Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга IX. КАЛЛИОПА 9 страница



[768]768На правом фланге в бою занимал место когда‑то афинский царь. Теперь это почетное место по наследству перешло к полемарху.

[769]769Геродот изображает атаку фаланги гоплитов. Эта фаланга – тесно сомкнутая боевая колонна, глубиной в 8–12 шеренг – при Марафоне в центре состояла только из немногих шеренг (ввиду большого расстояния до врага). При этом нужно было избегать, чтобы при продвижении оба крыла не столкнулись в центре и шеренги не потеряли строя. Фаланга должна была достичь вражеской линии в сомкнутом строю и прорвать ее. Атака фаланги афинян при Марафоне оказалась успешной потому, что персидская конница была уже посажена на суда (да и вообще у персов в этом походе было мало конницы). Поэтому впоследствии Ксеркс велел построить специальные корабли для перевозки конницы. Победа при Марафоне имела преимущественно моральное значение для греков, разрушив представление о непобедимости персов. Военное значение битвы было незначительно (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 197).

[770]770У персов полководец в противоположность грекам находился в центре боевой линии; его окружали телохранители и отборные сакские отряды.

[771]771Персы огибали южную оконечность Аттики в направлении к Афинам.

[772]772Геродот точно передает число павших в битве на основании официальных списков погибших.

[773]773Датис, вероятно, решил возвратить похищенную статую из внимания к персофильской партия в Беотии.

[774]774Геродот описывает метод перегонки нефти с выделением асфальта и песка, содержащего сырую нефть (песок он неправильно называет солью).

[775]775Лакуна в тексте (по Кобету).

[776]776Из описания Геродота выходит, что тогдашняя добыча сырой нефти ограничивалась добыванием масла. Упомянутые месторождения нефти, вероятно, находились недалеко от современной иракско‑иранской границы. Персы называли нефть «раданак».

[777]777Архонтом‑эпонимом во время Марафонской битвы был Фенипп, отец Каллия. Каллием же звали также отца Алкмеонида Гиппоника (стратега 426 г.). Этот Каллий, конечно, не мог быть современником Писистрата. Здесь Геродот допустил ошибку.

[778]778Ср. I 46–55.

[779]779Алкмеон был в Сардах ок. 570 г. до н. э, значит Крез не мог встретиться с ним.

[780]780Геродот, очевидно, имеет в виду 47‑ю Олимпиаду (592 г.). Эту победу упоминает и Пиндар (Пиф. VII, 14).

[781]781Геродот передает, по‑видимому, содержание стихотворения, восхвалявшего Алкмеонидов. Свадьба Мегакла и Агаристы изображается по образцу мифической свадьбы Пелея и Фетиды.

[782]782Сибарис разрушен в 510 г. до н.э. кротонцами.

[783]783В подлиннике t[m]tra (меры и вес).

[784]784Не жертва в сто быков, но только богатая праздничная жертва.

[785]785Грубо‑комические пляски, даже непристойного характера.

[786]786Геродот упоминает рождение знаменитого афинского государственного деятеля Перикла, смерть которого он еще пережил.

[787]787Подземные богини – Деметра и Персефона. Мильтиад думал, завладев священными сосудами (утварью) богини, которым приписывалась волшебная сила, захватить город.

[788]788Речь идет о стене, окружавшей священный участок и рощу храма.

[789]789В аттическом судебном процессе прежде всего разбирался вопрос: виновен или невиновен. После вынесения вердикта о виновности защита имела право произносить защитительную речь о смягчении наказания.

[790]790Лемнос завоевал не Мильтиад, марафонский победитель, а его тезка‑предок, современник Писистрата. Пеласги были жителями области Пеласгиотиды в Фессалии.

[791]791Так называемая пеласгическая стена принадлежала еще к микенской эпохе (1600–1200 гг.). Очевидно, ионяне‑пришельцы, по преданию, еще не были знакомы с техникой постройки стен и поэтому прибегали при сооружении укреплений к помощи пеласгов.

[792]792По этому сообщению, пеласги превосходили ионийских пришельцев в умении обрабатывать землю.

[793]793Геродот передает очень древнее предание о борьбе пеласгов с ионянами за владение источником Каллироей. Этот источник при Писистрате стал называться Эннеакрунос: над ним было построено здание с девятью выходами‑отверстиями, через которые текла вода.

[794]794Пеласги на Лемносе, вероятно, осели из Фессалии.

