Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 41 страница



Непредсказуемому риску подвергались в древности мореплаватели; если не считать войны, то ничто не приводило одновременно к смерти такого большого числа людей как кораблекрушение. И древние моряки также были суеверными и пытались уберечь себя при помощи различных магических действий. Однако на первый план здесь снова выходила последовательность обета и жертвоприношения34. Жертвы приносили, поднимаясь на корабль и сходя с корабля, embateria и apobateria; у благочестивого торговца и на борту имелся алтарь. Ни одно отплытие не обходилось без euche, самое малое - совершалось возлияние и произносилась молитва; таково уже у Гомера описание отплытия Телемаха35. Когда гордый победами афинский флот в 415 г. отправлялся к Сицилии, тогда сигнал трубы возвестил благочестивое молчание, и все вместе около 30 ООО человек, повторяя за глашатаями, произнесли обычные молитвы и обеты; на каждом корабле, а также и на земле, были поставлены кратеры с вином, те моряки, которые в этот момент не должны были держать весла, и должностные лица, стоявшие на берегу, совершили возлияние; вся толпа провожавших одновременно произносила слова молитв и обетов. Потом выпили вино, запели пеан, последний раз вылили остатки вина в море и с тем отплыли36. Нередко говорится о том, что в море выбрасывали венки37, которыми, по-видимому, перед тем были украшены кратеры. По случаю счастливого исхода - в котором участникам сицилийского похода судьба отказала - следовало исполнить обеты, что означало повторные жертвоприношения и посвятительные дары. Проверенными "спасителями" в опасности на море были Диоскуры38 и самофракийские боги; посвящение в мистерии на Самофракии, как считалось, вообще способно уберечь от превратностей в морском путешествии, как Одиссей благодаря покрывалу Лев-кофеи сделался непотопляемым: "говорят, он прежде был посвящен на Самофракии и поэтому носил это покрывало как повязку; ведь посвященные там обвязывают тело пурпурными повязками"39. О могуществе этих богов должно было свидетельствовать невероятное множество выставленных на всеобщее обозрение посвятительных даров.

Еще больше опасностей гибели заключала в себе война. Поэтому ее как никакое другое событие сопровождали обеты и жертвоприношения, так что она представала почти как одно большое жертвенное действо40. Предварительная жертва, которую полагалось принести перед началом похода, была адресована героизированным "девам" - Гиакинфидам в Афинах41, Левктридам в Беотии42, - чья смерть, о которой рассказывалось в мифе, отмечала поворот от любви к войне. На поле битвы, уже в виду врага, в знак начала кровопролития закалывали "sphagia"; спартанцы для этой цели выводили с собой в поле коз43. Одновременно жертвоприношения совершали прорицатели, чтобы предсказать исход битвы; даже в наемном войске "десяти тысяч" ни один набег не предпринимался без предварительной жертвы44. После сражения победитель сооружал "tropaion"45 там, где произошел "перелом" в ходе битвы: на дубовом столбе вывешивалось захваченное у противника оружие - панцирь, шлем, щит и копье; в своей основе это соответствовало обычаю охотников подвешивать на дереве шкуру, череп и рога убитого зверя. Такой "tropaion" был "изображением Зевса"46, которому подвластна победа. Жертвы напитка, spondai, отмечали окончание боевых действий47. Обеты перед и во время сражения влекли за собой дальнейшие жертвоприношения, посвятительные дары, основание новых храмов. Как правило, десятую часть добычи "забирали для бога"48, посвящая вооружение - шлемы, щиты, поножи - в домашние храмы или в общегреческие святилища, Олимпию или Дельфы. Эти боги вряд ли могли способствовать идее мира; ритуал в очередной раз диктовал разметку основных вех "начала", а также и окончания, не могло быть необъявленной или незаконченной войны.

