Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекции по вайшнавскому этикету 2 страница



5 мая 1992 года. Лекция 3.

АПАРАДХИ

Сегодня мы будем говорить о сева апарадхах, оскорблениях, которых нужно избегать. Существует два вида апарадх, которых нужно избегать в нашем обществе Сознания Кришны. Это десять оскорблений святого имени - нама апарадхи, дхама апарадхи - десять оскорблений, совершаемых по отношению к святой дхаме, и также сева апарадхи - 64 оскорбления, которых преданный должен избегать. И говорится, что тот, кто очень старается избежать этих оскорблений, достигает благосклонности Бхакти Деви, она совершенно удовлетворена таким преданным. И говорится, что такой преданный не будет уже обеспокоен ничем внешним. Эти оскорбления описаны в 8 части "Нектара преданности". Они также исходят из "Падма Пураны". Все они распределены по типам оскорблений. Например, категория оскорблений, совершаемых из-за нечистых тела и ума, оскорбления, совершаемые из-за недостатка уважения, из-за недостатка усилий, недостатка веры и т.п. Это основные категории и все остальные исходят из этих категорий. Недостаток чистоты тела и ума: первое - человек не должен входить в храм, не омыв предварительно свои руки и стопы. Человек не должен пренебрегать чисткой зубов, очень тщательно, каждый день. Еще есть указания, которые касаются пуджари - он не должен входить в алтарь, служить Божествам, если его тело смазано маслом. Или иногда, в солнечный день, кто-то может нанести на тело специальный крем, чтобы немножко загореть, и потом с этим кремом приходит на службу. Среди этих оскорблений есть оскорбления, касающиеся исключительно пуджари, но тем не менее мы будем зачитывать и их. Таким образом, вы немножко лучше узнаете о стандарте проведения пуджи, это часть нашей вайшнавской культуры, и вы должны знать, по крайней мере, некоторые необходимые вещи. И следующее оскорбление: человек не должен прикасаться к Божествам, не приняв предварительно омовения. Нельзя прикасаться к женщине в течение менструального периода. Я много путешествовал и я могу сказать, что много оскорблений совершается из-за того, что люди прикасаются к дверцам ручек, к разным рукояткам, и пуджари потом берется за них, и поэтому он оскверняется. И если, по крайней мере, вы не должны прикасаться к рукояткам комнат, ведущих в пуджарскую комнату, или комнат, связанных так или иначе с Божествами. Человек не должен входить в храм сразу после того, как он занимался сексом, после того, как он прикасался к мертвому телу, после того, как он увидел мертвое тело, после посещения крематория, человек не должен входить в храм в оскверненном состоянии. В соответствии с ведическими принципами, человек, в семье которого умер кто-то, не должен приходить в храм. В зависимости от касты этот срок разный, у брахманов, например, он может быть несколько дней, у кшатрий - недели, у шудр может даже месяцы, но нас, вайшнавов, это так сильно не касается, но смысл этого указания заключается в том, что никто не должен входить в храм, не будучи совершенно чистым как изнутри, так и снаружи. Если преданный сильно потеет, он не должен заниматься непосредственным служением Божествам, это в большей степени касается пуджари, потому что есть такие личности, с такой формой болезни, которая выражается в обильном потоотделении, и из-за этого от тела исходит дурной запах. Пуджари должен быть очень здоровым человеком. Человек со слабым здоровьем не может быть пуджари. Следующее: человек не должен мочиться или испражняться при поклонении Господу. Это звучит довольно грубо, но смысл этого утверждения в том, что вайшнав должен вести строго регулируемую жизнь, и во время поклонения у него не должно быть таких позывов, мы должны быть здоровы телесно и чисты. Пуджари не может есть все, что попало, его диета должна быть очень строгой, т.е. он должен точно знать, какая пища вызывает какую реакцию, и если какая-то пища вызывает у него дурную реакцию, он должен отказаться от нее, чтобы не было проблем во время служения Божествам. Это касается в той же степени и остальных преданных. Как мы уже говорили в туалет нужно ходить рано утром, сразу после того, как мы проснулись, чтобы вывести все продукты отхода из тела, чтобы тело не осквернялось ими в течение дня. Затем нужно принять омовение и т.