Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга IX. КАЛЛИОПА 6 страница



[176]176Здесь имеется в виду первый катаракт у Сиены.

[177]177Эту гипотезу высказал Фалес Милетский (ок. 600 г. до н.э.).

[178]178Это толкование принадлежит Евфимену из Массалии (конец VI в. до н.э.). Евфимен, плавая вдоль западного побережья Африки, достиг совр. Сенегала и думал, что истоки Нила находятся в Океане.

[179]179Геродот опровергает мнение философа Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н.э.).

[180]180Здесь Геродот, по‑видимому, имеет в виду Гекатея Милетского.

[181]181Писец храма богини Нейт (Афины), один из высших должностных лиц при храме, вероятно, главный осведомитель Геродота о Египте и его истории.

[182]182Этот миф известен из египетских текстов пирамид.

[183]183Здесь Геродот дает описание первого катаракта Нила ниже Сиены.

[184]184Запруженный и разлившийся в этом месте Нил Геродот принимает за озеро.

[185]185Прежняя столица эфиопов была Напата на р. Джебель Баркал, но после похода Камбиса перенесена дальше на юг в Мерое. Эфиопское царство со столицей в Мерое существовало до 355 г. н.э.

[186]186Зевс у эфиопов – Амон‑Ра.

[187]187Дионис – Осирис.

[188]188Лемех (егип. «схм» – по левую руку) означает, вероятно, восточные племена, которые впоследствии переселились на юг.

[189]189Т.е. Средиземное море.

[190]190Насамоны пересекли Сахару в юго‑западном направлении от берегов Большого Сирта, вероятно, до Тимбукту на Нигере. «Маленькие люди», быть может, одно из племен пигмеев.

[191]191Это, конечно, неверно.

[192]192Это сообщение неправильно: в Египте было много женщин‑жриц.

[193]193Здесь Геродот неточен. В его время у египтян было распространено древнейшее иероглифическое письмо (для надписей), иероглифическое упрощенное письмо, иератический курсив (для деловых бумаг и писем) и, наконец, демотическое письмо (для широкого употребления). Демотическим письмом писали главным образом справа налево.

[194]194Во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными. Все египетские правители несли огромные расходы на содержание храмов и жрецов. Даже персидские завоеватели при Дарии I должны были признать древние привилегии храмового жречества и оказывать жрецам денежную помощь.

[195]195Быков в Египте с древнейших времен приносили в жертву богу Солнца.

[196]196Имеется в виду праздник Исиды, справлявшийся в Бусирисе.

[197]197Культ Исиды был распространен среди ливийцев в области Дельты.

[198]198Афродитой Геродот называет богиню Гатор, имя которой сохранилось в названии города Атарбехис.

[199]199Баран считался у египтян воплощением Хнума.

[200]200Имеется в виду праздник солнечного бога Амона и принесение в жертву священного барана.

[201]201Алкей – отец Амфитриона и Электрион – отец Алкмены, по мифу, происходили из Египта.

[202]202Датировка по предпоследнему египетскому царю Амасису II указывает на то, что Геродот цитирует здесь Гекатея, который посетил Египет при этом царе.

[203]203Египтяне знали только цикл девяти богов (эннеада).

[204]204Описание Геродота подтверждается надписью на стеле, найденной в Тире.

[205]205Фасос, по‑видимому, имя финикийского божества, храм которого Геродот посетил в Тире.

[206]206Богом города Мендеса был Хнум. Баран у египтян был символом производительной силы. Геродот отождествляет бога Мендеса с греческим Паном потому, что тот изображался с козлиными рогами.

[207]207Мендес, быть может, егип. Бен‑иб‑дд (баран).

[208]208Геродот имеет в виду, вероятно, праздник Памилий.

[209]209Мелампод исцелил от дионисического безумия дочерей тиринфского царя Прета и потребовал в награду за это себе и брату в жены его дочерей и часть царства.

[210]210Некоторые формы культа Диониса греки, вероятно, заимствовали у фракийцев.

[211]211См. выше, II 43.

[212]212Геродот передает мнение жителей нильской Дельты.

[213]213В Додоне почитали не определенных богов, а священный дуб. В этом историческое ядро рассказа Геродота.

[214]214Геродот, следовательно, относит возникновение гомеровских поэм приблизительно к 850 г. до н.э.

[215]215Имеются в виду Орфей, Мусей, Лин и Олимп.

