Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Документальное оформление оплаты труда. 4 страница



Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ, при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

В политической практике социал-демократы взяли за основу своей программы концепцию “демократического социализма”.

К началу 90-х годов в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них - правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.

Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, социализм станет заметной силой XXI века, если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения, спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.

Лекция 8 Политическая культура общества.

1. Концепции политической культуры.

2. Уровни и типологии политических культур.

3. Факторы воздействия политической культуры.

Понимание реальной политической жизни любого общества невозможно без изучения политической культуры. Она во многом объясняет особенности конкретной политической системы, ее истоки, господствующий политический режим, поведения отдельных граждан и социальных групп, динамику политических процессов.

Политическая культура оказывает действенное влияние на поведение людей и деятельность организаций и институтов власти, во многом определяет оценку населением внутренней и международной политики, осознание гражданином своего места в роли политической жизни общества. В этом смысле знание политической культуры позволяет прогнозировать развитие политических процессов в стране.

Учет политической культуры общества важен при разработке общеполитического курса и принятии конкретных политических решений. От ее состояния и уровня развития во многом зависит, примет ли население данный курс по внутреннему убеждению как выражение своих надежд и устремлений, или проявит полное безразличие, оказывая тем самым пассивное сопротивление. Изучение политической культуры общества позволяет выявить социально-психолгический и социально-политический механизм стабилизации политической системы, а также ее слабые элементы. В современной западной политологии подчеркивается роль политической культуры в способности предсказывать политическое поведение людей, а стабильность политической системы связывается с политическими ориентациями граждан.

В каждом современном обществе, как следствие его социальной неоднородности, возможны проявления контркультуры, которая направлена против системы власти, господствующих в обществе политических идеалов и ценностей. Это является закономерным выражением политического плюрализма общества. Изучение контркультуры важно для предупреждения ее влияния на стабильность общественной жизни.

Развитие различных концепций политической культуры началось в середине Xx века как отражение представлений ученых о социокультурном содержании политических процессов.

Сам термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер еще в XVIII веке. В современной же политологии концепцию политической культуры разрабатывали американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай и другие.

Теория политической культуры возникла на стыке различных наук – философии, социологии, психологии, представители которых пытались преодолеть формальные способы ее изучения. Этим во многом объясняется наличие разных трактовок понятия «политическая культура».

Психологические трактовки этого понятия делают акцент в его содержании на совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Например, С. Верба считает политическую культуру элементом политической системы, обеспечивающим «субъективную ориентацию политики», включающим поэтому в себя совокупность практических убеждений, символов и ценностей.

Отожествление политической культуры и политической системы также встречается в политологии (например, Д. Мервик). Некоторые концепции включают в политическую культуру и национальный характер, и отношение государства к гражданам, политическое сознание в целом (Л. Дитлер).

В современной политологии принята систематизация концепций политической культуры, предложенной Д. Каванахом.

1. Психологические интерпретации политической культуры, определяющие ее как совокупность внутренних ориентаций человека (т.е. сфера политического сознания и психологии).

2. Технологические интерпретации, включающие в политическую культуру установки и формы политического поведения.

3. Объективистские определение политической культуры через нормы и образцы поведения граждан.

4. Нормативные интерпретации политической культуры как модели желательного политического поведения и мышления.

Несмотря на различие всех подходов к определению политической культуры они однозначно подчеркивают направленность ее на субъект политической деятельности.

Это дает возможность определить политическую культуру как кодекс поведения гражданина, стиль его деятельности в политическом процессе, обусловленный ценностными представлениями о политических явлениях.

Структура политической культуры состоит из следующих элементов.

1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических (научных) и практических, получаемых через различные средства информации, причем необходимо их сочетание: теоретические знания без информации, как информация без научного ее осмысления не позволяют понять сложные явления политики.

2. Культура политического мышления включает способности анализировать сведения и события, давать им правильную оценку и формировать свое отношение к ним, принимать решение об участии в политических действиях.