[795]795Ср. IX 114–118. Афиняне захватили Геллеспонт еще в 479 г. {в год битвы при Платеях).

[796]796Дело идет о событии из времен войны Афин против Фасоса в 466 г., когда полководцем был Кимон, отец упомянутого здесь Мильтиада.

[797]797Царь Дарий вовсе не считал себя побежденным при Марафоне: марафонский поход представлялся персам одной из многочисленных карательных экспедиций против мятежников.

[798]798Восстание в Египте охватило только область Дельты.

[799]799Артобазан и его братья, по‑видимому, погибли в борьбе (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 126). Так называемая гаремная надпись Ксеркса из Персеполя подтверждает рассказ Геродота о распре сыновей Дария.

[800]800Ксеркс был назначен наследником престола уже в 498 г. до н.э., т.е. до похода. Влияние гаремных интриг на политику было заметно уже в царствование Дария.

[801]801Дарий скончался в октябре 486 г. до н.э. Последний египетский документ времени его правления относится к июню 486 г.

[802]802Лас раскрыл слишком грубый обман прорицателя.

[803]803Изречение оракула предсказывало землетрясение в Лемносской области.

[804]804Ксеркс уничтожил иерархическое самоуправление Египта, при котором персидский царь считался наследником египетских фараонов. В противоположность Камбису и Дарию Ксеркс не сооружал со своим именем египетских храмов. По‑видимому, Ксеркс отличался религиозной нетерпимостью: он враждебно относился к культу Мардука в Вавилоне, которому его предшественники как наследники вавилонских царей приносили богатые дары.

[805]805Ср. выше, III 12.

[806]806Персидский государственный совет, состоявший из сатрапов и представителей знати.

[807]807Речи Ксеркса и других персов, конечно, выдуманы Геродотом.

[808]808Геродот приводит несколько причин похода Ксеркса, не согласованных между собой: месть Афинам (VII 5, 8), веление судьбы (VII 8), желание Ксеркса завоевать Европу (VII 5), честолюбие Мардония (VII 6), мифический мотив (VII 11). Ср.: А. И. До вату р. Стиль, стр. 148.

[809]809Речь идет о храме Кибелы, сожженном ионянами в Сардах (ср. V 102).

[810]810Ср. выше. VI 94–119.

[811]811Каждый сатрап стоял во главе войска своей области и заботился о его снаряжении.

[812]812«Ассирийцами» Геродот называет аккадцев нововавилонского царства.

[813]813Ср. выше. IV 87–89.

[814]814Это не соответствует персидским обычаям. Сам же Геродот (I 140) рассказывает, что у персов считалось почетным, если труп растерзают хищные птицы и звери.

[815]815По‑видимому, здесь идет речь о дорийском переселении. Дорийцы, вероятно, назывались иногда вместе с фракийскими племенами общим именем «фригийцев».

[816]816Ксерксу в то время было около 37 лет.

[817]817Под «пятым годом» имеется в виду 481 г. – пятый год правления Ксеркса.

[818]818Ср. выше, I 15 и IV 12.

[819]819Ср. выше, IV 1.

[820]820Здесь идет речь о войнах между малоазиатскими, фракийскими и греческими племенами. Сюда относится и предание об осаде Трои.

[821]821Финикийский корабль gayloz был широкий и круглый. Для переправы необходимы были греческие «длинные» корабли.

[822]822Ср. выше, VI 44.

[823]823Из Элеунта можно было блокировать проход греческих судов с хлебом из Черного моря.

[824]824Речь идет о мысе между заливом Гиериса и бухтой Агион Орос.

[825]825Строительство канала показывает твердое намерение царя покорить Грецию. Афон тогда был опасен для мореплавания.

[826]826Bybgoz здесь означает кору (лыко) сирийского папируса, из которого изготовляют канаты (название происходит от финикийского города Библа‑Гебал). Впоследствии, когда ионяне познакомились с писчим материалом из папируса в Египте, они этот папирус также стали называть «библос». Под упомянутой вместе с библосом коноплей (белый лен) имеется в виду волокно произраставшего в Испании спартия (Spartium junceum), служившего карфагенянам для изготовления канатов.

[827]827Цепь опорных пунктов обеспечивала подвоз от Византия на Боспоре до Афона.

[828]828Следующее описание маршрута пути царя взято Геродотом, вероятно, из сообщения какого‑нибудь грека из царской свиты.