[216]216Здесь игра слов: голуби, по‑гречески peleidew, а на эпирском диалекте u]leiow – старый, почтенный.

[217]217Прорицалище в Фивах было, по‑видимому, основано греческими наемниками.

[218]218Геродот имеет в виду Панафинейские празднества с торжественной процессией, введенной при Писистрате.

[219]219Отождествление египетских богов с греческими восходит к греческим колонистам в области Дельты. Сведениями, полученными от них, пользовался уже Гекатей, посетивший Египет при царе Амасисе.

[220]220См. выше, II 40.

[221]221Они оплакивали Осириса.

[222]222Так Геродот описывает здесь праздник Осириса в Саисе.

[223]223Речь идет о ритуальной борьбе в воспоминание эпизода из мифа об Осирисе.

[224]224Арес – здесь египетский бог Гор.

[225]225Этот обычай соблюдался не во всем Египте, а лишь в некоторых областях.

[226]226Пиявки сидят на деснах зубов крокодила.

[227]227В городе Арсиное (егип. Шелет, совр. Мединет‑эль‑Файюм), который греки называли Крокодилополем, крокодилы были посвящены богу Сухос.

[228]228Так Геродот передает егип. «схм» (крокодил).

[229]229Гиппопотам считался священным животным Осириса.

[230]230Здесь имеются в виду не выдры, а особый род ихневмонов («фараонова мышь» – Herpetes ichneumon).

[231]231Лепидот – чешуйчатая рыба, вымерший вид рыб.

[232]232По Лидделу‑Скотту, s. v. Chenalopex acgyptiaca; no В.X. Дворецкому, Anas tadorna – утка‑пеганка, живущая в норах.

[233]233Феникс (егип. «бану») – воплощение бога Амон‑Ра. В христианскую эпоху феникс стал символом смерти и воскресения Христа.

[234]234Рогатая гадюка (Vipera cerastes) – весьма опасная ядовитая змея. «Пагубные» – гомеризм (см.: Одиссея XVIII, 85).

[235]235Т.е. Амон‑Ра. Мумии этих священных змей найдены в Египте.

[236]236По‑видимому, род саранчи.

[237]237Какие кости видел Геродот, неясно (у саранчи нет костей).

[238]238Белый ибис (птица из семейства бекасовых) был посвящен богу мудрости Тоту, который поэтому часто изображался с головой ибиса.

[239]239Черный ибис – это чапрак, вальдрап.

[240]240В подлиннике стоит глагол syrmaqzoysi от егип. «срмит» – средство от глистов.

[241]241Егип. «клшт», греч. xlysthr.

[242]242Геродот, следовательно, не посетил виноградную область Египта в западной части Дельты на оз. Мариут.

[243]243Имеется в виду саркофаг, на котором изображался покойник.

[244]244Скорбная песнь о безвременной кончине Лина, которую пели на празднике в честь Лина в Греции, а в Финикии – на празднике Адониса, оплакивая его смерть.

[245]245Здесь, по‑видимому, идет речь об Осирисе, смерть которого под именем Манероса, оплакивали на празднике.

[246]246Орфизм – религиозное движение в Греции, возникшее в VIII в. до н.э. Некоторые воззрения последователей орфизма (орфиков), например вера в переселение душ, напоминают египетские представления. Пифагорейцы – сторонники религиозно‑философской секты Пифагора, как и орфики, были участниками вакхических мистерий (таинств), связанных с культом Диониса.

[247]247Астрология в позднем Египте была очень распространена.

[248]248В Египте было много врачей по разным специальностям. Сохранились гинекологические и хирургические папирусы и сборники рецептов.

[249]249Имеются в виду деревянные доски с изображением процесса бальзамирования.

[250]250Вероятно, Осириса.

[251]251Внутренности покойника погребали в особых сосудах, но не в гробах.

[252]252Смирна (мирра) – ароматическая камедь (смола) аравийского мирта.

[253]253Касия (Сinпатотит iners) – ароматическое и целебное растение (дикая корица).

[254]254Камедь (егип. «коми») – смола растения Acacia arabica L

[255]255Кедровое масло при бальзамировании предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи.

[256]256Редьковое масло заменяет кедровое масло.

[257]257Нильский лотос (Nymphaea lotos) – род лилии (Nymphaeaceae).

[258]258Этот вид лилий теперь в Египте не встречается.

