Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Будучи сложным общественным образованием, мораль имеет свою структуру Структура морали складывается из нескольких элементов Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и моральную деятельность Современная этика добавляет к ним еще и моральные отношения
Моральная деятельность — это поступки с точки зрения их содержания и мотивации (то, как принято поступать в том или ином обществе, нравы людей)
Моральные отношения — это различные долженствования и требования, регулирующие моральную деятельность (норма морали, долг, ответственность, совесть)
Моральное сознание — это отражение моральных отношений в виде соответствующих Представлений (нормы, принципы, моральный идеал, понятия добра и зла)
Легко увидеть, что между всеми перечисленными элементами морали существует тесная взаимосвязь и происходит активное взаимодействие отношения регулируют деятельность, а сознание отражает отношения
Каждый из элементов морали также имеет свою собственную структуру Первичными элемен-тами морального сознания являются нравственные чувства и эмоции
Нравственные эмоции — это эмоции одобрения, осуждения, удовлетворения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия
Чувства — более устойчивые субъективные состояния любовь ненависть
ИДЕАЛ
Значение морали в жизни общества и отдельной личности очень велико Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно определить для чего она существует, какие выполняет функции
1 Гуманизирующая функция. Мораль при
поднимает нас над собственной сегодняшней
ограниченностью, создает ориентир человечно
сти В моральном поведении человек может пре
одолеть свою несовершенную человеческую
природу добрым может быть и калека Любую
«природу» мораль очеловечивает Если мир, кос
мос сами по себе ни добры, ни злы, то моральное
сознание и на них стремится распространить
понятие добра, сделать мир добрым для челове
ка, соразмерным человеку, уютным для осмыс
ленного проживания
2 Регулятивная функция. Мораль форми
рует в каждом человеке способность относи
тельно самостоятельно вырабатывать и направ
лять свою линию поведения без повседневного
внешнего контроля
3 Ценностно-ориентирующая функция.
Как уже было показано, моральная регуляция
состоит в том, что личность самостоятельно
ориентируется по нравственным ценностям
Мораль содержит жизненно важные для чело
века ориентиры — это представления о смысле
жизни, предназначении человека, ценности
всего человеческого, гуманного Они необхо
димы для того, чтобы придавать повседневно
сти нашего бытия высший смысл, задавать его
идеальную перспективу
Определить этический идеал можно в нескольких смысловых аспектах
1) идеал — это наиболее общее, абсолютное,
нравственное представление о благом и долж
ном,
2) идеал—это образ совершенства в отношениях
между людьми или такое устройство общества,
которое обеспечивает это совершенство,
3) идеал — это высший образец нравственной
личности
Универсальное определение этического идеала можно дать, основываясь на всех вышеперечисленных особенностях этого понятия Это представление о нравственном совершенстве, чаще всего выражающееся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом
При рассмотрении понятия этического идеала одной из главных проблем становится соотнесение идеала и действительности Можно выделить два подхода к решению этой проблемы натуралистический и трансценденталистский
В рамках первого подхода природа идеала определяется следующим образом
1) идеал — это результат обобщения человече
ских потребностей,
2) результат обобщения содержания норм и пра
вил или отвлечения этого содержания от кон
кретных задач действия, т е выполнение нор
мы, является исключительно результатом
выбора свободной воли человека,
3) идеал — это требование или ценность, рас
крывающие перед человеком более обшир
ные перспективы
Норма морали — это элементарная форма нравственного требования, прямое указание по поводу поведения
Моральное качество — это требование к душевному складу личности, а не только к поведению, т е более сложная форма морального сознания
Моральный принцип — это требование, сформулированное в понятийной форме, имеющее теоретическое, а иногда практическое обоснование
Нравственный идеал — стратегическая цель нравственного развития, выступающая как требование
Высшая моральная ценность — это понятие, имеющее регулятивный характер, определяющее моральную жизнь и делающее возможным моральное поведение
