Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конспекты лекций 2 страница. Фома Аквинский – средневековый философ, основатель томизма; причислен католической церковью к лику святых



Фома Аквинский – средневековый философ, основатель томизма; причислен католической церковью к лику святых. Сочинения: "Философская сумма", "Сумма теологии" и др. Фома утверждает, что бытие и сущность совпадают в Боге, всякая вещь существует по воле Бога. Бог – абсолютное добро; зло – это только неполнота добра. Фома Аквинский обосновывал ценность познания как средства для укрепления веры: вера не должна противоречить разуму, основные положения веры могут быть рационально доказаны (он сформулировал пять доказательств существования Бога).

Уильям Оккам предложил принцип экономии мышления ("бритва Оккама") – "сущности не следует умножать без необходимости", т.е. подлинное объяснение должно быть предельно простым.

Петр Абеляр – автор известной автобиографии"История моих бедствий"; полагал условием веры понимание разумом и развивал метод диалектики как науки о речи, которая имеет дело только с именами и языковыми понятиями.

Положение средневекового свободомыслия о полной автономии веры и разума нашло свое выражение в доктрине "двух истин".

Тема 6. Философия эпохи Возрождения

Возрождение (Ренессанс) – историческая эпоха XV-XVI вв., которая получила название за стремление мыслителей (в основном – в Италии) к возврату ценностей и идеалов Античности. Эпоха Возрождения объявила Средневековье "невежественным" периодом в истории и стала отрицанием средневековой схоластики. Возрождение формируется в Италии. Характерные черты философии Возрождения: антицерковная и антисхоластическая направленность, натурфилософия, пантеизм, антропоцентризм, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, оптимистический характер, гуманизм; ориентация на искусство и гуманитарные дисциплин. Представители: Ф. Петрарка, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Э. Роттердамский, Дж. Мирандолла, Т. Кампанелла, Н. Кузанский, Дж. Бруно.

Эразм Роттердамский в сочинении "Похвала глупости", высмеивает средневековых схоластов, обосновывая, что "от великого до смешного один шаг".

Согласно антропоцентризму в эпоху Возрождения человек объявлялся центром и высшей целью мироздания: человек в своей деятельности и замыслах ничем не ограничен; человек свободен и может стать тем, кем пожелает; человек – это творец и в этом он подобен Богу: он создает красоту, самого себя.

В эпоху Возрождения возникает гуманизм – идейное направление, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает его право на свободу, счастье и объявляет благо человека главной целью социального развития.

Для натурфилософии Возрождения характерен пантеизм.

Пантеизм (греч. pan – все, Theos – Бог) – учение, отождествляющее Бога и мир: Бог утрачивает личностный, надприродный статус и сливается с природой, которая обожествляется (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Я. Беме, Б. Спиноза).

Дж. Бруно с позиции пантеизма утверждает, что "природа есть Бог в вещах"; Вселенная бесконечна, существует множество миров, подобных нашей солнечной системе; Бог – это творческий источник самодвижения мира.

Николай Кузанский утверждает, что Бог – это абсолютный максимум, который не может быть постигнут умом ("ученое незнание"), т.к. в нем противоположности (максимум и минимум) совпадают. Бог пребывает в единстве с природой: "Творец и творение суть одно и то же", "Природа в Боге".

Вопросы философия политики в период Возрождения, прежде всего, разрабатывали Н. Макиавелли и Т. Мор.

Н. Макиавелли в сочинении "Государь" дал обоснование светского государства и разработал принципы политического искусства: политика есть искусство усиления государственной власти во имя самосохранения государства ("цель оправдывает средства"). Макиавелли разрабатывает учение о счастливой фортуне как гармонии политического действия и существующей эпохи.

Т. Мор впроизведении "Утопия" описывает картину идеального общества, основанного на идеях гуманизма: в нем нет частной собственности; все равны; уничтожена всякая эксплуатация; все граждане обязаны трудиться; нет денег; распределение продуктов ведется по потребностям.

Тема 7. Философия Нового времени

ВЗападной Европе XVI века происходит Реформация – общественное движение, направленное на преобразование католической церкви и очищение христианства от средневековых искажений (Лютер, Кальвин), имевшее последствием образование протестантских церквей.

