Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекции по вайшнавскому этикету 3 страница



ВОПРОС: Как нужно ходить матаджи, чтобы голова была покрыта или нет, если даже нет сари?

ОТВЕТ: Матаджи должны покрывать голову. Если матаджи находится дома с мужем, она может обойтись без этого, но как правило, при посторонних людях она должна носить платок на голове, это вопрос целомудрия. Даже если вы бабушка.

ВОПРОС: Оскверняются ли священные реки?

ОТВЕТ: Нет, священные реки никогда не оскверняются. Они могут казаться оскверненными, но то, что священно, то священно. Например, иногда вы можете видеть Гангу очень грязной. Но если вы будете совершать в ней омовение, вы будете получать такой же эффект, то есть вы будете очищаться. Ганга протекает через Калькутту, Калькутта - очень большой город, и некоторые думают, что Ганга осквернена в этом месте, и они могут уходить на две-три тысячи километров, в другое место, где вода чище, но это неразумно, потому что Ганга и тут и там, она одна и не зависит от внешнего, материального состояния. Но если у вас нет веры, то вам лучше не совершать омовения, потому что из-за своих материалистических концепций вы будете видеть грязь в этой воде и вы можете действительно заболеть. Если человек имеет истинную веру, с ним ничего не произойдет. В этом разница между неофитом и чистым преданным. Чистый преданный может принять все что угодно в пищу, что было предложено Божествам, независимо от того, что это за вид пищи, но если человек не достиг еще такого уровня реализации, он может думать: "О, у меня больная печень, мне нельзя, а вот здесь слишком много гхи. Если у вас такое сознание, то вам действительно лучше избегать определенных продуктов, иначе вы заболеете точно.

7 мая 1992 года. Лекция 5.

СЛУЖЕНИЕ ВАЙШНАВАМ

Сегодня мы будем говорить о вайшнава сева. И завтра мы закончим наш семинар, говоря о служении гостям. Шива сказал своей супруге Парвати: " Из всех видов поклонения, поклонение Вишну, или Кришне, высочайшее. Но еще выше, чем поклонение Вишну, стоит поклонение атрибутам Вишну, то есть всем тем вещам, которые связаны с Ним". Мы можем видеть, насколько важно служение вайшнавам. И говорится, что корнями преданного служения Кришне является общение с вайшнавами. Ибо они обладают силой, способной пробудить дремлющую в сердце любовь к Богу. И даже когда эта любовь к Кришне в сердце уже пробуждена, человек все равно будет искать общения с преданными. В этом стихе говорится, что даже за мгновение общения с чистым преданным человек может обрести возможность начать свое преданное служение. Таким образом, общаясь с преданными, человек развивает свое сознание Кришны, и у него может развиться склонность к служению Кришне. И совершенным примером того является Шрила Прабхупада, который прибыл на Запад, где ни у кого не было никаких идей о Кришне или о бхакти-йоге. Даже у тех людей, которые родились в христианских или иудаистских семьях, у них были какие-то представления о Боге, о любви к кому-то, кого считают творцом этого мира, но они не представляли себе, что такое любовь к Богу. Ибо мы не можем сейчас найти безраздельной, чистой любви к Богу в этих религиях. Как правило, их религиозные устремления мотивированы какими-то материальными целями. То есть, это религия бизнеса, там нет чистой любви. Часто люди приходят в храм, мечеть или церковь и они обращаются к Богу с молитвами, но они просят при этом чего-то, потому что они считают, что Он отец, а они дети, поэтому Он должен дать нам что-то. Если он не дает нам того, что мы хотим, мы отвергнем Его. Но когда приходит чистый преданный, он может дать чистую любовь, это настолько привлекательно, что привлекает всех. Потому что только приблизившись к чистому преданному, можно обрести чистую, безраздельную любовь к Богу, без всяких материальных мотивов. Только этим путем можно обрести чистую любовь к Богу, которая является совершенством жизни. И лишь она может даровать полное удовлетворение душе. И для того, чтобы у нас была возможность общения с чистыми преданными, Шрила Прабхупада организовал это Международное общество Сознания Кришны, для того, чтобы у нас была возможность