Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга IX. КАЛЛИОПА 5 страница



[24]24Пектида – 20‑струнный инструмент вроде арфы, обнимал 2 октавы. Флейта низкого тона называлась мужской, а высокого – женской.

[25]25Ассес – место, где стоял храм. Лидийское имя богини Афины Асви (В.В. Шеворошкин. Лидийский язык, стр. 54).

[26]26Дифирамб – собственно, культовое прозвище Диониса. Впоследствии слово стало обозначать торжественную песнь в честь бога или героя. Она пелась под аккомпанемент главным образом флейты.

[27]27Nomow oruiow – напев, мелодия, исполняемая очень высоким голосом.

[28]28Иначе: «спаивать железо».

[29]29Для греков Крез – тип царя филэллина, для лидийцев царствование Креза – время расцвета и блеска лидийской державы; в глазах дельфийцев Крез – почитатель авторитета оракула. В рассказе о Крезе соединены две концепции: одна – дельфийская, по которой возмездие за преступления Гигеса падает на пятого потомка – Креза; другая – переносит вину на самого Креза, который навлек на себя «зависть» (или «ревность») богов (ср.: А.И. Доватур. Стиль, стр. 191).

[30]30Питтак не мог встретиться с Крезом в 560 г., так как умер в 570 г. до н.э. (см.: В.В. Струве. Этюды, стр. 93).

[31]31Этот рассказ отражает попытку лидийцев заняться морской торговлей и покорить острова (см.: С.Я. Лурье. История, стр. 98, прим. 1).

[32]32Из отсутствия в этом перечне подвластных Крезу народностей – ликийцев и киликийцев – заключают, что малоазийское побережье Средиземного моря, за исключением Памфилии, было независимо от Креза. Подданными Креза были памфилы, ионяне, эолийцы и дорийцы.

[33]33В этом ошибка Геродота, ибо путешествие Солона падает на 594–584 гг., Крез же царствовал с 560 г. до н.э.; поэтому Солон не мог встретиться с Крезом. Посещение Солоном Амасиса (егип. Абмосе), который царствовал с 569 по 526 г., также противоречит хронологии.

[34]34Имя Атис встречается в древнефригийских надгробных надписях в форме Атес.

[35]35Очистительный обряд у греков состоял в следующем: руки убийцы обливали кровью животного (поросенка) и затем обтирали в знак освобождения от кровавого греха; потом божество умилостивляли жертвами и молитвами (В. В. Латышев. Очерк греческих древностей. Ч. II. СПб., 1899. С. 78). «Скверна», лежащая на убийце (по‑гречески (miasma, мыслилась в виде живого существа), поражает прежде всего родичей, а затем распространяется на весь город, заражая его (см.: С. Я. Лурье. История, с. 89).

[36]36Эта женщина раскрыла покушение мачехи Креза погубить его отравленным хлебом.

[37]37Руководящая роль Лидии в малоазийской торговле и щедрые дары Креза в дельфийский храм были причиной того, что дельфийские жрецы прославляли царя как любимца богов и толкнули на борьбу с Персией, предвещая победу. После же покорения Лидии Дельфы изменили свою политику и советовали грекам не сопротивляться персам (см.: С. Я. Лурье. История, с. 184).

[38]38Этот почетный декрет взят Геродотом из документального источника (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 28, 30).

[39]39Иначе диакриев. Писистрат опирался на крестьян, жителей северовосточной Аттики. Вся экономическая политика Писистрата была направлена на защиту интересов беднейшего крестьянства (С. Я. Лурье. История, с. 154).

[40]40Мегакл – глава афинского знатного рода Алкмеонидов – стоял во главе городских ремесленников и торговцев. Алкмеониды имели основные торговые интересы в Малой Азии и потому быяи сторонниками персо‑фильской политики (С. Я. Лурье. История, с. 159).

[41]41Геродот и Аристотель видели в триумфальном вступлении Писистрата в Афины с девушкой, изображавшей богиню Афину Эргану (покровительницу городских ремесленников), простое одурачивание афинян. В действительности же актер, игравший роль бога, воспринимался как воплощение бога (см.: С. Я. Лурье. История, с. 152).