3. Культура политических чувств предполагает у субъектов политики наличие не только хладнокровия, настойчивости, выдержки, но и жестокости, грубости. В конкретной политической деятельности постоянно складываются ситуации, в которых такие чувства служат механизмом поведения, регулятором деятельности групп и лидеров.

4. Культура политического поведения складывается в целом на основе политических традиций, господствующих в данном обществе. Она в определяющей степени зависит от культуры политического мышления, политических знаний и чувств, а также особенности их воплощения в индивиде в форме политических ориентаций.

Политическая культура имеет несколько уровней функционирования ценностных отношений.

1. Мировоззренческий, общекультурный уровень - выработка общекультурных ориентации, отношения к власти в целом, отношения к идеологии, насилию и свободе, политическим явлениям.

2. Уровень политической культуры, характеризующий отношение к власти как центру господства и принуждения, отношение к своим гражданским правам и государству. Например, внутреннее убеждение гражданина в справедливости тоталитарной власти государства над личностью является, как правило, более значимым для него, чем партийные и групповые пристрастия. Для подтверждения того достаточно вспомнить как легко объединяются в сегодняшней России коммунисты, демократы социал-патриоты в оценке многих государственных проблем. Их часто объединяет этатическое понимание государственной власти.

3. Уровень политической культуры, показывающий конкретное отношение гражданина к политическим явлениям и процессам. Например, к деятельности президента, политическим партиям, нациям и т.д.

Под воздействием различных факторов политической вырабатывает свойства, имеющие и всеобщее, и групповое значения как для отдельных стран, так и социальных групп и регионов. Это стало критерием принятой в политологии типологии политических культур.

Патриархальный тип политической культуры отличается безразличием население к политической жизни. Этот тип, распространенный в средневековье, сегодня характерен для слаборазвитых стран, где население неграмотное.

Тоталитарный (подданнический) тип, характеризующийся сильной ориентацией граждан на политические институты (государство, партия), отстранением масс от политики. При этом допускается некоторая возможность их участия в политической жизни, инспирируемая властью для поддержки ее курса. Типичный пример – СССР.

Активистский тип политической культуры, наиболее распространенный сегодня в развитых демократических странах, отличается активным участием граждан в политической жизни, которая реализуется в различных формах деятельности субъектов политики. Например, участие в выборах, демонстрациях и т.п.

Помимо общезначимых типов политических культур, которые в реальной жизни в чистом виде не проявляются, существуют субкультуры.

Субкультура - такое образование политической культуры общества, которая характерна лишь для отдельных социальных, региональных, этнических, религиозных и других субъектов политики. Субкультуры отличаются различными взглядами на власть и государство, разным отношением к правящим элитам, образцами политического поведения и участия в управлении и др.

Субкультуры отличаются друг от друга как по принципиальным, в том числе и идеологическим, так и по второстепенным чертам. Например, незначительные различия в политическом мышлении, ориентациях и деятельности жителей Москвы и Таганрога. Существенны различия субкультур граждан России и США.

Большую роль в становлении субкультур играют традиции. Например, для США традиционно уважение к закону и легитимным формам политической деятельности. В ряде стран одной из политических ценностей является личность короля.

В СССР утвердился примат общественных интересов над личными, тотальный контроль государства над политической деятельностью субъектов, правовой нигилизм, непримиримость к нетрадиционным взглядам. Эти негативные качества политической культуры населения нашей страны тормозят сегодня процесс демократизации.

Поскольку наличие нескольких политических субкультур - явление обычное в силу объективной разнородности общества (негры и белые, жители города и деревни и т.п.), то практически в любом обществе возникает проблема их совместимости и согласования интересов, что важно для обеспечения общественного консенсуса, и, следовательно, стабильности системы.

Воздействие политической культуры на политическую жизнь общества обусловлено факторами, влияющими и на ее развитие. К ним относятся идеология, идеи законности, средства массовой информации, национальный фактор и уровень образования граждан.