[259]259Именно, жители области Дельты.

[260]260Силликиприй (егип. «кики») – разновидность клещевины.

[261]261Не из‑за комаров, а из‑за скорпионов и змей еще и теперь египтяне спят на крышах.

[262]262Acacia Nilotica.

[263]263Егип. «бар‑ит» (корабль).

[264]264Или: «из Фтиотиды», откуда ахейцы переселились в Пелопоннес.

[265]265Сведения Геродота о египетских фараонах до эпохи эфиопских царей (715–663 гг. до н.э.) восходят к двум различным преданиям. Из первого предания взяты рассказы о Нитокрис (VI династия), о царях XII династии Сесострисе III и Мерисе (Аменемхет III). Второе предание является источником народных сказок о Рампсините (Рамсес III) и царях IV династии Хеопсе, Хефрене и Микерине. Геродотова хронология египетских царей не соответствует царской хронологии во фрагментах царских списков Манефона.

[266]266Храм бога Пта в Мемфисе.

[267]267Красное море – здесь Индийский океан, которого достиг египетский царь в походе в страну благовоний Пунт (сомалийское побережье).

[268]268Надписи принадлежат не Сесострису III, а Рамсесу II.

[269]269Геродот путает царя Сесостриса с царем Псамметихом I, который воевал со скифами и фракийцами в Палестине, но никогда не вторгался в Скифию.

[270]270На р. Фермодонте греки, по преданию, разбили амазонок и затем привезли их в скифские степи (совр. Дон).

[271]271Имеется в виду наскальный рельеф в Сипиле и Кара‑Бель в области Смирны (сов. Измир) с изображением бога в виде воина. Он принадлежит, однако, не египтянам, а хеттам.

[272]272Хеттский рельеф в Сипиле изображал царя с супругой и сыновьями, попирающими распростертого на земле врага. Осведомитель Геродота сочинил, быть может, на этом основании рассказ, переданный Геродотом.

[273]273Это неверно: лошади и боевые колесницы впервые ввели вожди семитских племен гиксосы, которые властвовали над частью Египта в 1670–1570 гг. до н.э.

[274]274Каналы служили в Египте для орошения полей, а не для снабжения питьевой водой.

[275]275Во времена Геродота в Египте существовал земельный кадастр. Налоги собирались с каждого участка соответственно его урожайности натурой, так как денег не было в обращении. После завоевания Египта персидские сатрапы (особенно Арианд) стали чеканить огромное количество серебряной монеты и, пользуясь высоким курсом серебра, скупали все продукты, добываемые в стране.

[276]276Гномон (солнечные часы) – вертикальный штифт, отбрасывающий тень на вогнутую поверхность (polow – модель небесного свода). Гномон и полос, по преданию, были вывезены в Грецию из Вавилона Анаксимандром Милетским (около 547 г. до н.э.). Двенадцать делений дня – часы дневные.

[277]277Имеются в виду две 13‑метровые статуи, лежащие у Мит‑Рахине. Одна из них в 1954 г. перевезена в Каир.

[278]278Финикияне имели в Мемфисе свое поселение с храмом богини Иштар.

[279]279Храмовые рабы носили особые знаки и считались неприкосновенными.

[280]280Илиада VI. 289 (перев. Н.И. Гнедича).

[281]281Одиссея IV. 228 (перев. В.А. Жуковского).

[282]282Одиссея IV, 351 (перев. В.А. Жуковского).

[283]283В «Киприях» рассказывалось о предыстории Троянской войны (эти поэмы до нас не дошли).

[284]284Здесь Геродот объясняет исторические события карой, ниспосланной богами, или в пределах человеческих отношений цепью обид Tdiwrai и возмездии trseir. В конечном счете руководят событиями боги, которые пользуются людьми как орудиями, но могут обойтись и без них (ср.: А.И. Доватур. Стиль, с. 111).

[285]285Имеются в виду сооружения Рамсеса II в храме Пта в Мемфисе. Там находились две колоссальные статуи царя, которые во времена Геродота еще стояли.

[286]286В Египте обычно трупы казненных выставляли на столбах на стене.

[287]287Очевидно, сторожа были чужеземцы‑наемники; египтяне брили себе головы и бороды.

[288]288Египетская сказка о нисхождении в царство мертвых.

