Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Осознание. в России: тел.: (095) 476-32-52, e-mail: [email protected]



в России: тел.: (095) 476-32-52, e-mail: [email protected]

в Украине: тел.: (044) 513-51-92,01030 Киев, а/я 41,

e-mail: [email protected], http://www.sophia.kiev.ua

Энтони де Мелло

Садхана: Путь к Богу

Молитва — это связь с Богом посредством слов. Созерцание — это связь с Богом, которой слова не нужны.

В то время когда контакты людей с Богом по большей части огра­ничены умозрительными религиозными представлениями, Энтони де Мелло рассказывает о том, как ощутить Его присутствие...

Предисловие

В течение последних пятнадцати лет я являюсь духов­ным наставником и обучаю молитве. Десятки людей жаловались мне на то, что они не знают, как молиться, на то, что молитва вызывает у них лишь скуку и разочарование. Мне также приходилось слышать при­знания многих духовных наставников в том, что они оказываются беспомощными, когда им приходится обу­чать кого-либо молитвенной практике или, точнее, обу­чать тому, как обрести в молитве удовлетворение и переживание духовной наполненности.

Это всегда меня удивляло, поскольку я полагаю, что научить людей молиться — достаточно просто. Дело не в некоей личной харизме, которой я якобы обладаю. Дело в тех очень простых идеях, которыми я руководствуюсь, когда молюсь сам и когда наставляю других. Во-первых, я исхожу из того, что молитва есть упражнение, которое по самой своей сути должно приносить удовлетворение и переживание духовной наполненности. Во-вторых, я утверждаю, что молитву нужно творить не головой, а сердцем, тогда она принесет вам радость

и пользу. Большинство священников и монахов отож­дествляют молитву с мышлением. В этом их проблема.

Мой друг, иезуит, однажды рассказал мне, как он обращался с просьбой посвятить его в искусство молит­вы к индийскому гуру. Тот сказал: «Сконцентрируйся на дыхании». Мой друг выполнял это задание пример­но пять минут. Затем гуру произнес: «Воздух, которым ты дышишь, и есть Бог. Ты вдыхаешь и выды­хаешь Бога. Все, что тебе нужно, — постоянно осознавать это». Мой друг, осмыслив слова гуру с позиций теологии, последовал совету, Спустя какое-то время он, к своему удивлению, обнаружил, что молиться так же просто, как вдыхать и выдыхать воздух. Благо­даря этому упражнению он обрел глубокое удовлетво­рение и такую духовную поддержку, которой не получал за многие годы в течение долгих часов, проведенных в молитве.

Упражнения, предложенные мною в данной книге, по сути, очень близки к тому, что говорил упомянутый выше индийский гуру, которого я никогда не видел и о котором ничего больше не слышал. У меня есть еще ряд идей по поводу молитвы, но ими я поделюсь, когда буду описывать сами упражнения; я поясню, почему эти идеи составляют основу упражнений.

Я часто использую данные упражнения, когда работаю с группами, которые называю группами молитвы или, более точно, — группами созерцания. Вероятно, то, что я сейчас скажу, противоречит общепринятым пред­ставлениям, — существует такая вещь, как групповое созерцание. И на самом деле в определенных обстоя­тельствах лучше практиковать созерцание не в одиноч­ку, а в группе. В книге я описываю упражнения в той форме, в какой они применяются мною в процессе групповой работы. Если вы решили вести группу созер­цания и собираетесь использовать эту книгу, все, что вам нужно, — обратиться к описанию того или иного упражнения и вслух прочитать его членам группы, давая им возможность следовать указаниям, которые вы за­читываете. Очевидно, читать нужно медленно, с пауза­ми, особенно в тех местах, которые обозначены в тексте многоточием.

Конечно, чтение книги вслух не сделает вас хорошим руководителем группы созерцания. Вы должны обладать определенным опытом. Сперва вам придется ис­пробовать на себе то, чему вы будете учить других. К тому же вам понадобятся некоторые навыки духов­ного наставничества. Книга не может заменить личный духовный опыт. Но она послужит хорошим толчком и, конечно, принесет пользу как вам лично, так и вашей группе. Я постарался исключить упражнения, которые необходимо выполнять под контролем специалиста, обладающего большим практическим молитвенным опы­том. Упражнения, которые при невнимательном к ним отношении могут причинить вред, выделены мною от­дельно, при этом я рассказываю, как избежать возмож­ной опасности.