садху-санги. Все эти дни мы обсуждали различные принципы правильного поведения преданных. Мы все собрались в этом обществе для того, чтобы общаться друг с другом и это дает нам возможность исправлять ошибки друг друга, и прогрессировать. Таким образом можно постепенно вырасти до брахманической платформы, а затем до уровня вайшнавов. И в системе общения есть различные виды общения среди вайшнавов. Определенный тип общения соответствует определенному уровню самоосознания и чистоты. И вайшнав всегда очень осторожен, и внимателен, чтобы не переоценивать себя и недооценивать других. Иногда нам может показаться, что Господь Чайтанйа нам подмигивает, делает нам какие-то жесты, и мы будем думать: "О, мы такого высокого уровня, мы уже чистые преданные, наверное. Или когда у нас джапа хорошая, с концентрацией получилась, мы можем думать о себе: "О, наверное, мы уже так высоко поднялись, а остальные - они не очень так высоко стоят, они довольно низкого уровня по сравнению со мной". И преданный, он всегда стремится, чтобы его продвижение было подтверждено гуру, шастрами и садху. Есть три вида преданных, как мы знаем, это каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари. Каништха-адхикари - это начинающий преданный, он не может отличать карми от преданных, не может различать разные виды преданных, то есть разные уровни преданных, но он имеет твердую веру в Господа и в духовного учителя, поэтому он считается преданным, но он находится на платформе каништха-адхикари. Ему шастры рекомендуют предаться духовному учителю, выполнять все его указания и наставления, и таким образом постепенно возвыситься до уровня мадхйама-адхикари. Мадхйама-адхикари - это преданный, который уже может различать, кто преданный, кто не преданный, а кто невинен, и он также развил в себе сострадание к непреданным - это означает, что он является проповедником. И он контролирует свои чувства. И он дружит с преданными, которые находятся на одном уровне с ним. Говорится, что шесть видов общения с вайшнавами начинаются на этом уровне. На стадии неофитов обмен любовными отношениями происходит на уровне обмена прасадом. Бхакты могут украсть несколько расагул, потом подозвать своего друга и сказать: "Пойдем, у меня кое-что есть", и они вместе могут съесть эти расагулы и в опьянении наслаждаться счастьем сознания Кришны. То есть, мадхйама-адхикари будет обмениваться дарами с преданными, ему нравится дарить что-либо преданным. Например, когда преданные возвращаются с святой дхамы, они привозят разные освященные предметы со святых мест. Они также обсуждают писания, читают Шримад-Бхагаватам вместе, и как правило, стараются помочь каништха-адхикари, дают ему добрые советы для того, чтобы тот мог прогрессировать в духовной жизни, он дружески расположен к нему. С теми, кто находится на одном уровне с ним, он будет прям, дружелюбен и почтителен. Что касается общения с более продвинутыми преданными, то он должен стараться служить им, и он должен слушать их, чтобы достичь большей реализации. В "Нектаре наставлений" Рупа Госвами упоминает, что человек должен в уме почитать преданного, который повторяет святое имя Кришны. Он должен предлагать смиренные поклоны тем, кто принял инициацию и кто занимается поклонением Божествам. И он должен со всей верой служить чистому преданному. Чистый преданный занимается беспрестанным преданным служением, и его сердце полностью лишено желания критиковать других. Таким образом, уттама-адхикари находится на высшем уровне вайшнавов. Как правило, такой преданный уже находится за пределами процесса садхана-бхакти. Он уже не зависит от следования предписаниям и правилам для прогресса в сознании Кришны. Но он будет видеть каждого как вечного слугу Кришны, поэтому он также будет оказывать почтение каждому. Сегодня мы будем говорить о служении вайшнавам. Если вас кто-то навещает, например, если вы грихастха, или кто-то приехал из дальних мест, первое, что вы должны сделать - это предложить ему место сесть. Особенно, если это приехал ачария, духовный учитель, тем более если это ваш духовный учитель, то вы должны в первую очередь предложить ему место и потом помыть его стопы. Ибо три