Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Инструменты и орудия



И все же, какие конкретно инструменты ис­пользуют боевые искусства, которые являются «проводником» для бесов, превращаются в их орудия? Назовем три из них, которые могут прак­тиковаться с первых шагов, - - это дыхательные упражнения, медитация и релаксация.

Дыхательные упражнения

Хатха-йогой серьезно я начал заниматься с 10-го класса. Серьезно - это значит ежедневно в рам­ках конкретного комплекса. У меня была книга с пятимесячной программой, которую в дальней­шем можно было совершенствовать. На протя­жении нескольких лет я проходил эту програм­му снова и снова, находясь в разных условиях, и наблюдал результаты. Мой вывод такой: опре­деленные упражнения приносят пользу для тела, если их практиковать в «идеальных» условиях. К примеру, будучи в армии, я получил крайне от­рицательные результаты. Впоследствии я понял, что в нашем социуме этих «идеальных» условий вообще быть не может, и отказался от практики йоги совсем.

Один человек, достигший больших высот в этом деле, сказал мне, что важно не то, где ты зани­маешься, а как. Справедливое замечание, за которым чувствуется большой опыт. К счастью для себя, тогда йога меня уже вообще не интересо­вала, как не интересовали и боевые искусства. Я продолжал практиковать нунчаку и занимал­ся только самостоятельно, оградив себя от лю­бого постороннего влияния. Но речь сейчас не о том, как практиковать, а все-таки о том, что именно практиковать.

Почитайте историю развития боевых искусств, обращая внимание хотя бы на три региона: Ин­дия, Китай, Япония. Взаимное обогащение тра­диций рано или поздно, попадая в новые, чисто географические условия, в конечном итоге при­обретало местный оттенок. Где в Китае или Япо­нии вы обнаружите классическую индийскую йогу? Да нигде! Обогащение методов не приво­дило к слепому копированию чужих традиций, а приспосабливалось к местным условиям и обо­гащалось собственной национальной традицией.

Почему же мы — русские — должны впитать в себя все сразу от народов, которые сами для себя ввели жесткие ограничения на все чужерод­ное? Мы тоже имеем право кое-что отфильтро­вать, в основание отбора положив веру отцов. С какими-то, замечу, чисто внешними вещами мож­но подискутировать, хотя и они не все безопас­ны. Но вот, на мой взгляд, некоторые методы, от­носящиеся больше к внутренней практике, я бы выбросил немедленно. Поговорим о них.

Сама система (напомню, что сейчас речь идет о хатха-йоге) называет несколько важных пунктов, без которых она уже не система. Разберем некоторые из них.

1. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ. Что это значит? Это значит, что йога помогает только тем, кто целиком находится в ней. Простому челове­ку, подвергнутому какому-нибудь недугу, систе­ма не поможет. Его существо должно быть в си­стеме, чтобы та, когда придется, помогла. Прак­тика же отдельно взятых упражнений - это не йога. Йогой надо жить. В конце концов «это» пожирает тебя. Я бросил занятия, потому что на­чал зависеть от них. Моя свободная воля сопро­тивлялась такому положению дел. Здесь можно сказать, что лукавый избрал йогу своим оруди­ем, чтобы держать меня в подчинении.

2. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Система требует сосредоточивать внимание на объектах. Пример: упражнение для профилактики заболеваний печени - - сосредоточивайся на печени. И так далее. В этой методике что-то есть, и ее взяли на вооружение многие европейцы. К приме­ру, аутогенная тренировка. Почти то же самое, но без закручивания себя в хитрые позы. Без кон­центрации внимания йога уже не йога, а простая статическая гимнастика, польза которой тогда в чем?

3. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ. Упражнения для тела не могут выполняться без правильного дыхания; дыхательные упражнения в свою очередь выполняются в определенных позах. Все вместе, плюс концентрация внимания. Сама система представляется законченной и даже совершенной, но... Йога имеет свою тради­цию. Формировалась она в конкретных услови­ях на конкретной территории, и это должно быть определяющим при выборе. Нет «безвинной» хатха-йоги. Есть первая ступень на пути к общей цели, которая чудовищна для христиан: «От­крыть в себе божество и стать самим божеством». Не то же ли самое возомнил о себе Денница?

