Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Под принципами вообще следует понимать основ­ные положения и установки, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. 5 страница



• Жизнь создается любовью.

• Любить человека - утверждать его неповтори­мое существование.

Повторю, что мы все уникальны и неповторимы, что в каждом из нас есть черты негативные и в высшей степе­ни позитивные. Вот разглядите в детях их уникальные по­ложительные качества, развивайте их и искренне любите детей за это.

А как быть с отрицательными чертами? Старайтесь не давать повода к их проявлению, акцентируйте свою де­ятельность на положительных свойствах учеников. Ну а если все-таки что-то прорвется, то обратимся опять к гу­манистической психологии - нельзя осуждать челове­ка, но можно осудить его деяние.

Можно и нужно упрекать и стыдить за вредоносные действия, совершенные учениками, но, увы, мы практиче­ски сразу переходим на общие характеристики личности другого - соврал, значит, лжец, не сделал что-то, значит лентяй, огрызнулся в ответ на действия учителя, значит хам и пр. Чуть что - сразу навешиваем ярлык, который надолго приклеивается к ребенку.

Как же всего этого и многого другого плохого и вредного избежать? Посмотрим на принципы процесса педагогического взаимодействия личностно ориентиро­ванной педагогики (автору представляется, что все принципы одинаково значимы и поэтому порядок их перечис­ления не имеет никакого значения).

Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности

На первый взгляд между педагогом и учеником нет и не может быть никакого равенства - здесь разница в воз­расте, в степени зрелости, образованности, в жизненном опыте. Это педагог воспитывает и обучает детей, а не наоборот.

Действительно, равенство педагога и ученика пред­ставляется какой-то ересью: они неравны - возраст, жиз­ненный опыт, образованность педагога и его социальный статус неизмеримо выше ученического. Но здесь речь идет о равенстве в общении и именно равенство в общении должно существовать и ярко проявляться в педагогичес­ком взаимодействии. Почему?

Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две индивидуальности, каждая из которых уникальна и неповторима. Общаются две личности, обла­дающие также непохожими чертами и свойствами, пусть одна из личностей уже есть устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу, стремление понять другого и объяснить ему самого себя.

Одно из основных положений коммунистической идеологии утверждало свободу, равенство и братство между людьми. Но равенство можно признавать только в трех аспектах: равенство людей перед законом, равен­ство в правах человека (и ребенка, в том числе) и равен­ство в предоставлении свободы действий каждому че­ловеку. Это отвечает гуманистической природе разви­тия человека и реальному факту отличия людей друг от друга: они просто не могут быть равны между собой практически по всем личностным характеристикам и параметрам.

Равенство по-советски есть равенство по подобию: у меня высшее образование, у тебя высшее образование -значит, мы равны. Это подтверждается известной фразой тех времен «У нас незаменимых нет!». Есть незаменимые, все должны быть незаменимыми в большей или в мень­шей степени.

Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педа­гог) не может обойтись без другой (учащиеся). Более то­го, если рассматривать их права и обязанности, то окажет­ся, что они взаимозависимы и теснейшим образом связа­ны между собой. Дети имеют право на образование, а обязанность учителя - помогать детям получать это об­разование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность вникать в эту деятельность и помогать учителю ее плодотворно осуществлять.

Сущность термина «партнерство» можно выразить следующим образом: «Имей свои интересы, но действуй в интересах всех». Если педагог и дети станут действи­тельными партнерами в их совместной деятельности, то и плодотворность этой деятельности становится оче­видной. Кстати, партнерство такого рода дает дополни­тельный аргумент в пользу равенства педагога и учащих­ся в педагогическом взаимодействии.

Но данный принцип применим также и к взаимоот­ношениям педагога с коллегами и с руководством учебно­го заведения - ведь коллеги и руководство это те же парт­неры, которые занимаются, в сущности, одним и тем же делом, в одних и тех же условиях, с одними и теми же уче­никами.

Если данный принцип будет осуществляться, то можно говорить об уважительном отношении педагога к учащимся, к своему труду, к самому себе, к своим колле­гам по работе.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места

для:

- грубости,

- унижений,

- оскорблений,

- высокомерия,

- чувства собственной униженности,

- личных пристрастий и т. д. Поэтому здесь:

- этика отношения педагога к своей профессио­нальной деятельности;

- этика отношения педагога к учащимся;

- этика отношения педагога к самому себе;

- этика отношений педагога «по горизонтали» (от­ношение к своим коллегам) и «по вертикали» (отношения с руководством).