Наиболее тяжелым испытанием для индивидуума является болезнь. Многие боги и герои могли в гневе насылать болезни; однако, с древних времен особая власть насылать и прекращать эпидемии приписывалась Аполлону, богу чумы и богу-целителю, и связывалась она прежде всего с его целительной песнью - пеаном49. Хорошо сохранившийся храм в Бассах доносит до нас известие о "помощи", оказанной Аполлоном во время эпидемии "чумы" около 430 г.50 Ответственным за помощь отдельным людям в их недомоганиях вызвался затем быть сын Аполлона Асклепий, потеснив в этом других богов-целителей и героев-целителей51. Надо сказать, что даже овеянный множеством легенд целительный сон в его святилище подчинен ритму жертвоприношения52. Сну предшествовало трехдневное очищение, когда полагалось воздерживаться от половых связей, козьего мяса, сыра и еще ряда вещей; в это время приносились "предварительные" жертвы: в венке из ветвей лавра больной приносил животную жертву Аполлону, в венке из ветвей оливы - пироги различным другим богам; затем следовало принести поросенка в жертву Асклепию на его алтаре, одновременно сопроводив это пожертвоваванием определенной суммы денег. Перед тем, как вечером наступал сон, нужно было отдать три пирога: Тихе и Мнемо-сине, "Удаче" и "Памяти", не входя в помещение, и Фемиде, "Справедливому порядку", уже в комнате. Венок больной до тех пор не снимал и оставлял его потом на своем ложе. Тот, кто выздоравливал, воздавал богу свою благодарность - соответствие благодарственной жертве победителя или спасенного от опасностей на море; в Пергаме во времена императоров плата была установлена в денежном выражении, тогда как в Эрифрах в IV в. совершалось самое настоящее жертвоприношение, когда, возложив на алтарь священную часть, обходили его кругом, одновременно исполняя пеан53. Между ритуалом, имевшим место в святилище Асклепия, и Элевсинскими мистериями существовала определенная связь, выражавшаяся не только в жертвоприношении поросенка; здесь также шла речь о том, что "Здоровье", Гигиейю, выпивали в виде напитка из пшеницы, меда и масла - параллель известному kykeon в Элевсине54.

Благоприятное воздействие,подобных процедур в свучае болезни трудно переоценить. Но и в других тяжелых ситуациях, во время голода, шторма на море, войны, пробуждение надежды играет для выживания не меньшую роль. Только отрицающий существование богов потребует для подтверждения успеха свидетельств статистики55; никакие эксперименты были недопустимы. Поэтому преодоление кризиса без обращения к религии считали невозможным и охотно воспринимали успешное разрешение как "благие дары богов", как подтверждение важности благочестия.

Примечания

3.1. Боги между безнравственностью и правом

1 См. VII 3. 1 прим. 23.

2 М. P. Nilsson, Die Griechengotter und die Gerechtigkeit (M. Нильссон, Греческие боги и справедливость), HThR 50, 1957,193-210 = Избр. соч. III 303-21.

? Солон, фр. 29 Уэст.

4 "Теогония" 27.

5 Ксенофан ВН.

6 Пиндар, Ол. 1, 52.

7 Еврипид, фр. 292, 7; ср. "Ион" 436-51.

8 Еврипид, "Геракл" 1307 сл.

9 См. VII 3.2 прим. 19.

10 Фактически многое все же сохранялось подспудно в народных обычаях, к примеру, животные жертвоприношения - HN 16; ср. J. С. Lawson, Modern Greek Folklore and Ancien Greek Religion (Дж. Лоусон, Современный греческий фольклор и древняя греческая религия), 1910.

11 Аэций 1,6,9; понтифик Муций Сцевола - Августин, "О Граде Божием" 4,27; Варрон, "О гражданском праве" 6, 5; возводится к Панэтию М. Поленцем - М. Pohlenz, Die Stoa 1 1948,198; ср. G. Lieberg в книге: Aufstieg und Niedergang der romischen Welt (Подъем и упадок римского мира) I 4, 1973, 63-115.

12 Аристотель, "Политика" 1314 b 38.

13 Сатировская драма "Сизиф", приписываемая Еврипиду или Критию - ФД 88 В 25. См. VII 2 прим. 22.

14 Аристотель, "Метафизика" 1074 b 1-8.

15 Исократ, "Бусирис" 25.

16 Гиппократ, "О священной болезни" 1, VI 360 Littre; текст по F. Grensemann.

17 "Одиссея", IX, 274-8.

18 "Одиссея", VI, 120 сл.; IX, 175 сл.; XIII, 201 сл.