[42]42Демы – округа в Аттике.

[43]43Писистрат не желал иметь детей от дочери Мегакла, чтобы не навлечь на свое потомство родовое проклятие, тяготевшее над Алкмеонидами (см.: С. Я. Лурье. История, с. 152, примеч. 2).

[44]44Обычно принимают двукратное изгнание Писистрата, но теперь большинство ученых считает, что здесь имеем дело с дублированием одного и того же изгнания (см.: С. Я. Лурье. История, с. 151, примеч. 3).

[45]45Возможно, что число лет изгнания Писистрата Геродот взял из городской хроники Афин.

[46]46Прорицатели пользовались в то время в Афинах большим влиянием.

[47]47Предсказание оракула (или прорицателя) не всегда безусловно исполняется: его можно принять или отвергнуть. Так, Писистрат принимает прорицание Амфилита, т. е. это значит, что он нашел правильное его истолкование. Напротив, Гиппарх в ночь перед убийством, увидев сон, предсказавший ему несчастье, отверг предсказание, т. е. старался неправильно его понять (см.: М. Р. Nilsson. Geschichte der griechischen Religion. I. Munchen, 1955.S.165).

[48]48Здесь имеются в виду доходы с серебряных лаврийских рудников в Аттике и с рудников на р. Стримоне во Фракии (у Эйона и Амфиполя).

[49]49«Очищение» о. Делоса, национальной святыни ионийского племени, Писистрат произвел, чтобы снискать милость дельфийского бога, который (в лице жрецов) санкционировал его владычество в Афинах.

[50]50Эномотии в спартанском войске – подразделение из 25…36 человек, связанных взаимной клятвой.

[51]51Триакады – подразделения из 30 человек.

[52]52Cuccumuu– совместные трапезы у спартанцев.

[53]53Эфоры – коллегия из 5 человек, выбиравшаяся на один год. Первоначально они выполняли, по‑видимому, судейские функции, а позднее – функции надзора и контроля. Они узурпировали даже часть царской власти.

[54]54Совет старейшин (или герусия) – из 28 членов. Вместе с двумя царями совет был высшим органом власти в Спарте.

[55]55Соответственно делению дорийцев на два племени – гиллеев и диманов у них было два вождя (царя), которые стояли во главе двух отрядов войска.

[56]56Описываемые здесь события падают, вероятно, на вторую половину VI в. до н.э.

[57]57Агатоерги – 5 членов спартанского корпуса из 300 всадников, которые ежегодно по возрасту выбывали из его состава и назначались послами за границу.

[58]58Лидия была для греков того времени страной, откуда привозили золото. Лидийцы первыми стали чеканить золотую монету. Так же и персы (согласно древнеперсидским надписям) получали бoльшую часть золота из Лидии.

[59]59Рассказ о предостережении Крезу мудрого Санданиса возник среди состоятельных слоев местного населения. В греческих рассказах предостережения Крезу делались греческими мудрецами – Солоном, Биантом или Питтаком (ср. 127,32). Политический смысл рассказа: нападение нелепо, если нападающий находится на вершине материального благополучия (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 141).

[60]60См. выше.

[61]61Это солнечное затмение произошло 28 мая 585/4 г. до н.э. Геродот же взял другое затмение, именно 30 сентября 610 г., и поэтому отодвинул на 25 лет смерть Гигеса и включил в число исторических фактов свидания Креза с Солоном, Питтаком и Алкмеоном (В. В. Струве. Этюды, с. 98). Таким образом, неправильная датировка событий в Малой Азии и Греции VII – VI вв. до н.э. обусловлена не субъективными религиозно‑моральными воззрениями Геродота, а неправильной датировкой предсказанного Фалесом солнечного затмения (В. В. Струве. Этюды, с. 100).