Приоритет феноменологического характера педагогической деятельности над технологическим

Этот принцип тесно связан с гуманистической на­правленностью всей педагогической деятельности. Дети всегда заинтересованы в тех, с кем они общаются или во­влечены в какую-либо совместную деятельность. Как уже говорилось в самом начале, ученики прежде всего воспри­нимают индивидуально-личностные свойства учителя. И если результат восприятия положителен, то и учебная деятельность будет иметь конструктивный, плодотвор­ный и эффективный характер.

Обеспечение плодотворного функционирования данного принципа в педагогическом взаимодействии поз­воляет говорить о реальной индивидуализации воспита­ния и обучения, а также о развитии процессов самопозна­ния учителем самого себя, своего места в профессии. Пе­дагог предстает перед детьми прежде всего как человек (феномен), а уже потом как авторитетный (или не автори­тетный) взрослый, как носитель некой важной и полезной информации.

К сожалению, в нынешнее время на первый план выдвинут технологический приоритет. Это и тестирова­ние, и создание обязательного фонда электронных библи­отек по изучаемым дисциплинам, а также внедрение опре­деленных методик воспитания и обучения, которые, на­пример, успешно работали у одного учителя, но это не значит, что они будут так же эффективны в исполнении другого педагога. Тогда педагогическая технология как совокуп­ность условий, содержательных и организационных форм и методик профессиональной деятельности педа­гога должна отойти на второй план и будет конструиро­ваться уже индивидуально и творчески каждым учите­лем соответственно феноменологическим особенностя­ми своей личности.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места

для:

- обезличивания процесса педагогического взаи­модействия;

- акцента на репродуктивный характер обучения;

- иллюзий о существовании некого универсально­го закона, правила, рецепта, по которому все пой­дет ладно и складно само по себе, если найти этот рецепт и применять его;

- понимания педагога как транслятора знаний, нравственных ценностей, моральных норм;

- восприятия учителя как безгрешного ангела во плоти и слепого следования его указаниям.

Поэтому здесь:

- этические нормы и правила поведения педагога;

- этика процесса гуманизации профессиональной педагогической деятельности;

- этика взаимоотношений;

- этика восприятия учащимися учителя и учите­лем своих учеников.

Разнообразие целей и задач педагогического взаимодействия

Личностная ориентация на каждого ученика пред­полагает отсутствие одной, единой для всех цели педаго­гического взаимодействия, урока, внеклассного коллективного дела исходя из того, что все люди разные, но каж­дый уникален и неповторим по-своему. То же самое отно­сится и к учителю, который, согласно программе по учеб­ному предмету, должен стремиться ее реализовать в умах и сердцах своих учеников. С учетом этого можно говорить о некой близости целей, которая объединяет те самые раз­ные цели педагогического взаимодействия, которые по силам разным ученикам и отвечают их способностям, по­требностям и интересам.

Тогда общность некой близкой ко всем цели урока разделяется на ряд конкретных задач уже индивидуали­зированного характера.

Так, один и тот же урок может служить для разных детей либо источником знаний, либо источником пережи­ваний, либо поводом для формирования умений, либо от­правной точкой для более глубокого изучения темы и так далее - то есть каждый отдельно взятый ученик воспри­нимает одну и ту же тему по-разному, в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями. Учитель также в известной степени субъективен в пред­ставлении темы, в методике проведения урока, но ему придется касаться разных сторон изучаемой темы, приме­нять разные методические приемы для того, чтобы прак­тически всем его ученикам этот урок был интересен и по­лезен.

Таким образом, цели разные, задачи разные, мето­дические приемы тоже разные, но их объединяет некая общность, которая выражается в наличии темы урока, а также теми возможностями для разностороннего разви­тия способностей детей, которые данная тема предостав­ляет.

Представляется, что этот принцип отвечает тезису «Все люди разные», когда требуется всякий раз по-новому заниматься детьми на уроке, удовлетворяя их познавательные и другие потребности. Этот же тезис может объ­яснить, почему не может быть «обмена опытом» между учителями. Изучение опыта других педагогов, «пример­ка» на себя некоторых его фрагментов, переработка или доработка их («подгонка» под себя) допустимы и не про­тиворечат ни основам гуманистической направленности деятельности учителя, ни самой ее сущности.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- формального исполнения педагогической дея­тельности;

- неуважения к личности участников педагогичес­кого взаимодействия;

- скучного урока и, следовательно, бездействия учеников на нем;

- безличной уравниловки и «причесывания всех под одну гребенку»;

- потери интереса педагога к собственной деятель­ности ввиду необходимости повторять одно и то же на уроках в разных классах.