совершенных вещи исходят от чистого преданного: это остатки его пищи, вода, которая стекает с его стоп, и пыль с его лотосных стоп. И мы должны также слушать знание, исходящее из его лотосных уст. Таково общение с чистыми преданными: мы приходим на лекции, которые они дают, на класс Шримад-Бхагаватам, Бхагавад-гиты и слушаем их. И практическое служение, которое мы можем им совершать - это оказывать им какую-то помощь, если они в этом нуждаются. Это важная часть вайшнавской культуры - принимать вайшнавов, как принимать гостей, это очень важно, особенно здесь, в России. И служение вайшнавам должно оказываться независимо от каких-то материалистических концепций, мы не должны различать вайшнавов по тому, где он родился или к какой касте он принадлежит. Нас такое не должно интересовать его возраст или положение в обществе. Это очень важная часть вайшнавской культуры - как служить вайшнавам. И общаясь с вайшнавами, мы учимся, как различать разные виды вайшнавов, как избегать оскорблений, как правильным образом общаться с ними. И Нарада Муни -прекрасный пример того, что дает общение с вайшнавами. В течение нескольких месяцев он общался с великими вайшнавами, принимал остатки их пищи, служил им и таким образом стал величайшим преданным. Есть определенные характеристики вайшнавов. И Кришнадас Кавираджа Госвами говорил, что все хорошие качества постепенно проявляются в теле вайшнава и, таким образом, мы можем легко видеть разницу между вайшнавом и невайшнавом; В Шримад-Бхагаватам много ссылок, описывающих качества ваишнава. Там говорится, что тот, кто является вайшнавом, развивает в себе лучшие качества полубогов, а тот, кто не является им, вообще их не имеет. И Капила Муни, описывая качества преданного, говорил, что преданный очень терпелив, он милосерден; является благожелателем всех живых существ, ибо он отрекся от всего во имя спасения человечества, и не только человечества, но и всего мира, то есть он не различает между живыми существами, он спасает всех. И Прабхупада в одном из своих писем говорил, что поклонение Божествам очень важно для того, чтобы развить в себе все хорошие качества, избавиться от оскорбительного умонастроения. И Прабхупада говорил: "Я очень рад, что вижу практический результат поклонения Божествам по изменению в твоем поведении. Прабхупада говорил, что поклонение Божествам является практической демонстрацией, слушание духовного учителя является взращиванием идеи, и сознание Кришны столь прекрасно, что любой, кто имеет хотя бы небольшой вкус, сразу же почувствует разницу между своей прошлой и настоящей жизнью. Есть замечательная цитата Шрилы Бхактивиноды Тхакура из Шри Чайтанйа Шикшамриты, он говорит, что существует два класса вайшнавов. Это обычные вайшнавы и истинные вайшнавы. И обыкновенные вайшнавы подразделяются на три класса: это те, кто верит в философию сознания Кришны, но не следует строго этой практике. Они носят все атрибуты вайшнавов, но не следует всем правилам строго. Точно так же существует три категории истинных вайшнавов. И каждая из этих категорий вайшнавов попадает под квалификацию в соответствии с определенными факторами. В соответствии с взаимоотношениями со святым именем, со степенью веры, которую они развили в Кришну, и со степенью реализации. О продвинутости в плане воспевания в Чайтанйа-чаритамрите говорится, что человек, который постоянно воспевает святое имя Господа, должен приниматься как вайшнав первого класса. И нашим долгом является служение таким вайшнавам. Вайшнавом первого класса является тот, чье одно лишь присутствие заставляет других воспевать святое имя Господа. Относительно продвинутости в вере в Бхакти-расамрита-синдху говорится, что тот, чья вера слаба и неустойчива, считается неофитом. Но постепенно, следуя правилам и предписаниям, он достигает уровня преданного первого класса. Средний класс - это преданный, который имеет твердую веру, но не имеет совершенных знаний писаний. Он поглощен служением Господу и такая личность очень удачлива, ибо она уже находится на промежуточном уровне. И также есть преданный, который искусен в логике и понимании шастр. И этот преданный имеет твердую веру и глубокое