[62]62Описание похода Креза на каппадокийских сирийцев показывает, что Крез думал только об экспансии на Черноморское побережье. Но так как каппадокиицы были подвластны Киру, то дело дошло до войны с Киром.

[63]63Ядром лидийского войска была прекрасная конница.

[64]64Упоминание р. Гилла позволяет думать, что решительная битва произошла не при Сардах, а к северу от Магнесии.

[65]65Город Сарды не был обнесен стенами. Персы осаждали только городской кремль (акрополь).

[66]66Рассказ о льве Мелеса – местный лидийский; к нему добавлен персидский рассказ, героем которого был мард Гиреад (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 85). Лев – геральдическое животное Сард (быть может, древний тотем), изображается на лидийских монетах. Он был атрибутом божества – хранителя Сард.

[67]67Взятие Сард персами произошло в 546 г. до н.э. Рассказ об этом заимствован из персидской традиции (А. И. Доватур. Стиль, с. 92).

[68]68Сожжение Креза на костре – это скорее самосожжение. Крез приносит себя в жертву богу солнца Аполлону, который затем тушит костер. Вместе с Крезом возведены на костер «дважды семь» юношей (семь – священное число). На древних вазах сохранилось изображение Креза, сидящего на костре и приносящего жертвы.

[69]69Вмешательство божественных сил в ход исторических событий – довольно частый мотив у Геродота.

[70]70Судьба (Рок) и кара богов за преступления привлекаются для объяснения широкого круга явлений: падение и гибель городов и царств, смерть политических деятелей, государственные перевороты, битвы, войны и пр.

[71]71Богини Судьбы – Мойры, дочери Зевса и Фемиды. Их было три – Атропа, Клото и Лахесис.

[72]72Т. е. в храме Афины Пронии, находящемся перед храмом Аполлона.

[73]73«Чесальный гребень» – орудие пытки. В рассказе о расправе Креза со своим братом отражается эпизод борьбы между сторонниками и противниками греческой ориентации (см.: А. И. Доватур. Стиль, с.. 83).

[74]74Описанный Геродотом курган существует еще и теперь.

[75]75Речь идет о так называемой священной проституции, связанной с культом вавилонской богини Иштар.

[76]76Здесь Геродот передает древнейшее известие о переселении этрусков в Италию. Даже в эпоху Римской республики, когда язык этрусков еще существовал, малоазийское происхождение их считалось общепризнанным.

[77]77Ассирийская держава пала в 612 г. до н.э. Таким образом, возникновение ассирийского царства, по Геродоту, следует отнести ко времени незадолго до царствования Тиглатпеласара I (1116–1090 гг. до н.э.). Геродот пользуется здесь аккадскими источниками.

[78]78К числу покоренных Ассирией народностей принадлежали вавилоняне, сирийцы, киликийцы, народности Урарту и Египет (до 669 г. до н.э.).

[79]79Новелла о Деиоке решает вопрос о возникновении монархической власти: умный человек создает себе славу справедливейшего; затем, отойдя от дел, дает почувствовать народу контраст между его справедливой властью и воцарившейся анархией и, наконец, при содействии своих агентов получает власть, к которой он давно уже стремился (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 138). В 715 г. до н.э. Саргон II покорил мидийского царя Даиуку.

[80]80Речи обычно сочинены самим историком, но в новеллах не принадлежат ему (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 190, примеч. 2).

[81]81Сандараковый цвет – оранжево‑красный (сандарак – сернистый мышьяк).

[82]82Мидяне, по‑видимому, в Х–IX вв. до н.э. переселились из Бактрии и Согдианы, заняли северо‑западную часть Ирана и покорили местное, неиндоевропейское население.

[83]83Быть может, скифов изгнали из южнорусских степей киммерийцы, которые перешли Боспор и вторглись в Малую Азию. Скифы же через Дербентский проход по пути между Кавказом и Каспийским морем проникли в Мидию.

[84]84Это был знаменитый храм филистимлян, посвященный Астарте (Иштар).