Боевые искусства заботятся о «правильном» дыхании с первых шагов. Без правильного дыха­ния невозможно НИЧЕГО. Хотя в данной мето­дике дыхательные упражнения упрощены и но­сят специфический характер, приспособленные к конкретным условиям, сущность их та же.

Но меня больше всего удивляет в йоге сам под­ход к проблеме болезней, резко отличающийся от православного подхода. Православный человек воспринимает болезнь, как нечто, посылаемое от Бога. Здесь может быть несколько причин, и каж­дая по своему замечательна. Рассмотрим их.

1. Болезнь в наказание за конкретные грехи. Здесь нет никакой мистики, а имеется тесная связь с действительностью. Иными словами: чем грешим, тем и страждем. Объедение способствует развитию болезней желудка; сребролюбие и зависть приводят к нервно-психическим рас­стройствам; гнев поражает сердечно-сосудистую систему; гордость может стать духовной основой шизофрении. Перечень причин и следствий огро­мен.

2. Болезнь в упреждение грехов. Был бы здо­ров, пошел бы и совершил задуманное, а как не имел возможности пойти, вынужден был сидеть дома. Ясно, что Господь в этом случае послал бо­лезнь, чтобы сохранить нас от беды.

3. Болезнь в научение. Что делать больному че­ловеку, вынужденному долгое время находиться дома? В такие моменты можно подумать о своей жизни, о своем положении. Может быть, наш стремительный ритм жизни на миг затормозится, и мы, размышляя в тишине наедине со своей печалью, вдруг вспомним о Боге и произнесем: «Господи, помоги...»

4. Болезнь в терпение. Это не беда, а польза; великая польза для нашей души. Господь видит нас, и если обнаружим смирение и терпение, то даст нам венцы. Но тому, кто близок к ропоту в печали своей и даже к хуле на Бога, святой апо­стол Павел говорит:

Вас постигло искушение не иное, как человечес­кое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искуше­нии даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести. (1-е послание к Коринфянам, 10. 13).

5. Болезнь от бесов. Может быть допущена Гос­подом, чтобы проверить, научить или укрепить нас.

Иное дело, когда мы сами стали тому причи­ной и добровольно отдали себя в руки сатаны. Берегитесь, любители боевых искусств! Вы ходите по краю пропасти, сами создавая в душе своей лазейки для лукавого.

Отдадим должное теории йоги, которая на пер­вое место любой болезни ставит психические при­чины. Не болезнь надо лечить в первую очередь, не ее симптомы, а устранять их причины. К сожалению этот правильный путь поиска истинных причин телесных недугов замыкается сам в себе.

Когда я занимался хатха-йогой, мне не было понятно, что значит «психические причины». Ло­зунг «В здоровом теле - здоровый дух» можно было бы и наоборот читать, но любая трансфор­мация теперь выглядит для меня смешной.

Лишь потом, в лоне нашей Церкви, я узнал, что скрывается за понятием «психические причины». Грех - вот что это такое. Но понятие греха в пра­вославной традиции не то же самое, что «психи­ческие причины» в индийской йоге. В основу ле­чения любого недуга у христиан положено пока­яние, понятие, о котором в йоге и других восточ­ных учениях я ни разу нигде не встретил ни од­ного упоминания. Вот и разница вся здесь нали­цо. Христиане, не отвергая, кстати, ни лекарства, ни помощь докторов, ни оздоровительные систе­мы, на первое место ставят упование на милость Божию, на помощь Господа. Восточные системы пытаются самостоятельно решить проблему, по­тому что в их учении нет места ни личному Богу, ни понятию греха и покаяния.

Теперь рассмотрим то, что для любителей во­сточных боевых искусств называется «инструмен­том духовного роста», а для христиан «орудием проникновения бесов» в душу человека.

Медитация

«Не желай видеть чувственно ангелов,

или силы, или Христа, чтобы с ума не сойти,

приняв волка за пастыря и поклонившись

врагам демонам... Если желаешь молиться в духе, ничего не заимствуй от плоти».

Св. Нил Синайский, подвижник V века

В медитации, равно как и в упрощенной ее форме, аутогенной тренировке, человек обучает­ся способности, не отвлекаясь, созерцать в тече­ние длительного времени один и тот же объект. Восточные учителя говорят, что практика эта приводит к развитию так называемого «духовного видения», когда адепт сможет ясно различать правду и ложь. В боевых искусствах практику­ется также динамическая медитация, способству­ющая «чтению» противника в бою.

