Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга IX. КАЛЛИОПА 7 страница



[392]392Совр. Ирак.

[393]393В. В. Струве (Этюды, стр. 256) предлагает вместо «парикании» читать «гиркании» или «баркании». Ортокорибантии – перевод перс. «тиграхауда» (с остроконечными шапками) (В. В. Струве. Этюды, стр. 56). Эта сатрапия охватывала северо‑западную Персию.

[394]394Совр. Азербайджан с Гиланом.

[395]395Совр. Северный Афганистан с долиной совр. Верхней Амударьи.

[396]396Горные народности между совр. Эрзерумом и Трапезунтом.

[397]397Народности между линией совр. Исфахан – Ханум‑и‑Хильменд и побережьем Персидского залива до пролива Ормус.

[398]398Племена, кочевавшие по южному и восточному берегам Каспийского моря до устья высохшего теперь Узбоя.

[399]399Область от низовья совр. Сырдарьи до долины Херируд в совр. Афганистане.

[400]400Персидское побережье от пролива Ормус до области Карачи и совр. Белуджи‑стана. Парикании и азиатские эфиопы – остатки дравидииского населения, оттесненного иранцами.

[401]401Матиены жили между Ванским озером и верховьями р. Тигра, близ теперешней иранско‑турецкой границы. Саспиры жили в долине совр. р. Чороха, впадающей в Черное море у Батуми. Алародии (урарту) жили в треугольнике, образованном совр. озерами Ван, Урмия и Севан.

[402]402Черноморское побережье от совр. Трапезунта до Поти.

[403]403Совр. индийская провинция Пенджаб.

[404]404Имеется в виду северная часть эфиопского царства в Нубии (быть может, область от совр. Асуана до Хальфы).

[405]405Мифическая гора и местность – родина Диониса. По Гомеру, Ниса находилась во Фракии или в Беотии. Геродот помешает ее в стране азиатских эфиопов (драви‑дийцев) в Индии.

[406]406Совр. западная Грузия и Абхазия.

[407]407Приводимые Геродотом цифры податей взяты не из официальных персидских источников, а восходят, по‑видимому, к частным греческим оценкам величины податей в отдельных провинциях и, очевидно, слишком высоки.

[408]408Пустыня Тар (Фар).

[409]409Имя объясняется из санскрита и тамильского языка. Падей родственны веддам на Цейлоне.

[410]410Геродот рисует образ жизни брахманских странствующих аскетов.

[411]411Геродот передает здесь древнейшую форму легенды, возникшей в Ладаке на тибетско‑индийской границе (легенда сохранилась ‑в тибетской, монгольской и китайской версиях). Новелла принадлежит местным золотоискателям и купцам и выдумана, чтобы отпугнуть конкурентов.

[412]412Эти климатические условия характерны для узких горных долин Ладака: после полудня солнце исчезает и наступает холод.

[413]413Речь идет об особой породе быстрых и выносливых лошадей. Нисейские лошади конского завода в Мидии.

[414]414Хлопок. Индийский хлопок экспортировался в Месопотамию.

[415]415Ладан происходил из местности Сафар в Хадрамауте (южная Аравия).

[416]416Мирра (смирна) – благовонная смола (см. выше, III 20 и прим. 17).

[417]417Касия – ароматическое растение (Cinnamomum iners L.). Кинамом – дерево корицы. Уже тогда ввозили корицу из Цейлона.

[418]418Ледан – благовонная смола.

[419]419Стирак – благовонная смола растения Styrax officinalis.

[420]420Род саранчи.

[421]421Геродот не сомневается во всемогуществе и всеведении богов.

[422]422Здесь и далее (111, 112) Геродот излагает рассказы арабских мореходов.

[423]423Курдючные овцы (изображения их встречаются уже на ассирийских рельефах) разводились особенно в Аравии.

[424]424Эфиопия – здесь восточноафриканское побережье, которое тогда посещали арабские и финикийские купцы‑мореходы.

[425]425Эридан – название нижнего течения совр. р. По или Эч. Позднее Эриданом стали называть также реку на севере. Быть может, Геродот имеет здесь в виду даже устье совр. р. Вислы.

[426]426С Оловянных островов (совр. Британские острова) олово переправлялось через Тартесс в восточную часть Средиземного моря. Янтарь иллирийцы привозили к устью совр. р. По или Эч, а греки переправляли его в Грецию и на Восток.