д. То есть, жизнь преданного должна быть очень строго о регулирована во всех телесных потребностях, это уже гуна благости. И нельзя отрыгивать во время службы. К пуджари это относится в том смысле, что когда они начинают пуджу, они должны быть уверены, что процесс пищеварения завершен, и у них уже нет таких позывов. Мы не должны касаться ногтями пальцев воды, которой омывают Божества и алтарь, потому что в таком случае она оскверняется. Это относится и к воде, которую мы предлагаем Прабхупаде во время гуру-пуджи, ее тоже нельзя касаться ногтями. Поэтому у преданных всегда очень короткие ногти. Стричь ногти нужно рано утром, в туалете, и не делать это над раковиной, в которой вы моете лицо, потому что обрезки ногтей подобны испражнениям. Если вы собираетесь делать Божествам массаж, вы должны применить пальцы, но не касаться Божеств ногтями. И еще одно: человек не должен приходить в гнев, находясь в храме. Следующая категория - это недостаток уважения. Человек не должен въезжать в храм на машине, или на паланкине, или входить в обуви. Сейчас - прогресс технической цивилизации, и в Америке можно видеть иногда, что на машине можно заехать в магазин, чтобы сделать покупки, прямо на автомобиле, и может случиться, что следующим шагом этой цивилизации будет то, что вы сможете приехать на мангала арати на автомобиле. Одно из имен ачарий - "трикалагья", т.е. они могут видеть будущее. Человек не должен избегать поклонов перед Божествами. И нельзя делать поклон, опираясь на одну руку. Вчера мы говорили о пранаме. Вы должны вынуть руку из вашего мешочка для четок, и обеими руками склониться, предложить свои поклоны, потому что этими руками вы обхватываете стопы Господа. Когда вы делаете это одной рукой, это оскорбительно, так как это показывает, что вы пренебрежительны, непонятно, что вы делаете: предлагаете поклон или повторяете "Харе Кришна". Вы не должны ходить кругами перед Божествами. Имеется ввиду, не то, что вы не можете танцевать перед Кришной по кругу, а то, что вы не должны обходить по кругу кого-либо в знак уважения к нему, например, когда мы проводим Туласи арати, занавес всегда закрыт, или можно обходить духовного учителя или вайшнава, но в это время занавес должен быть всегда закрыт. Следующее: нельзя вытягивать ноги в сторону Божеств. Нельзя также сидеть перед Божествами, обхватив свои колени или локти. Если вам тяжело сидеть в такой позе, вы можете изменить ее, выставив одно колено в сторону, но не оба сразу. И также нельзя лежать перед Божествами, вытянувшись, как если бы вы спали, мы должны сидеть должным образом. Если приходят новые гости и нарушают это, мы должны их остановить. Нельзя принимать прасад перед Божествами, нельзя жевать бетель перед Божествами, нельзя испускать газы перед Божествами, садиться спиной к Божествам, или поворачиваться спиной к Божествам. Иногда это бывает сделать невозможно, но мы должны в таких случаях, извиняясь, прося прощения у Господа, принять какую-то компромиссную позу. Но мы не должны резко поворачиваться спиной, не должны давать милостыню нищему перед Божествами. (чаранамриту можем давать.) Нельзя нарушать молчание во время поклонения Господу, во время служения. Например, когда во время киртана вы обращаетесь к кому-то и начинаете о чем-то говорить, это также означает нарушение молчания, тишины. Нельзя громко говорить с другими перед Божествами. Нельзя восхвалять кого-либо перед Божествами. Нельзя плакать перед Божествами. Если плачет ребенок, надо выйти с ним из храмовой комнаты, а когда он успокоится то можно вернуться. Нельзя говорить резко и грубо с другими перед Божествами, отчитывать кого-то перед Божествами, если это, конечно, не какой-нибудь сумасшедший, который оскорбляет Божества или пытается причинить Им какой-то вред, в этом случае вы можете его бесцеремонно схватить и выбросить, можно даже через окно. Нельзя употреблять плохие слова перед Божествами, нельзя клясться именем Бога перед Божествами Преданный не должен давать каких-либо обетов, если он не в состоянии выполнить их. Если вы это сделали, и не выполнили этот обет, вы будете очень сильно страдать от греховных реакций. Например, если вы даете обет, клятву перед духовным учителем во время инициации, вы должны ее выполнить, а противном случае вы будете очень сильно страдать от больших греховных реакций. Обет, который дается во время инициации, он очень серьезен, и вы должны быть уверены в том, что вы будете следовать этому обету до конца своих дней. Если мы даем такой обет, мы должны строго ему следовать, в противном случае будут реакции за это, потому что Кришна не будет доволен нами. Занавес при этом не играет большой роли. Когда занавес открыт, это означает, что вы перед Божествами, когда занавес закрыт - вы перед Божествами, но когда говорится о клятвах именем Бога, это не имеет значения, закрыт он или открыт, даже если вы на улице и клянетесь именем Бога, вы должны следовать этому. Даже если алтарь закрыт, вы все равно должны оказывать уважение храмовой комнате. В это время Господь может принимать прасад или отдыхать, но вы должны сознавать, что его присутствие и оказывать уважение храмовой комнате. Нельзя ссориться или драться "перед Божествами. Следующее - это нельзя прославлять себя перед Божествами. Нельзя носить меховую накидку перед Божествами, нельзя приходить в храмовую комнату в красных или синих одеждах или в одеждах, которые не чисты, не стираны. Синий и красный - очень яркие цвета, они находятся в гуне страсти