Я посвящаю эту книгу святой Деве Марии, которая всегда являлась для меня объектом созерцания. Убеж­ден, что только благодаря Ее заступничеству я сам и те, кого я наставлял в молитве, смогли снискать милость Божью. Мой первый совет: если вы хотите преуспеть в практике созерцания, ищите покровительства Девы Ма­рии и просите Ее заступничества. Благодаря Деве Ма­рии на вас снизойдет Святой Дух, точно так же, как это происходило при Благовещении и на Пятидесятни­цу, когда Она молилась с апостолами. Если Она будет молиться за вас и вместе с вами, вы, без сомнения, будете счастливы.

Осознание

Упражнение 1: Сокровище безмолвия

«В безмолвиивеличайшее откровение», — гово­рит Лао-цзы. Мы полагаем, что откровение содержится в Писании. Так оно и есть. Однако сейчас я хочу, чтобы вы получили откровение, которое сокрыто в безмолвии.

Чтобы постичь откровение, которое содержится в Пи­сании, нужно раскрыться навстречу Писанию. Чтобы постичь откровение, сокрытое в безмолвии, следует раскрыться для безмолвия. Давайте попробуем это сделать при помощи первого упражнения.

Пусть каждый примет удобную позу... Закройте глаза...

Сейчас я собираюсь пригласить вас побыть в тишине в течение десяти минут. Сначала поста­райтесь достичь тишины — той глубины внутреннего безмолвия, которая только возможна для сердца и ума. И, достигнув безмолвия, раскрой­тесь навстречу откровению, которое оно несет.

Через десять минут я попрошу вас открыть глаза и рассказать, что вы делали и что вы при этом испытывали.

......

......

Сообщая нам о том, что с вами происходило, расскажите, какие усилия вы прилагали, чтобы достичь внутреннего безмолвия, и насколько это у вас получилось. Если сможете, опишите свое состояние. Что вы испытывали? Что вы чувство­вали и о чем думали во время упражнения?

Опыт, получаемый людьми в процессе выполнения это­го упражнения, бесконечно разнообразен. Некоторые обнаруживают, к своему удивлению, что им не удается погрузиться в безмолвие; они не могут прекратить блуждание ума или утишить смятение чувств в сердце. Другие подходят к самому порогу безмолвия, однако в какой-то момент их охватывает паника, и они возвращаются обратно. Воистину, безмолвие может быть пугающим.

Возможная неудача не повод для того, чтобы сдаться. Убедиться в том, что мысли блуждают, — уже откровение, не правда ли? Знать об этом теоретически — мало. Вам потребуется некоторое время, чтобы испытать блуждание своего ума и осознать, как именно он блуждает. Именно это становится откровением.

Есть еще нечто такое, что должно вас подбодрить. Сам факт того, что вы осознали блуждание своего ума, свое душевное смятение, свою неспособность пребывать в покое, доказывает, что в действительности в вас есть хотя бы проблеск безмолвия, — по крайней мере, этого безмолвия достаточно, чтобы вы могли осознавать все вышеупомянутое.

Закройте глаза и осознавайте блуждание своего ума... в течение двух минут.

Затем ощутите безмолвие, которое дает вам воз­можность осознавать блуждание ума... потому что осознать блуждание ума может лишь тот, кто пребывает в безмолвии.

Именно на этом мы будем строить все последующие упражнения. Погружаясь в безмолвие все глубже и глубже, вы будете все больше и больше познавать себя.

Точнее говоря, вы обретете себя в безмолвии. Таково откровение — вам откроется ваше истинное Я. Это откровение даст вам то, чего не купишь ни за какие деньги, — мудрость, спокойствие, радость, Бога.

Если вы действительно желаете получить все это, не следует ограничиваться одними разговорами. Необходима внутренняя работа. Так что прямо сейчас беритесь за дело.

Закройте глаза...

Погружайтесь в безмолвие в течение пяти ми­нут...

Заканчивая упражнение, спросите себя, удалось ли вам достичь успеха на этот раз.

Открыло ли вам Безмолвие нечто такое, чего вы не заметили при первой попытке?

Не ищите в безмолвии ни вдохновения, ни видений, ни каких-то сияющих огней. Вообще ничего не ищите. Ограничьтесь созерцанием того, что всплывает в вашем сознании.

Возможно, вы будете сознавать, что ваши руки холод­ные и липкие и что вам очень хочется сменить позу, или вы не ощутите ничего, кроме беспокойства о своем здоровье. Важно не содержимое вашего сознания, а сам процесс созерцания. Чем больше вы сосредоточены, тем глубже вам удастся погрузиться в безмолвие. И тогда вы почувствуете перемену. Вы обнаружите, что откро­вение есть нечто большее, чем знание. Откровение — это некая таинственная сила, ведущая к духовной транс­формации.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 416 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...