Поэтому здесь:

- этика отношения педагога к самому себе и к уча­щимся;

- этика отношения педагога к своей деятельности;

- этика саморазвития и самосовершенствования педагога.

Творчество как сущность педагогической деятельности

Сущностью педагогической деятельности учителя можно назвать постоянное творчество как процесс со­здания нечто нового с использованием уже имеющихся знаний, умений, навыков. Данный принцип продолжает принцип предыдущий и тот же тезис о положительных возможностях личности человека, всегда имеющей не­кий потенциал, который учителю необходимо обнару­жить в ребенке и далее приложить усилия к его росту и развитию.

Тогда именно способность учителя к постоянному творческому поиску поможет ему прояснить те разнооб­разные цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в педагогическом взаимодействии с учениками.

Все люди разные и все прекрасны в своем потенци­але (в творческом потенциале своей личности), и именно поэтому их можно любить и оказывать им дружеское рас­положение.

Представляется, что способность человека к творче­ству (креативность) должна являться результатом педа­гогического взаимодействия ребенка с педагогами бук­вально с самых первых моментов вхождения ребенка в учебное заведение. Как общеизвестно, все дети талант­ливы и довольно рано проявляют свою предрасположен­ность к творчеству. Поэтому следует развивать и поощ­рять развитие творческих способностей у детей, практи­чески не ограничивая сферы их применения. Тогда можно с уверенностью говорить о равенстве и партнерстве детей в педагогическом взаимодействии, поскольку каждый ученик обязательно найдет в нем себя, если будут сущест­вовать условия для различных видов его творческой дея­тельности.

То же самое в полной мере относится к учителю и его руководству, от которого как раз и зависит развитие творческого потенциала учителя и, следовательно, его учеников.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- авторитарного стиля руководства педагогичес­ким взаимодействием и вообще всей педагогиче­ской деятельностью учебного заведения;

- ущемления прав личности и профессионала-пе­дагога;

- неравенства в общении и совместной деятельно­сти между детьми и между детьми и учителем.

Поэтому здесь:

- этика руководства педагогической деятельнос­тью и учебным заведением;

- этика взаимоотношений между детьми и педаго­гом;

- этика взаимоотношений педагога с коллегами и с руководством;

- этика норм и правил саморазвития и самосовер­шенствования.

Анализ особенностей исторических процессов развития общества и учет их практических результатов

Если понимать процесс педагогического взаимодей­ствия как составную часть обширного социально-эконо­мического процесса развития государства, становится очевидным, что эффективность профессиональной дея­тельности педагога возможна только при знании и пони­мании им тех социальных явлений, которые определяли и определяют суть и характер политических, экономичес­ких, социальных и идеологических потребностей государ­ства. Образно говоря, ошибки прошлого, равно как и его успехи, необходимо должным образом изучать и на этой основе строить конкретную воспитательную и учебную деятельность.

Этот принцип может показаться парафразой прин­ципа «Связь с жизнью и практикой коммунистического строительства» в советской педагогике. Это действитель­но так, но и не совсем так.

В прошлые времена, как уже говорилось, общест­венно-политическая, экономическая, социально-культур­ная жизнь страны представляла собой лакированную дей­ствительность. Очень многое из желаемого выдавалось за действительное. Поэтому и тот принцип о связи с жизнью и практикой коммунистического строительства являлся слепком с той общественно-исторической эпохи. И взрос­лые, и дети в разной степени замечали несоответствие ло­зунгов и планов реальным свершениям в стране.

И тогда получается, что школа должна не отста­вать от той самой, зачастую неполноценной, ущербной жизни, впереди которой шли красные полотнища, зову­щие в коммунизм. То есть, образно говоря, данный прин­цип воспитания и обучения призывал брать пример с практики коммунистического строительства как прак­тики приписок, формализма, громких слов, расходящих­ся с делом, и т. п.

Что ж, это и происходило. Если вся жизнь СССР была политически идеологизирована, то и учебно-воспи­тательный процесс был также идеологизирован. Полити­ческая подоплека в школьной жизни обнаруживалась вез­де: во всех внеклассных мероприятиях, на уроках истории и литературы и даже на уроках арифметики в начальной школе.