[85]85Энареи (иранск. «анарья» – немужественный) – кастраты, гермафродиты – жрецы богини Иштар. Скифы во время вторжения в Сирию познакомились с культом богини Иштар.

[86]86Ассирийские «логосы» Геродота до нас не дошли. Возможно, что Геродот их не успел написать.

[87]87Завоевание ассирийского царства царем Мидии Киаксаром подтверждается табличками летописи царя Набупаласара (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 67). О царствовании Киаксара сведения Геродота противоречивы: по одному варианту (173), гибель скифов произошла перед войной Киаксара с Лидией, а по другому (1106) – она непосредственно предшествовала завоеванию Нина (Ниневии).

[88]88Новелла о рождении и воспитании Кира взята Геродотом из легенд царского рода Ахеменидов. В действительности Кир был вассалом Астиага, восстал и низверг этого царя. Мотивы легенды о Кире напоминают легенду о Ромуле и Реме и др.

[89]89«Оком» и «ушами» царя назывались чиновники при дворе персидского царя, выполнявшие полицейские функции.

[90]90Гомеровское слово. Гомеризмы Геродота – одна из особенностей устных ионийских рассказов, перешедших вместе с этими рассказами в «Историю» Геродота (см.: А. И. Доватур. Стиль, с. 180, примеч. 5).

[91]91Собака у иранцев была посвящена верховному богу Ахурамазде и считалась священным животным.

[92]92Некоторые из упомянутых народностей, например даи, только впоследствии были покорены Киром. По Беросу, Кир пал (530 г. до н.э.) в битве с даями, кочевавшими на р. Оксусе (совр. Амударья).

[93]93Это сообщение подтверждается летописью вавилонского царя Набонида: Астиаг был выдан Киру его собственными восставшими воинами.

[94]94Данные Геродота о времени господства мидян восходят к аккадским источникам. Основание мидийского царства относится к 671 г., а его падение – к 553 г. до н.э.

[95]95Геродот отождествляет греческого Зевса с персидским Ахурамаздой (мудрый владыка).

[96]96Эти слова напоминают одно место из гат (песней Авесты), по которому Мазда «несет мощные небеса подобно одеяниям» (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 117).

[97]97Перечисленные здесь божества: солнце (Митра), луна (Магх), земля (Зам), огонь (Атар), вода (Ап), ветер (Вата) принадлежат древней арийской религии. Поклонение этим божествам сохранила и религия Заратуштры.

[98]98Геродот смешивает здесь бога солнца Митру с богиней воды Анаитой. В пограничной вавилонско‑иранской области рано произошло смешение Анаиты с богиней Иштар, что, по‑видимому, указывает на то, что осведомитель Геродота происходил оттуда.

[99]99В культе Ахурамазды священный огонь считался вечным, и поэтому персы «не возжигают огня» (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 120).

[100]100Головной убор персов в виде усеченного конуса.

[101]101При жертвоприношении маг пел гату (песнь из Авесты), содержание которой Геродот совершенно произвольно сопоставляет с эллинской теогонией (поэмой о происхождении богов).

[102]102Слухи о таких обильных угощениях персов были распространены в Греции еще в V в. до н. э. (см.: Аристофан. Ахарняне, с. 86).

[103]103Здесь речь идет о ритуальных, а не о бытовых оргиях. Опьяняющий напиток «хаома», который употребляли персы, должен делать «знающими» участников оргии (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 26). В Авесте опьянение «зла‑тоцветной хаомой» дарует «всестороннее знание».

[104]104Подобное же известие о воспитании юношей содержится в надгробной надписи Дария I (В. В. Струве. Этюды, с. 84).

[105]105В Накширустемской надписи Дария царь требует тщательно обсудить, кто подлинный враг, а кто нет (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 82).

[106]106Белые голуби были посвящены Иштар. Персы считали их носителями проказы.

[107]107Очевидно, персидские имена были известны Геродоту лишь в греческой транскрипции.

[108]108гребение в земле считалось у персов одним из способов почитания богини земли (ср.: В. В. Струве. Этюды, с. 144).