[289]289Деметра (в Дельте – Исида) – здесь, вероятно, Гатор, почитавшаяся в Фивах как владычица мертвых. Царство мертвых по‑египетски называлось «аментет» (западная страна), так как египтяне погребали покойников к западу от Нила.

[290]290По верованию египтян, умерший царь соединялся с Осирисом, смерти и воскресению которого был посвящен особый праздник в Египте.

[291]291Очевидно, бог мертвых Анубис (егип. Ануп), изображавшийся с песьей головой, который провожал покойника в царство мертвых.

[292]292Исида и Осирис.

[293]293Геродот путает хронологию Египта: Рампсинит (Рамсес II) – царь XIX династии (1345–1200 гг. до н.э.), а Хеопс – IV династии (2600–2480 гг. до н.э.).

[294]294По‑видимому, этот царь сократил доходы жрецов, и поэтому жреческое предание считало его тираном‑нечестивцем.

[295]295Геродот, вероятно, неправильно понял своего осведомителя. Имеется, видимо, в виду канал, по которому доставлялись стройматериалы к месту сооружения пирамиды. Три месяца работ, указанные Геродотом, – время разлива Нила, когда сельскохозяйственные рабочие привлекались на строительство государственных сооружений (каналов и пирамид).

[296]296Это, конечно, очень заниженная цифра расходов, которая даже отдаленно не соответствует стоимости этого грандиозного сооружения.

[297]297опс (Хуфу) царствовал только 24 года. Ему наследовал брат Дедефра, после которого вступил на престол сын Хеопса Хефрен.

[298]298Имеется в виду статуя богини неба Гатор, которую изображали в виде коровы. Геродот путает ее со статуей Исиды (в саисском храме).

[299]299Не обнаженные, а в тесно прилегающих одеждах.

[300]300На празднике Осириса.

[301]301Позднейшая легенда анахронистически связывает Микерина с оракулом в Буто.

[302]302Размеры, приводимые Геродотом, не соответствуют действительности. Эфиопский камень – гранит.

[303]303Эсоп был обвинен в краже из храма в Дельфах и низвергнут со скалы. За его убиение дельфийцы должны были заплатить денежную пеню.

[304]304В такой форме отливались тогда металлические бруски (до введения чеканной монеты, заимствованной из Лидии, ими пользовались как деньгами).

[305]305Храма Аполлона.

[306]306Асихис (егип. Шепсес‑каф, ок. 2480 г. до н.э.) оставил гробницу в виде кирпичной мастабы (четырехугольной формы гробница).

[307]307Геродот делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н.э.) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н.э.).

[308]308Эфиопские цари официально правили в Египте с 715 по 655 г. до н.э. После мирного соглашения они передали должность верховной жрицы Амуна в Фивах, последнюю опору их власти в Верхнем Египте, дочери Псамметиха, властителя области Дельты, и удалились из Египта.

[309]309Геродот рассказывает здесь сказку, отражающую исторические события: войны эфиопских царей Египта с ассирийцами (671–653 гг. до н.э.).

[310]310Имеются в виду ливийские наемники.

[311]311Это были свободные от налогов земельные участки, которые египетские (эфиопские) цари отдали ливийским наемникам в награду за службу.

[312]312Именно, в храм бога Пта.

[313]313Мышь была у семитов символом чумы.

[314]314Геродот неправильно относит здесь к этому царю статую бога Гора с его священным животным – мышью.

[315]315Гекатей Милетский посетил Египет в царствование Амасиса II (569–526 гг. до н.э.).

[316]316Егип. «пи‑роми» – человек, т. е. доблестный человек. Египтяне считали только себя пи‑роми, другие народы, по их мнению, не заслуживали этого названия.

[317]317У египтян существовал цикл не из 8, а из 9 богов.

[318]318См. выше, II.43.

[319]319См. выше, II.43 – 49

[320]320Имеются в виду местные царьки области Дельты. Число 12 – неверно.

[321]321Геродот принимает маленькие пристройки времен саисских царей (663–525 гг. до н.э.) за главное здание – заупокойный храм царя Аменемхета III (1840–792 гг. до н.э.).

[322]322Храмы Артемиды в Эфесе и Геры на Самосе.

[323]323Кирпичная пирамида в Хаваре с заупокойным храмом, который Геродот называет лабиринтом.

[324]324Крытый проход, ведущий из храма в пирамиду.

[325]325Статуя Аменемхета III.

[326]326Т.е. он устранил областных царьков.