и невежества, и мы не должны одеваться в эти яркие тона, чтобы выставить себя. Даже если вы богатый человек, как, например, в Индии, очень богатые люди могут приходить в храм, но зная, что они предстанут перед Божествами, они меняют цвет одежды; если они в красном, они одевают скромную вайшнавскую одежду. Нельзя украшать свой лоб трехлинейной тилакой, как у шиваитов. Пуджари нельзя поклоняться Божествам перед непреданными. Совершать интимное служение Божествам можно только при закрытом занавесе, нельзя, чтобы там присутствовали непреданные. Но иногда, во время больших праздников, когда совершается абхишекха-мурти, могут приходить непреданные, люди, которые еще не стали преданными, но по милости Кришны они станут преданными, поэтому их присутствие возможно. Например, в Джаганнатха Пури нельзя входить в храм не индусам, но так, как Господь очень милостив, Он раз в год Сам появляется перед людьми. Следующая категория оскорблений - это оскорбления, совершаемые из-за недостатка усилий. Человек не должен пренебрегать высоким стандартом поклонения в соответствии со своими возможностями. В Гите Кришна говорит: "человек может поклоняться Мне, даже просто предложив Мне листок, плод или воду". Но если человек богат, и он может предложить более роскошные подношения, было бы оскорблением не сделать этого, а просто отделаться очень скромным подношением. Я помню, когда я проповедовал в Кувейте, я встретил индусов, которые приехали из Гуджарата. Они были очень богатыми людьми, у них был огромный магазин, битком набитый золотом. И когда я зашел туда, я увидел огромное количество золотых украшений, я подумал: "О, это очень хорошо бы предложить Кришне". Но они сказали мне: "А Кришне не нужно все это". И они тогда произнесли этот стих: достаточно листок, плод или воду. Они сказали: "Кришне будет довольно немножко воды, плода, немножко пищи". Поэтому они оставляют для Кришны немного воды, пищи, а себе делают огромный пир. Но через несколько лет, из-за кувейтской войны они потеряли все. Из-за совершенных ими оскорблений Кришна отобрал у них все. Нельзя также пренебрегать организацией праздников для наслаждения Кришны или Шри Шри Гаура-Нитай. Нужно организовывать большие, красивые праздники. В эти праздничные дни у нас должны быть большие фестивали. К пуджари относится, что нельзя предлагать благовония, не предложив при этом цветов. Вы видите во время проведения Туласи арати предлагаются благовония, но там также есть и цветы. Если вы не можете предложить цветка, вы можете предложить лампу с гхи. Нужно предлагать Кришне фрукты, пищу, зерно в соответствии с сезоном. Например, зимой, если нет ничего другого, можно предлагать Господу капусту, морковь и что-нибудь в этом роде, но летом, когда появляется много разных фруктов, овощей, выбор гораздо шире, мы не должны довольствоваться тем же, что мы предлагали зимой, мы должны стараться предлагать Ему более разнообразное меню, в противном случай, это будет оскорбление из-за недостатка усилий, потому что мы не предлагаем Кришне чего-то хорошего, что можно предложить. Когда вы предлагаете поклон духовному учителю, нельзя делать это молча. Нужно произносить в это время пранаму, вы не должны это громко делать, но достаточно отчетливо, чтобы могли слышать другие, вы не должны просто полу предлагать поклоны. Не прославлять духовного учителя в его присутствии, это тоже оскорбление. Например, после того, как гуру дает класс и закончил его, все говорят: "Джай Шри Гуру Махарадж" и так далее, так это нужно делать. Нельзя пренебрегать правилами и предписаниями, если мы живем в храме. Я сегодня просил президента повесить маленький колокольчик, потому что оскорбительно входить в храм, не издавал никакого звука, нужно предварительно позвонить и потом уже войти. Можно также произносить имена Божеств, когда входим, пуджари нельзя прикасаться к Божествам в темной комнате. Нельзя поклоняться Кришне, сидя на голом полу. Нужно иметь какую-то подстилку. То те самое во время гуру пуджи и Туласи пуджи. Нельзя предлагать бесполезные цветы без запаха, например, цветы капусты. Их можно использовать для приготовления сабджи. В крайнем случае их можно опрыснуть духами. Нельзя собирать цветы н нечистом месте, например, вблизи кладбища. Нельзя предлагать Божествам пищу, приготовленную невайшнавом. Не принимать в пищу что-либо, не предложенное Кришне. До тех пор, пока пища не предложена, нельзя никому ее раздавать. Нельзя курить марихуану, и др. наркотики. Эти 64 оскорбления нетрудно запомнить и строго избегать. Это легко сделать если человек научился контролировать свой язык, желудок, гениталии. Божество - это сам Кришна, который пришел сюда спасти нас Говорят, что Божество Шри Гаура-Нитай более милостив, чем Шри Шри Радха и Кришна, но это не значит, что мы должны пренебрегать поклонением. Если же оскорбление совершено следует прийти к Господу и молить Его о прощении.