19 Н. Lloyd-Jones, The Justice of Zeus (Г. Ллойд-Джонс, Справедливость Зевса), 1971.

20 Эсхил, "Агамемнон" 174.

21 См. III 2.8 прим. 26.

22 См. V 2.4 прим. 19; IV 4 прим. 53.

23 HN 98-119.

24 S. Kierkegaard, Furcht und Zittern, Ges. Werke (С. Кьеркегор, Страх и трепет, Собр. соч.), III, 1922.

25 См. V 4 прим. 8 и 55 к hosion и eulabein.

26 Только у Платона впервые появляется такая интерпретация отношения Миноса к Зевсу и Ликурга к Дельфам, согласно которой Зевс и Аполлон были законодателями соответственно Крита и Спарты - "Законы" 624а, 632d, 634а.

27 О недоступном участке Ликеона - Феопомп ФГИ 115 F 343, Архитим - ФГИ 315 F 1, HN 99; о ветви в Элевсине - Андокид 1, 113-6; HN 312 сл.

28 В гомеровском языке есть специальный термин, означающий провинность, совершенную по отношению к богу - alitesthai.

29 A. Dihle, Der Kanon der zwei Tugenden (А. Диле, Канон двух добродетелей), 1968.

30 "Илиада", XVI, 385-92; часто рассматривается как интерполяция.

31 "Труды и дни" 267; 252-5.

32 "Труды и дни" 256-60.

33 "Труды и дни" 241-7.

34 "Труды и дни" 327-31.

35 "Одиссея", I, 32-43; XXIV, 351 сл.

36 "Одиссея", XIV, 83 сл.

,7 Солон, фр. 36, 3 Уэст; ср. F. Solmsen, Hesiod and Aeschylus (Ф. Сольмсен, Гесиод и Эсхил), 1949, 112 сл.; W. Jaeger, Scripta Minora (В. Йегер, Мал. соч.) I, 1960, 320-32.

38 Феогнид 373-8.

39 "Илиада", IX, 497-501.

40 Гимн к Деметре 367-9; см. IV 2 прим. 33.

41 Эсхил, "Евмениды" 276-83; см. II 4 прим. 60.

42 "Государство" 364Ь-365а; "Законы" 885b, 905d-907b; см. VII 4 прим. 9. 3.2. Клятва

1 R. Hirzel, Der Eid (Р. Хирцель, Клятва), 1902 Ziebarth РЭ V 2076-83; ГКД 136-8; К. Marot, Der Eid als Tat (К. Марот, Клятва как действие), 1924; ИГР 139-42.

2 Ликург, "Против Леократа" 79.

3 Фриск II 388; 418 сл.; Е. Benveniste, L'expression du serment dans la Grece ancienne (Э. Бенвенист, Выражение клятвы в Древней Греции), ОИР 134, 1948, 82-94; R. Hiersche ОГИ 71, 1958, 35-41.

4 "Илиада", I, 233-46; ср. клятву "Юпитером-камнем" (per Iovem lapidem), Латте (2) 122 сл.

5 Геродот 1, 165, 3; Аристотель, "Афинская полития" 23, 5.

6 См. II 2 прим. 45.

7 "Илиада", III, 103-7; 268-313; ср. XIX, 249-65.

8 В конце списка хеттских богов клятвы в договоре между Муваталлис и Ви-луса фигурируют "горы, реки и ручьи страны Хатти, великое море, небо, земля, ветер, облака" - J. Friedrich, Staatsvertrage des Hatti-Reiches (И. Фридрих, Государственные договоры страны Хатти) II, 1930, 81. - Угарит: Гезе 168; арамейский ареал: Ринггрен 130. - "Небо, земля, источники, реки" также в дреросской клятве - см. прим. 12.

9 "Илиада", XV, 36-8.

10 РЭ X А 345.

11 Кук II718 сл.; Зевс, Посейдон, Афина в законе Дракона - схолии В к "Илиаде", XV, 36.

12 L. Robert, Etudes epigraphiques et philologiques (Л. Робер, Эпиграфические и филологические этюды), 1938, 296-307; Тод II N 204; R. Merkelbach ПЭ 9, 1972, 277-83; относительно "Гегемоны" ср. жертвы-hegemosyna Гераклу - Ксенофонт, "Анабасис" 4, 8, 25, также Артемида Гегемона - см. V 2.3 прим. 14. - Ср. клятвенные боги в Дреросе - SIG 527 = 1С I ix 1.