Нетрудно догадаться, что на самом деле ме­дитация - это практика ложных образов и ощу­щений, которые не способствуют развитию духов­ного видения, а как раз наоборот, ослепляют че­ловека. Какая польза созерцать какой-либо объект? Какая польза формировать какой-либо объект в сознании и созерцать его внутри себя? Какая польза «опустошать свою чашу»? Это ла­зейка для лукавого, которую человек сам откры­вает. И релаксация, и гипноз, и многие другие методы преследуют одну и ту же цель -- усыпить бдительность, отключить сознание и сделать доступным для каких-то образов, то есть для посто­роннего влияния.

Нет ничего удивительного в том, что долго за­нимающиеся боевыми искусствами бойцы начи­нают ощущать в себе «нечто». Невинная фраза — скрытые возможности организма. Ее синони­мы - энергии, способные разрушать. А некото­рые напрямую говорят, что уже видели «темно­го воина». Считают ли они, что он помогает им в их деле?

Господь уберег меня от практики медитации. В той йоговской программе, которую я проходил, она занимала не последнее место. Достаточно было один раз услышать в своей голове какие-то звуки, чтобы испугаться и бросить не только медитацию, но и всю систему в целом. Несколь­ко лет я искал ответ на то свое состояние. Од­нажды все-таки судьба свела меня с таким че­ловеком, который смог объяснить, что произош­ло. Я поверил в правдивость его слов, но утеше­ния не получил. Эта правда была правдой его системы и не более того. Лишь в Православии, у святых отцов, я нашел ответ тому, с чем пришлось столкнуться. Обыкновенный страх уберег меня от дальнейшего «заигрывания» с неизвестностью. Страх? Господь уберег. Мне Господь дал разум и волю, чтобы бросить систему, которая завлек­ла меня еще юношей в свои сети, прельстив всем спектром «ярлыков», о которых мы уже говори­ли. А сколько таких, которые «не дрогнули» и продолжили путь?

Я знаю некоторых людей, которые, даже не за­нимаясь боевыми искусствами, практикуют ин­дивидуальную и коллективную медитации. Пос­ледние происходят на их сектантских сборищах, которые проводят учитель и его помощники. Тех­нология отработана очень четко. Люди вводятся в «доступное» состояние, их «чаши опустошают­ся», и «некто» (даже не учитель, а тот, кто в учи­теле или через учителя) заполняет ее своим со­держанием. Мы уже знаем про этого «некто», и здесь можем указать на еще одно его свойство. Об этом как раз и писал Чак Норрис в своей книге. Свойство это — атаковать нас через дру­гих людей. Невидимая брань может быть очень даже видимой, когда бесы через конкретных лю­дей начнут нападать на нас.

Мои знакомые-сектанты - это не просто беда, это настоящее горе. Сначала перед вами пред­станет тихий и дружелюбно улыбающийся чело­век, излучающий свет и любовь. На самом деле его улыбка и приятный доверительный голос не более чем орудие лукавого. Через несколько ми­нут разговора любые темы будут сведены к од­ной. Вас начнут сначала вежливо приглашать в свою веру. Затем, по обстоятельствам, завлекать более настойчиво. Наконец, «тащить за уши», за­пугивая «концом света», нашей «неправильной жизнью» и т. д. и т. п. Любая попытка отстоять свои убеждения или поговорить о святоотеческом учении натыкается на стеклянный взгляд. Вас не слышат, а продолжают говорить что-то свое. При этом от прежней улыбки не остается и следа, а речь становится торопливой и несвязной. Вы ^видите перед собой совсем другого человека и по­нимаете, что это настоящий зомби. Теперь пред­ставьте, что получится, если к этому «промыто­му» и нашпигованному чужими мыслями созна­нию добавить еще сокрушающую технику боевых искусств.

К сожалению, медитация сохраняется не толь­ко в восточных системах, ее практика также по­разила Западную Церковь. Те, кто не видят раз­ницы между Западной и Восточной Церквами, используют последний аргумент в свою пользу. К счастью, святоотеческое учение имеет в лече­нии этого недуга большой опыт. Посмотрим, что по данному вопросу оно говорит.

Что такое воображение? Святые отцы дают этому следующее определение. Воображение - это естественная функция нашего сознания, ко­торая стоит на переходе отвне внутрь. Чтобы попасть внутрь, надо благополучно миновать во­ображение, но по неосторожности можно заст­рять на нем. Хуже того, застряв и оставаясь в нем, быть уверенными, что на самом деле вошли внутрь. Еще хуже то, что этому состоянию почти всегда сопутствует самопрельщение.

