Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Научаемся из Писания



Враг человеческий — сатана и его воинство — пытаются смутить всякого человека, сбить его с толку. Для этого они не останавливаются ни пе­ред чем. Даже Священное Писание диавол ста­рается использовать в своих целях, извращая че­рез людей те или иные события, умствуя, толкуя их по-своему. Рассмотрим несколько подобных трудных моментов и на их примере закрепим наши убеждения, еще более утвердимся в истин­ной вере.

Отношение к врагам

Вот одно из мест Евангелия, которое часто используется противниками христиан, упрекая их и в трусости, и в нерешительности. Фрагмент этот порою вообще воспринимается как нелепость, не отвечает здравому смыслу. Об этом я слышал от самых разных людей, не только тех, кто занима­ется единоборствами. Одно становится ясно с первого взгляда - эти люди неверующие, неправославные, потому им и трудно понять, как воз­можно такое. Но дело в том, что и я сам долгое время испытывал затруднение при понимании данного эпизода. Лишь когда прочитал толкова­ние блаженного Феофилакта, все встало на свои места.ечь идет о Нагорной проповеди Спасителя, в которой прозвучали и такие слова:

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обра­ти к нему и другую. (Матфей, 5. 38, 39).

И далее:

Вы слышали, что сказано: «люби ближнего тво­его и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте прокли­нающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Матфей, 5. 43, 44).

Толкование Феофилакта. Закон из снисхожде­ния допустил равное возмездие, чтобы из-за стра­ха потерпеть равное, не обижать друг друга. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпени­ем, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повле­кут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собствен­но, называется исподнее платье, а верхней одеж­дой — верхнее платье. Но эти названия говорят и одно вместо другого.

«Что я говорю о рубашке и верхней одежде? -говорит Господь, - - И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай бо­лее, чем он желает».

Достиг верха добродетелей, ибо что больше это­го? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили боль­ше себя, и все святые любили врагов своих. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой сто­роны, и Бог воздаст нам за это великой награ­дой. Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты по­желаешь терпеть?

Как видим, любая фраза здесь понимается не буквально, а иносказательно. В толковании бла­женного Феофилакта получаем полную информа­цию о событии, а его толкования - - это та муд­рая кладовая, которой следует вооружиться каж­дому из нас.

О подати телу и душе

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уло­вить Его в словах. И посылают к Нему учени­ков своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице. Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволи­тельно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искуша­ете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив­ши Его, ушли. (Матфей, 22. 15-22).

Толкование Феофилакта. Вообще это означает следующее: во внешних делах, касающихся те­лесной жизни, должно подчиняться царям, а во внутренних, духовных — Богу. Можно и так по­нимать: каждый из нас должен отдавать демо­ну, этому кесарю преисподней, то, что принад­лежит ему. Например, ты гневаешься: гнев — от кесаря, то есть от лукавого; направь же свой гнев на истинного виновника его; другими словами: гневайся и враждуй с дьяволом. Этим самым ты и Божие отдашь Богу: исполнишь Его веление. Еще понимание: мы двойственны, — состоим из тела и души: телу, как кесарю, мы должны да­вать пропитание и одежду, а более возвышенному в нас — душе, ей соответствующее.

К сказанному Феофилактом могу добавить лишь то, что касается нашего разговора о бое­вых искусствах. Что бы не подразумевалось под их практикой — чисто внешние или какие-то внутренние («духовные») усилия --на самом деле все является внешним деланием. Неужели меди­тацию или дыхательную гимнастику мы сможем отнести к «духовной» практике? Разве Господь этого требует от нас? Молитва, посильное бде­ние, трезвение души, смирение и покаяние - вот, что понимает каждый православный христианин под тем, что должно отдавать Богу.

В этой связи «внутренние ужимки» привержен­цев боевых искусств нельзя даже назвать чисто внешним деланием, заботящимся о теле. В отли­чие от него тленного, они затрагивают бессмертную душу, нанося ей непоправимый вред. Нет, это не внешнее делание; это самая настоящая бесовщина со всеми вытекающими последствиями. Да, кстати, и тело. Это бренное тело в «духе» все той же восточной традиции требует к себе такого внимательного отношения, что ни на что:':другое уже не остается времени. По словам Ка­рамазова-старшего: «тут выспаться некогда, не то что на исповедь сходить». Вспомнит ли зани­мающийся боевыми искусствами, растворяясь в своих релаксациях и медитациях, о живом Боге, который не где-то там за семью горами пребы­вает, а здесь, рядом. И путь к Нему лежит не через медитацию. Увы, Такого Бога восточная традиция не знает.

Действие силы в Духе

Пришли в Иерусалим.. Иисус, вошед в храм, на­чал выгонять продающих, и покупающих в хра­ме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молит­вы наречется для всех народов»? а вы сделали его вертепом разбойников. (Марк, 11. 15—17). Также: Матфей 21. 12, 13; Лука 19. 45, 46; Иоанн 2. 13-16).

По Евангелию Господь очищал храм дваж­ды - в начале своего служения и в конце, когда в последний раз пришел в Иерусалим. Для нас этот эпизод интересен тем, как один человек смог выгнать торговцев, разогнать целую толпу. Дос­таточно лишь попытки представить, можно ли се­годня, придя на любой рынок, устроить подоб­ный погром. А ведь в то время условия были го­раздо суровее. Но, тем ни менее, все торговцы ра­зогнаны. Являются начальники храма, но что они делают? Вместо того, чтобы как-то помешать, схватить Иисуса, они вопрошают Его, чьей вла­стью делаешь это? Ясно, что подобный разгон торгующих в храме осуществлен не в силу каких-то особенных талантов воина, а силою Божией. Здесь Сам Господь показывает, когда нужно при­менять и гнев и силу. По вере, каждому из нас она может быть дана.