6 мая 1992 года. Лекция 4.

ВОСПЕВАНИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ

В одном из стихов Шикшаштаки Господь Чайтанйа говорит, что воспевание Харе Кришна дает все благословения. Вот почему у Тебя есть тысячи, миллионы имен, таких как Кришна. Говинда, Рама и т.п. И Ты даешь такую милость, что даже нет строгих и жестких правил для воспевания их. Однажды даже Сам Чайтанйа Махапрабху был сбит с толку этим утверждением. Он собирался пойти в туалет. И Он таким образом держал Свой язык между зубами. И там был маленький мальчик, и он говорил Ему: "Что ты делаешь?". И Господь Чайтанья отвечал ему: "Мой язык постоянно повторяет святое имя, и я сейчас отправляюсь в туалет и я не хочу, чтобы там Мой язык повторял святое имя, поэтому я вынужден держать его между зубами". Этого мальчика звали Гопал. И этот мальчик сказал: "А если что случится с Тобой в этом месте, что тогда? Ты должен всегда повторять святое имя, имя не оскверняется ни при каких обстоятельствах, оно всегда чисто". И Чайтанйа Махапрабху сказал: "О, ты спас Мою жизнь, поэтому ты мой гуру". С тех пор этого мальчика звали Гопал Гуру. Это одно из удивительных особенностей воспевания святого имени, кем бы вы ни были, где бы вы ни находились, вы можете повторять святое имя в любой ситуации. Потому что в Кали-югу все осквернено. Нет абсолютно ничего чистого. Ничего, что находится вне этой маха-мантры, не может быть чистого. В этом стихе говорится, что в этом веке Кали есть лишь одно хорошее качество, это то, что можно обрести освобождение, просто воспевая святое имя Господа. Все нечисто, все осквернено в Кали-югу. Даже несмотря на то, что мы преданные, мы вынуждены пользоваться такими предметами, как зубная паста, мыло, из чего они сделаны, кто его знает, и кроме того, сам воздух, сама пища - все осквернено. Но если мы будем повторять "Харе Кришна", то мы достигнем успеха в любом случае. Поэтому, при любых действиях, которые вы совершаете, чем бы вы ни занимались, пойте Харе Кришна мантру. И преданные в основном воспевают мантру на четках, они называются джапа. Джапа представляет из себя бусины, нанизанные на нить. И между каждой бусиной есть узел, который называется брахма-гранти. И есть еще одна добавочная большая бусина, которая называется Кришна, или четка Меру. После восьми первых бусин должна быть повязана особая нить, которая отмечает, что эти первые восемь бусин - это восемь гопи Кришны, уже пройдены. И однажды Прабхупада даже отказался начитывать четки,,когда увидел, что на них нет этой особой нити. Он сказал, что только имперсоналисты на таких четках повторяют и поэтому, у преданных после восьми первых бусин должна быть эта нить повязана. Эта нить находится между восьмой и девятой бусиной и связана в такой узел, который можно ощущать пальцами. Когда вы служите Туласи, прежде нужно предложить листья Кришне. Потому, что Туласи в первую очередь доставляет удовольствие Кришне и потом только вы можете их принять. Если читать на новых четках, нужно эти четки, если они из Туласи, положить к лотосным стопам Шри Шри Гаура-Нитай, потому что сначала Шри Шри Гаура-Нитай должен насладиться Туласи, и только потом мы можем воспевать на этих четках. Это касается также и кантхи-малы, и их тоже нужно предлагать вместе с четками перед инициацией, до того, как их дают духовному учителю, они насыщаются милостью Гаура-Нитай и тогда уже их можно давать духовному учителю, чтобы он вложил последнюю милость в эти четки. Нужно отдать их пуджари, чтобы он положил их к лотосным стопам Шри Шри