Идеологи «страны развитого социализма» присвои­ли себе право замалчивать факты прошлого и настоящего или односторонне их освещать, запрещали читать опреде­ленные книги и смотреть конкретные фильмы, спектакли (вплоть до привлечения к уголовной ответственности «за клевету, пропаганду и распространение порочащих жизнь советских людей фактов и домыслов»).

Практически все это видели, понимали и по мере сил и уровня умственного развития старались нарушить навязываемые правила жизнедеятельности. Однако яд навязываемых политических, идеологических, социаль­ных установок и морально-нравственных ценностей все-таки проникал в сознание людей, причем иногда очень и очень незаметно. Поэтому действительно хорошие учителя искренне верили в то, что, повторяя (трансли­руя) некоторые идеологические догмы, они совершают благое дело.

Как следствие формализма, авторитарности, нетер­пимости к отличной от официальной позиции точке зре­ния, откровенной лжи в официальной политике тогдаш­него государства школа и вузы вполне успешно научали своих воспитанников делать то же самое.

И студенты, и школьники лихо лицемерили, обма­нывали педагогов, прикрываясь кто фальшивой справкой, кто хитроумными оправданиями, увиливали от бесконеч­ных субботников и собраний, то есть приводили в дейст­вие механизмы инстинкта самосохранения.

Эти механизмы существуют и поныне практи­чески в любом учебном заведении, хотя уже созна­тельно живет и действует поколение, родившееся по­сле декабря 1991 года. И именно в школах они продол­жают получать сильные «дозы»- для выработки такого поведения, которое позволяло бы им выжить в нашем далеком от стабильности обществе.

Принцип анализа событий исторического прошлого и их учет в педагогической деятельности предусматрива­ет не подражание событиям прошлого, а именно изучение их и их последствий для того, чтобы не повторить их уже в настоящем. Государство, забывшее свое прошлое, не имеет будущего - примерно так звучит эта мысль кого-то из великих людей. Но помнить о прошлом - одно, а проанализировать его, сделать правильные выводы и учесть в своей педагогической деятельности - это сов­сем другое.

Представляется, что многое негативное, что существует сейчас в нашем обществе, не есть та самая демократия, к которой стремилось наше общество, а именно непродуманные, непроанализированные и неучтенные последствия периода «развитого социализма». И прежде всего в психологии поведения людей от простых смертных до высших эшелонов власти.

Тогда тезис о том, что любить - значит утверждав неповторимое существование другого, приходится претворять в жизнь с учетом того, что все люди и старые и молодые несут в своем поведении, в восприятии окружающего мира остаточные явления прошлого.

Отсюда любовь учителя к своим ученикам и вся деятельность несет в себе дополнительные трудности последовательной, но ненасильственной перестройки сознания поколений, включая и самого учителя как первого из тех, кто должен четко представлять себе сущность и содержание происходящего и психологически осваивать то новое, что является объективным требованием изменившегося мира.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для

- бездумного подражания словам и делам других людей;

- формального отношения к собственной деятельности;

- обмана и манипулирования другими людьми;

- неграмотности в сфере социальных отношений в государстве;

- программирования установок и поведения детей. Поэтому здесь:

- этика ненасильственной педагогической деятельности;

- этика уважительного отношения к другим людям;

- этика выработки принципов построения взаимо­отношений с самим собой и с другими людьми;

- этика гражданской позиции педагога как пример для осознания ее его учениками;

- этика уважительного отношения к мыслитель­ной и познавательной деятельности учащихся.

Принцип актуализации

Любая информация, в том числе и научная, в систе­ме обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе некую объективную значимость и проециро­ваться на конкретные жизненные обстоятельства. Акту­альность знаний и умений, как и обладание какими-то ин­дивидуально-личностными особенностями, представля­ется в виде осознания их значимости и пользы для развития человека вообще и применительно к конкрет­ным условиям окружающей реальности. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педа­гогического взаимодействия становится реально созна­тельной и активной.

Действительно, просто знания и умения как тако­вые, сформированные, выученные, закрепленные, будут бесполезными и вскоре забытыми, если нет и в ближай­шее время не будет найдено их конкретное применение. Более того, уже в самом процессе урока учитель должен сделать так, чтобы его ученики осознавали бы объектив­ную необходимость и пользу того, чем они сейчас занима­ются.

