Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этика выделилась в относительно самостоятельную науку в конце XV в Мораль очень тесно связана со всеми сторонами общественной жизни, поэтому многие науки каким-либо образом затрагивают ее проявления Знание о морали формируется в процессе деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, богословов, социологов и других ученых, занимающихся изучением человека
Этику часто называют нравственной философией Это вовсе не случайно, так как эта наука, как и многие другие, выделилась именно из философии, которую с античности принято разделять на онтологию (науку о бытии), гносеологию (науку о познании) и науку о морали
Решая свои вопросы, этика пересекается как с другими разделами философии, так и с психологией, особенно если анализируются нравственные качества Этика традиционно связана с богословием и религиозной философией
Религия всегда скептически относилась к проблемам морали Происхождение морали нельзя объяснить без таких наук, как история, социология, а также биология В нравственном мире личности человека сложно разобраться без помощи педагогики и психологии Эти науки прежде всего помогают определить мотивы поступков и дают ценные рекомендации для воспитателей Благодаря непосредственному пересечению с другими науками становятся проще и доступнее многие аспекты нравственного I поведения людей в обществе В итоге можно
Этика содержала нормативные программы, которые были призваны подчинить конкретного человека абстрактному, вступали в конфликт с реальными индивидами, настоящая жизнь которых не умещалась в предлагаемые нормативные рамки Таким образом, этика ставила такие нормы, достичь которых реальный человек был не в состоянии Поэтому этика обрекала себя на практическую бесперспективность, на невозможность достижения реальных результатов Этика рисковала остаться чем-то недосягаемым и неосуществленным как человеком, так и обществом
Противоречие между претензиями этики на роль практической философии и ирреальностью выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в Новое время
Профессионально-философская этика оказалась перед выбором между возвышенными, но нереальными идеалами и реальной, но не привязанной к моральным достоинствам жизнью В результате выбора профессиональная этика избрала предметом своих изучений жизнь, подвергнув критике мораль как отчужденную от индивидов и враждебную им форму сознания
Данное направление получило название этического антинормативизма Особый вариант антинормативизма заключается в концепции позитивистской философии Она (в частности, в ее неопозитивистском варианте) отказывает моральным нормам в научной санкции, возводя непреодолимую логическую пропасть между фактами и ценностями
щить Мораль — это одновременно и задача, при решении которой требуется применить теоретические размышления Мораль — это тот стандарт поведения, чувств и мыслей, который общество ставит перед человеком Мораль — это то, чего невозможно достичь, но к чему нужно стремиться Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением
Этика призвана предложить свою собственную модель нравственности Философы-моралисты в этом отношении представляются архитекторами, делом которых является «строительство» основ морали и нравственности
Мораль может быть представлена в двух различных обличьях
1) в качестве характеристики личности, совокуп
ности моральных качеств, добродетелей, на
пример правдивость, честность, доброта,
2) в качестве характеристики отношений между
людьми, совокупности моральных норм (тре
бований, заповедей, правил), например «не
лги», «не кради», «не убий»
Поэтому мораль можно разделить на две категории
1) моральное измерение личности,
2) моральное измерение общества
Явления, осмысливаемые в этике, очень
сложны, многоаспектны, прочно связаны с тончайшими оттенками человеческих чувств и отношений, поэтому дефиниция любого из них не может вместить в себя всех его характеристик, без которых оно теряет свою уникальность
говорить о том, что различные науки во многом определяют ценности нравственной жизни Наряду с этим перед этикой существуют следующие задачи
1) определение сущности морали,
2) исследование морали с применением раз
личных наук
Очень долгое время между различными мыслителями существовал спор стоит ли признавать этику наукой В основе этого спора лежало утверждение, что ценности, изучаемые этикой, не являются прерогативой науки В качестве ответа на это заявление можно привести слова английского философа и математика Б. Расселла «Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что такого рода вопросы не решаются с помощью интеллекта»
Нравственный мир человеческой личности слишком противоречив, проникает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, слишком динамичен, чтобы его можно было «сфотографировать» при помощи какой-то математической формулы или загнать в некие рамки
В осмыслении нравственной жизни важную роль могут играть:
1) чувство,
2) вера,
3) художественный или религиозный образ
Этика не только предписывает, как поступать
в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека
подходы к определению и пониманию морали, часто выделяют такие главные направления, как натуралистическое и идеалистическое,
в котором различают течения субъективно-идеалистического, объективно-идеалистического и религиозного характера
Натуралистическое направление объединяет стремление объяснить мораль и высшие нравственные ценности с учетом природы человека, которая рассматривается преимущественно в биопсихологическом плане Мораль, определяемая этой природой, должна быть адекватной формой ее проявления
Натуралистический подход распадается на несколько течений, в основе которых лежит более конкретное упоминание источника морали эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм — с удовольствием, наслаждением, утилитаризм — с пользой, выгодой
На некотором этапе развития этики как науки складываются такие методологические ориентации исследования, которые способны выходить за пределы двух основных направлений
Данная типологизация методов исследования этических систем не считается единственно возможной При изучении методов следует иметь в виду, что отнесение мыслителя в области этики к тому или иному направлению часто бывает условным Заявляя, например, о своей приверженности конкретной традиции и разделяя ее основные взгляды, философ своим творчеством не только выходит за ее границы, но и способен разрушить ее фундамент
5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!