убеждение. И эта вера не слепа, он имеет ясное понимание философии. Это преданный высочайшего класса. И третья категория - это степень продвинутости относительно осознания Кришны. Материалистичный преданный не очень тщательно изучает шастры, он не очень старается понять стандарт чистого преданного служения, поэтому он не выказывает должного почтения и уважения продвинутым преданным, он следует регулирующим принципам, которые он узнал от своего духовного учителя, такой преданный считается находящимся на материальной платформе, хотя он старается, пытается продвигаться. И тот, кто не выказывает должного уважения преданным и другим людям, известен под категорией "материалистичных преданный". Другими словами, те, кто следует мирской религии, являются материалистичными преданными, они не понимают, что такое чистая любовь к Богу, потому они и распяли Христа. Но люди, которые присоединяются к этому движению, очень быстро продвигаются из-за чистоты общения и огромной силы процесса этого пути преданного служения бхакти-йоги. Поэтому нам не нужно оставаться детьми, нужно очень быстро продвигаться в сознании Кришны. Это движение очень молодо, особенно здесь, в России. Если вы хотите, чтобы люди России приняли это всерьез, вы должны сами подняться до уровня мадхйама-адхикари. И вы должны достичь хорошего стандарта в этикете вайшнавов. Преданный 2 класса выражает свою любовь Верховной Личности Бога, он дружелюбен ко всем, он милостив к неофитам или к невежественным людям, и также он способен отвергнуть завистливых людей. Он избегает общения с ними, потому что знает, что это может дурно повлиять на него, и он может не иметь достаточной силы, чтобы переубедить таких людей. И тот, кто находится на платформе уттама-адхикари, видит Кришну повсюду, он видит всюду Сверхдушу. Такой преданный видит постоянно и везде форму Верховной Личности Бога как причину всех причин, и он осознает, что все связано с Ним. Следующим пунктом является предложение почтения вайшнавам. Господь Чайтанйа в Чайтанйа-чаритамрите говорит, что всякий, кто повторяет Харе Кришна, должен считаться вайшнавом и ему следует оказывать почтение. В 9 Песне Шримад-Бхагаватам говорится, что обычные люди должны почитать святые личности. Необходимым является то, что как только вы впервые видите святую личность, нужно сразу же выразить уважение такому святому. А если кто-то забывает выразить уважение такому преданному, ему нужно поститься, чтобы нейтрализовать свое оскорбление, он должен поститься весь день. Это ведическое предписание. И Бхактивинода Тхакур говорит, что нужно выказывать внешнее почтения обычным вайшнавам. И в соответствии с уровнем вайшнава и его реализацией, чем выше эта реализация вайшнава, тем глубже и более утонченнее наше выражение почтения ему. По крайней мере, мы должны всегда обращаться с вежливыми словами и словами приветствия к каждому вайшнаву, потому что все мы являемся одной большой семьей. В 3 Песне Шримад-Бхагаватам Капила дева говорит, что если человек является вайшнавом, но не обладает хорошими качествами характера, общения с ним нужно избегать. Но тем не менее, ему нужно оказывать внешнее почтение, так как он вайшнав. Есть 26 качеств вайшнавов, которые описаны в Чайтанйа-чаритамрите и есть книга, которая так и называется "26 качеств вайшнавов" Сатсварупы Махараджа. Им, другим вайшнавам, нужно оказывать искреннее уважение и выказывать дружелюбие по отношению к ним. Как правило, когда вайшнавы встречают друг друга, они предлагают поклоны друг другу. Ибо они знают, что Вишну обитает в их сердцах. Это стандарт великих вайшнавов: когда они предлагают почтение, они на самом деле предлагают почтение Сверхдуше. В ведические времена были даже такие случаи, когда ученик предлагал поклоны своему духовному учителю, духовный учитель отвечал на эти поклоны, потому что он предлагал свои поклоны не форме этого тела, а Кришне, который находился в сердце ученика. И в 4 Песне Шримад-Бхагаватам также говорится, что преданный. Господа не требует уважения ни от кого. Но куда бы он ни направился, каждый выказывает ему полное почтение. И в Сканда Пуране говорится, что если человек видит преданного