[427]427Известие Геродота, по‑видимому, относится к оросительным сооружениям на р. Акесе (совр. Мургаб), где лежит оз. Мерв.

[428]428Страж дверей – комендант царского дворца и начальник царских телохранителей (великий визирь). Докладчик (передаватель новостей, секретарь) – высшая придворная должность в Персии. Через этого придворного царь сообщался с внешним миром.

[429]429Т. е. царь находился в гареме, в особом дворце.

[430]430После падения Поликрата Анакреон (лирический поэт из Теоса) жил в Афинах (умер в 495 г. до н.э.).

[431]431«Зависть» или «ревность» богов к человеческому счастью вызывает гибель счастливцев, проявивших uane? (заносчивость, своеволие).

[432]432«Тысяча персов» – персидское название телохранителей.

[433]433Царский секретарь, приставленный к каждому сатрапу, читал и составлял «бумагу» на арамейском языке и переводил на персидский.

[434]434Школа врачей в Кротоне пользовалась тогда большой славой. Здесь, как и в других медицинских школах, разрабатывали науку на основе философских теорий и опытных наблюдений.

[435]435С этой почестью были связаны особые привилегии. Царь сидел при гостях за занавесью, невидимый ими.

[436]436Новелла о Демокеде объясняет возникновение проектов похода на Элладу соображениями престижа и личной безопасности царя.

[437]437См. выше, III 118 и прим. 92.

[438]438«Благодетели» царя (оросанги, перс. «буварзака») – люди, имеющие заслуги перед государством и царем. Им жаловали земельные угодья.

[439]439Рассказ Геродота основан на «истории Зопира», в основе которой лежат персидские народные сказания. Содержание новеллы неисторично. Из персидских источников известно, что Вавилон был взят дважды..Первый раз (восстание Нидинту‑Бела, сына последнего царя Набонида) его взял сам Дарий (18 декабря 522 г. до н.э.). Второй раз (восстание армянина Арахи) город был взят Индаферном (Виндафарна) 27 ноября 521 г. до н.э. Рассказ о мятеже Вавилона насыщен фольклорными мотивами и восходит к семейным преданиям персидского эмигранта Зопира, правнука Мегабиза.

[440]440Здесь – вавилоняне.

[441]441Через ворота Нина (северные) путь шел в ассирийскую столицу Ниневию (Нин). Ворота халдеев – южные. Киссийские ворота – северо‑восточные, на пути в Киш (совр. Эль‑Охеймир); ворота Бела – западные, к мосту через р. Евфрат.

[442]442Например, одеяния царя или сбруя его коней.

[443]443Ливийский царек Инар поднял восстание с помощью афинян в Египте. Мегабиз разбил Инара в битве при Мемфисе (456 г. до н.э.), Инар был взят в плен и казнен.

[444]444В 514 г. до н.э.

[445]445См. I 106.

[446]446Движение киммерийцев было обусловлено давлением скифов, которых в свою очередь теснили массагеты (IV 11). Дарий не собирался мстить скифам за вторжение в Мидию, но хотел помешать их нападению на Мидию, через Дербентский проход. Для этого царь и предпринял поход против кочевий скифов в Южной России.

[447]447Геродот передает здесь древнее скифское сказание. «Слепые рабы» – вероятно, название покоренных скифами народностей, быть может киммерийцев.

[448]448«Это так называемый Киммерийский вал на совр. Керченском полуострове для защиты Боспора от кочевников.

[449]449Упомянутые Геродотом золотые предметы почитались скифами. Так, в кургане Гелермес найдена золотая секира, служившая, по‑видимому, предметом культа.

[450]450Тысячелетнее царство – восточное учение, распространенное также у римлян и этрусков.

[451]451Ср. рассказ «Сколько человеку земли нужно» Л. Н. Толстого, сюжет которого навеян этой новеллой Геродота.

[452]452Вероятно, Геродот имеет в виду метель и вьюгу.

[453]453Известие Геродота о вторжении скифов (ок. 700 г. до н.э.) восходит к аккадским источникам. Теснимые массагетами, из совр. Западного Туркестана скифы проникли на южное побережье Каспийского моря, перешли Аракс и вторглись в южнорусские степи.