[327]327Это драма Эсхила не сохранилась.

[328]328Эта цифра неверна.

[329]329Псамметих II.

[330]330Области в западной части Дельты.

[331]331Области в восточной части Дельты.

[332]332Гробница Осириса в храме богини Нейт.

[333]333Священное озеро, на берегу которого стояла священная пальма.

[334]334Сюжетом мистериальных представлений в честь Осириса было убийство Осириса Сетом и воскресение бога.

[335]335Навкратис был основан, вероятно, при Неко или Псамметихе. При Амасисе город достиг уже расцвета.

[336]336Египет был главным экспортером квасцов, которыми пропитывались деревянные доски при постройке храмов.

[337]337Египетские врачи славились в то время. Как показывают папирусы, медицина в Египте достигла высокого уровня.

[338]338Женитьба на законной наследнице египетского престола укрепляла притязания Камбиса на египетский трон.

[339]339Бегство Фанеса произошло не в 525, а в 547 г. до н. в.

[340]340Здесь под «сирийцами» Геродот имеет в виду филистимлян, города которых Аскалон, Ашдод, Гат и Экрон персидская армия прошла на пути в Египет.

[341]341Персы приказали все глиняные сосуды от финикийского вина в Египте наполнять водой и отправлять по дороге назад в Финикию, чтобы обеспечить снабжение водой в пустыне между Египтом и Палестиной.

[342]342Это был царь независимых арабов, набатеев.

[343]343Такая прическа арабов‑кочевников упоминается в Библии (Левит 20, 27).

[344]344Геродот смешивает здесь Красное море с Мертвым морем.

[345]345Именно, у города Таниса.

[346]346В храме богини Нейт в Саисе.

[347]347В таком виде изображены побежденные на рельефе Бехистунской надписи.

[348]348Экипаж корабля состоял таким образом из 200 человек.

[349]349Персы не могли проникнуть в болотистую западную часть Дельты, где властвовали Инар и Амиртей, и потому должны были признать там власть их сыновей.

[350]350Об этих мнимых преступлениях Камбиса египетские источники ничего не сообщают. Святотатственные действия Камбиса – выдумка враждебных ему египетских жрецов. Гнев жреческой касты против Камбиса объясняется тем, что царь значительно урезал доходы главных египетских храмов.

[351]351Жители оазиса Сива.

[352]352Имеется в виду нубийское царство (совр. Джебель‑Баркал). Южное море, по Геродоту, образует южные границы Ливии.

[353]353Речь идет о дарах, которые подносили на Востоке чужеземным владыкам – золото, ладан и мирра (смирна).

[354]354Домашние захоронения покойников встречаются уже в доисторическую эпоху в Египте.

[355]355Оазис Харга. Персидский гарнизон оазиса состоял из греческих наемников‑самосцев из филы Эсхриония.

[356]356Рассказ об убиении Аписа Камбисом неверен. Сохранилась на погребальном саркофаге Аписа 524 г. (которого Камбис только и мог убить) надпись, свидетельствующая о торжественном официальном (а не тайном) погребении Аписа. Надпись гласит: «Камбис, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвятил большой саркофаг своему отцу Осирису».

[357]357Геродот сообщает здесь официальную персидскую версию. Камбис убил Бардию, а затем отправился в поход на Египет. В это время, воспользовавшись недовольством вновь покоренных персами областей, маг Гаумата захватил власть 2 апреля 522 г. Маг опирался на знать Запада. Противниками Гауматы был Гистасп и знать Востока. Маг был убит 29 сентября 522 г. до н.э.

[358]358Брак на родной сестре, по религиозным воззрениям персов, считался почетным.

[359]359Т. е. на Атоссе. Вторая сестра – жена Камбиса – Роксана. Властная Атосса не могла примириться с оскорблением, нанесенным ей Камбисом. Атосса интриговала против Камбиса, вышла замуж затем за мага, а после его убийства договорилась с Дарием (представителем младшей ветви Ахеменидов) и стала его супругой.

[360]360Эта и следующая история о Камбисе, вероятно, исходит из кругов младшей ветви Ахеменидов. Цель их – показать неспособность к правлению старшей линии. Сюда же относится и выдуманная эпилепсия Камбиса.

[361]361Эпилепсия.

[362]362Здесь Камбису приписываются греческие религиозные представления. Бог – греческий Аполлон – меткий стрелок из лука.