Господа, но не приближается к нему и не выказывает должного почтения, Господь не примет от него пуджи в следующие 12 лет. И в Брихад-нарадия Пуране говорится, что когда человек видит преданного, который приехал из другого места, он должен подойти к нему, обнять его и представить всем вайшнавам, которые живут в этом месте, и сделать все, чтобы он чувствовал себя достаточно удобно. Например, здесь у вас в Москве большой храм и вы должны, встречая их, следовать этому стандарту, никто не должен думать: ничего, он приехал, кто-нибудь о нем позаботится. На самом деле, когда вы первым встречаете его, это милость Кришны к вам и вы можете совершить вайшнава сева - служение ему. Вы не должны думать, что это отнимет у вас много времени, вы сейчас куда-то торопитесь, это займет не так много времени, но преданные будут удовлетворены и Кришна будет удовлетворен, и вы сами будете чувствовать себя удовлетворенным. В Хари-бхакти-виласе говорится,, что если кто-то видит преданного Господа в великом беспокойстве или переживающем трудности, но не делает ничего, чтобы помочь ему, он не доставляет удовольствия Господу. На самом деле он вызывает неудовольствие Господа. И в И.В.Н. описывается, как Кришна Сам показывал пример, каким образом нужно оказывать почтение вайшнавам. Это момент, когда Нарада Муни пришел в Двараку и его принял Господь Кришна. Кришна так делал, чтобы дать всем пример как надо оказывать почтение вайшнавам. В Бангладеш до сих пор этот обычай сохранился во многих местах: когда вы отправляетесь туда проповедовать, многие домохозяева приглашают вас в дом, они вас усаживают, омывают вам стопы и потом вытирают ваши стопы своим сари, дхоти или даже волосами. Они дают в распоряжение вам свой дом, они укладывают вас на свою постель, для того, чтобы вы отдохнули и расслабились. И когда вы легли, они садятся рядом с кроватью и смахивают вас опахалом. Потому что они знают, что это очень большая редкость увидеть настоящего вайшнава и они знают, что никто не может должным образом оценить общение с вайшнавами. Особенное внимание нужно оказывать своему духовному учителю и великим святым. Перед их прибытием их апартаменты должны быть очень аккуратно прибраны, и также они должны быть обеспечены всем необходимым, например, там должна быть тилака, панчапатра для ачамана, должно быть зеркало, полотенце, чистое постельное белье, и т.п. Комната должна быть украшена цветами, гирляндами и прочим. И нужно выйти и приветствовать вайшнавов киртаном, гирляндой и прочим, им нужно предложить поклоны и добрые слова, омыть их стопы и предложить все виды служения. Предложить омовение и прасад, и потом их надо познакомить со всеми вайшнавами. Мы должны вдохновлять их остаться подольше. Вы должны предлагать им все лучшее, что у нас есть, и должны делать это с чистым сердцем. Если мы стеснены в каких-то средствах, возможностях, мы можем скромно их принять, но в любом случае, мы должны делать это с добрыми намерениями и чистым сердцем.

ВОПРОС: (не слышен)

ОТВЕТ: Преданный внутри себя не имеет никаких проблем. Ибо он полностью удовлетворен тем, что он является преданным Кришны и духовным учителем. А все внешние проблемы он принимает как вызов, который может улучшить его служение Кришне и преданность Ему. И он с радостью встречает их. Ибо он знает, что Кришна в любом случае защитит его от всех несчастий. И природа этого мира такова, что он полон проблем. Но так как сознание преданного уже не вовлечено в этот материальный мир, у него нет проблем. Например, у вас комната и там много разных людей. И у них столько проблем, трудностей и они говорят о своих трудностях. Но в той же комнате есть аквариум, где плавают рыбы. И им совершенно все равно, что происходит в комнате. Хотя эти рыбки находятся в той же комнате, но так как они погружены в совершенно другую атмосферу, они совершенно отделены и не присутствуют в этой комнате. И преданный подобен этому: хотя он находится в материальном мире, но тем не менее, он находится и вне его, он полностью погружен в океан любви к Богу. Для тех, кто еще не очень продвинут, все еще находится в аквариуме. Но другие - в великом океане.

8 мая 1992 года. Лекция 6.

