Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Язык и мышление



Мысли выражаются через речевую деятельность. В речи “отпечатываются” и содержание и форма мышления, поэтому анализ мышления неотделим от анализа языка.

Язык – это система условий и правил порождения и интерпретации речи в виде языковых знаков (слов и словосочетаний), которым придаются определенные семантические (смысловые) значения.

Всякая языковая система состоит из:

а) лексики – множества слов и словосочетаний, специфичных для данного языка;

б) грамматики – правил построения и интерпретации языковых выражений (предложений).

Любой язык представляет собой средство для выражения в речи мыслей. Смысловое и пред- метное значение любого слова или словосочетания состоит в его обозначающей функции. Всякий языковой знак (будь то естественного или искусственного языка) всегда обозначает определенный существующий или воображаемый объект. Обозначаемые языковыми знаками (словами, символами, формулами) вещи и явления – денотаты языковых знаков – могут быть как материальными, так и идеальными, например, – идеальный газ, абсолютно черное тело, и т.п.

Грамматическая структура, синтаксис языка появляется в речи. Синтаксис существует, во- первых, в форме навыков речевой деятельности и, во-вторых, в форме осознанных правил построе- ния речи из слов и словосочетаний в соответствии с их семантическими значениями.

Знание языка заключается в овладении человеком лексикой (совокупностью языковых зна- ков) и синтаксисом языка. Индивид усваивает язык определенного языкового общества посредством собственного опыта. Практическое использование индивидом личного языка осуществляется в его речи.

Речь – это организованная совокупность знаков (слов, словосочетаний), произведенных в языковом общении. Через звуковую, мимическую или иную речевую деятельность, т.е. через произ- водство и оперирование языковыми знаками, осуществляется взаимодействие языка и мышления. Речь воплощает в себя взаимосвязь языковых знаков и их смысловых значений.

Речь может существовать в виде “внешней” речи и в виде “внутренней” речи. “Внешняя” речь состоит из звуковых, графических или мимических знаков (фонем, символов, жестов и т.п.). “Внут-ренняя” речь складывается из наглядно-чувственных представлений языковых знаков, их идеальных заместителей (слуховых образов слов и зрительных образов графических знаков).

Мышление нельзя отождествлять с внутренней речью, с оперированием наглядно-чувственными (слуховыми, зрительными) образами слов звукового языка или символов графического языка. Не- смотря на то, что мысли, формируясь в сфере сознания, опираются на эти образы, тем не менее, наглядные представления языковых знаков не являются элементами мыслей, как таковых. Мысли выражаются во внутренней и внешней речи, но не сливаются с психическими образами звуковых, графических или иных знаков, не говоря уже о самих словах и других языковых знаках.

Необходимо четко различать, с одной стороны, языковые знаки (например, слова и словосочетания), а также их наглядные представления (например, слуховые образы слов) и, с другой стороны, кон- цептуальные значения слов и словосочетаний (их смыслы).

Всякий концепт, понятие (смысл, выражаемый термином) формируется и интерпретируется в сознании не иначе как в связи с обобщенным, эталонным наглядно-чувственным представлением определенного класса языковых знаков.

Однако, сам по себе концепт лишен чувственной наглядности. А наглядная интерпретация мысли не является самой мыслью. В процессе концептуального мышления, т.е. при оперировании в сознании концептами, не возникают, не актуализируются наглядные представления всех обозначаемых словами предметов. Определенные звенья концептуального мышления остаются в сознании субъекта не выра- женными во внутренней или внешней речи. Если бы мы пытались наглядно интерпретировать смысло- вые значение каждого слова, например, в процессе восприятия речи (устной или письменной, то наше мышление запутывалось бы в грудах наглядных представлений.


Для того, чтобы наглядно представить себе мысленно отображаемую осмысливаемую пред- метную ситуацию, необходимо прервать процесс концептуального мышления и “включить” вооб- ражение. Последнее представляет собой процесс оперированными наглядными представлениями мыслимого предмета. Концептуальное же мышление (его часто ещё называют логическим или понятийным мышлением) – это процесс логического связывания смыслов слов (концептов, поня- тий), лишенных чувственной наглядности, на основе грамматического упорядочивания слуховых образов слов в предложениях внутренней речи или самих слов во внешней речи.