Это об обучении. А об оказании содействия ребенку в формировании отношения к самому себе, к другим лю­дям, к окружающему миру и к своей собственной деятель­ности («воспитание» в контексте личностно ориентиро­ванной педагогики) можно вообще говорить очень долго. Здесь принцип актуализации срабатывает не только как следование модным направлениям в одежде и прическах, но и проясняет ситуацию с формированием и развитием таких индивидуальных качеств личности, которые «в мо­де» практически всегда.

Прежде всего это те нравственные позиции Христо­вых Заповедей, которые учителю следует именно актуа­лизировать для детей применительно к реалиям совре­менного общества. Почитай родителей, не убивай, не кра­ди, не лги и другие - эти заповеди должны стать очевидными ценностями для детей, а не набором заучен­ных фраз, которые в таком случае напрочь теряют свой смысл и значение.

Главное - понимание того, что любовь актуальна всегда, жизнь создается любовью, равно как и все сопутст­вующее ей: дружба, уважение, принятие ближнего, терпе­ние, терпимость и многое, многое другое. Это все то кон­структивное, что создается человеком и должно прино­сить пользу и радость обществу, а также самому человеку, благодаря тем своим личным усилиям, которые он прила­гает, созидая что-либо материальное или духовное, в том числе и какие-либо черты своей личности.

Следует понимать, что актуально именно сейчас и будет актуально еще очень долго. Или, другими слова­ми, что есть в поведении человека вечное, незыблемое, то, что и делает человека человеком.

Сейчас (и есть серьезные подозрения в том, что так было и раньше) на поверхности общественных отноше­ний явственно проступают такие черты личности, как лидерство, напористость, ловкость, стремление к мате­риальному достатку, которое иногда выражается в анти­общественных и противозаконных действиях. А вот доб­рожелательность, терпимость, сопереживание и так да­лее как бы «немодны», их сейчас «не носят», они устарели.

Однако любой крутой бизнесмен, попав в нештат­ную ситуацию, а то и просто переутомившись, как раз и ищет у окружающих именно человеческого тепла, со­чувствия, терпимости, доброжелательности, готовности принять его и, может быть, даже утешить. Эти черты личности человека, эта его готовность принять, посо­чувствовать, морально поддержать, помочь, хотя бы просто внимательностью к проблемам другого, всегда были и будут высоко цениться в обществе, но далеко не всякому по плечу. Здесь проявляется тот самый пробел в воспитании общечеловечески ценных качеств личнос­ти, который был допущен в те годы, когда общественное было выше личного, когда все мы имели «общую высо­кую цель», когда парткомы и месткомы решали семей­ные проблемы и следили за моральным обликом совет­ского человека.

Отголоски этих настроений слышны и поныне, мо­жет быть, уже не в контексте страны в целом, но уж в контексте отдельно взятой коммерческой фирмы (кон­церна, банка, ассоциации) и особо ярко проявляются в так называемой корпоративной этике (не выносить сор из избы, всегда быть патриотом своей фирмы, не делать ничего такого, что строжайше запрещено внутренним распорядком).

Представляется, что, подготавливая детей к вхожде­нию в непростой мир взрослых, педагогу не требуется проводить специальных тематических классных часов о нравственных категориях, не нужно «читать мораль» на те же темы. Ему достаточно просто действовать соответст­вующим образом, чтобы в каждом жесте, взгляде, слове ученики воспринимали учителя как носителя «разумного, доброго, вечного». А эти качества всегда «в моде», всегда актуальны, даже если на первый взгляд незаметны и не представляются значимыми в настоящее бурное время.

Педагогу требуется не критиковать существующую действительность, а самому искать пути и способы до­стойного существования в ней, тем самым давая нагляд­ный пример возможного поведения в достаточно жестком мире противоречий, иллюзий, соблазнов.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- равнодушного отношения педагога ко всему то­му, что он делает, ко всем тем, с кем он взаимо­действует;

- пустословия, стереотипов и штампов педагоги­ческой деятельности;

- лицемерия и начетничества;

- идеализации и чрезмерной романтизации долж­ного поведения человека в окружающей реаль­ности;

- разрыва между желаемым, действительным и ре­ально возможным.

Поэтому здесь:

- этика общения и совместной деятельности, опи­рающаяся на реальные условия теперешней дей­ствительности;

- этика отношения педагога к самому себе и к другим;

- этика отношения к собственной педагогической деятельности;

- этика восприятия особенностей окружающего мира;

- этика правил и норм достойной жизнедеятельно­сти.