В Новое время (XVI-XVIII вв.) философия отделяется от религии, ориентируется на теорию познания, ставит в центр проблему поиска научного метода познания; происходит разделение сущего на бытие (объект познания) и сознание (субъект познания). В философии Нового времени разум рассматривается как сущностное качество человека; утверждается идея всемогущества человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования.

В результате научной революции XVI-XVII вв. (Галилей, Кеплер, Декарт, Лаплас, Ньютон и др.) сложилась механическая картина мира, в которой природа понималась как громадный механизм; природа не развивается, в ней нет случайностей, действуют строгие "вечные" законы.

В мировоззрении многих философов XVII - XVIII вв., утверждается деизм (лат. Deus – Бог) – учение, согласно которому Бог сотворил природу, наделил ее законами, дал "первотолчок", после чего более не вмешивается в существование мира (Декарт, Лейбниц, Вольтер, Руссо, Толанд, Ломоносов и др.).

В гносеологии Нового времени происходит разделение философов на эмпириков и рационалистов.

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знаний и критерием истины; теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта: "нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в опыте" (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и др.). В тесной связи с эмпиризмом находится сенсуализм – учение, согласно которому источником всех достоверных знаний являются ощущения (Дж. Локк).

Ф. Бэкон, основатель эмпиризма и методологии опытного естествознания, считал, что для познания законов природы необходимо использовать эмпирический и индуктивный методы; он разработал учение об "идолах" – изъянах разума, мешающих познанию ("Новый органон", "Новая Атлантида").

Дж. Локк, основоположник сенсуализма, утверждает, что сознание ребенка есть "чистая доска" (tabula rasa), которая постепенно "покрывается письменами разума", т.е. все знания приобретаются из ощущений и образов памяти, переработанных мышлением ("Опыт о человеческом разуме").

Рационализм (лат. ratio – разум) – направление, противоположное эмпиризму, согласно которому основой наших знаний и критерием их истинности является разум, в котором изначально имеются общие, "врожденные" знания (математические аксиомы, закон причинности и т.п.); опираясь на них, мы получаем новые знания методом дедукции (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.).

Р. Декарт, математик и основатель рационализма, полагал что чувственный опыт не дает достоверного знания; для познания математических законов природы следует отталкиваться от интуитивно ясных, очевидных для разума "врожденных идей". Сомневаться можно во всем, кроме одного – "я мыслю, следовательно, я существую"; отсюда Декарт дедуктивно выводит существование Бога и сотворенного им мира, в основе которого лежат две субстанции – мыслящее сознание и протяженная материя ("Рассуждение о методе", "Размышления о первой философии").

Б. Спиноза выделяет три вида познания: чувственное ("смутное"), рациональное (достоверное), интуитивное (безошибочное). Спиноза развивает монистическое и пантеистическое учение о единой субстанции Бога-Природы как причине самой себя (causa sui, "природа творящая" и "природа сотворенная"), обладающей атрибутами протяженности и мышления: "Бог осуществляется в вещах" ("Трактат об усовершенствовании разума", "Этика").

Г. Лейбниц выделяет два вида истин: "истины факта" (случайные, основанные на опыте) и "истины разума" (врожденные идеи; логика и математика). Он создает плюралистическое учение, согласно которому в основе сущего лежат множество "монад" – простых духовных субстанций, созданных Богом ("простые", "души" и "духи"); Бог установил "предустановленную гармонию" в "наилучшем из возможных миров" ("Монадология", "Теодицея").

В XVIII веке формируется субъективный идеализм – вид идеализма, отрицающий объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание субъекта, его ощущения, восприятия и т.п. (Дж. Беркли, Д. Юм).

Дж. Беркли, родоначальник субъективного идеализма, выдвигает идею "существовать – значит быть воспринимаемым", т.е. мы не знаем ничего кроме наших ощущений, а значит все вещи – лишь, "комплексы наших ощущений" и не существуют вне сознания; такие общие понятия как "материя", "субстанция" и т.п. являются лишь "фантомами сознания". Весь мир, по Беркли, существует лишь потому, что его воспринимает и мыслит Бог.