Гаура-Нитай. Преданные повторяют на четках внутри мешочка. Сам по себе мешочек по форме похож на лотос с восемью лепестками, он как бы раскрывается в четыре стороны, поэтому мы держим четки всегда в мешочке. Мы держим четки правой рукой, между большим и средним пальцем и никогда не повторяем, не держим другими пальцами. В Пуранах говорится, если вы повторяете на четках мантру без мешочка, тогда ракшасы, бхуты и гандхарвы воспользуются благом, которое вы должны получить от воспевания. Прабхупада говорил, что каждый должен строго следовать правилу повторять каждый день 16 кругов мантры на четках. Если преданный занят другими действиями, и не может закончить ежедневную дозу повторения, он должен закончить ее на следующий день. Если это произошло, можно пожертвовать всем: уменьшить количество сна, еды и прочих телесных потребностей и за счет этого найти время закончить свои круги. И Прабхупада говорил, что на самом деле, это минимум, который он просил воспевать своих учеников, но на самом деле воспевание должно постоянно происходить. И так как повторять на четках - значит общаться с Господом непосредственно, значит, вы должны быть чисты, и внутренне и внешне. И мешочек из-под четок нужно регулярно стирать. Прабхупада говорил, что чистота мешочка - это показатель степени очищенности сознания. Мы должны повторять на четках чистыми руками. Не так, что мы что-то там поели, и этой рукой беремся за четки повторять, мы должны сначала омыть руки и рот, и только потом можно повторять. Сидеть при повторении джапы нужно правильно. Это знаменитый момент на кассете, где записана джапа Прабхупады, и вдруг внезапно он говорит: "Сядь правильно". Скрещенные ноги лучше всего, мы не должны разбрасывать ноги по сторонам или ложиться и повторять мантру- Также рекомендуется повторять в храме или перед Божествами, или рядом с Туласи, или священной рекой. Я недавно был в Бангладеш, и я отправился в святое место, которое называется Харидаса Пур, и там есть место, где Харидас Тхакур сидел рядом с Туласи и повторял свои круги. Нельзя повторять в темной комнате, должен быть свет в комнате. Лучше всего повторять рано утром со всеми преданными, потому что вибрация, она очень мощная, она отражается повсюду и трудно рассеяться в таких условиях, в другое время не так уже хорошо повторяется. И насчет тьмы: в писаниях говорится, что человек может заснуть в темной комнате, нужно хотя бы небольшой источник света оставлять, который не беспокоит вас. В одном из писем Шрила Прабхупада говорил, что джапу нужно повторять рано утром с полной концентрацией. И предпочтительно это делать в брахма-мухурту. Нужно полностью сосредоточиться на звуковой вибрации мантры и произносить каждое имя четко. И постепенно ваша скорость повторения будет естественно возрастать. Не стремитесь очень быстро повторять. Важнее всего слушание. Мы должны сохранять полное внимание при повторении мантры. Мы не должны повторять мантру и в то же время разговаривать с кем-то. Есть такой вид джапы, которую мы называем радарная джапа. Когда вы идете и смотрите но сторонам, что там происходит, на кухню зайдете, что там готовится, головой все время, как радаром, вращаете. Есть еще бомбардировочная джапа. Мы должны стараться находиться в умиротворенном состоянии, мы не должны бить возбуждены, мы должны быть спокойны. Это как раз то время, когда мы полностью убираем чувства от объектов чувств и стараемся полностью сосредоточиться на звуковой вибрации, это состояние, подобно состоянию дхараны в аштанга-йоге, когда чувства