Действие Духа и силы

Итак И уда, взяв отряд /воинов/ и служите­лей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я- Стоял же с ними и И уда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я»,они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они ска­зали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я', итак, если Меня ищете, ос­тавьте их, пусть идут,да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Иоанн, 18. 3-11). Также: Матфей, 26. 47-52; Марк, 14. 45-47; Лука, 22. 47-51.

Толкование Феофилакта. Господь спрашивает их не потому, будто имел нужду знать, но с це­лью показать, что и тогда, как Он налицо, они не видели Его и не узнавали; ни по виду, ни по голосу. Так, значит, сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ос­лепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. Поверг их на землю для того, чтобы показать и силу Свою, и то, что Он идет на страдание добровольно. Чудно, как воины не взяли вместе с Ним апос­толов и не умертвили их даже и тогда, когда Петр раздражил их. Ясно, что ученики остались невре­димыми по силе Господа. По причине немощи их, поставляет их вне искушений. Так Он устрояет и ныне с нами, хотя мы и не сознаем. Посему, если найдет на тебя искушение, веруй, что если бы Господь не знал, что ты можешь победить оное, Он не допустил бы ему и прийти к тебе, как тогда к ученикам.

Если ты недоумеваешь, как тот (апостолу), кото­рому не велено ударять в ланиту, готов был со­вершить убийство, то слушай, что Петр в особен­ности отмщал не за себя самого, а за Учителя. Притом же они не были еще вполне совершенны. Я прошу тебя заметить, что отсечение правого уха у первосвященникова раба было знаком непослу­шания их. Ибо ослепление пришло на Израиль, чтобы слышащие не слышали, за нечестие их про­тив Спасителя, которое особенно сильно было в первосвященниках, почему и знак - - отнятие уха — был на рабе первосвященника.

Настоящий эпизод присутствует во всех четы­рех Евангелиях, причем в других мы обнаружи­ваем несколько замечательных дополнений. Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взяв­шие меч, мечом погибнут». На мой взгляд это очень важное предостережение тем, кто думает только силой решать все проблемы в миру. А из Евангелия от Луки узнаем, что Господь сотворил и еще одно чудо, коснувшись уха раба, исцелив его.

А сейчас, как мы рассматриваем действие Духа Святого в ратном подвиге, то не можем не обратить внимание и на то, как Иисус одним только словом повергает на землю всех своих врагов. Но еще более интересен момент с Петром. Обыкновенный рыбак, простой и грубый человек, дерзнул первым напасть, защищая сво­его Учителя. Он наносит точный удар, не лишая противника жизни, а только раня его. Каждый, занимающийся боевыми искусствами, может до­гадаться, что удар с отсечением уха должен был быть профессиональным. Тем более, если учесть, что апостолы были окружены плотной толпой. Но Петр не был солдатом, а всего лишь простым ры­баком. В следующее мгновение он и все осталь­ные ученики Христа спасаются бегством. Значит этот удар он совершил по Духу, человек, никог­да не занимавшийся ратным делом.

Эпизод со смоковницей

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и увидев издалека смоковницу, по­крытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но пришед к ней, ничего не нашел, кроме ли­стьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус; отныне да не вкушает ник­то от тебя плода вовек. И слышали то учени­ки Его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковни­ца засохла до корня. И, вспомнив, Петр гово­рит Ему: Равен! посмотри, смоковница, кото­рую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая гово­рит им: Имейте веру Божию. Ибо истинно го­ворю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,будет ему, что ни скажет. Потому го­ворю вам: все, чего ни будете просить в молит­ве, верьте, что получите, - - и будет вам. (Марк, П. 12-14, 20-24).

Толкование Феофилакта....Но рассмотрим и по­вествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-пер­вых, Иисус взалкал рано; во-вторых. Он требу­ет плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувствен­ное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе час­то Иисус творил чудеса, но еще не видели, что­бы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы по­казать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить наме­ревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было поистине велико тем, что дерево, столь сочное, ис­сохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попу­стил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать уче­никам, что Он может и наказывать...... Заметь же, как Христос здесь является Богом. Ибо чрез пророков Господь говорит: «Я зелене­ющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цве­тущим» (Книга Пророка Иезекииля, 17. 24). Но подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чу­додейственную силу, принадлежащую Ему Са­мому по естеству, так что мы можем и горы пе­реставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, ста­раясь изгнать ее из себя, искать должен посеще­ния и помощи Божией. Ибо тот горд, кто гово­рит, что все делает он сам, а не помощью Божи­ей. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: «поднимись и ввер­гнись в море», то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да «не усомнится», то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обя­зан Богу и не нуждаюсь в Его помощи.

Дополнение из толкования на место (о вере) из Евангелия от Матфея. Велико сие обетова­ние Христа, данное ученикам: мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усомнимся, и все, что только ни попро­сим, без всякого сомнения веруя в силу Божию, получим. Кто-нибудь спросит: что же, если я буду просить чего-либо вредного и при этом неразумно буду веровать, что Бог даст мне это, то ужели получу и это вредное? И как человеколюбивый Бог может исполнить прошение о том, что вред­но для меня? Слушай. Во-первых, когда слы­шишь о вере, то должен разуметь не неразум­ную, но истинную, равно и молитва разумеется, испрашивающая полезного, как научил и Гос­подь нас в словах: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» и прочее. А потом об­рати внимание на выражение «не усомнитесь». Кто соединен с Богом, так что составляет едино с Ним и никогда от Него не удаляется, как тот может попросить вредного? Таким образом, если мы будем неразлучны с Богом и от Него неотде­лимы, то будем просить только полезного и по­лучим.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...