[109]109Обмазывание тела покойника воском – вавилонский обычай, принятый персами. Тела персидских царей после бальзамирования помещались в саркофаги. Выставление трупов на растерзание диким зверям в это время было в обычае только у североиранских племен и у магов.

[110]110Обычай магов оставлять трупы на растерзание зверям восходит к способу погребения каспиев (см.: Страбон XI, 9,3,8).

[111]111Геродот говорит здесь о местных говорах отдельных местностей и городов. Они отличались от того ионийского диалекта, на котором писал Геродот.

[112]11212 ионийских городов возникли из 12 областных союзов ионян. У них было общее святилище в Панионии.

[113]1136 дорийских городов возникли из 6 дорийских областных союзов. Их общее святилище находилось на мысе Триопии у Книда.

[114]114По Геродоту, дорийское переселение вынудило ахейцев отступить на север. Ахейцы вытеснили тогда ионян, живших у Патрасского залива, и заставили их переправиться в Малую Азию.

[115]115Минийцы первоначально жили в Фессалии в области Иолка. Под давлением пеласгов (эолийцев) часть их двинулась на юг и основала Орхомен в Беотии. Другая часть заняла о. Лемнос, откуда их впоследствии изгнали пеласги. Тогда минийцы перешли в южную часть Пелопоннеса, но под натиском дорийцев вынуждены были отступить в горную область Тайгета.

[116]116Фразу «так обстоит дело... оканчиваются на эту букву» некоторые ученые считают позднейшей вставкой.

[117]117Эти 12 эолийских городов первоначально были племенными округами. Имена некоторых городов (например, Лариса) встречаются в Фесалии и в Малой Азии. Эолийцы переселились из Фессалии раньше ионян под натиском дорийцев.

[118]118«Сто островков» – многочисленная группа островков между Лесбосом и материком.

[119]119В подлиннике xomizein. Вместе со Штейном и Мищенко я перевожу «поручил хранить», а не «перевозить», как предлагает Пауэлл (J. E. Powell. A lexicon to Herodotus, s. v. xomizein).

[120]120После завоевания лидийского царства Кир намеревался покорить Вавилон, бактрийцев, саков и египтян. Вавилон был взят в 539 г. Дата завоевания Бактрии неизвестна. Сатрапом Бактрии был поставлен Гистасп, отец царя Дария I. В 529 г. до н.э. Кир погиб в битве с саками‑массагетами (скифами).

[121]121Восстание Пактия охватило только Сарды и греческие приморские города. Остальная Лидия оставалась спокойной. Пактий опирался на греческих наемников (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 88).

[122]122Запрещение ливийцам носить оружие нельзя понимать буквально. Лидийская конница с тех пор исчезла, потому что был уничтожен общественный слой, который составлял ядро вооруженной силы независимой Лидии (ср.: А. И. Доватур. Стиль, с. 90).

[123]123Геродот разоблачает обман жрецов. Бранхиды и жрецы Аполлона поддерживали персов.

[124]124Все люди, прибегавшие к храму, алтарю или статуе божества, считались неприкосновенными под защитой божества, и выдача их была святотатством. Пактий явился в Киму «умоляющим о защите».

[125]125Круглые корабли – торговые суда, имевшие малую скорость, 50‑весельные военные корабли и триеры (с тремя рядами весел) развивали большую скорость. Техника плавания на парусах была несовершенна, и рулевое управление плохое, компас был неизвестен. Навигация продолжалась 50 дней после летнего солнцестояния. Торговые корабли не были так связаны с берегом, как триеры. За день корабль мог пройти 500–700 стадий.

[126]126Кадмейская победа (поговорка) – гибельная для обеих сторон, как в битве Этеокла с Полиником.

[127]127Далее в тексте лакуна.

[128]128Нуждаясь в греках (как в мореходах), Кир не ухудшил условий, в которых они находились под властью Креза (ср.: С. Я. Лурье. История, с. 184).