[454]454Упомянутая здесь группа киммерийцев, по‑видимому, раньше кочевала в Кубанской области, в то время как племена, кочевавшие в Южной России и в Крыму, проникли по западному побережью Черного моря до Геллеспонта и Боспора Фракийского.

[455]455Здесь Черное море.

[456]456Ворон – священная птица Аполлона.

[457]457Город Ольвия. Геродот описывает торговый путь от устья совр. Днепра на север. Греки, по‑видимому, поднимались вверх по Днепру до больших порогов ниже совр. Днепропетровска. Туда, вероятно, приходили купцы из Скандинавии для меновой торговли.

[458]458Скифы‑земледельцы (gevrgoq) названы так по созвучию их племенного названия (ВДИ, 1946, 2, стр. 42).

[459]459Геродот описывает область между совр. Южным Бугом и низовьями Днепра.

[460]460Главное скифское племя, по Геродоту, жило в области, ограниченной на западе совр. Днестром, на севере – р. Конской и Донцом, на востоке – Азовским морем. Южной границей Скифской области была горная цепь Тавр (Яйла). В Неаполе у совр. Симферополя раскопаны остатки резиденции скифских царей и в так называемом Золотом Кургане (525–500 гг.) найдены богатые скифские погребения.

[461]461В основе описания устья Дона лежит, вероятно, какой‑нибудь путеводитель по торговому пути из северного Причерноморья на Восток (в Центральную Азию).

[462]462По В. В. Латышеву, иирки – предки мадьяр на севере Урала.

[463]463В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень.

[464]464По С. Я. Лурье (История, стр. 100), «лысые» люди – предшественники современных башкир.

[465]465Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева.

[466]466Слово «асхи» (ачи) можно сравнить с древнетюркским «ачуг» (горький). У современных башкир есть кушанье «ахша» (С. Я. Лурье. История, стр. 100).

[467]467Данное здесь описание почти соответствует описанию образа жизни массагетов (I 215–216). Вероятно, оба описания относятся к одному и тому же племени. Описание массагетов восходит к сообщениям аккадских купцов, приходивших к массагетам по дороге через Каспийское море, а греки от устья Дона посещали их соседей аргиппеев на совр. Сырдарье.

[468]468Рассказ об убиении массагетами и исседонами стариков «вряд ли заслуживает доверия» (В. В. Струве. Этюды, стр. 30).

[469]469Т. е. к западу от Киммерийского вала.

[470]470Одиссея IV. 85.

[471]471Упомянутые здесь Геродотом связи этрусков и венетов Верхней Италии с племенами к северу от Альп были главным образом культовыми связями. На бронзовых сосудах из Верхней Италии находим изображения праздничных процессий, подобных описанным у Геродота.

[472]472Речь идет, вероятно, о древних обрядах инициации, которые совершались при переходе в зрелый возраст.

[473]473Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во‑первых, принесенный греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во‑вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии.

[474]474Имя Абариса связывается с апарнами (кочевое племя на Алтае, впоследствии называвшееся аварами). Абарис жил якобы во времена Креза и обходил всю землю со стрелой – символом Аполлона.

[475]475Или: «Словно выточена на токарном станке».

[476]476Геродот, быть может, пользовался в этом рассказе древней аккадской картой мира, где центром мира была Ассирия.

[477]477Здесь – Персидский залив.

[478]478Этот соединительный канал Дарий велел прокопать между Нилом и Красным морем. Канал шел через совр. Вади‑Тумилат и горькие озера и выходил в Красное море у теперешнего Суэца.

[479]479Персидский залив.

[480]480Сообщение Геродота показывает, что персидская держава простиралась тогда в Индии до восточного края пустыни Фар.

[481]481По приказанию египетского царя Неко (609–593 гг.) финикияне обогнули мыс Доброй Надежды, при этом солнце было у них на правой стороне. На третий год они достигли Гибралтара и снова вошли в Средиземное море.

[482]482Карфагенянин Ганнон около 520 г. до н. э. обогнул Африку. Он оставил описание своего путешествия, греческая обработка которого сохранилась.

[483]483См. выше. IV 42.

[484]484Плавание Скилака стояло в связи с завоеваниями Дария в Индии. Персы покорили плодородную долину Инда. Персидское войско возвратилось сухим путем, а Скилак морем достиг южной Аравии, а оттуда прибыл в Красное море до теперешнего Суэца. Между Индией и южной Аравией издавна были оживленные торговые связи.