Все эти формы морального сознания объединены в логически упорядоченную систему, позволяющую не только предписывать, но и определенным образом оценивать, а также мотивировать моральное действие
Свою структуру имеет и моральная деятельность Здесь можно выделить следующие элементы мотив, поиск средств, решение и действие Мотив — это фиксация цели предполагаемого поступка Поиск средств заключается в подборе механизмов для реализации этого поступка Решение предполагает стратегию ожидаемого поведения Наконец, действие представляет собой процесс, разворачивающийся в практической реальности и носящий необратимый характер
Основными специфическими чертами морали являются следующие
1) императивность — свойство морали требо
вать определенного поведения Это указание
на то, каким оно должно быть Требования
морали принимают форму безличного дол
женствования, равно обращенного ко всем, но
ни от кого не исходящего повеления,
2) универсальность морального требования
Мораль не дает человеку конфетных рекомен
даций, как ему поступать в каждом конкретном
случае, а формулирует свои требования уни
версально (делай добро возлюби ближнего
своего так, как самого себя) Сохраняя свою
форму, моральные требования проявляются
всякий раз по-разному, т е содержание ме
няется в зависимости от обстоятельств,
3) не заинтересованность морального моти
ва моральным можно считать только такой
поступок, который совершается бескорыстно,
не требуя никакого материального вознаг
раждения Это свойство морали создает че
ловеку перспективу духовного развития, под
нимая его в своих собственных глазах,
4) свободная причинность: выступая причи
ной человеческих поступков и ограничивая
этим его свободу мораль требует от челове
ка свободного поведения (если поступок со
вершен не свободно его нельзя признать
моральным) Таким образом мораль мыс
лится лишь при допущении возможности су
ществования свободной воли
Легко увидеть, что в силу своих специфических черт мораль значительно отличается от других явлений духовной жизни
Легко увидеть, что представители этого подхода видят основу идеала в природной или социальной реальности
При трансценденталистоком подходе идеал рассматривается как некая субстанция, существующая отдельно от реальности в нравственном опыте
Необходимо знать, что, помимо понятия нравственного идеала, существует понятие личного морального идеала Личный моральный идеал человека — это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он имеет определенные аспекты
1) чувственно-эмоциональный (представление
о собственном счастье),
2) понимание цели и смысла жизни,
3) мотивы деятельности,
4) отношение к другим людям
Формирование идеала — это процесс пре
вращения офужающей среды во внутренний мир
личности В его основе лежит индивидуальная нрав
ственная программа или положительный пример
Идеал играет огромную роль в жизни человечества, выполняя следующие функции
1) определение цели нравственной деятельно
сти человека,
2) побуждение человека к нравственным поступ
кам,
3) объединение должного и сущего,
4) определение морального облика человека
Понятие морального идеала тесным образом
связано с понятием социального идеала Он имеет следующие особенности
1) определяет образ жизни и деятельности об
щества,
2) включает моральные установки, определяя
нравственную ориентацию общества
4 Познавательная функция. Моральное
сознание видит мир через призму добра и зла,
долга и ответственности Это не объективно-
научное исследование мира как он есть, а пости
жение человеческого смысла явлений
Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни
5 Воспитательная функция. Нравствен
ное воспитание всегда считалось основой вся
кого другого Нравственность не столько при
учает к соблюдению свода правил, сколько
воспитывает саму способность руководство
ваться идеальными нормами и высшими сооб
ражениями При наличии такой способности
к самоопределению человек может не только
выбирать соответствующую линию поведения,
но и постоянно развивать ее, т е самосовер
шенствоваться Все конкретные достоинства,
которые мы находим у нравственно воспитан
ной личности, проистекают из фундаменталь
ной ее способности поступать так, как должно,
исходить из ценностных представлений, сохра
няя при этом свою автономию
Следует отметить, что выделение определенных функций морали является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на человека
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!