13 См. прим. 4; "Илиада", XV, 39 сл.

14 Эсхил, "Семеро против Фив" 43 сл.; Ксенофонт, "Анабасис" 2, 2, 9.

15 Демосфен 23, 67 сл.; Павсаний 5, 24, 9; Штенгель 78-85; HN 47, 8.

16 "Илиада", III, 299 сл.; XIX, 264 сл.

17 Закон у Андокида 1, 98; анекдот и оракул у Геродота 6, 86.

18 Prov. Coisl., Paroemiographi Graeci I 225 сл. прим.

19 Павсаний 5, 24, 10.

20 "Илиада", III, 310; XIX, 267 сл.

21 IG 12 10 = SIG 41 = ЭН 4, 18; SIG 685; СЗГГ 65, 2; закон у Андокида 1, 97 сл.; SIG 229 = ЭН 9, 22. Штенгель (P. Stengel Hermes 49, 1914, 95-98) неверно толкует hiera teleia в этом контексте как "полностью сгоревшие жертвы"; это принесение окончательно достигших взрослого состояния животных после предварительных жертв, ср. Эсхил, "Агамемнон" 1504; Павсаний 7, 18, 12.

22 Геродот 6, 67, 3; Эсхин 1, 114; "держаться за алтарь" при клятве: SIG 921 = IG II/III2 1237, 76.

23 A. Henrichs, Die Phoinikia des Lollianos (А. Хенрихс, "Финикийские события" Лоллиана), 1972, 29-33, 37 сл.; HN 47.

24 R. Lesch, Der Eid (P. Леш, Клятва) 1908; ИГР 139 сл.

25 Аристофан, "Облака" 397.

26 См. IV 2 прим. 31.

27 "Труды и дни", 803.

28 Фукидид 5, 18, 9; 5,47, 8; 5, 105, 4. Гистией, намереваясь совершить измену, клянется "царскими богами", чтобы тотчас же нарушить клятву- Геродот 5, 106, 6.

29 Продажа участка земли в Эносе - Феофраст у Стобея 4,2,20, IV 129,10 Hense.

30 Геродот 2, 178 сл.

31 IG II/III2 337 = SIG 280.

32 Платон, "Протагор" 328Ьс.

33 СЗГГ 77 D 24 сл. Ср. процедуру у элефантинских иудеев - ДТБВ 491.

34 Эсхил, "Евмениды" 429.

35 Платон, "Законы" 948Ьс.

36 "Пройти через огонь" и "держать раскаленное железо" - Софокл, "Антигона" 264 сл.; за принятым у богов питьем воды из Стикса - Гесиод, "Теогония" 775-806 - стоит прием ядовитого напитка. G. Glotz, L'ordalie dans la Grece primitive (Г. Глоц, Ордалия в первобытной Греции), 1904.

37 J. Н. Lipsius, Attisches Recht und Rechtsverfahren (Й. Липсиус, Аттическое право и правосудие), 1905-15, 830-4.

38 Демосфен 23, 67 сл.

39 Эсхин 2, 87; Павсаний 1, 28, 6.

40 М. Leumann, Homerische Worter (М. Лейман, Гомеровские слова), 1950,79-92.

41 "Одиссея", XIX, 395 сл.

42 Заявление Кира - Геродот 1, 153.

43 "Илиада", XV, 41 и схолии.

44 Гесиод, фр. 124 = Аполлодор 2, 5 как обоснование разумной максимы, согласно которой не следует требовать клятвы в любовных делах.

45 Еврипид, "Ипполит" 612; Аристофан, "Лягушки" 1471.

46 Гесиод, "Теогония" 231 сл.

3.3. Единение в игре и разыгрывание ролей

1 Платон, "Законы" 738d.

2 Беспошлинный рынок в святилище на Артемисиях в Эретрии - СЗГГ 92.

3 Отстранение от "омовения рук, возлияний, смешения напитков, жертвоприношений, торговли" в законах Дракона - Демосфен 20,158; ср. Андокид 1, 8; 71; Аристотель, "Афинская полития" 57,2; Платон, "Законы" 868с-е, 871а.

