.

Объект познания – часть реальности (материальной и духовной), на которую направлена познавательная и преобразующая деятельность субъекта.

Знание – результат познания, предстающий как совокупность сведений об объекте, которым и располагает общество или индивид.

Язык – универсальное средство общения людей; система знаков, которая существует для получения, хранения, переработки и передачи информации. У животных язык является двигательной и звуковой формой сигнализации; у человека язык возник вместе с сознанием и обозначает вещи, свойства и отношения, выступает основой осознанного и целенаправленного поведения.

Виды познания: чувственное, рациональное и внерациональное.

Чувственное познание (или живое созерцание) – процесс познания, осуществляемый посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.), через которые в сознание могут проникать сведения об окружающем мире.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

ощущение – отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств.

восприятие – целостный образ предмета (синтез ощущений), непосредственно данный в живом созерцании.

представление – опосредованно-чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент; представление связано с памятью и творческим воображением.

Рациональное познание – процесс абстрактно-логического мышления, рассудочного и разумного познания мира.

Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

понятие – исходная форма рационального познания; единица (форма) мысли, фиксирующая общие и существенные свойства предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). В языке понятия выражаются словами и словосочетаниями, которые называются именем понятия.

суждение – форма мышления, отражающая наличие или отсутствие определенных признаков у вещей, явлений, процессов действительности, их свойства, связи и отношения. Суждение обычно выражается повествовательным предложением и может быть либо истинным, либо ложным.

умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (обычно в виде суждения).

Мышление – оперирование с конкретно-чувственными и понятийными образами; активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).Мышление обусловлено как биологической природой человека (мозг), так и социальной составляющей (общение, речь, труд). Мышление первобытного человека (по Л.Леви-Брюлю) было в основе своей "пралогическим" (т.к. не стремилось избегать противоречий) и мистическим (коллективная вера в существование таинственных духов и сил). Мышление современного человека носит абстрактно-логический (стремится избегать противоречий) и натуралистический (поиск причин в законах природы) характер.

Абстрактное мышление – способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями.

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, жесткого стандарта (формальная логика).

Разум – высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия); задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей (диалектическое мышление).

Внерациональное познание – процесс получения знаний, основанный на эмоционально-волевых способностях человека, его субъективных переживаниях (феномены веры, убеждения, интуиции, творчества, понимания и т.п.).

Переживание – испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни;

Вера – оценка или признание информации как истинной в условиях недостатка или отсутствия достаточных логических и фактических обоснований, доказательств. Вера как особое состояние сознания проявляется в некритическом отношении к тому или иному знанию; вера связана с ценностным отношением к предмету верования. Неискоренимое присутствие веры в жизни и познании отстаивают представители прагматизма (Дж. Дьюи, Ч. Пирс и др.).

Убеждение – знание, соединенное с верой в него; выражение внутренней уверенности в своих взглядах, знаниях и оценках реальности.

Мнение – субъективная позиция; взгляд, точка зрения личности на что-либо.

Интуиция – процедура постижения истины без обоснования с помощью доказательств; способность человека решать проблемы без осознания путей и условий решения. Интуиция относится к сфере бессознательного. Высшей познавательной процедурой интуицию считают иррационалисты.

Понимание – познавательная процедура постижения смысла и значения объекта на основе его переживания, размещения его в своем сознании. Философское учение о понимании называется "герменевтика".

Творчество – самостоятельно-поисковая деятельность по созданию качественно нового, оригинального, ранее не существующего. Результатом творческой деятельности являются изобретения, отличающиеся новизной, оригинальностью.

Тема 16. Проблема истины

Истина – центральная категория теории познания (гносеологии), цель познания; идеальное воспроизведение в познании действительности, так как она существует вне и независимо от познающего субъекта. Вопрос об истине – это вопрос об отношении знания к объективной реальности.

Трактовки истины: истина как свойство идеальных объектов бытия (объективный идеализм); истина как соответствие мышления чувственному опыту субъекта (эмпиризм, сенсуализм); истина как согласие мышления с самим собой (рационализм); истина как процесс развития знания (диалектика).

Концепции истины: классическая (корреспондентская), конвенциальная, релятивистская, прагматическая, когерентная (логико-гносеологическая).

Классическая (корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знаний объективной реальности; верное, адекватное отображение объективной реальности. Впервые определение истины как суждения, соответствующего действительности было дано Аристотелем. Это наиболее распространенная концепция истины: ее придерживаются и материалисты, и идеалисты, не отвергают ее и агностики; различия внутри данной концепции проходят по вопросам о характере действительности и механизмах соответствия.

Релятивистская концепция (лат. relativus – относительный) – истина подвижна и меняется под воздействием различных факторов (время, место, точка зрения, система ценностей и прочее), поэтому объективной истины, т.е. знаний, истинных независимо ни от чего, не существует.

Прагматическая концепция – истина есть такие знания, которые полезны, выгодны, т.е. позволяют добиться успеха в конкретной ситуации, достичь поставленной цели; истина есть то, что лучше "работает" для нас (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс).

Конвенциальная концепция (лат. conventio – договор, соглашение) – истина есть то, что признается таковым большинством, т.е. является продуктом соглашения (к примеру, истинность математических аксиом, физических постулатов, научных теорий есть соглашение ученых по выбору наиболее целесообразных и удобных в использовании).

Когерентная (логико-гносеологическая) концепция (лат. cohaerentio – внутренняя связь, сцепление) – истина самосогласованность, связанность знаний, т.е. истинными знаниями являются те, которые согласованы между собой в определенной непротиворечивой системе знаний (К. Поппер, Р. Карнап).

Объективная истина – познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития. Объективная истина есть процесс, в котором в единстве представлены два момента знания – абсолютное (устойчивое, неизменное в знаниях) и относительное (изменчивое, преходящее; истинное в одном отношении, но ложное в другом).

Абсолютная истина – это а) полное, исчерпывающее знание об объектах и процессах действительности (гносеологический идеал); б) знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания.

Относительная истина – а) неполное, условное, приблизительное, незавершенное, ограниченное знание об объекте; б) знание, зависимое от условий, места и времени его получения; истинное в одном отношении и ложное в другом.

По вопросу соотношения моментов абсолютности и относительности в знаниях выделяются позиции догматизма и релятивизма.

Догматизм – способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной истины (истина есть знание верное всегда, при любых обстоятельствах), превращающий какие-либо положения в закостеневшие, неизменные факты.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – способ мышления, преувеличивающий, в конечном счете, значение относительной истины, основанный на идее условности и субъективности содержания познания, что приводит к отрицанию объективности познания (к скептицизму и агностицизму).

Критерии истины – признаки, по которым можно отличить истину от заблуждения. Различные точки зрения на критерии истины: ясность, самоочевидность, отчетливость знаний, логические построения (рационализм); подтверждаемость в опыте (эмпиризм) или ощущениях (сенсуализм); общезначимость (конвенционализм); полезность, эффективность (прагматизм); практика (диалектический материализм).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 586 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...