[485]485Озеро, из которого вытекает, по Геродоту, Тирас, – болотистая область в истоках совр. р. Припяти. Эту область считали огромным озером.

[486]486Морская соленая вода с южным ветром далеко проникает в устье совр. Южного Буга.

[487]487Морская соленая вода с южным ветром далеко проникает в устье совр. Южного Буга.

[488]488Днепровский лиман (куда впадает совр. Днепр и Южный Буг), отделенный от моря Кинбурнской косой.

[489]489Геродот смешивает здесь Гипакирис с какой‑то другой рекой.

[490]490Такие скифские котлы известны по археологическим находкам.

[491]491Кровь убитого врага пьют для того, чтобы вместе с кровью всосать его «силу» (ср.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85).

[492]492Этот рассказ Геродота подтверждается находками в алтайских курганах.

[493]493При этом обычае играют роль тотемистические представления.

[494]494Связки прутьев употреблялись также в культовом ритуале мидян и персов,

[495]495Этот способ бальзамирования засвидетельствован также у алтайцев (Хиунг‑ну). Кипер – растение Cyperus rotundus. Селерей – Ареит graveolens. Анис – Pimpinella anisum.

[496]496Скифские курганы достигают значительных размеров. В погребальной камере находятся богатые золотые украшения, рядом с ней – место погребения убитых коней.

[497]497Выставленные вокруг могилы стражи впоследствии заменялись каменными фигурами (алтайцы называли их «балбал»).

[498]498Изображенный здесь обычай являлся частью культового обряда. Сжигаемые в юрте стебли конопли производили дым, вызывавший опьянение. Находившиеся в юрте люди (и среди них шаманы) приходили в экстаз. «Вопли от удовольствия» – это, вероятно, песни шаманов, содержанием которых было нисхождение душ в подземное царство (ср. I 201).

[499]499Оргиастические культы (Кибелы Великой Матери) проникли к скифам через Кизик.

[500]500Здесь первое упоминание о царских дворцах скифов. Впоследствии скифы построили дворец в Неаполе (на месте Симферополя).

[501]501Следы богов известны и в других местах, например на Цейлоне след Будды.

[502]502Геродот имеет в виду здесь знаменитые по мифу об аргонавтах скалистые островки у выхода из Боспора, которые сталкивались и разбивали корабли, попадавшие между ними.

[503]503Приводимые Геродотом цифры совершенно не сходятся с данными о величине Черного моря, известными из древней географии.

[504]504Северный вход в Боспор шириной в 4,7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел построить мост, лежит у совр. Румели‑Хиссар (ширина здесь 660 м); длина Боспора 31,7 км.

[505]505Длина Геллеспонта приблизительно 60 км, а ширина в самом узком месте 1350 м.

[506]506Т. е. клинописным письмом, которое употреблялось для царских надписей на эламском, аккадском и древнеперсидском языках.

[507]507Расстояние между обоими городами в действительности больше.

[508]508Из названий покоренных Дарием племен можно заключить, что царь шел не через совр. Шипкинский перевал, а по прибрежному пути через совр. Добруджу.

[509]509«Скалистый Херсонес» – Крымское побережье до совр. Керченского пролива.

[510]510Геродот сравнивает здесь два пункта, лежащие на одной широте на южной оконечности Аттики.

[511]511Т. е. восточное побережье совр. Керченского полуострова и западный берег Азовского моря до устья Донца и Дона.

[512]512Северную границу Скифской области можно определить лишь приблизительно. На западе страны скифов начиналась область агафирсов, затем шла область невров, далее область так называемых андрофагов до Днепра выше совр. Днепропетровска и, наконец, к востоку от Днепра и севернее р. Конской до Азовского моря – область меланхленов.

[513]513Богиня Дева обычно отождествляется с Артемидой.

[514]514Геродот сообщает древнюю скифскую легенду о переселении скифов. Змея в народной мифологии – воплощение злого начала – символизирует враждебных пришельцев, которые изгнали невров из их мест обитания.

[515]515Волк – тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски.

[516]516Геродот описывает скифские лесные «городища», которые часто находят теперь археологи.

