Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В статье «Ярлыки и методы» мы кратко разобрали позиции, большинство из которых, рассматриваемых в отдельности, говорят в пользу изучения боевых искусств. К сожалению, к этому списку вроде бы явных достоинств можно было бы добавить и другой список, но я предпочитаю назвать главное, на мой взгляд. Православное вероисповедание различает семь грехов, которые ведут человека к вечной погибели. Таковые есть:
1. Гордость.
2. Сребролюбие.
3. Блуд.
4. Гнев.
5. Чревоугодие.
6. Зависть.
7. Уныние.
В этом списке нет насилия и убийства, а на первом месте стоит гордость. Почему? Потому, что все остальные грехи совершаются в мире из-за нее. Сам Денница пал из-за гордости, и в мир вошел грех. Гордыня — самое страшное состояние души. И этот грех поражает тех, кто начинает заниматься боевыми искусствами.
Попытка сказать (или помыслить), что я свободен от какого-то греха - уже грех. Это как раз и есть гордыня - - отрицание в себе любого греха или какого-нибудь недостатка. И Господь на это говорит:
Говоришь: «так как. я невинна, то верно гнев Его отвратися от меня». - Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила». (Книга пророка Иеремии, 2. 35).
Но было бы наивно полагать, что сами искусства являются причиной развития в душе такого недуга, как гордыня. Нет. Любой человек и в любой области своего делания может быть подвержен этому состоянию. А как оно опасно и более других грехов, я не могу не предупредить о нем, точнее - - где оно обычно гнездится.
Любой из «положительных ярлыков», ради которого вы переступили порог спортзала, потенциально может стать причиной развития в душе гордыни. Особенно самые юные, но и взрослые тоже, никто не застрахован от этого.
Если вы приходите в боевые искусства с тем, чтобы научиться постоять за себя, в силу трудных обстоятельств в жизни, по мере вашего продвижения вперед вы начнете осознавать свое превосходство перед остальными, для начала, может быть, обидчиками. Чувство превосходства над остальными может свить себе гнездо в душе и затем разрастаться со стремительной быстротой. В качестве предупреждающего средства я могу посоветовать выбросить из головы мысль, что вы пришли в спортзал исключительно ради самообороны.
Гордыня может иметь скрытую форму - так называемая тайная гордость. Внешне вы ничем не «сообщаете» о себе, но внутри испытываете это тайное состояние превосходства над другими. Другой человек может заниматься гирями или ходить на лыжах каждое воскресенье, но вы «выше» его по той причине, что занимаетесь каратэ, например. Что он может сделать вам своими лыжами при случае? Ничего. А от вас он может получить удар ногой в голову.
Я не знаю, что и хуже - тайная гордость или явное ее проявление, когда человек может понимать, а может и не понимать своего состояния. А бывает, что и то, и другое поражает душу.
Подростки, как правило, хвалятся друг перед другом растяжками и шпагатами (кто выше ударит ногой); своими бицепсами (кто больше отожмется на кулаках) и прочим. Выставляя свои достижения напоказ перед сверстниками, они не испытывают при этом никаких комплексов. Те из них, кому посчастливилось записаться в настоящую секцию и кому, быть может, объяснили там, что драться нехорошо, по-своему свысока смотрят на остальных. В их среде конкуренция происходит на другом уровне - спортивные соревнования, турниры, аттестационные экзамены внутри самой школы. Что творится на них? Как сами спортсмены воспринимают себя в моменты, когда им в силу сложившихся обстоятельств приходится делить между собой призы и грамоты, почетные первые места и пояса?
И среди уже продвинутых мастеров этой «тайной конкуренции» примеров не мало. В том издательстве, где мне удалось издать свою книгу по работе с нунчаку, меня спросили, а как я отношусь к произведениям других авторов? Увидя показанные мне книги, я ответил, что положительно отношусь. Тогда меня спросили более конкретно о некоторых вещах. Оказывается, на ряд книг пришли критические замечания от некоторых «мастеров» боевых искусств. Они критиковали одного автора за то, что он переврал все японские (или китайские) названия и термины; что он охватил в своих произведениях слишком уж широкий круг вопросов, а так в природе не бывает; что методики не соответствуют классическим, да и тому подобное.
Что я мог ответить издателю на этот вопрос? Но раз у тебя спрашивают твое мнение, значит для кого-то оно важно. И я ответил так, как сам к этому отношусь. Для меня не имеет значения насколько точны в русском произношении японские или китайские слова. От того, что я их буду «правильно» знать и произносить моего мастерства не прибавится, а главное, не прибавится смысла на том основании, что я просто русский человек и все. Широкий круг вопросов и методики? Ну если человек занимался всем этим кругом вопросов и приобрел какой-то личный опыт, почему бы ему не поделиться им? В силу талантов, которые дал ему Господь, он может записать свои мысли и, на самом деле, научить многих и многих через свои книги в отличие от тех критически настроенных «мастеров», которые сидят в своих залах и имеют дело лишь с небольшой группой учеников. Кстати, они не скрывая гордятся этим, как и тем, что сами могут являться личным учеником какого-нибудь учителя.