[829]829Гомеризм (Илиада X, 413).

[830]830Титул «гостеприимец царя» был связан с высокими почестями.

[831]831Речь идет о Tamarix mannifera, которая после укуса орехотворки (Cecidomyia) выделяет на ветвях сладкий сок; из него, смешав с мукой, изготовляли сладкое блюдо.

[832]832Почитание персидским царем платана напоминает культ священных деревьев, охраняемых демонами, как изображено на ассирийских рельефах.

[833]833По мнению С. Рейнака, погружение цепей в море должно было символизировать обряд венчания Ксеркса с морем. Тогда непонятно, почему же Ксеркс приказал бичевать море.

[834]834Расположение кораблей‑понтонов по косой линии от азиатского к европейскому берегу сообразовалось с характером течения в Геллеспонте. У самого северного берега проходит сильное верхнее течение (со скоростью 2.8 км в час) из Мраморного в Эгейское море; приспосабливаясь к этому течению, корабли‑понтоны лежали косо на воде.

[835]835Упомянутое солнечное затмение наблюдалось 17 февраля 478 г. Геродот (или его источник) неправильно отнес это событие к походу царя против Греции, предпринятому двумя годами раньше.

[836]836Иранцы почитали Солнце (Хвар) и Луну (Магх). Здесь имеются в виду скорее не собственно прорицания оракулов, а астрологические расчеты, которые халдеи производили по положению и фазам Луны.

[837]837«Тысяча» здесь не указание на численность телохранителей, а перевод персидского наименования для телохранителей. Их начальник назывался «хазабрапати» (начальник тысячи).

[838]838Кони из знаменитого конского завода в Нисе в Парфии.

[839]839Священная колесница Ахурамазды (или бога Солнца).

[840]840Подобные копья носят телохранители на рельефе из Персеполя.

[841]841«Десять тысяч» не указывает на численность, а только на название личной охраны царя.

[842]842Войско шло через плодородную равнину Бергамы к побережью и затем вдоль побережья до Троянской равнины.

[843]843Герои почитались как подземные боги; им совершали возлияния.

[844]844Ксеркс молился Митре, персидскому богу Солнца.

[845]845В Ксерксе видели сверхчеловеческое, божественное существо. Жречество Аполлона поддерживало этот взгляд (ср. VII 220). Сам Ксеркс (согласно лидийцу Ксанфу) объявил себя «спасителем» мира от зла и смут, устанавливающим в мире новый порядок (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 131, 132, 140).

[846]846Здесь, по преданию, Гелла ринулась в море.

[847]847Геродот имеет в виду прибрежную полосу между современными городами Макри и Дедеагач.

[848]848С этим именем связаны мифы о Дионисе и Орфее.

[849]849Численность армии Ксеркса сильно преувеличена. Вряд ли число воинов было больше 200 000 человек.

[850]850Геродот перечисляет персидское войско по родам оружия. Персидские военные силы делились (не по региональному принципу) на пехоту, кавалерию и флот. В пехоте были лучники, копьеносцы и метатели дротиков; в кавалерии – всадники, всадники на верблюдах и боевые колесницы. Этот принцип деления, впрочем, при отсутствии единого языка для команды весьма затруднял перегруппировку отдельных войсковых соединений в рамках тактического движения и приводил к поражению персов.

[851]851Здесь впервые встречаем чешуйчатый панцирь. Впоследствии его заимствовали римляне от парфян.

[852]852Имеется в виду так называемая «акинака» – оружие персов и скифов.

[853]853Имя персов произошло от области Персиды (перс. «парса», акк. «парсуа»), которую персы завоевали между 675 и 640 г. до н.э.

[854]854Игра слов, основанная на сходстве имен.

[855]855Повязка на лбу, концы которой свешивались по обеим сторонам лица.

[856]856Речь идет об арабах в совр. оазисе Джоф.

[857]857Вероятно, золотая статуя богини Анаиты, черты лица которой напоминают царицу. Само слово Анаита, по Гесихию, означает «золотая».

[858]858Здесь соединены племена из различных стран по их одинаковому вооружению в одну военную единицу.

[859]859Греки сирийцами называли также каппадокийцев, живших на каппадокийском берегу Понта.

[860]860Геродот сообщает здесь о переселении фригийцев из Фракии. Это переселение стояло в связи с движением на юг дорийских племен и армянским переселением в Переднюю Азию и привело к падению хеттского царства.