удалены от объектов чувств. И таким образом, мы будем все больше и больше осознавать неотличность имени Кришны от Самого Кришны. В Ведах это называется мантра упасана, поклонение мантре, то есть мантра неотлична от Божества. Чем больше вы будете находиться в Сознании Кришны, слышать о Нем, узнавать о нем, тем больше во время произнесения слова "Кришна" это не будет для вас просто словом, но в этом звуке будет присутствовать сладостность Кришны, будет присутствовать качества Кришны, и там будут также и игры Кришны, и Его спутники также будут в нем. Вся атмосфера Вриндавана будет исходить из святого имени Кришны. И тогда вы сможете понять, что ваше воспевание развивается должным образом. Есть десять оскорблений святого имени: первое - это оскорблять великих преданных, которые распространяют славу Харе Кришна махамантры. Это считается одним из самых страшных оскорблений лотосным стопам святого имени. И Нама прабху, который неотличен от Кришны, не терпит такого оскорбления, даже в отношении тех, кто выставляет себя в качестве великих преданных. В этом материальном мире святое имя Вишну является всеблагим. И форма Вишну, Его качества, игры трансцендентны. Таким образом, если кто-то пытается отделить Абсолютную Личность Бога от Его святого имени, или от Его трансцендентной формы, качеств или игр, и думает, что они материальны, он совершает оскорбление. И также думать, что имена полубогов равны и так же хороши, как имя Господа Вишну, это также считается оскорблением. Оскорблением считается также считать личность духовного учителя материальной, и поэтому завидовать его возвышенному положению, и не выполнять его указания. Оскорбление ведических писаний, таких как Веды и Пураны, также считается оскорблением. Считать славу имени Господа плодом воображений, преувеличением. И далее, зная, что воспевание святого имени может нейтрализовать все греховные реакции, продолжать совершать греховные действия, и повторять маха-мантру для того, чтобы нейтрализовать эти реакции. Такого рода поведение - это величайшее оскорбление по отношению к святому имени Господа. Он не будет спасен от суда Ямараджа. Является оскорблением также считать воспевание Харе Кришна маха-мантры равной совершению религиозных ритуалов из раздела карма-канды. Или приравнивать воспевание маха-мантры к аскетическим обетам, к процессу очищения, или огненных жертвоприношений, все эти перечисленные действия считаются материальными. Конечно, они благочестивы и благоприятны в какой-то степени, но они не чисты полностью. Оскорблением также считается проповедовать о славе святого с имени Господа тому, кто не имеет веры в это, или тому, кто является атеистом. Это означает, что мы можем вдохновлять таких людей воспевать Харе Кришна, но мы не должны проповедовать им об интимной славе Господа Кришны. Поклонение Божествам, осознание игр Кришны - это внутреннее поклонение преданного, он не должен раскрывать это людям, обычным людям. И последнее оскорбление - это когда люди, даже услышав о славе святого имени, продолжают придерживаться материалистических представлений жизни, думая, что я - материальное тело, я русский и т.д. Даже такое бывает, что один думает - я азербайджанец, другой думает - я армянин, такое даже в Сознании Кришны бывает. Неофит может думать: "Я азербайджанец, хоть я и с преданными, я буду сражаться против армии". Или думать, что все, что принадлежит этому телу - мое. Если человек думает таким образом и не выказывает почтения и любви к воспеванию Харе Кришна, он также является оскорбителем.