Вот вам типичный пример из нашей действительности, как люди, занимающиеся вроде бы одним делом, «любят» своих соратников. И в моей практике был такой случай. Когда я обдумывал общее название статей по нунчаку для публикаций в журнале, мне показалось несправедливым, что слово «нунчаку» всюду отделяется от приставки «до», что для японцев означает «Путь». Путь чего-либо. Отсюда происходят названия «Дзю-До», «Каратэ-До», «Айки-До», Кэн-До» и т.д. Почему не может быть «Нунчаку-До», подумал я; ведь это оружие может практиковаться как самостоятельная дисциплина. На это один человек (кстати, сам издав по боевым искусствам несколько хороших книг) авторитетно заявил, что нет такого искусства. Судьба свела нас еще раз у книжного прилавка, на котором стояла бельгийская книга под названием «Нунчаку-До...» В ней рассказывалось, между прочим, о том, что в Европе существует федерация «Нунчаку-До», объединяющая около 20 государств и чем она занимается.
Трагедия Брюса Ли во многом зависела и от скрытой гордыни, которая была сильно развита в нем. Конечно, великий мастер и киноактер не по ожидал, что у славы есть оборотная сторона. Он шел к ней в силу своих тщеславных планов, а параллельно с этим вокруг него, как снежный ком, разрасталась толпа завистников и конкурентов. И мастера боевых искусств, и журналисты, и киношники да и просто незнакомые люди фактически являлись скрытыми врагами Брюса, каждый по-своему внося свою лепту в его преждевременную кончину. По-настоящему верных соратников и друзей у него было не очень много, гораздо больше просто сочувствующих.
Бесы могут действовать вокруг нас, внутри нас и через тех, кто подле нас. Я думаю, что Брюс к концу своей жизни получил «полный букет». Причем, кое-что он создал собственными руками и собственной волей, а сверх этого наслоилось дополнительное, прилепляясь, как иголки к магниту. А при внимательном рассмотрении увидим, что причиной многих бед была гордыня.
Как бороться с гордыней? Научиться можем на примерах святоотеческих. Посмотрите на русских ратников, разве они, да и все православное русское воинство, приписывали подвиги себе? Найдем ли в рассказах явные свидетельства о том, что причиной победы стали какие-то сверхудивительные способности воина, которые, к тому же, он развил благодаря какой-то «тайной» методике? Никак. Вместо этого любой подвиг при-пысывается силе Божией, благодати Божией или заступлению и помощи святых. Так ли в летописях восточных боевых искусств? Здесь подвиги
воинов — это прежде всего подвиги самости, подвиги мистического «духа воина».
В Священном Писании, и особенно в Ветхом Завете, находим огромное число примеров, как Господь сокрушал сердца самых смелых, самых храбрых, самых сильных, самых удалых, самых самых. Вмиг разбегались и даже не понимали, что с ними происходит. Может ли сегодня, в наше время, случаться такое? Безусловно. Всевидящий Господь, помимо нашей воли, когда мы часто не понимаем глубинного смысла происходящего вокруг нас, Сам помогает праведникам преодолевать зло, а злу обращаться в добро.
Я думаю отношение христианских воинов к своим подвигам и победам должно стать для сегодняшних любителей боевых искусств бесценным оружием в борьбе с одним из самых страшных грехов души - гордыни. Для начала не следует держать в себе мыслей о каком-то успехе или продвижении вперед, не давать ей проникнуть глубоко в сознание. Победив на соревновании, можно публично заявить, что сегодня просто повезло, а завтра кто-то другой займет мое место. Простейшая фраза, но способная сокрушить невидимую угрозу, которая, как тень, неотступно находится рядом.
ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ЗЛО
Мы занимаемся боевыми искусствами, потому что существует зло. Боевые искусства появились из-за того, что существует зло. А задумывался ли кто-нибудь из нас по-настоящему, почему существует зло? Настольная книга каждого христианина «Закон Божий» так отвечает на этот вопрос.
Стр. 595-597 в издании 1967 года протоиерея Серафима Слободского.
Мысль о мировом зле лежит тяжким бременем сомнения на сердцах многих верующих людей. Кажется непонятным, почему Бог допускает зло. Ведь Бог в Своем Всемогуществе легко мог бы устранить зло... Как может бесконечно милостивый Бог терпеть, чтобы злые поступки одного негодяя обрекали бы тысячи, иногда миллионы, может быть, даже половину человечества на нужду, горе и бедствия?..