Воздействие идеологии является важнейшим. Различные типы идеологий (религиозная, политическая идеологии) способны оказывать значительное воздействие на умы людей, становясь основой массового сознания и политического поведения граждан. Но принятие или непринятие той или иной идеологии должно осуществляться добровольно. Возможное появление нескольких идеологий в одной стране оказывает сильное воздействие на формирование в ней нескольких субкультур.

Важным фактором, влияющим на политическую культуру, является принятие народом идеи законности, уважения к закону. Нарушение законности (непринятие ее) индивидами может привести к анархии в стране, а нарушение законности со стороны власти - к произволу. Вспомним массовые репрессии, политические преследования в СССР.

Воздействие средств массовой информации на развитие политической культуры чрезвычайно высоко. Они способствуют пониманию массами проблем политической жизни страны, формированию отношения к политическому курсу правящей элиты, что ведет к осознанной политической деятельности граждан.

Важную роль в формировании политической культуры играет национальный фактор. Участие в борьбе за создание национальных государств, политическую и культурную независимость и равноправие способствует у этнических общностей формированию национального самосознания как основы их политической культуры. Национальный фактор может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на политическую культуру этноса. Это зависит от характера его проявления. Например, события в Чечне изменили ценностные ориентации в политическом сознании не только её народа.

Религиозный (конфессиональный) фактор так же влияет на формирование и развитие политической культуры. Это влияние несомненно и неоднозначно. С одной стороны, в настоящее время лидеры разных конфессий распространяют идеи свободы совести, идеи борьбы за мир, выполняют миротворческую миссию (поездки римского папы в "горячие" точки планеты, визиты российского патриарха в страны ближнего зарубежья и т.д.).

С другой стороны, появляются и доходящие до войны противоречия между народами с разными религиями (Индия‑Пакистан, Иран‑Ирак). Учитывая сказанное, подходить к оценке воздействия религии на формирование политической культуры следует конкретно-исторически, оценивая её реальную миссию.

Образование населения так же воздействует на развитие политической культуры. Высокий уровень образованности населения способствует приобщению к ценностям и идеалам общества, включению индивида в политическую жизнь, тем самым способствуя усилению его воздействия на политическую культуру.

На всех стадиях своего развития политическая культура общества выполняет наряду с функцией воспитательной, свою важнейшую функцию – политическую социализацию личности - вхождение человека в политическую жизнь, в отношения власти. Это осуществляется путём усвоения господствующих в данной политической культуре норм, ценностей, ориентиров и образов политического поведения. Политическая социализация - сложный процесс. С одной стороны она фиксирует переход требований политической системы (через политическую культуру) во внутренние убеждения личности (в виде норм, ценностей и т.п.), а с другой - показывает, как личность их освоила, что проявляется в формах её политического поведения.

Политическая культура формируется десятилетиями. Она является результатом изучения политических процессов и выводов из их анализа. Важную роль в формировании политической культуры, политического сознания должна принадлежать деятельности различных институтов общества, их борьба с догматизмом и волюнтаризмом. Политическая культура утверждается как фактор стабилизации политической системы только в том случае, если в основе политической деятельности людей, особенно политических лидеров, будут знания политической науки. Их дела не должны расходиться с лозунгами.

В заключение лекции необходимо вспомнить, что в формировании политических ценностных ориентаций личности, в приобщении к государственной политической культуре важное значение имеют символы политической культуры: флаг и герб страны, национальный гимн, столица и другие (например, Колумбия в США, Москва - в России и т.п.).

Лекция 9 Политическое лидерство.

1. Определение лидерства в современной политологии.

2. Качества политического лидера.

3. Типология политического лидерства.

Феномен лидерства – один из самых популярных объектов изучения в политологии. Проблема лидерства связана с оценкой роли личности в истории, культуре, политике и других сферах общественной жизни, которые неизбежно порождают своих лидеров. Они становятся во главе различных процессов и явлений благодаря особому складу своей личности и своим действиям.