ВОПРОС: (не слышно)

ОТВЕТ: Прабхупада говорил, что вы должны повторять 16 кругов достаточно громко, чтобы вы могли слышать эту вибрацию. Вам не нужно вопить всей силой своих легких, но вы должны достаточно громко повторять, чтобы вы могли слышать, и чтобы эту джапу мог услышать кто-то другой. Потому, что эти деревья, которые стоят во дворе, или ваши соседи слышат Харе Кришна, и они получают благо. Есть много живых существ, таких как пауки, мухи, которые также получают благо, и мы не заинтересованы только в том, что спасти себя самого, мы собираемся спасти весь мир, поэтому, когда мы повторяем святое имя, то все живые существа, подвижные и неподвижные, все получают благо. Но внутреннее повторение тоже очень хорошо. Но внутренне должно повторять помимо 16 кругов, повторенных вслух. Есть внешнее повторение и есть внутреннее повторение. Так же как есть внешнее поклонение Божествам и есть внутреннее поклонение Божествам. Прабхупада конкретно рекомендовал читать 16 кругов вслух и произносить четко и внимательно слушать каждый звук, и со временем вы сами увидите, как развивается внутреннее повторение. Время ГУЛАГа уже прошло и вы можете повторять громко.

ВОПРОС: Можно ли закрывать глаза при чтении джапы?

ОТВЕТ: Можно, но не засыпайте. В этом опасность закрывания глаз. Как мы уже прочитали в этом стихе, нет жестких правил и предписаний, может, вам нравится а подвешенном состоянии повторять, это ваше право, но просто мы описали оскорбления, которых нужно избегать при повторении, остальное вы можете делать, как вам хочется.

ВОПРОС: Я слышал, что перед тем, как отдавать духовному учителю четки, их нужно в гхи очистить, и они там сутки должны лежать, так ли это?

ОТВЕТ: Это делается панчагави, церемония, тоже эти четки опускаются в ту жидкость, которая после абхишеки осталась, йогурт, гхи, масло и т.п. разные благоприятные жидкости, но если это невозможно сделать, потому что обычно только в праздники делается абхишека, нужно просто отдать их пуджари и он водой омоет благоприятной или отдать пуджари, чтобы он положил их к лотосным стопам Гаура-Нитай. Кроме того, рекомендуется неделю подержать их в горчичном масле, перед тем, как отдать их пуджари, или два дня на солнце. Но тут нет солнца, так что лучше неделю подержать. Мы используем горчичное масло, потому что оно впитывается очень хорошо и оно потом не выступает с четок и не пачкает мешочек, как другие масла.

ВОПРОС: (Не слышен)

ОТВЕТ: Мы не должны излишне беспокоить людей. В противном случае, вместо того, чтобы признать лучшее в нас, люди будут думать о нас, как о фанатиках, как о сумасшедших. Представьте себе парня, который занимается хатха-йогой и не успевает это делать дома и вынужден это делать в вагоне метро. И в вагоне он встает на голову, зажимает одну ноздрю и так далее, представляете, какое зрелище. И кроме того, нужно помнить, что процесс воспевания - это медитация, вы не должны делать это искусственно, скорее всего это у вас получается искусственно, потому что нельзя расслабиться и сосредоточиться в таких условиях, поэтому, когда вокруг люди, лучше повторять про себя, внутренне, или если обстановка позволяет, негромко вслух. Вы можете заинтересовать людей своим умиротворенным поведением, это все зависит от того, как вы себя ведете, но если вы ходите взад-вперед: "Харе Кришна!", раздвигаете руками людей - "Дайте мне пройти!", это уже выглядит совершенно по-другому, это уже довольно странно.

ВОПРОС: (Не слышен)

ОТВЕТ: Мы должны стараться мыть храм, когда здесь никого нет. Если утром, например, в три часа преданные повторяют джапу, вы не можете прийти и беспокоить их. Если вы после прасада моете, вы должны подождать, когда все выйдут, а не мыть, когда кто-то еще принимает прасад.

ВОПРОС: (Не слышен) О панчататтва-мантре перед чтением круга, джапы.

ОТВЕТ: Потому, что мы не можем приблизиться к Кришне без помощи Гуру-Гауранги. И члены Панча-таттвы, если так можно выразиться, все они очень милостивы, и если мы совершаем оскорбления во время чтения маха-мантры, они присутствуют там и защищают нас от этих оскорблений, от реакции на эти оскорбления. Прабхупада говорил, что панча-таттва мантра является самой милостивой мантрой. Тогда некоторые преданные спросили, почему бы тогда не повторять просто панча-таттва мантру, и Прабхупада ответил, что Чайтанйа Махапрабху просил нас повторять Харе Кришна маха-мантру.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 727 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...