Д. Юм, основатель агностицизма ("мир непознаваем"), утверждает, что для ума доступны только ощущения, поэтому, люди лишь верят в существование материального мира, но не могут его познать, т.к. он есть совокупность ощущений субъекта; наличие причинно-следственных связей (законов) недоказуемо, в их основе лежит привычка (мы путаем "после" и "по причине" этого). Юм отрицает Бога, полагая, что источник религии – в фантазиях людей.

В области социально-философской проблематики в XVII-XVIII вв. разрабатывается договорная теория происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо).

Т. Гоббс рассматривает государство как результат договора между людьми в целях всеобщего мира и безопасности, положившего конец естественному догосударственному состоянию "войны всех против всех" ("человек человеку – волк"). Граждане сами ограничивают свою свободу и отдают часть своих прав государю и государственным органам, которые обязаны охранять мир и общее благоденствие; лучшая форма правления – монархия ("Левиафан").

Дж. Локк,основоположник доктрины либерализма, утверждает, что в естественном состоянии господствовали отношения "человек человеку – друг"; поскольку все люди равны и независимы, то естественными правами являются право на жизнь, свободу, собственность; лучшая форма правления – это конституционная монархия ("Письма о веротерпимости").

Ж.-Ж. Руссо утверждает, что в "естественном состоянии" не существовало неравенства между людьми; оно появилось с момента возникновения частной собственности на землю, а вместе с ней – рабства и государства. Все люди равны в праве на свободу, поэтому государство возникает в результате общественного договора для достижения между всеми гражданами свободы и равенства ("Об общественном договоре").

Просвещение – эпоха в истории западноевропейской культуры конца XVII– начала XIX вв., которую называют "веком философии", т.к. обсуждение философских и научных проблем вошло в моду. Характерные черты: вера в мощь человеческого разума, который объявляется критерием развития общества и культуры; под культурой понимается лишь духовная культура; ориентация на достижения естествознания, в частности, на механическую картину мира; критицизм, скептицизм и антицерковная направленность, вольнодумство ("Раздавить гадину!" – лозунг Вольтера по отношению к религии).; направленность на человека и изменение социальной действительности.

В XIII веке философы-просветители Франции создают первую научную энциклопедию в 28 томах – " Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел " (Д. Дидро, Д′Аламбер, Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо и др.).

Среди мыслителей XVIII века (в основном во Франции) широкое распространение получил механистический (метафизический) материализм – учение, согласно которому Бога не существует; весь мир – это совокупность материальных тел, движение которых подчиняется законам механики; человек есть природное существо, подчиненное законам природы (Гоббс, Лаплас, Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Д′Аламбер, Кондильяк и др.).

К. Гельвеций утверждает, что природа существует вечно, находится в движении и развитии и на определенном этапе обретает способность ощущения.

Д. Дидро обосновываетидею о том, что материя – это единственная субстанция, которая сама в себе имеет причину, законы и источник движения.

П. Гольбах в труде "Система природы" утверждает, что все явления и силы природы можно объяснить, сведя их к различным формам и законам механического движения (механистический редукционизм).

П. Лаплас,утверждает, чтов природе нет случайностей, т.к. все в ней подчиняется "жестким" законам механики; Солнечная система произошла путем сгущения частиц в первоначальной туманности (гипотеза Канта – Лапласа); значения координат и импульсов всех частиц Вселенной в данный момент времени однозначно определяют ее состояние в прошлом и будущем (лапласовский детерминизм); Бога не существует.

Ж. Ламетри вработе "Человек-машина" трактует душу как материальный "двигатель" живого организма (различие между человеком и животным для него лишь количественное – в размерах и структуре мозга).

Немецкая классическая философия – этап развития европейской философии конца XVIII – первой половины XIX вв., вершина европейской рационалистической мысли (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах).