Попытки осмыслить сложный и важный для общественной жизни феномен лидерства предпринимались издавна. Ещё античные историки Геродот и Плутарх видели в политических лидерах творцов истории, единолично решающих судьбы целых народов.

В трактовке Н. Макиавелли (16в.) политический лидер – это государь, представляющий собой всю страну. Его главная задача – сплотить общество в единое целое, используя при этом для поддержания порядка в нём и своего господства любые средства. Практические советы, которые он предлагает, основаны на использовании силы, коварства, обмана и подкупа. Высоко ценил их, например, Наполеон. Они не потеряли значения и для политических лидеров современности.

Выразителями волюнтаристской теории лидерства, основы которой заложены античными историками, стали в 19в. Т. Карлейль и Р. Эмерсон. Они рассматривали историю как результат деятельности выдающихся личностей – лидеров. Сама масса населения не способна существовать без руководства выдающихся индивидов, наделённых божественным провидением.

Интересна концепция лидерства, разработанная Ф. Ницше на основе учения Дарвина о происхождении видов. Ницше обосновывает его учением необходимость формирования сверхчеловека – лидера. Такой человек – высший биологический тип, он настолько же совершеннее обычного человека, насколько последний совершеннее обезьяны. Это сильная, волевая личность, живущая вне норм существующей морали. У него совершенно иное понимание добра и зла: он жесток к обычным людям и дружелюбен в отношениях с равными себе.

Теория Ницше оказала заметное влияние, как на последующее развитие концепции личности, так и на практику.

Основоположник теории социализации Г. Тарц доказывает, что подражание лидеру – основной закон общественной жизни, ибо большинство населения не способно к самостоятельному преобразованию общества. Источник общественного прогресса – открытия, сделанные выдающимися личностями.

Принципиально иную трактовку места и роли лидера в истории дал марксизм. С позиций этой концепции массы, прежде всего классы, играют определяющую роль в истории, а лидер – только своего рода катализатор общественного прогресса, играющий роль случайности в объективно необходимо протекающем общественном развитии. Политический лидер лишь выступает выразителем воли своего класса, а народные массы – «локомотив истории».

Истоки лидерства находятся в самой природе человека и общества. Каждый человек, говорят психологи, подсознательно стремится переложить ответственность за всё происходящее и за будущее на чужие плечи. В общественных системах лидерство обусловлено потребностью в самоорганизации системы, упорядочивания взаимодействия её элементов. Это осуществляется через вертикальные (управление - подчинение) и горизонтальные (корреляция на одном уровне) распределения ролей и функций в обществе.

Закономерно выделяющаяся при этом функция управления структурно может быть представлена в виде пирамиды, где основанием служит народ, а на вершине – лидер.

В современной политологии существует множество трактовок политического лидерства, неоднозначно оценивающих его сущность.

1. Лидерство – разновидность власти, направленная сверху вниз, причём субъектом власти выступает не большинство, а один лидер или группа.

2. Лидерство – это руководящая должность, управленческий статус, связанный с принятием решения. Такая трактовка основана на структурно-функциональном рассмотрении общества, о которой уже сказано выше. Занятие в этой структуре позиции, связанной с ролью управления, даёт личности статус лидера.

3. Лидерство, как влияние на других людей понимается многими политологами (Кац, Эдингер и др.). Это влияние особого рода, имеющее четыре отличительные черты:

Во-первых, это влияние должно быть постоянным, не разовым. Например, Ли Освальд убил Кеннеди, оказав этим значительное влияние на политику США, но это не даёт основания считать его политическим лидером.

Во-вторых, влияние лидера должно распространяться на всё общество (организацию, группу).

В-третьих, влияние это должно быть приоритетным. Оно однозначно направлено от лидера к членам руководимой общности.

В-четвёртых, влияние лидера должно опираться на авторитет или признание правомерности его руководства, а не на насилие. В этом понимании лидерства диктатор не может считаться лидером.