Нам, православным христианам, всякие ино­верцы могут возразить, сказав, не есть ли наши молитвы пред иконами (да и без них) некоей сво­еобразной практикой медитации? В подтверждение своих слов они готовы привести многочисленные примеры «духовных подвигов» западных «святых». Должно им ответить на это, что та «свя­тость», о которой говорит Западная Церковь, яв­ляется святостью ложной в понимании Восточ­ной Церкви и на самом деле есть диавольское прельщение.

Необходимое условие молитвы — ничего не во­ображать, а, собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благоснисхождении к нам. Если же против воли и проскользнет что-либо противное, тотчас смиренно надо испове­даться Господу и очиститься внутренним покая­нием и исповеданием.

В православной традиции борьба с воображе­нием есть только начало. Так как вся забота рев­нителя о духовной жизни обращена на то, чтобы поставить себя в должное отношение к Богу. Со­вершается это и обнаруживается в молитве. Вни­мание должно быть сосредоточено в сердце. Ук­лонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути.

Так как мечтание ума в небесных областях лег­ко и быстро оставляет в сознании след, то зани­мающийся начинает мечтать об успешности дела и своем совершенстве. Он думает, что видения -след Божественной благодати и молится уже о том, чтобы Бог всегда давал ему пребывать в таком состоянии. Святые отцы состояние это называют прелестью. Таким образом, у такого «делателя» путь к преуспеянию пресекается в са­мом начале, ибо искомое считается достигнутым, тогда как достижение его еще не начато.

Далее картина становится еще более страшной. Самомнение еще более разгорячает вообра­жение, и оно начинает рисовать картины, встав­ляя в мечтания личность мечтающего (близ Бога, близ ангелов, близ святых). Вот он уже и не со­мневается, что стал «другом» неба и достоин осо­бых откровений.

«Во время моей молитвы передо мною явились два больших света - один, в котором я узнал Создателя, а другой, в котором я узнал самого себя».

(Франциск Ассизский о своей молитве)

Такое состояние есть болезнь душевная и дело врага недремлющего.

Мистики своими усилиями надеялись завладеть тем, что является результатом милости Божьей и надлежит принять как дар этой милос­ти. Воображение их разгоралось и порождало 1ечтательные ожидания, которые и казались уже •толпившимися.

Таким образом многие прельстились, видя свет и сияние очами телесными, обоняя благоухание обонянием своим, слыша гласы ушами своими и т. п. Иные из них повреждались в уме и перехо­дили с места на место, как помешанные. Иные, приняв беса, являвшегося им в образе светлого ангела, до того утверждались в прелести, что до конца оставались неисправимыми и не принима­ли совета ни от одного брата; иные, по внушению бесовскому, сами себя убивали, низверга­лись в стремницы, удавливались. И кто может исчислить все прельщения, в какие ввергал та­ковых враг! Если не всякий из держащихся та­кого образа молитвы терпит вред, то это только из тех, которые живут в обители с другими братиями. Но все же они проводят жизнь без вся­кого успеха.

(Симеон Новый Богослов)

Одни видения бывают от разгоряченного во­ображения, другие от бесов. Конечно, существу­ют благодатные видения, которые устрояются Духом Божиим, но они бывают очень редки. Лишь опытные подвижники могут их различать от видений, порождаемых собственным вообра­жением, или привидений бесовских. Так как нео­пытных людей на деле гораздо больше, чем опыт­ных, законом поставлено вообще не принимать никаких видений и не доверяться им.

Внимай себе тщательно, рачитель Божиего дела, и разумно совершай дело свое. Если увидишь свет или огонь, вне себя или внутри, или образ какой, - - Христа, например, или ангела, или иного кого, -- не принимай того, чтоб не потер­петь вреда. И уму своему не попускай строить в тебе такие образы: это внешнее дело и ведет к прелести. И если заметишь, что будто тянет кто ум твой к таким внешним воображениям, -- не поддавайся, держась внутрь и совершая дело внимания к Богу без всяких образов.