[517]517Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово «белка», которая называлась на языке племени «поедатель сосновых шишек». «Белка» как имя племени встречается у алтайских народностей (ср. китайское название одного кочевого племени «тинг‑линг», указывающее также на слово «белка»).

[518]518Здесь ошибка переписчика: вместо tetrgvnoz (четырехугольный) надо читать trandoz (лось). Лоси и бобры жили в области будинов на Дону.

[519]519«Бобровая струя» получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог.

[520]520По сказанию, переданному Геродотом, часть позднейших савроматов прибыла из области современной турецкой гавани Самсун морским путем в Северокубанскую область и здесь смешалась со скифскими племенами.

[521]521Миф об амазонках распространился в связи с отмеченными уже древними у некоторых скифских племен следами матриархата. Подобные же обычаи засвидетельствованы у карийцев, ликийцев и лидийцев.

[522]522Из сообщения Геродота получается, что Танаисом он считал совр. Донец, а нижнее течение Дона вплоть до устья Донца – продолжением Азовского моря. Дон весной разливается при устье на 10 км.

[523]523Здесь совр. Донец.

[524]524Дарий, видимо, предполагал возвратиться в Персию вдоль восточного побережья Кавказа, почему и приказал ионянам ждать его возвращения два месяца. Невероятно, чтобы Мильтиад предложил разрушить мост на Дунае. Этот рассказ выдуман в 493 г., когда Мильтиад был привлечен к суду по обвинению в тирании (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 187, прим. 1).

[525]525Геродот изображает передвижения минийцев согласно древнему племенному преданию. Поход в Ливию относится к 510 г. до н. э.

[526]526Обозначенные Геродотом как финикияне, потомки Кадма, вероятно, принадлежали к древним догреческим (эгейским) племенам

[527]527Собственно, жертва из 100 быков. В эпоху Геродота – уже только праздничное жертвоприношение.

[528]528Жрецы оракула в Дельфах располагали прекрасной информацией от пилигримов о землях, куда направлялась греческая колонизация.

[529]529Крит вывозил пурпур, шафран и ценные породы дерева и имел торговые связи с землями, которые остальные греки не посещали.

[530]530Моллюски, доставляющие пурпурную краску, ловились на ливийском побережье.

[531]531Город лежал приблизительно в 15 км от берега на холме, где впоследствии был акрополь. С холма стекал источник Кира, от которого получил название город Кирена.

[532]532В Ливии речь идет о хамитских народностях.

[533]533Египетский царь Априй (Априес, библ. Хофра) происходил из Ливии. Решительная битва произошла ок. 570 г. до н. э.

[534]534Царь был вместе с тем и верховным жрецом общины.

[535]535Феретима представляла род Баттидов в собрании совета Кирены. После изменения конституции царская фамилия была еще очень влиятельна благодаря земельным угодьям.

[536]536Право чеканить монету принадлежало только царю. На дарейке (вес 8 г) царь был изображен в виде стрелка из лука.

[537]537В основе лишения невинности (дефлорации) девушек брачного возраста вождем или главой общины лежат примитивные религиозные представления. Главе общины приписывалась сверхъестественная сила (оренда), которая при помощи этого действия устраняла вредные злые силы. Обычай дефлорации девушек бытовал еще недавно среди некоторых негритянских племен в Сенегале.

[538]538Сильфий (Laserpitium) – кустарниковое растение; из корня его добывался сок для приправы к рыбе и мясу. Листья и сок сильфия служили важнейшей статьей экспорта из Кирены.

[539]539Геродот имеет в виду совр. Большой Сирт между Киренаикой и триполитанским побережьем.

[540]540Геродот упоминает здесь песчаную бурю, уничтожившую луга псиллов.

[541]541Речь идет о совр. области Джебель‑эс‑Сода, Джебель Шеркие и Харудж‑эс‑Сода. Наскальные рисунки в этой области изображают животных, теперь вымерших.

[542]542Имеется в виду растение Zizyphus letus, которым еще и теперь питаются жители о. Джерба. Уже Гомер знал ливийских «поедателей лотоса» – лотофагов.

[543]543В описании оз. Тритониды в предании, использованном Геродотом, соединялись описания двух озер. Одно относится к Малому Сирту (совр. залив Габес), известному своим мелководьем. Это – та самая Тритонида, куда был отнесен, согласно мифу, Иасон (там находился остров Фла, быть может, совр. Джерба). Другое – к солончаку (совр. Эль‑Джерид), который можно назвать озером.