4. Лидерство – это особого рода предпринимательство на политическом рынке. Политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы на руководящие должности (предвыборная борьба). Такое понимание политического лидерства широко распространено в демократических обществах.

5. Лидер – символ и образец политического поведения для своей группы. Выдвигается снизу, без выборов, стихийно, и пользуется горячей поддержкой последователей. Такое понимание лидерства распространено как в российской теоретической мысли, так и в практике.

Из всех рассмотренных определений политического лидерства возьмём за основу характеристику его как особого влияния.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или группы лиц, занимающих властные позиции, на всё общество, организацию или группу.

В структуре лидерства выделяются три главных компонента:

¨ индивидуальные качества лидера;

¨ ресурсы, которыми он располагает;

¨ ситуация, в которой он действует и которая оказывает воздействие на принятие решения.

Само понятие политический лидер невольно ассоциируется в сознании масс с такими качествами, как интеллект, воля, решительность, честность, образованность и т.п. Таков идеальный имидж политического лидера в массовом сознании. В реальной действительности различным лидерам характерен и различный набор профессиональных и личных качеств. Например, некоторые достигают успеха в политике за счёт огромной воли и энергии, другие – благодаря тактике, способности лавирования, третьи – способности предвидеть развитие политических событий. Но при всех различиях политические лидеры – сильные, неординарные и волевые личности.

Существует и обусловленность лидерства от политических режимов. Имидж политического лидера демократического государства совершенно не соответствует имиджу политика тоталитарных и авторитарных режимов. Кроме того, требования к лидеру в странах Востока традиционно отличны от европейских.

Среди черт (так называемая «теория черт»), необходимо присущих политическому лидеру, обычно выделяют твёрдую волю, целеустремлённость, организаторские способности. Особенно подчёркивается его компетентность и способность брать на себя ответственность. В демократических странах, где политический лидер приходит к власти путём выборов, подчёркиваются и такие качества, как фотогеничность, способность внушать доверие людям.

Традиционно к основным качествам лидера относятся образованность, ум, интеллект. Однако исторический анализ лидеров разных эпох этого не подтверждает. Карл Великий вначале создал огромную империю, а только потом, на склоне лет, учился читать и писать. Русский царь Николай II в 12 лет закончил своё обучение, о чём радостно сообщил в своём дневнике. И своих детей он не обременял учением. Приглашённая к ним учительница гимназии в Тобольске, обнаружила с удивлением, что они не слышали о Некрасове, почти не читали Пушкина, имели слабое представление о географии и истории. У политических лидеров современности имеется штат советников, компетентных в различных областях, заменяющих ему образование. Г. Уэллс писал, что за умного правителя нации приходится расплачиваться ещё дороже, чем за полнейшего тупицу. Анализируя качества лидера, американские учёные выяснили, что если у претендента на пост интеллект выше среднего на 30 пунктов (шкала интеллекта), то он не сможет успешно управлять. И у него нет шансов, что общество примет его за своего лидера. Массы предпочитают, чтобы ими управлял «человек толпы», того же уровня образования, что и средний человек. Не случайно, в ходе предвыборной кампании в США Р. Рейган целенаправленно создавал имидж «своего парня», а Клинтон старался не афишировать наличие трёх дипломов.

В этом проявляется несовпадение черт идеального лидера и его имиджа в массовом сознании. Кроме того, следует помнить, что в некоторых других сферах деятельности, прежде всего предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества скорее препятствуют лидеру, чем служат условием его успеха. И в политике для политического лидера, как показала практика, высокие нравственные качества необязательны. Вспомним для примера Сталина, Робеспьера или Цезаря, который просто похитил их храма золотые слитки, заменив их медными, позолоченными – это не помешало ему затем стать императором.

Всё названное вовсе не означает полного отрицания теории черт. Нужно только учитывать, что набор качеств политического лидера меняется в зависимости от исторических эпох, традиций, отдельных государств и конкретных ситуаций. И в наши дни качества, дающие шансы на успех в политике существенно различаются, например, в северной Корее и США, Швеции и Сомали, трудно представить Жириновского на политической арене Англии и т.п.