[861]861Армении, по Геродоту, так же как и фригийцы, переселились из Фракии.

[862]862Имеется в виду мисийский Олимп (совр. Кешиш‑даг).

[863]863Лакуна в тексте. По связи речь шла о писидийцах, которые обитали в труднодоступной горной области к северу от залива Анталия.

[864]864Речь идет об островах в Персидском заливе.

[865]865Ср. ниже, IX 102.

[866]866Наряду с разделением по родам оружия в персидском войске существовало, таким образом, членение на отряды по 10000, 1000 и на более мелкие подразделения. Эта новая организация войска сменила старое деление по племенам. Алтайские кочевники переняли эту новую организацию войск от иранцев.

[867]867На этих индийских колесницах, запряженных четверкой коней, находились возница и два лучника.

[868]868Здесь были также арабские всадники на верблюдах, которые помогли Киру выиграть битву с Крезом {ср. I 80).

[869]869Здесь имеется в виду совр. Персидский залив. По Геродоту, финикияне (арамеи) ок. 1400 г. до н.э. из области Персидского залива дошли до сирийского побережья Средиземного моря около совр. Алеппо.

[870]870На о. Кипре Геродот выделяет три слоя населения: греки (пришли на остров ок. 1350 г. до н.э.), финикияне и эфиопы (исконное население).

[871]871Греческие переселенцы в Памфилии были ахейцами и пришли из Пелопоннеса в XIV в. до н.э.

[872]872Ср. выше, I 173.

[873]873Ср. выше, I 171.

[874]874Мифы о Данае и Ксуфе указывают на два важных фактора в образовании древнегреческих городов‑государств: во‑первых, на «Египет», под которым следует разуметь о. Крит с его древней культурой, и, во‑вторых, на дорийских и ионийских переселенцев, которые проникли на юг через Фессалию.

[875]875Афиняне (т. е. ионийские жители Аттики), по Геродоту, составляли часть ионийских переселенцев в Малую Азию.

[876]876Именно, когда эолийцы жили в Пеласгиотиде, откуда их изгнали дорийцы.

[877]877Легкие суда вроде современных катеров, которые первоначально строились на Кипре, назывались «керкурами». Численность персидского флота преувеличена. По Эсхилу, персидский флот при Саламине насчитывал 1000 кораблей.

[878]878Артемисия командовала отрядом кораблей персидского флота, состоявшего из ее собственных кораблей и кораблей Коса, Нисира и Калидны.

[879]879Имеется в виду золоченый балдахин.

[880]880Этот диалог между Ксерксом и Демаратом, по‑видимому, выдуман Геродотом.

[881]881Самосожжение Бога можно понять как жертву богу солнца Митре.

[882]882Ср. VII 59.

[883]883Ср. выше, V 7.

[884]884Эти племена жили в области горы Крушницы.

[885]885Ксеркс избрал путь южнее горы Крушницы, ведущий к Стримону.

[886]886Маги приносили жертву не богу реки, а Митре, которому были посвящены белые кони. Митра был также богом победы.

[887]887Человеческие жертвы в эпоху Геродота были редкостью.

[888]888Фракийские племена считали персидского царя богом, а путь, по которому он шел, священным.

[889]889За «благодеяния» городу, т. е. из‑за выгоды, полученной от строительства канала, Артахей был причислен к героям, владыкам подземного мира.

[890]890Здесь Геродот описывает путь одной части персидского флота, которая должна была произвести реквизицию кораблей и набор команды в городах залива Кассандры. Главные силы персидского флота шли прямо от мыса Дрепанон к мысу Палинури.

[891]891Эти городки представляли собой цепь маленьких укреплений, прикрывавших вход в Салоникский залив.

[892]892Здесь описывается узкий коридор, соединявший тогда Македонию с Салоникским заливом и доходивший до моря у устья Аксия (совр. Вардара).

[893]893Ксеркс направился от залива Орфани внутри страны и дошел до р. Галика, впадающего в море.

[894]894В микенское время, как показывают изображения, львы еще водились повсюду в Греции.

[895]895Темпейская долина длиной в 7 км, по которой протекает р. Пеней.

[896]896Ксеркс с главными силами через долину Верхней Вистрицы и затем, вероятно, через проход Волустана достиг Фессалийской области. Другая группа персидской армии шла через Темпейскую долину мимо г. Гонна. Этот марш двух разных групп персидской армии имел целью затруднить оборону горных проходов на пути по побережью.