[363]363Ср. выше, I 207.

[364]364Святилище Гефеста – храм Пта в Мемфисе.

[365]365Имя происходит от санскритского слова «кала» (черный) и указывает на принадлежность к древнему темнокожему населению Индии.

[366]366В конце VI в. до н.э. о. Самос при тиране Поликрате был наиболее сильным греческим государством в Ионии.

[367]367Корабли с тремя рядами весел (один над другим). Экипаж триеры состоял из 170 человек, 20 матросов для парусов, 16 офицеров и 12 воинов.

[368]368Рассказы о жестокостях Периандра сильно преувеличены. Они созданы в ту эпоху, когда власть тиранов воспринималась уже как препятствие для дальнейшего развития рабовладельческого государства (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 114)

[369]369Имеется в виду таран корабля в виде клыков вепря. Храм на Эгине был посвящен Афее (критская богиня), а не Афине. На двух фронтонных группах стоит посреди Афина, так что ошибка Геродота понятна.

[370]370Храм Геры. Его стены были раскопаны в 1910 – 1913 гг.

[371]371Одиссея II, 330.

[372]372То же самое сообщает и Бехистунская надпись Дария. Маг Гаумата (Лжесмердис) был провозглашен царем в отсутствие Камбиса и пользовался поддержкой влиятельной касты магов и знати Запада.

[373]373Акбатан в Сирии нет. Камбис умер в 522 г. до н.э. после возвращения в Персию.

[374]374В результате войн Кира в Иране разгорелась классовая борьба. Господствовавшая на Западе знать стремилась покончить с укрепившимся положением «народа‑войска», а на Востоке военно‑племенная демократия старалась воспрепятствовать возвышению знати. К этому присоединилось недовольство всех народностей персидской державы непомерным ростом налогов и податей и бесконечными наборами в войско.

[375]375События разыгрывались не в Сусах, по рассказу Геродота, а в резиденции Бардии (Смердиса) в Мидии (в. северо‑восточной Персии). Здесь Бардия был убит 29 сентября 522 г. до н.э. в крепости Сикайавати.

[376]376Речь Отана перекликается с надгробной надписью Дария, где Дарий отражает упреки Отана в деспотических стремлениях (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 80).

[377]377В злобных выпадах Мегабиза против народа нашла отражение острая ненависть персидской знати к «народу‑войску» племен Ирана (ср.: В.В. Струве. Этюды, стр. 77)

[378]378Речь Дария соответствует его подлинным словам в Накширустемской надписи (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 76). В этих трех речах нашли отражение три политических направления в среде персидской знати эпохи Дария I и его преемников.

[379]379Семь персов принадлежали к семи знатнейшим персидским фамилиям (среди них – Гобрий и Аспафин).

[380]380Геродот пропускает описание длительных войн Дария после его воцарения. По Бехистунской надписи, сначала восстал Элам с древней столицей Сусы, затем Вавилон под предводительством Нидинту‑Бела, сына последнего царя, и Мидия (т. е. почти все провинции). В конце 521 г. Дарий усмирил почти всех восставших, кроме Египта и Малой Азии. Египет был покорен в 519/518 г. до н.э.

[381]381Страна арабов – набатейское царство. Арабы Сирийской пустыни были уже раньше покорены персами.

[382]382Рельеф на скале, как в Бехистуне.

[383]383Перечень персидских сатрапий восходит к ионийскому описанию персидских провинций. Сатрапии были, по‑видимому, сначала введены в тех областях, где они были связаны с уже существовавшими государственными организациями, а затем в пограничных областях (по соображениям стратегического характера). Народы северо‑востока Балканского полуострова в списке не упомянуты.

[384]384Монетная реформа Дария базировалась на введении золотой валюты. Дарий чеканил золотые дарейки (8.4 г) = 1/3000 евбейского таланта. Отношение золота к серебру равнялось 13.5: 1.

[385]385Малоазийская прибрежная сатрапия с греческими городами.

[386]386Прежние северные провинции Лидии от Геллеспонта до устья р. Галиса.

[387]387Совр. Ливан, Сирия и Палестина.

[388]388Кроме Египта, оазис Харга и побережье от совр. Бенгази.

[389]389В Мемфисе еще со времен Амасиса были поселены ионийские и карийские наемники.

[390]390Область Пешвара и южная часть совр. Афганистана.

[391]391Древний Элам с Сусами.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...