Концептуальное мышление разворачивается в особых формах и характеризуется логической упоря- доченностью построения. В этом аспекте концептуальное мышление изучается формальной логикой. Воображение (наглядно-образное) не характеризуется логической упорядоченностью и к нему не применимы правила логики.

Содержание и логическая форма мысли

Концептуальное мышление (далее для краткости – мышление) и воображение – необходимые и взаимосвязные компоненты любого процесса познания.

Формирование и развитие знания о том или ином фрагменте действительности не возможно вне мышления, которое осуществляется в логических формах (суждений, умозаключений), и харак- теризуется соблюдением логических правил. Познание осуществляется посредством законченных мыслей: суждений, вопросов, предположений, предписаний. Любая законченная мысль содержит целостную концептуальную картину той или иной предметной ситуации.

Концептуальная картина – результат мысленного описания, отображения посредством кон-

цептов реальных или воображаемых вещей и событий. Например, концептуальная картина нагре- ваемого в пламени горелки металлического стержня может являться содержанием разных закончен- ных мыслей (суждения, вопроса, предположения), выражаемых соответствующими предложениями, например: “Нагревание металлов вызывает их расширение”, “Вызывает ли нагревание металлов их расширение?”, “По-видимому, нагревание металлов вызывает их расширение”. В этих мыслях, ко- торые различаются по форме, содержаться инвариантные компоненты – результат концептуализа- ции, зависимости между нагреванием металлов и их расширением. В приведенных здесь мыслях содержаться одни и те же концепты, отображающие элементы предметной ситуации. Эти концепты определенным образом связаны, что в целом и составляет одинаковую описательную часть всех трех мыслей – их содержание – единую концептуальную картину.

Как видим, одна и та же концептуальная картина может по-разному проецироваться на пред- метную ситуацию. Например, в форме утверждения, отрицания или в форме проблемы. Именно то, как концептуальная, мысленная картина актуализируется (оценивается, переживается) в сознании субъекта, и определяет форму мысли. Так, если концептуальное описание причинной зависимости между нагреванием металлов и их расширением переживается субъектом как адекватное предмет- ной ситуации, то возникает мысль в форме суждения. Но то же самое мысленное содержание (та же концептуальная картина) может оцениваться, переживаться по-другому. Например, в логической форме проблемы, тогда эта мысль есть вопрос.

Итак, концептуальная картина не может мыслиться иначе, как в форме вопроса, утверждения, предположения и т.п., т.е. посредством логических структур вопроса, суждения и т.п. Эти формы – самые общие логические характеристики мысли.

Логические формы мыслей реализуются в процессах познания. В них возникают и ставятся вопросы, выдвигаются предположения, формируются предписания; в этих формах оценивается от- несенность концептуальных описаний к предметным ситуациям. Кроме того, в логических формах связываются части мыслимого содержания; устанавливаются связи зависимости между элементар- ными мыслями (и простыми суждениями), а так же из последних образуются более сложные струк- туры – сложные суждения, умозаключения, теории.


Тот или иной способ (форма) связи может быть одинаков для бесконечно большого количест- ва мыслей. При этом каждая из них будет отличаться от других своим особым конкретным содер- жанием. Например, в каждом из простых суждений, выраженных в предложениях: “Земля есть пла- нета”; “Гоголь есть великий писатель”; “Глагол есть часть речи” мыслиться особое содержание, от- личное от содержаний других мыслей. Однако структура, форма приведенных здесь мыслей общая. Этот вид логической формы выражается символически формулой:

S есть P

Мысли такой простой логической формы (или, по-другому, структуры) в свою очередь также могут вступать между собой в логическую связь, образуя мысли более сложной логической формы, тоже общей для множества мыслей разного конкретного содержания.

Различные формы установления зависимостей между мыслями могут соответствовать или не соответствовать определенным логическим законам и правилам. Именно этим соответствием опре- деляется правильность мыслительных операций.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...