[897]897Таким образом, все греческие города от фессалийской границы до Патрасского залива (исключая западные области – Эпир, Этолию и Акарнанию) подчинились персам. Только Аттика, Платеи, Евбея, Коринф, некоторые острова и большая часть Пелопоннеса защищали свою независимость.

[898]898Несмотря на то что беотийцы дали персам «землю и воду», все же их отряды сражались при Фермопилах.

[899]899Эллинский союз под руководством Спарты, вероятно, образовался перед началом ионийского восстания.

[900]900В подлиннике prosxyn]ein (оказывать почтение божеству; приветствовать, падая ниц и целуя край одежды). Персы почитали царя как божество.

[901]901Речь идет о жителях Тиринфа, которые после разрушения их города (в 468 г. до н.э.) основали новый в Аргосском заливе.

[902]902Именно в 430 г. до н.э.

[903]903Почти во всех греческих городах существовали проперсидские партии и партии независимости. Общины Фессалии, Беотии, Локриды, возглавляемые земледельческой аристократией, стояли за подчинение персам. Группы, заинтересованные в торговле с Персией, держались также персидской ориентации. К антиперсидской партии принадлежали мелкие крестьяне и ремесленники, которые опасались в случае победы персов потерять влияние в государстве. В Афинах и в Спарте война с персами считалась справедливой войной. Перед лицом страшного нашествия в Афинах все группы населения объединились и возглавили патриотическое движение остальных греков.

[904]904Поэтическое выражение, вероятно, из какого‑нибудь прорицания оракула.

[905]905Т. е. в священный покой, куда вошли послы после совершения обрядов очищения, чтобы выслушать изречение Пифии.

[906]906Дельфийский храм был общеэллинским святилищем. Естественно было ожидать, что Пифия возглавит всенародное движение. Но Пифия оказалась под влиянием персофилов. Дельфийское жречество во время греко‑персидских войн решительно стало на сторону персов. Поэтому Дельфы не были разрушены, и их сокровища уцелели. Геродот делает все возможное, чтобы снять с Дельфов подозрение в сочувствии персам.

[907]907Ассирийские колесницы, которыми пользовались персидские цари, подобно ассирийским царям.

[908]908Скала Кекропа – акрополь, где находилась гробница этого героя.

[909]909Под «деревянными стенами» Пифия несомненно разумела те же корабли, которые должны были увезти афинян на запад, «на край земли».

[910]910Фемистокл уже раньше занимал важные государственные должности, среди них должность архонта‑эпонима, но только после изгнания своего соперника Аристида в 484/83 г. до н.э. он смог провести в жизнь свои планы.

[911]911Народное собрание постановило отказаться в пользу государства от ранее распределявшихся между гражданами доходов с Лаврийских серебряных рудников. Однако этой суммы было далеко не достаточно для постройки кораблей.

[912]912Ср. выше, VI 49, 94.

[913]913Из Южной России экспортировался хлеб в Пелопоннес и Среднюю Грецию. Уже тогда эти области не могли прокормиться без импорта хлеба.

[914]914Персидский царь, конечно, знал о раздорах и длительных войнах между Спартой и Аргосом, и поэтому весьма вероятно, что он заключил с Аргосом союз против Спарты. Аргос – главный соперник Спарты в Пелопоннесе. Во время написания VII книги Геродота Аргос был в союзе с Афинами. Геродот, усвоивший афинскую ориентацию, должен был щадить афинского союзника и всячески выгораживать поведение Аргоса во время Персидской войны. Поэтому Геродот предпочитает воздерживаться от суждения о том, как было дело в действительности (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 78–79).

[915]915Афинские послы встретились в Сусах с аргосскими послами, конечно, не случайно. Общественное мнение видело в соглашении с персами нечто позорное. Поэтому Геродот прибавляет, что афиняне прибыли в Сусы «по другому делу» (а отнюдь не для соглашения с персами, как это, по‑видимому, было). Каллий (глава посольства) подвергался ожесточенным нападкам в Афинах.

[916]916Вероятно, аргосцы в 465 г. до н.э. отправили посольство к персидскому царю Артаксерксу и просили о продолжении союзного договора, заключенного с Ксерксом. Возможно, что по этому договору аргосцы получали ежегодные субсидии от персов.

[917]917Деметра и Персефона. Иерофанты – верховные жрецы.

[918]918Гелон представлял интересы гаморов – знатных крупных землевладельцев.