ГОСТИ

Сегодня мы будем говорить о принятии гостей. Если к вам в гости пришел даже враг, вы должны принять его надлежащим образом. Любой человек, приходящий в храм, должен быть принят. Если приходит духовный учитель или великий святой и его некому принять, то пуджари должен остановить пуджу и принять гостя, а затем продолжить пуджу. В 9 Песне Шримад-Бхагаватам описана история с царем Рантидевой. После того, как он раздал всю свою пищу, там осталось немного воды, и там было воды ровно столько, чтобы удовлетворить одного человека. Но когда царь Рантидева уже готов был выпить эту воду, вдруг появился чандал, низкорожденный. И этот чандал сказал: "О царь, хотя я и низкорожденный, пожалуйста, дай мне немного воды". И увидев этого человека, царь Рантидева из великого сострадания к нему отдал ему свою воду. И в это время он вознес молитвы Верховному Господу. Он говорил: "Я не молю Верховную личность Бога о достижении совершенств мистической йоги, и не прошу его о спасении от повторяющихся рождений и смертей, я желаю остаться среди всех живых существ и страдать от всех страданий, от которых должны страдать они, чтобы они могли освободиться от всех своих страданий. Отдав свою воду этому несчастному чандале, чтоб поддержать его жизнь, я освободился от всякого голода, от всякой жажды, от всякой усталости, от дрожания тела, от угрюмости, от всякой скорби и от всякой иллюзии". Это глубокий намек на то, что может произойти, если мы должным образом будем принимать гостей. Это намек на то, как человек может освободиться от всех страданий материального существования, пожертвовав собой во имя всех живых существ и во имя Кришны. Говорится, что храм Господа, будь он построен специально для посещения людей или же он просто существует дома, предназначен для того, что люди могли прийти в храм и общаться с преданными и Господом в форме Божеств. Он предназначен для того, чтобы посетители могли принять участие в деятельности, которая проходит в храме, насколько это возможно. Вы не можете себе представить, какое огромное благо получают люди, которые просто приходят в храм. И Прабхупада в Париже говорил, что если кто-нибудь хотя бы немного ввернет шуруп в стену в храме, он уже начал свое преданное служение в сознании Кришны. Каждый может совершать преданное служение в сознании Кришны. Однажды, в Нью-Йорке, Прабхупада давал лекцию, и вошел один пьяница. Он вошел, огляделся вокруг, ничего не понял и вышел. Но через пять минут он вернулся с двумя рулонами туалетной бумаги, он пошел прямо в туалет, установил их там и вышел. И Прабхупада сказал: "Вы только посмотрите, каждый может совершать преданное служение. Это естественное положение живого существа". И Прабхупада говорил, что если пьяница может ощутить Кришну во вкусе вина, то его жизнь совершенна. Потому, что Кришна - вкус всякой жидкости. Это, конечно, не легко, но это возможно. Однажды, во Франции, я видел это. Рядом с храмом был наркологический диспансер. Там лечились алкоголики и один из этих людей пришел однажды в храм. И он услышал, что Кришна - это вкус воды. Он перестал пить вино и стал пить воду. И он очень стремился ощутить Кришну через воду. Но с тех пор он перестал пить и стал замечательным человеком. И принимать гостей - это очень важная деятельность в движении ИСККОН. Потому что это движение выполняет миссию проповеди. Так как это движение было основано Шрилой Прабхупадой, мы должны понимать, что гости, которые к нам приходят - это гости Шрилы Прабхупады. Если гостя принимают должным образом, то у него будет совершенно другое впечатление, как если бы его не приняли должным образом. В первом случае он будет счастлив прийти сюда снова. А во втором случае он сюда никогда не вернется. И мы совершаем насилие и останавливаем распространение этого движения таким поступком. И мы не доставим удовольствие Прабхупаде. Представьте себе, столько людей проходит мимо нашего храма каждый день, они проходят на расстоянии всего лишь десяти метров от Верховной личности Бога, т.