Принцип идентификации

Его сущность - сделать некое знание, некую инфор­мацию, некое умение для ученика его собственным, то есть сделать так, чтобы ученик освоил его, сделал своим личным достоянием, увидел в нем себя. Нужно сделать так, чтобы ученик увидел в информации свой личный смысл, в кото­ром он почувствовал бы какие-то созвучные его жизнен­ному опыту мысли, переживания, образы, идеи, влечения, потребности. Это своеобразная адаптация знаний и уме­ний непосредственно к своей индивидуальности. Нет еди­ного для всех знания и единого для всех умения - все это индивидуально и личностно обосновано.

В успешном функционировании принципа иденти­фикации большую роль играют ассоциативные связи, воз­никающие в воображении, а также особенности темпера­мента, природных задатков и способностей, моменты лич­ного опыта и многое другое. Такого рода освоенные знания лучше запоминаются и эффективней применяются.

Можно идентифицировать себя с героем литератур­ного произведения, с овладением каким-либо умением (решать задачи, делать творческие работы), с пониманием какого-либо научного закона и явления, с просто какой-либо информацией, имеющей, например, отношение к хобби ребенка, к некоему увлечению или просто к повы­шенному интересу относительно какого-то учебного пред­мета или неких его отдельных тем.

Знание само по себе не имеет никакой ценности. Только при осознании человеком индивидуально-личност­ной значимости некой информации для него самого и всего, что с этим связано в его жизни, знания усваиваются и формируются в систему, отвечающую потребностям человека в его достойном существовании и развитии.

Принцип идентификации связан с принципом акту­ализации и проявляется, если учитель в своей деятельнос­ти руководствуется принципом разнообразия целей педаго­гического взаимодействия, когда одна и та же тема урока или коллективное творческое дело изначально имеют сущностную и содержательную вариативность для удов­летворения разных потребностей разных детей - каждый из них должен найти в них нечто созвучное своей индиви­дуальности,

В сущности, это именно то, что мы говорим о гума­нистической направленности педагогической деятельнос­ти как о свободном развитии задатков и способностей ре­бенка.

Представляется, что данный принцип напрямую формирует отношение ребенка к себе, к окружающей дей­ствительности и к своей деятельности, что уже само по се­бе увеличивает потенциал его любви, уважения к самому себе, формирует адекватную самооценку. В эти отноше­ния в значительной степени вовлечены и другие люди: ро­дители, учитель, одноклассники, друзья, коллеги. И тогда есть все основания полагать, что имеются шансы для того, чтобы люди не навязывали другим своей точки зрения, идеала человека и нравственных ценностей в своем пони­мании.

Если опираться на этот принцип, тогда нет места для:

- насильственного программирования личности ребенка сообразно неким общепринятым стан­дартам, стереотипам;

- монотонно однообразного обучения и воспита­ния, когда «все одинаково для всех», так как «программа обучения едина для всех»;

- некоего среднеарифметического показателя обученности и воспитанности «среднего статистиче­ского» учащегося;

- восприятия учащихся как единого, «монолитно­го» целого;

- стандартизации педагогической деятельности. Поэтому здесь:

- этика индивидуализации педагогической дея­тельности;

- этика вариативности профессиональных дейст­вий;

- этика отношения педагога к своему труду, к дру­гим людям.

Опережающие потребности общества сущность, содержание и характер педагогической деятельности

Сущность, содержание, формы работы педагога должны не только соответствовать определенному соци­ально-экономическому состоянию общества, его потреб­ностям в подготовке человека определенного уровня, ка­чества и специальности, но и опережать потребности об­щества на сегодняшний день. Это становится понятным, если учитывать, что именно молодому поколению по про­шествии некоего времени надлежит занять руководящие посты во всех сторонах жизнедеятельности общества. По­этому в интересах прогресса многосторонность качеств и свойств личности всегда должны быть выше уже суще­ствующего социально обусловленного уровня.

Это своего рода работа на будущее, на отдаленный результат. Это же есть и работа по формированию и раз­витию личностного творческого потенциала человека, как способность и готовность к каким-либо действиям в пер­спективе.

Так, активная совместная деятельность педагога с детьми по развитию у них общечеловеческих нравствен­ных ценностей может показаться не очень актуальной сейчас, однако здесь налицо все то же не столь отдаленное будущее, когда эти дети, став зрелыми личностями, долж­ны будут жить и действовать согласно этим нравственным качествам своей личности и оказывать влияние на подра­стающее поколение.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...