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, в первый период своего творчества (докритический) выдвинул небулярную теорию происхождения солнечной системы из газообразного облака пыли; во второй период (критический) он разрабатывает проблему нахождения всеобщих и необходимых оснований познания и границ человеческого разума ("Критика чистого разума") и проблему оснований этико-гуманистических ценностей ("Критика практического разума"). Кант поставил в центр философии познающего субъекта ("что я могу знать?"). В познании Кант выделил два вида бытия – "вещь-в-себе" (мир до познания) и "явление" (мир в сознании субъекта). Получение научных знаний возможно на уровне трансцендентального субъекта, обладающего априорными (доопытными) формами познания – пространством и временем (врожденные формы чувственности), понятий и категорий (врожденные формы рассудка); априорный синтез чувственности и рассудка дает знание ("ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты"). Разум есть способность к умозаключениям об идеях – понятиях о безусловном (идеи Бога, души, мира в целом). Признавая наличие Бога, Кант обнаруживает, что в сфере теоретического разума невозможно доказать его существование (антиномии чистого разума). Это – вопрос веры и практического (этического) разума в сфере нравственного поведения. По Канту мораль абсолютна и основана на совести и "нравственном законе в груди каждого". В основе этики Канта лежат две идеи – долг перед людьми и безусловная самоценность человека, зафискированные в категорическом императиве: "человек должен быть целью, а не средством для реализации чьих-то целей"; "поступай так, чтобы мотив твоего поступка мог стать законом для всех".

Г. Гегель создает систему абсолютного идеализма, посредством метода идеалистической диалектики; разрабатывает диалектику как учение о законах развития бытия ("Феноменология духа", "Наука логики" и др.). Согласно Гегелю, все сущее – это процесс саморазвития Абсолютной идеи (Мирового разума): "Все действительное разумно, все разумное – действительно", т.е. все, что есть истинного становится таковым через идею (идея тождества бытия и мышления). Абсолютная идея, стремясь к самопознанию, проходит через три этапа саморазвития: логику (система идеальных понятий), природу (материальное инобытие) и дух (человеческая культура). В истории человечества Абсолютная идея возвращается сама к себе (в искусстве, религии и философии). Гегель понимал историю как закономерный процесс освобождения человека, осознание им собственной свободы на трех стадиях: восточное общество (все рабы), греко-римский мир (некоторые свободны) и германо-христианский мир (все свободны). Гегелю принадлежит известное изречение: "Каждый народ достоин своего правителя".

Л. Фейербах разрабатывает учение антропологического материализма, в котором утверждает реальность лишь природы и человека, сущность которого заключена в разуме, воле и сердце (чувстве). Критикуя христианство, он утверждает, что Бог – это плод фантазии, в котором человек "объективирует свою сущность", лучшие качества человеческого рода. Фейербах выступает за "новую религию счастья" как любовь человека к человеку.

Марксизм – философско-идейное течение, основанное К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в., которое включает диалектический материализм (учение о природе, познании и человеке) и исторический материализм (учение об обществе и его истории).

Диалектический материализм появляется, с одной стороны – как материалистическая переработка Марксом и Энгельсом идеалистической диалектики Гегеля, а с другой – как диалектическая переработка метафизического материализма Фейербаха. Основные идеи: материя первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи; сознание есть свойство высокоорганизованной материи; Бога нет; материя находится в вечном движении, развитии, которое идет по законам диалектики; познание есть отражение в сознании внешнего мира; критерием истины является общественная практика; человек отличается от животных прежде всего способностью к труду; сущность человека социальна ("совокупность общественных отношений").

Исторический материализм – марксистское учение об обществе и его развитии в соответствии с законами материалистической диалектики. Основные идеи: бытие определяет сознание; "базисом" общества является способ производства (единство производительных сил и производственных отношений), который определяет политическую и идеологическую "надстройку"; критерием общественного прогресса является уровень развития производительных сил общества; единство базиса и надстройки определяет общественно-экономическую формацию (первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую); движущими силами истории выступают развитие производительных сил и социальные революции, возникающие как результат противоречия между производительными силами и производственными отношениями; революции – закономерны, это "локомотивы истории" (Энгельс), т.к. они ведут к переходу от одной общественно-экономической формации – к другой. Смысл истории человечества – в переходе к коммунизму как всеобщему равенству на основе всеобщего изобилия.