(Св. Григорий Синаит)

Никак не прими, если увидишь что-либо чув­ственными очами или умом, вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или ангела, или како­го святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен! Не позволь себе доверить чему-либо, не вырази сочувствия и со­гласия, не вверься поспешно явлению, хотя бы оно было истинное и благое; пребывай хладным к нему и чуждым, постепенно сохраняя ум твой безвидным, не составляющим из себя никакого воображения и не запечатленным никаким изоб­ражением. Видевший что-либо в мысли или чув­ственно, хотя бы то было и от Бога, и принима­ющий поспешно, удобно впадает в прелесть, по крайней мере, обнаруживает свою наклонность и способность к прелести, как принимающий яв­ления скоро и легкомысленно. Новоначальный должен обращать все внимание на одно сердеч­ное действие, одно это действие признавать не прелестным, — прочего же не принимать до вре­мени вступления в бесстрастие. Бог не прогневляется на того, кто, опасаясь прелести, с край­ней осмотрительностью наблюдает за собою, если он и не примет чего посланного от Бога, не рас­смотрев посланное со всей тщательностью; на­против того, Бог похваляет такого за его благо­разумие.

(Св. Григорий Синаит)

Нельзя не сказать о том, что произвольные ви­дения по желанию на самом деле совершаются не одним только действием воображения челове­ческого, но и действием демонов, подкрепляющих ложное направление, которое человек сам для себя избрал и усвоил.

Видящий духа прелести, — в явлениях, представ­ляемых им, — очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения, или молитвы, или слезы истинной не имеет в нем места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродете­лями, тщеславствует и предается всегда лука­вым страстям бесстрашно.

(Максим Капсокаливит)

Практикующие восточные боевые искусства подвержены и такому недугу души, который в Православной Церкви известен как мнение. На­ходящийся в прелести «мнения» стяжает ложное воззрение на все, окружающее его. Неразлучный спутник мнения - высокоумие, которое в свою очередь возбуждается тщеславием и сладостра­стием. Но главная причина всех этих состояний обнаруживается в гордости. «Мнение» состоит в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств не существующих.

Релаксация

Релаксация - это техника расслабления тела и сознания, кратковременное «отключение» его по собственному желанию. В хатха-йоге в любом упражнении следует стремиться к максимально­му расслаблению, чтобы достигнуть должного эффекта. Простейшим для начинающих являет­ся «поза трупа».

Сначала лежа я часто практиковал это упраж­нение, а со временем добился такого состояния, что даже сидя мог быстро отключить сознание па са­мый короткий промежуток времени, минуты 2-3.

Причем, после восстановления сознания в нем при­сутствовало обманчивое состояние, что прошло вре­мени на самом деле гораздо больше, раз в пять, а то и в десять.

В жизни практика быстрой релаксации часто помогала мне быстро прийти в себя, когда мозг буквально засыпал на ходу и голова, как гово­рится, начинала туго соображать. Буквально, минута-две полного «отключения», и можно было продолжать работать дальше. Однако при пер­вом рассмотрении очень полезный метод на практике может оказаться ступенькой к чему-то сле­дующему. К чему, например?

У меня любые кратковременные отключения сознания по желанию вызывали не просто ощу­щение потери времени, но и пространства. По­чти всегда сознание где-то летало, в чем-то пе­ремещалось. Как правило, вспомнить что-либо конкретное не удавалось, но было переживание сожаления о себе. Это очень напоминает сны, ко­торые мы видим отчетливо и со всеми подробно­стями, но, проснувшись, вспомнить и рассказать ничего не можем.

Первое, что и так ясно - это нереальность происходящего; происходящего в сознании, а не на самом деле. А раз что-то нереально, то, вроде бы, нечего об этом и думать. Но вот в этом нахо­дится лукавый соблазн. Немало людей готовы прельститься ирреальностью и убежать от реа­лий жизни. Кто-то «ударился» сегодня в вирту­альную реальность, а кто-то продолжает пребывать в искусственной релаксации, увеличивая с каждым разом дозировку. И если кому-то этот метод «помогает», он готов костьми лечь, отста­ивая его важность и необходимость. Таким обра­зом, дьявол может через внешне вроде бы безо­бидное упражнение посеять в вашей душе зерна «мнения», о котором было сказано выше, или еще какого-то душевного недуга. К слову сказать о безобидности упражнения. Чисто физически «воз­вращение сознания» не всегда проходит гладко. Один раз мое сердце чуть не «выпрыгнуло» из меня.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...