[129]129По критскому преданию, первоначальные жители Крита (по Геродоту, карийцы‑лелеги) поставляли экипажи для кораблей критского царя Миноса. Теснимые ионянами и дорийцами, критяне частично выселились в Малую Азию. Носители дворцовой культуры Кносса и Феста частично остались на Крите, подчинившись ахейцам. Легендарный Минос, по Геродоту, был царем ахейцев на Крите и предпринял походы в Египет и Сирию. Критяне переселились в Малую Азию после вторжения на остров ионян и дорийцев.

[130]130На микенских вазах (ок. 100 г. до н.э.) изображаются ахейские воины ионян и дорийцев.

[131]131Быть может, рассказ Геродота основан на ликийском предании, связанном с историческим фактом завоевания Крита ахейцами и последующего захвата его ионянами и дорийцами.

[132]132Геродот сильно преувеличил размеры Вавилона. По данным раскопок, окружность города не превышает 18 км.

[133]133Царский дворец теперь раскопан. Храм Зевса Бела, вероятно, святилище бога Мардука.

[134]134Эта история до нас не дошла.

[135]135Царице Нитокрис Геродот приписывает сооружения царя Набукаднецара II (605–562 гг. до н.э.).

[136]136Лабинет (вав. Набу‑на'ид), по происхождению арамей из Харрана, не мог быть сыном царицы Нитокрис.

[137]137Город Сусы был конечным пунктом царского пути от Эфеса на восток.

[138]138Описание осады Вавилона относится ко второму завоеванию города Дарием I (18 декабря 522 г. до н.э.). Уровень воды в р. Евфрате в это время самый низкий, и поэтому персам не надо было прибегать к искусственным сооружениями, описанным Геродотом. Город был взят в день храмового праздника. Первое взятие города Киром произошло в 539 г. до н.э. после победоносной битвы. Аккадцы восстали против царя Набу‑на'ида, так что персидский полководец Гобрий занял затем город без сопротивления.

[139]139Сесам– кунжут (Sesamum indicum L.).

[140]140Еще и теперь в Иране употребляются подобные круглые суда под названием куфа.

[141]141О подобных обычаях в Вавилоне из других источников ничего не известно.

[142]142Напротив, медицинская наука была высоко развита в Вавилоне и там было много врачей.

[143]143Подобные обычаи еще долго существовали на Востоке.

[144]144Вавилоняне пропитывали тело покойника особого рода смолой (бальзам), которую Геродот называет медом. Обычно покойников погребали под полом домов.

[145]145Подобные обычаи очищения существовали у древних иудеев. Отсюда некоторые делают заключение, что под арабами Геродот имеет в виду иудеев. Но Геродот, по‑видимому, не знал иудеев. По крайней мере он нигде о них не упоминает.

[146]146Обычай священной храмовой проституции описан у Геродота неправильно. Священной проституцией на службе богини Иштар занимались только девушки – жрицы богини Иштар (принадлежавшие, правда, к знатнейшим семьям Вавилона), а вовсе не все девушки‑вавилонянки.

[147]147Массагеты‑саки делились на две большие группы: 1) северные саки – «большие саки» (т. е. большая орда) проникли в Маргиану с севера; 2) саки‑амиргийцы (перс. сака‑гаума‑варга – «хаому изготовляющие») жили в долине совр. р. Мургаба и в походе носили остроконечные шапки. В конце царствования Дария их стали называть «даха», «дая». О массагетах у Геродота есть два различных известия (аккадское и скифско‑эллинское). Согласно скифско‑эллинскому источнику Геродота, массагеты жили против исседонов на западном берегу Каспийского моря севернее совр. р. Куры.

[148]148Реку Аракс Геродот описывает по двум источникам: по аккадскому, р. Аракс (совр. Кызылсу) начинается в Матиенских горах (на северо‑востоке Мидии), затем главная река течет с Бингoл‑дага (в совр. Армении) и, наконец (совр. Кура), впадает на западе в совр. Каспийское море. По скифско‑эллинскому источнику, р. Аракс впадает с востока в Каспийское море (в настоящее время высохшее устье Амударьи – Узбой).