К. Маркс ввел понятие "общественно-экономической формации" – конкретно-исторического типа общества (их последовательная смена и есть общественный прогресс); выделил в ее структуре "базис" и "надстройку"; выдвинул тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию; трактовал сущность человека как "ансамбль общественных отношений"; полагал, что развитие общества определяется, прежде всего, материальным производством; считал источником всякого отчуждения частную собственность на средства производства ("Философско-экономические рукописи", "Капитал", "Нищета философии" и др.).

Ф. Энгельс полагал, что основным способом существования материи является движение; разработал трудовую теорию происхождения человека; считал, что насилие есть неотъемлемый элемент социального прогресса ("Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Л.Фейербах и конец немецкой классической философии" и др.).

Тема 8. Современная зарубежная философия

Для современной философии (конец XIX – XXI вв.)характерно расширение поля философствования за счет включения в него проблематики культурного, экзистенциального, исторического, языкового, практического характера, которая является определяющим фоном этой философии. Философия XX-XXI вв. наиболее тесно связана с наукой. Выделяют две традиции по отношению к науке (лат. scientia): 1) антисциентистскую (иррационализм, экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология, персонализм, неотомизм, герменевтика, структурализм, постмодернизм) и 2) сциентистскую (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, неокантианство, феноменология, прагматизм).

Неклассическая философия возникает в связи с именами А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора и Ф. Ницше во второй половине XIX в. как реакция на излишнюю рассудочность (панлогичность) классической философии; отказывается от признания разумных оснований мира и выдвигает на первый план иррациональные моменты – волю, страсть, переживание, хаос, жизнь, энергию.

В философии иррационализма утверждаетсяпримат неразумного начала (воли, хаоса, жизни, страсти, эмоций, бессознательного и т.п.), которое кладется в основание как самого мира, так и его понимания (интуиция, фантазии, мистическое озарение). Иррационализм оформляется в конце XIX – начале XX вв. (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Шпенглер, Бергсон и др.).

Шопенгауэр А., родоначальник иррационализма, полагает, что мир есть воплощение Мировой воли – неразумной, вечно неудовлетворенной, "неисповедимой силы", космической первоосновы. Его философия проникнута волюнтаризмом и пессимизмом. В центр философии он ставит проблему смысла жизни и смерти: жизнь человека и мира есть постоянная неудовлетворенность и страдание; поэтому смысл жизни – в отказе от собственных желаний через самоограничение и сострадание ("Мир как воля и представление").

Кьеркегор С., датский философ, утверждает, что истина обретается человеком в переживаниях своего существования как бытия "лицом к смерти", в постоянном духовном напряжении и страдании. По его мнению, есть три стадии бытия человека: эстетическая (наслаждения); этическая (осознание свободы и ответственности); религиозная (раскаяние перед Богом).

Ницше Ф.,разрабатывает "философию жизни", утверждая, что мир не есть разумная гармония, а стихийная, вечно повторяющаяся, возвращающаяся жизнь, в основе которой лежит "воля к власти", стремление всего живого к самоутверждению. Он заявляет, что европейская цивилизация основана на ложных ценностях (сострадание, милосердие и т.п.) и заявляет о необходимости "переоценки ценностей" ("Бог умер!"). Ницше противопоставляет "человека массы" и "сверхчеловека" – аристократа духа, воина и поэта, свободного от рабской морали общества, нигилиста, жаждущего жизни и власти.

Экзистенциализм (позднелат. exsistentia – существование) – одно из крупнейших направлений философии ХХ в., возникшее накануне Первой мировой войны. Экзистенциализм утверждает свободу человеческого существования, право человека выбирать и творить свою сущность. Идейные источники экзистенциализма: иррационализм, философия жизни, герменевтика, феноменология.Согласно экзистенциалистам, человеческое бытие трагично, человек обречен на одиночество и бессмысленность существования; смысл жизни определяется только самим человеком; человек обретает свою сущность, уже существуя ("существование человека предшествует его сущности"); человек ответственен не только за себя, но и за других людей, "возможного человека"; истина – это характеристика психологического состояния личности ("жизненная правда"). Для экзистенциализма характерны идеи свободы человека ("человек – это свобода!"), приоритета индивидуального бытия над социальным (индивидуализм). Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический, секулярный экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер).