В чем же состоит «смысл зла»? Ведь у Бога ничего нет бессмысленного. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо напомнить, что такое зло. Под злом мы должны понимать не страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Бог не хочет зла. Всемогущий Бог не может одобрять зло. Больше того, Бог запрещает зло. Бог наказывает зло. Зло, или грех, есть нарушение Божиего закона.
Истинная вера Христова указывает на следующие две причины существования зла в мире:
1. Первая причина лежит в свободе воли человека. Наша свобода воли -- это отпечаток Божественного подобия. Этот Божий дар поднимает человека выше всех существ мира... В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога, прославляет Бога и совершенствуется сам. Бог дает людям с доброй волей возможность заслужить себе Небо, а людям со злой
волей — преисподнюю. Но как то, так и другое получается лишь путем свободы человеческой воли...
Итак, внутренняя причина происхождения зла, или греха, заключается в свободной воле человека.
2. Вторая причина или смысл существования зла состоит в том, что Бог также и зло направляет к добру. Но Бог допускает зло не ради добра. Богутакая дорогая плата не нужна. Зла Бог не хочет ни при каких обстоятельствах. Но так как зло проникло в мир по вине творения, то Бог в Своем мировом плане заставляет также и зло служить добру.
Вся история человечества, вплоть до событий наших дней, показывает истину этих слов. Величайшие катастрофы народов были в то же время величайшими триумфами религии, обращением людей к Богу...
Но и это вплетение зла в план управления миром не являлось какой-то запоздалой надстройкой, поправкой к созданному. Это вплетение зла произошло в акт вечной воли Бога, в котором было решено создание мира. Ибо Бог есть вечное сегодня! И Его предвидение идет от вечности. Оно действует всегда и непрерывно.
Святое Евангелие и блаженный Феофилакт о зле
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. (Матфей, 7. 15, 16).
Толкование Феофилакта. Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: «берегитесь». Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их — уда. Овечья одежда — это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются.
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. П ришед-ши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою. (Матфей, 13. 24-30).
Толкование Феофилакта. В прежней притче Господь сказал, что четвертая часть семени пала на добрую землю, в настоящей же показывает, что враг и этого самого семени, которое пало на добрую землю, не оставил не испорченным по той причине, что мы спали и не радели. Поле — это мир и душа каждого. Тот, Кто сеял, есть Христос; доброе семя — добрые люди или мысли; плевелы -- ереси и худые мысли; тот, кто сеял их, дьявол. Спящие люди — это те, которые по лености дают место еретикам и худым мыслям. Рабы же — это ангелы, которые негодуют на то, что существуют ереси и испорченность в душе, и желают сжечь и исторгнуть из этой жизни и еретиков, и мыслящих дурное. Бог не позволяет истреблять еретиков путем войн, чтобы вместе не пострадали и не были уничтожены и праведные. Бог не хочет умертвить человека из-за злых мыслей, чтобы вместе не была уничтожена и пшеница. Так, если бы Матфей, будучи плевелом, был исторгнут из этой жизни, то вместе была бы уничтожена и имевшая впоследствии произрасти от него и пшеница слова; равным образом и Павел, и разбойник, ибо они, будучи плевелами, не были уничтожены, но им позволено было жить, чтобы после того произросла их добродетель. Поэтому Господь говорит ангелам: при кончине мира, тогда соберите плевелы, то есть еретиков. Как же? В связки, то есть связав им руки и ноги, ибо тогда никто уже не может делать, но всякая деятельная сила будет связана. Пшеница же, то есть святые, будет собрана жнецами-ангелами в небесные житницы. Равным образом худые мысли, которые имел Павел, когда преследовал, были сожжены огнем Христа, сбросить который на землю Он и пришел, а пшеница, то есть хорошие мысли, собраны в житницы церкви.
Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий', поле есть мир', доброе семя, это — сыны Царствия, а плевелы -- сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто им.еет уши слышать, да слышит! (Матфей, 13. 36—43).
Толкование Феофилакта. Отпустил народ тогда, когда он не получил никакой пользы от учения. Ибо Он говорил притчами, чтобы Его спросили. Они же не позаботились об этом и не искали научиться чему-либо; поэтому Господь по справедливости отпускает их. Только об одной этой притче спрашивают (ученики), потому что другие казались им более ясными. Под плевелами разумеется все вредное, что растет среди пшеницы: куколь, горох, дикий овес и др.