е. от алтаря, и они не заходят сюда. И это очень печально. Но если кто-то все-таки приходит, мы должны приложить все силы, чтобы хорошо принять его. Как царь Рантидева, мы должны отдать половину своего прасада тому, кто пришел, а если пришли двое мы должны отдать весь свой прасад. Иногда приходит гость, вы его встречаете, заботитесь, но как только приходит время прасада, вы забываете о нем, бросаетесь вперед, набивать свою тарелку прасадом. И на самом деле, в этом случае, если вы что-нибудь съедите, вы это не переварите должным образом. Это уже не прасадом будет, потому что это уже превратится просто в вожделение, это уже не будет прасадом, а просто продуктом вашего вожделения. Когда Рантидева употребил такие возвышенные слова в своей молитве, он сделал это не для того, чтобы красиво выразиться или что-то искусственно навязать своему уму - это не так, он дал в этих словах свою чистую реализацию того, насколько Господь бывает удовлетворен таким нашим поступком, когда человек жертвует собой ради освобождения обусловленных душ. И когда Господь удовлетворен таким образом, человек, который поступает таким образом также достигает полного удовлетворения. Это лучший способ освободиться от эгоизма. Эгоизм прямо противоположен божественности. И если мы должным образом принимаем гостей, это доставит большое удовольствие Шриле Прабхупаде, даже если вы не очень искусный проповедник, но если вы будете просто очень тепло их встречать, это удовлетворит гостей. Потому, что если вы не можете принять гостя, вы не сможете развить любви к Богу. Вы не можете сказать: "Я люблю Кришну", если вы не принимаете должным образом Его неотделимые частицы. Особенно сейчас, когда они обрели эту редкую человеческую форму жизни. Более того, они пришли в этот храм. И разве это не преступление, увидеть их, отвернуться и подумать: "Кто-нибудь другой позаботится о них". Даже если вы куда-нибудь очень спешите, вы должны остановиться на минуту, поприветствовать гостя и подвести его к другому преданному, который сможет позаботиться о нам, у нас должен быть личностный подход, мы не майавади, не имперсоналисты. Люди устали от этого материального мира, где существует во взаимоотношениях между людьми только имперсонализм и эгоистическое корыстолюбие. И они приходят сюда, чтобы принять прибежище. Они хотят ощутить любовь. Это как раз то, о чем Прабхупада говорил в его книгах. И если мы хотим быть ачарией, мы должны проявить свою любовь по отношению к гостям. Это могут быть гости любые, из обычных людей, это могут быть свободные члены нашего движения, и Бомбейский храм - это как раз показательный храм, где на самом высоком уровне принимают гостей. Гостей нужно принять таким образом, чтобы они вдохновились и хотели прийти сюда еще раз. В Индии считается, что нежданный гость является представителем Верховной Личности Бога. Это то же самое, как если бы Сам Господь пришел неожиданно, чтобы проверить преданного, насколько он готов принять гостя. Таким образом, это испытание, которое дает Господь. Мы должны очень серьезно отнестись к этому моменту и полностью его осознать, особенно здесь в Москве, потому что большинство преданных здесь еще только начали свой путь в преданном служении. И основным фактором принятия гостя является сам здравый смысл. Так, как вы хотели бы быть приняты - вы должны принять другого. Вам бы не понравилось, если бы вы пришли куда-то и вас бы не приняли должным образом. В соответствии с принципами управления, должно быть несколько преданных, которые специальным образом подготовлены для того, чтобы принимать гостей. И если вы сами не очень искусны в принятии гостей, вы сможете, по крайней мере, подвести гостя к такому преданному, который ответственен за принятие гостей и перепоручить его в добрые руки. Вы можете иметь высокий стандарт поклонения Божествам, но если гость не принимается должным образом, то это поклонение становится бессмысленным. Потому что этому высокому стандарту поклонения не удается привлечь людей, чтобы они стали преданными. И говорится, что такие места, где не встречают должным образом гостя, подобны норам, где обитают шакалы. Поэтому всякий в ашраме должен быть способен принять гостей. Отец Шрилы Прабхупады принимал каждый день не менее 4 гостей, хотя его отец не был богатым человеком. Но у него не было проблем, чтобы предложить этим людям прасад. Мы приведем сейчас цитату из 4 Песни Шримад-Бхагаватам, где Прабхупада говорит, что в Индии обычай требует, чтобы даже обычному человеку предложили хотя бы воды, если человек не в состоянии предложить ему пищу, если нет даже воды, можно предложить хотя бы место сесть; если человек настолько беден, что даже некуда сесть, то он может просто очистить землю и пригласить сесть на землю; если предположить, что