Ясперс К. полагает, что человек открывает смысл своего существования в "пограничных ситуациях" (болезнь, смерть близких людей и т.п.), когда происходит крушение привычных "шифров", озарение экзистенции (свобода) и "онемение" в переживании трансцендентности Бога ("Existenzphilosophie").

Хайдеггер М. полагает, что существование человека – это "забота", "заброшенность вперед", "бытие к смерти", временность; экзистенция человека есть покорность и открытость историчности истинного бытия, которое невыразимо в словах, но может переживаться человеком ("Бытие и время").

Сартр Ж.-П. заявляет, что человек должен испытывать "тошноту" к природному, несвободному миру; человек возникает из ниоткуда и уходит в никуда; он – "ничто", свобода и может победить бессмысленность, абсурдность мира – по своей воле сотворить себя ("Экзистенциализм – это гуманизм").

Камю А. полагает, что человеческое существование абсурдно, бессмысленно и безнадежно; мир глух к свободе и желаниям человека; позиция "бунтующего человека" – достойно встретить бездушность мира и гордо выдерживать абсурдность жизни ("Миф о Сизифе").

Психоанализ – теория и метод лечения психических заболеваний и расстройств, разработанные З. Фрейдом.

Фрейд З. утверждает, что в основе поведения человека лежат бессознательные биологические влечения – сексуальный и агрессивный инстинкты. Он разрабатывает модель психики человека, которая состоит из Оно (бессознательная энергия), Я (сознание) и Сверх-Я (социальные нормы). Сверх-Я не дает человеку удовлетворять стремление к удовольствиям, что приводит его к состоянию невротической личности с набором психологических защит (вытеснение, сублимация, рационализация и т.п.). Фрейд обосновывает репрессивный характер культуры по отношению к человеческой природе.

Сторонники фрейдизма разрабатывают идею о том, что в основе жизнедеятельности человека лежат биологические потребности и инстинкты человека: стремление к самоутверждению (А. Адлер), коллективное бессознательное и его архетипы (К.-Г. Юнг), первичная "травма рождения" (О. Ранк) и др.

Юнг К.-Г., выдвинул теорию "коллективного бессознательного" (общей памяти всего человеческого рода, хранящейся в душе каждого), а также сформулировал идею архетипов – общечеловеческих бессознательных структур-первообразов, носящих мифологический и символический характер.

Представители неофрейдизма стремились превратить фрейдизм в социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения З. Фрейда (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.).

Эрих Фромм утверждает, что разрыв единства человека с природой, жажда новой гармонии взамен утраченной порождают экзистенциальные противоречия: между жизнью и смертностью человека, между его возможностями и пределами их реализации ("Иметь или быть", "Бегство от свободы").

Философская антропология – направление в философии ХХ в., в котором в центр размышлений была поставлена проблема познания сущности человека во всей полноте его бытия через соединение различных сфер постижения человека (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер, Э.Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.).

Герменевтика (греч. hermeneutike – толкование) – направление современной западной философии, в котором обосновывается понимание как условие и метод познания социального бытия и другой индивидуальности, выраженные в тексте (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей). Философская герменевтика видит процесс понимания как бесконечный (принцип "герменевтического круга"). Первый этап истории герменевтики – античность (искусство толкования воли богов, знамений) и средние века (экзегетика как толкование Священного Писания). В ХХ в. преобладает понимание герменевтики как порождения новых смыслов в диалоге традицией (П. Рикер, Г. Гадамер, Ю. Хабермас).

Структурализм – направление в философии ХХ в., изучающее инвариантные отношения (структуры) в динамике различных систем: лингвистических (Соссюр), текстовых, культурологических (Леви-Стросс, Барт, Фуко, Лакан), социально-политических (Деррида, Эко, Делез, Бодрийяр) и др. Структурализм рассматривает все культурные феномены сквозь призму языка, семиотики, изучающей строение знака и механизмы означения.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...