[544]544Речь идет о ритуальных боях в честь богини плодородия (карфагенская Танит).

[545]545Как показывают изображения на египетских памятниках, это не соответствует действительности.

[546]546До сих пор Геродот описывал прибрежные племена от египетской границы до совр. залива Габес. Дальнейшее описание относится к караванному пути от Фив в Верхнем Египте через различные оазисы до залива Габес. Здесь Геродот, вероятно, использовал египетский источник.

[547]547Наблюдение Геродота о присутствии пресноводных источников среди соляных отложений правильно. Неверно, что эти источники начинаются на возвышенностях: источники и оазисы лежат в низменностях.

[548]548См. II 143.

[549]549Название источника теперь Айн‑эль‑Хамман. Изменение температуры источника зависит от перемены температуры воздуха.

[550]550Речь идет о стране на совр. плоскогорье Фессан, именно о совр. долинах Вади‑эш‑Шиати и Харудж‑эс‑Сода. Здесь к югу от насамонов жили гараманты.

[551]551Упомянутый здесь караванный путь вел от Герма (Гарама) через совр. Эдри, Хасси‑эль‑Мисселан, Гадамес и Набут на берегу залива Габес.

[552]552На наскальных рисунках в этой области находим изображение буйволов с загнутыми назад рогами.

[553]553Боевые колесницы гарамантов изображены на наскальных рисунках.

[554]554Вероятно, наскальные рисунки и изображают этих «пещерных эфиопов». Немного спустя после Геродота они были совершенно уничтожены хамитскими пришельцами.

[555]555Область атарантов граничила с Сахарой.

[556]556Геродот правильно указывает круглую форму Атласских гор.

[557]557Стены хижин построены из смеси соли с землей.

[558]558Т. е. от совр. Марса Матрух до залива Габес.

[559]559Имеется в виду грязная овечья шерсть у заднего прохода. Лечение различных болезней, особенно эпилепсии, путем прижигания описанным способом встречается у кочевых племен. Объяснение Геродота основано на представлении о четырех жидкостях в человеческом теле, из коих флегма находилась в голове.

[560]560В культе этих племен заметно финикийское (карфагенское) влияние.

[561]561Геродот здесь ошибается. Афина – древнекритская змеиная богиня (об этом напоминают только змеи на щите‑эгиде). В микенских письменных памятниках линеарного письма В Афина уже «Владычица» и вместе с Посейдоном является божеством – хранителем колесничих (знатных воинов, сражавшихся на колесницах).

[562]562Айгес – козьи шкуры. Эгида – щит Афины из козьей шкуры.

[563]563Вопли – греческий обычай, засвидетельствованный уже Гомером.

[564]564Сидячие погребения.

[565]565Речь идет о так называемых гурби – хижинах из хвороста и глины, крытых пальмовыми ветками.

[566]566Быть может, воспоминание (легенда) о переселении хамитских племен из Передней Азии.

[567]567Речь идет о совр. Тунисе и Алжире.

[568]568Слоны и медведи теперь в Северной Африке вымерли.

[569]569Рогатые ослы, вероятно, род антилоп.

[570]570Песьеглавцы и безголовые люди изображены на наскальных рисунках; вероятно, демоны.

[571]571По‑видимому, вымершие теперь в Северной Африке человекообразные обезьяны – гориллы.

[572]572Вероятно, род газели с белым задом.

[573]573Антилопа (Dorcas gazella) с белым брюхом.

[574]574Капский олень (Antilope bubalus).

[575]575Гну (Catoblepas gnu) – конебык.

[576]576''Oryez – орикс белый (Oryx leucoryx), вид антилопы, распространенный в Египте и Ливии.

[577]577Степная лисица.

[578]578Дикобраз (Hystrix cristata).

[579]579Муфлон, теперь вымерший в Ливии.

[580]580Т. е. жирафы. Название **** (сетчатое животное) происходит от узоров на их коже.

[581]581Речь идет о панцирном крокодиле.

[582]582Страусы теперь в Северной Африке вымерли.

[583]583Речь идет о вымершем роде очковой змеи.

[584]584Заяц‑прыгун (Pedetes).

[585]585Быть может, берберийская мышь.

[586]586Смоляные источники находятся в юго‑западной части острова около Кери.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...