[919]919Сицилия была страной крупного землевладения. Так называемая народная партия была подавлена Гелоном.

[920]920Ср. выше, V 42‑46.

[921]921Спартанцы выставили притязание на наследство «царя народов» Агамемнона. Это притязание вместе с планами господства в Элладе получило свое выражение в перенесении костей Ореста в Спарту (ср. I 67–68).

[922]922Афиняне, ссылаясь на Кекропа, своего первого царя, которого, согласно мифу, породила земля, считали себя древнейшими жителями Греции.

[923]923Илиада II, 550.

[924]924Из этого города был изгнан его отец.

[925]925Под ливийцами здесь следует понимать хамитские племена в совр. Тунисе и Алжире.

[926]926Около 600 г. до н.э. элисиков вытеснили кельтские племена Пиренеев, пришедшие из области совр. Боденского озера.

[927]927Это был один из двух суффетов Карфагена, высших должностных лиц, выбиравшихся на один год.

[928]928В Наваринской бухте у мыса Тенара.

[929]929Имеется в виду похищение Елены Парисом.

[930]930Предание сохранило память о походах ахейцев с Крита (ср. I 171).

[931]931Буря разразилась в Тарантском заливе.

[932]932Битва произошла в 473 г. до н.э.

[933]933Эти 15 статуй стояли в Олимпии еще во II в. н.э.

[934]934Геродот сообщает предание неэллинских обитателей Крита (быть может, строителей дворцовых сооружений в Кноссе).

[935]935По этому древнему минойскому преданию, Кносс, резиденция мифического царя Миноса, трижды после страшных катастроф вновь заселялся. С этими известиями Геродота можно сопоставить данные раскопок в Кноссе. Ок. 1700 г. до н.э. древние дворцы были разрушены, быть может, землетрясением. Ок. 1450 г. до н.э. начинаются ахейское вторжение и разрушение дворцов. Под третьим поселением следует понимать дорийское нашествие на остров после Троянской войны.

[936]936Персофильски настроенный дельфийский оракул предостерегал критян от поддержки афинян и спартанцев.

[937]937В Фессалии была, как и в других греческих государствах, так называемая народная партия, которая, однако, не могла одолеть власть крупных землевладельцев во главе с Алевадами. Народные массы Фессалии были на стороне афинян.

[938]938Спартанское ополчение делилось на шесть отрядов (morai), во главе которых стояли полемархи.

[939]939Ср. VII 128.

[940]940Т. е. горшками для варки.

[941]941Стена была воздвигнута против северо‑западных греческих племен, которые проникли в Фессалию из Албании через гору Пинд и пытались продвинуться на юг.

[942]942Персы принесли в жертву Ваалу, статуя которого стояла на носу корабля, самого красивого и (как они думали, судя по имени: Леонт – греч. Лев) самого сильного и доблестного пленника. Лев, по воззрениям древних, – воплощение силы.

[943]943Каменный столб для предупреждения кораблей об опасности.

[944]944Имеется в виду побережье от оз. Карлас до горы на южной оконечности полуострова.

[945]945Численность персов сильно преувеличена. Вероятно, Геродот неправильно понял данные своего источника.

[946]946Боевые колесницы ливийских гарамантов.

[947]947Привозимые тогда из Индии в Персию охотничьи и сторожевые собаки.

[948]948Это описание стоящих на якоре персидских кораблей, по‑видимому, заимствовано из Илиады (XIV, 30–35).

[949]949Сила ветра в Авесте называется «созданной Маздой». Маги кровавыми жертвами умилостивляли ветер (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 118).

[950]950Персы в чужой стране приносили жертвы местным богам. Так поступали персидские цари в Египте и Вавилоне.

[951]951Совр. залив Волос.

[952]952Одна из необходимых тогда для мореплавания станций с пресной водой.

[953]953Летом в реках бывает мало воды.

[954]954Персы хотели привлечь на свою сторону греческих богов.

[955]955Путь шел здесь через теснину. На одной стороне лежало море (Ламийский залив), а на другой возвышалась гора (Каллидромос).

[956]956Здесь находилось святилище союза амфиктионов – храм Деметры и святилище героя‑эпонима Амфиктиона. Вокруг храма объединялись племена по соседству в союзы, которые назывались амфиктиониями.

[957]957В греческом войске не было отрядов из пелопоннесских государств: Мессении, Элиды, Ахеи и Арголиды.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...