Продолжение. Что должно было сказать, то сказано выше. Ибо мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым позволено быть до конца мира. Если мы будем убивать и истреблять еретиков, подымутся раздоры и войны; а при раздорах и многие из верных, может быть, погибнут. Но и Павел, и разбойник были плевелами, прежде чем уверовать, но они не были истреблены в то время ради имеющей произрасти в них пшеницы, ибо в последующее время они принесли Богу плод, а плевелы пожгли огнем Святого Духа и пылом свой души.
Продолжение. Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, так праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо они будут, как боги.
В силу элементарного физического закона «действие порождает противодействие», боевые искусства не учат, как побороть зло, как сохранить мир. Я мог бы согласиться с тем, что, будучи уверенным в себе, человек сможет снисходительно смотреть на мелкие обиды, понимая, что никакой реальной угрозы они для него не представляют. Ну, а если угроза будет реальной?
С первых шагов в боевых искусствах человек обучается способам, как защитить себя самому. Эта самость затмевает на многие годы все другие способы сохранения мира.
Было бы несправедливо говорить о том, что боевые искусства всего лишь агрессия и не более того. Выдающиеся мастера прошлого, да и современный далеко продвинутый боец, приходят в результате опыта в боевых искусствах к пониманию того, что лучший бой тот, который не состоялся. Они начинают все больше и больше размышлять над тем, как сохранить мир. При этом они продолжают заниматься своими искусствами, и порою их мысли заходят в тупик. Становится ясно, что причиняя кому-то боль, о мире, о гармонии говорить уже не приходится. Наступает момент «озарения» - понимания, что боевые искусства только мешают достижению мира. Осознающий это человек готов отказаться от собственной защиты, не предпринимать никаких действий против агрессии, а со смирением встретить свой смертный час. Безусловно, на это его подвигли какие-то сильные внутренние мотивы, скрытые от посторонних глаз. Таких «подвижников» в боевых искусствах на самом деле не так уж много, и, как правило, они не на виду.
Но если в результате долгих занятий боевыми искусствами человек все-таки приходит к внутренней гармонии и начинает отрицать насилие, вырабатывает какое-то смирение в себе, значит польза, реальная польза от занятий есть? Все дело в том, что узок путь к истине, а лукавых путей много. Кто даст вам гарантию в самом начале, что вы найдете истину, блуждая по многочисленным лабиринтам иных учений и практик? В христианстве миру учат с первых шагов, о смирении, как основе нашего спасения, говорят сразу, а не потом.
В книге Чака Норриса «Секрет внутренней силы» есть такой эпизод. Один человек пришел в монастырь, чтобы научиться боевым искусствам. Три дня ему пришлось просидеть под его стенами в дождь и холод, голодному, прежде чем двери открылись и его впустили. Объяснение здесь простое: с первых шагов начинается испытание и соответствующее обучение.
Речь в данном случае шла о буддийском монастыре. А можем ли мы представить аналогичную ситуацию у стен христианского православного монастыря? Нет. Когда человек нуждается в пище и крове, не время проверять его волю, он может просто погибнуть. Нужно помочь ему сразу (открыть двери и впустить), а не наблюдать со стороны, как он преодолеет это испытание. Вот она - короткая дорога к добродетели, эта дорога — любовь.
На тренировках боевых искусств партнеры вынуждены часто сознательно делать себе больно. И это неотъемлимая часть методики. Происходит это и тогда, когда один из партнеров не согласен с этим. В таком случае у него есть два пути: уйти из школы или терпеть. Но настораживает сам факт присутствия подобного метода - сознательное причинение боли. Что воспитает это в душе.человека, какие зерна сеятся и какой будет всход?
«Христиане слабаки!» - слышим мы со всех сторон. Да, я считаю себя слабаком, потому что сегодня, прозанимавшись боевыми искусствами двадцать лет, мне легче ответить на удар ударом. Мне проще постоять за себя с кулаками, чем покинуть место драки. За все время своих тренировок я только и делал, что учился блокировать и ударять, защищаться и нападать. И я ни разу не задумался о том, почему это все происходит со мной? Почему я должен находиться в постоянном напряжении, в постоянном ожидании нападения, быть в постоянной готовности ответить на внезапную атаку со стороны? И чем больше расслабляешься, медитируешь на иллюзорном спокойствии, тем больше думаешь о том, что это твое расслабление на самом деле служит тому, чтобы находиться в постоянном напряжении, ожидая удар со стороны.
Да, я слабак, потому что не научился благословлять. Я знаю сотни способов убить и ни одного, чтобы хотя бы попытаться сохранить мир. Ну а ты, воин, а не богатырь, в добром понимании этого слова, задавал ли себе такой вопрос хоть раз в жизни: что тебе проще — атаковать или благословлять?
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!