он не может сделать даже этого, то по крайней мере, он должен сложить ладони и сказать: "Добро пожаловать"; если он не может сделать даже этого, тогда он должен очень скорбеть об этом и плакать и предложить гостю свои поклоны вместе со всей своей семьей. Таким образом, главным элементом принятия гостей является предложение должного почтения. И когда гость только приближается, нужно сразу же выйти и встречать его. Например, здесь перед воротами часто стоят преданные, и мимо проходят много людей, некоторые из них останавливаются, смотрят, что это за здание, почему бы кому-нибудь из преданных не выйти и не пригласить такого человека: "пожалуйста, войдите, мы покажем вам, вы потратите всего несколько минут, но будет очень интересно". В доме Бога мы приветствуем каждого. Не имеет значения, кто он: мусульманин, христианин, индуист или буддист, мужчина или женщина. Потому что, если мы не будем их приглашать, они не войдут, они не будут знать, что здесь происходит. Если кто-то из гостей уходит, нужно проводить его хотя бы до ворот, пожелать ему хорошего пути и пригласить его прийти снова. Например, Шрила Харикеша Махарадж, когда он впервые пришел в храм, он открыл дверь храма и вошел в дом. И как только он вошел, один преданный сказал: "О, Харе Кришна!" и обнял его сразу. И тогда Харикеша Махарадж, тогда он еще не был Харикешей Махараджем, сказал: "О, что это за люди! Это прекрасно!", и он никогда не ушел из храма. И теперь, по милости этого преданного, который обнял его, мы имеем в нашем движении величайшего ачарию. Это о предложении почтения. Мы приведем в этой связи цитату из ШБ (1 часть, 18 глава). Кодекс ведических принципов утверждает, что если даже в дом пришел враг, его нужно принять со всем почтением, у него не должно быть ни одного мгновения сомнения и мысли, что он пришел в дом врага. Во время битвы на Курукшетре младшие члены семьи с одной стороны приходили вечером выразить почтение старшим членам с другой стороны. И в выражении почтения есть несколько уровней в соответствии с положением гостя. В "И.В.Н." говорится, что каждое утро младшие члены семьи должны предлагать свое почтение старшим членам семьи. Поэтому мы каждом утро проводим мангала-арати: обязанностью ученика является каждое утро выражать почтение духовному учителю. По отношению к родителям Прабхупада говорил, что отцу и матери нужно всегда выражать почтение в соответствии с социальными правилами и обычаями. Но мы не должны принимать безбожных наставлений от них. Лучше всего избегать какого-то непонимания или напряженных отношений с ними. И когда они дают безбожные наставления, лучше всего оставаться молчаливым и не раздражаться этими наставлениями. Мы должны быть терпимы по отношению к их выпадам против сознания Кришны и со временем они изменятся. Мы должны понять, что в материальном мире, когда люди имеет детей, у них материальные мотивы. Особенно в Индии социальные обычаи очень сильны, родители ожидают, что когда ребенок вырастет, он будет занимать соответствующее социальное положение, будет иметь большой бизнес и позаботится о них. И потому что у родителей есть определенные корыстные мотивы к своему ребенку, это не чистая любовь. Но если мы проявим терпимость по отношению н ним, то со временем они увидят: "о, мой сын на самом деле счастлив в этом движении Харе Кришна" н тогда они уже изменят свое отношение к нам, и их можно уже будет пригласить в храм и постараться спасти из этого адского материального мира. И, в соответствии с Панчаратрика-видхи, есть разные пути выражения почтения. Во-первых, нужно встать, когда приближается личность, которая выше вас. И нужно представиться, сказать свое имя и предлагать свои приветствия. Затем нужно склониться и коснуться стоп, если мы знаем, что это его не беспокоит. И можно даже предложить благовония, или что-нибудь другое, лампаду, гирлянду или цветы. Можно подарить какой-то подарок. Если человек в нечистом состоянии, например, вышел из туалета или касался нечистых вещей, осквернился, или только что поел, в таком состоянии он не должен предлагать свое почтение или принимать его. А если вышестоящий человек находится в оскверненном состоянии или находится в таком месте, где он не может ответить должным образом, мы должны подождать предлагать свои поклоны, дока он не сможет должным образом ответить.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...