На основании учёта этих ситуаций теория черт лидерства, несколько изменив свои позиции, сконструировала факторно-аналитическую концепцию. Суть её в том, что разделены чисто личностные качества, и черты поведения для достижения конкретной цели. Между ними могут быть значительные различия. Например, Ленин в отношениях с близкими добр и мягок, но цель построения коммунизма определила его как жестокого диктатора.

Ситуационная концепция лидерства обосновала его зависимость от конкретных социальных условий, которые определяют отбор лидера, и детерминируют его поведение. Не отрицая значение индивидуальных черт лидера, она их не абсолютизирует, отдавая приоритет в объяснении природы лидерства обстоятельствам. На основе развития этой теории некоторые учёные (Э. Фромля, Д. Рисмен и др.) пришли к выводу, что в современном обществе большие шансы на успех в политике имеет беспринципный человек с весьма подвижными нравственными устоями.

Теория конституциентов объясняет феномен лидерства как особого рода отношений между лидером и его конституциетнами в виде цепочки: конституциенты – последователи – активисты – лидер. В демократическом обществе претенденты на роль политического лидера, согласно этой концепции, могут добиться успеха только в случае, если их имидж отвечает ожиданиям большинства избирателей. Причём лидеры могут значительно менять свою социальную опору.

Психоаналитическая теория лидерства (З. Фрейд, Э. Фромля) исходит из того, что в основе лидерства лежит подавление либидо, т.е. половое влечение, на место которого ставится стремление к политической деятельности.

Задачи лидера, его роль в жизни общества определяются в первую очередь условиями деятельности. Существенно отличны, например, они в период революций и других крупных преобразований и в условиях стабильного общества.

Задачи, функции лидеров различаются и в зависимости от того, интересы каких социальных групп и организаций они выражают.

Функции президента во многом отличны то функций партийного лидера, функции последнего от функций руководителя общественной организации.

Человеческое общество развивается на основе объективных законов, поэтому роль политического лидера заключается в том, чтобы руководить обществом на основе научного анализа данного этапа их проявления.

Лидерство – понятие многозначное, поэтому его типология различна вследствие различия подходов к ней. Выделяются лидеры формальные (связанные с деятельностью, закреплённой в нормах, законах) и неформальное, основанное на признании права лидера со стороны социальной группы, интересы которой он выражает.

Лидеры могут делиться на правящих и оппозиционных, демократических и авторитарных, буржуазных и др.

Известный политолог М. Вебер предложил типологию лидерства по способам получения власти, её легитимности. Он делит лидеров на традиционных (монарх, вождь племени), власть которых основана на традициях (традиционная легитимность), рационально – легальных – избранных демократическим путём и харизматических – наделённых, по мнению масс, особыми способностями к руководству, авторитетных для населения. Индивидуальные качества при этом отходят на второй план (Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Дзедун, Ф. Кастро и т.п.). В основе первого типа лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции.

В современной политологии часто выделяют четыре собирательных образа лидера: знаменосец (великий человек), политический руководитель (служитель), торговец и пожарный (вожак).

Лидер – знаменосец имеет свой идеал, привлекательный для масс, умеет увлечь их за собой. К такому типу можно отнести Ленина, М. Ганди, Хомейни, Кастро.

Лидер – служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов избирателей, действует от их имени. Это, например, парламент.

Лидер - торговец (предприниматель) – имеет не только свои планы и идеи, но способен преподнести их избирателям так, чтобы они их «купили», убедить в привлекательности своих идей и заставить потом реализовывать их.

Лидер – пожарный – всегда ориентируется на самые актуальные проблемы момента, используя для своей поддержки в массах предложения радикального решения таких проблем.

В реальной жизни в чистом виде эти типы встречаются редко, обычно они сочетаются у политических лидеров в разных количествах.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...