[149]149Здесь, по‑видимому, идет речь об изготовлении опьяняющего напитка «хаома». В надписях царя Дария I упоминаются амиргийские саки‑массагеты (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 30).

[150]150Имеются в виду саки‑массагеты (от иранск. «масья» – рыба), собственно, «рыболовы» или «рыбоеды».

[151]151Это утверждение Геродота показывает, что он уже принимает во внимание сведения, добытые финикиянами при объезде вокруг Африки при фараоне Неко.

[152]152Геродот описывает здесь изготовление краски из растения синильный красильник (Isatis tinctoria L).

[153]153Сооружение мостов было нужно Киру для обеспечения коммуникации с плодородными областями юга.

[154]154Совет Креза не имеет, конечно, исторического значения и выражает собственные взгляды Геродота.

[155]155Гистасп (перс. Висташпа) – почитатель и покровитель пророка Заратуштры; поддерживал народное движение против знати в Маргиане. Он был ненавидим знатью и потому должен был уступить престол сыну Дарию (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 38).

[156]156В рассказе о сне Кира отразилась легенда, объясняющая поражение Кира не мощью противника, а волей Ахурамазды (см.: В. В. Струве. Этюды, с. 65).

[157]157Кир пал в 530 г. до н.э. Рассказ о гибели Кира напоминает рассказ Плутарха о гибели Красса в битве с парфянами. По сообщению Бероса (эпоха первых Селевкидов), Кир нашел смерть после 9‑летнего царствования «в долине Даас», т. е. «в стране даха‑даев» (ср.: Б. А. Тураев. История Древнего Востока. II. Л., 1954, с. 118).

[158]158Во II книге Геродот без грубых ошибок излагает связную историю Египта, начиная с середины VII в. (с начала царствования Псамметиха I). Для Саисской эпохи (VII – VI вв. до н.э.) рассказы Геродота имеют неоценимое значение (см.: С. Я. Лурье. Геродот, с. 122).

[159]159Это действительно фригийское слово, встречающееся во фригийских надписях.

[160]160Т.е. Пта (бог – покровитель кузнецов), который отождествлялся с Гефестом.

[161]161Египетский гражданский год начинался 19 июля с восходом Сириуса (егип. Содпет, Сотис), когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делился на три времени года (разлив, посев, жатва).

[162]162Греческий год делился на 12 лунных месяцев (6 месяцев по 30 дней и 6 – по 29 дней). Через каждые три, пять и восемь лет восьмилетнего цикла прибавлялся «вставной» месяц (Посейдеон второй).

[163]163Плинфинский залив и озеро Сербонида являются восточной и западной границами Египта.

[164]164Ширина Нильской долины от Каира до Сиены (Асуан) меняется от 20 до 1 км.

[165]165Это – страна Пунт, т. е. сомалийское побережье.

[166]166Гомеровское выражение (ср.: Одиссея 14,136).

[167]167См. выше, II.6.

[168]168Как показывает упоминание Геродотом египетской меры схен («хеннуб»), автор пользовался здесь египетскими источниками. Тем не менее цифры для расстояний неверны.

[169]169Т.е. долина р. Скамандра.

[170]170Местное египетское название Египта Кемет (черный).

[171]171Речь идет о Голубом Ниле, который приносит ил с Абиссинских гор.

[172]172Геродот пользуется записями жрецов, которые относятся к разливу Нила при царе Аменофисе IV (137–1358 гг. до н.э.). Этот царь смешан здесь с Меридом (Аменемхет III, ок. 1840–1792 гг. до н.э.).

[173]173В области нильской Дельты землю не вспахивали плугом.

[174]174Подобные заведения были также у Каноба (в устье западного рукава Нила).

[175]175Греческое название Египта восходит к египетскому Хикупта (Ка – дом Пта). Хикупта – имя главного святилища в Мемфисе. По этому храму был назван город Мемфис, а впоследствии и вся долина Нила.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...