4 СЗГГ 82, 96; СЗД 56, 63, 66, 88, 89; СЗМА 42; Вехтер 125-9; L. R. Farnell АР 7, 1904, 70-94.

5 СЗГГ 96, 26; СЗД 49; Вехтер 119-22; F. Bomer, Untersuchungen uber die Religion der Sklaven (Ф. Бёмер, Исследования по религии славян) 4, доклад, Майнц, 1963, 10, 99, 2.

6 Плутарх, "Аристид" 21; "Греческие вопросы" 301 сл.; Филон Александрийский, "О том, что каждый добродетельный свободен" 140; Эйтрем 465 сл. и Beitrage zur Religionsgeschichte (Исследования по истории религии) III, 1920, 39-43; Бёмер (см. прим. 5) 81-100.


7 См. II 1.

8 См. I 4.

9 Гесиод, "Теогония" 535.

10 "Участие в богах одного происхождения" - Платон, "Законы" 729с; Н. J. Rose, The religion of a Greek household (X. Роуз, Религия греческой семьи), Euphrosyne 1, 1957, 95-116.

" См. Ill 3.1 прим. 2-6.

12 См. II 1 прим. 56.

13 ИГР 95; L. Deubner РМ 95, 1952, 374-77.

14 Фотий zeugos hemionikon; Ямвлих, "О пифагорейской жизни" 84.

15 См. IV 1 прим. 38.

16 Например, Геродот, 5, 66, 2.

17 Филохор ФГИ 328 F 35; схолии к Платону, "Филеб" 30d; Жанмер (1) 133- 44; М. Guarducci, L'istituzione della fratria nella Grecia antica (M. Гвардуччи, Институт фратрии в Древней Греции), Mem. Асе. Line. VI 6/8, 1937/8; Latte РЭ XX 745-56; надписи на Фасосе - С. Rolley БГК 89, 1965, 441-83; неясно и спорно, существовала ли эта свойственная ионянам и афинянам организация прежде "темных веков"; против этого A. Andrewes Hermes 89, 1961, 129-40; ЖГИ 81,1961,1-15; ср. Дитрих 248-72; J. Sarcady Acta Classica Univ. Scient. Debrec. 2, 1966, 22-4.

18 ГП 463 сл.; АП 232-4; основной документ устава Демитионидов - IG II/ III2 1237 = SIG 921 = СЗГГ 19; относительно koureion - J. Labarbe Bull. Acad. R. de Belgique 39, 1953, 358-94.

19 Надпись Лабиадов - БГК 19, 1895, 5-69; ГП 464 сл.; РМ 118, 1975, 10 сл.; древнейший рисунок VI в. - С. Rougemont БГК 98, 1974, 147-58.

20 Аристотель, "Афинская полития" 55, 3; Гарпократион Herkeios Zeus с цитатами из Динарха, Гиперида, Деметрия, фр, 139 Wehrli; Демосфен 57, 67. - Недопустимость переноса: Ликург, "Против Леократа" 25.

21 W. S. Ferguson Hesperia 7, 1938, 1-68; Нильссон, Избр. соч. II 731-41; СЗД 19. - В целом на эту тему: P. Foucart, Des associations religieuses chez les grecs (П. Фукар, Религиозные сообщества у греков), 1873.

22 Солон, фр. 4, 1-6 Уэст; Феогнид 757-60; Эсхил, "Семеро против Фив" 69; 76 сл.; 109; 253; Аристофан, "Всадники" 581.

23 См. V 2.1 прим. 5; V 2.2.

24 Демосфен 4, 35 сл.

25 См. V 2.3.

26 Ксенофонт, "Анабасис" 1,2,10; "Греческая история" 4,5,11; Каллимах, фр. 178.

27 Платон, "Законы" 91 ОЬ-е.

28 Реверден 228-31.

29 СЗМА 48, 1-4; ЭН 205, 27 сл.; ср. объединение домашних святилищ Клити-дов на Хиосе - СЗГГ 118.

30 Относительно орфографии этого слова (через i или через у) см. Шантрен 592; Фриск II 35.

31 См. II 5 прим. 63; III 2.5 прим. 16.

4 Страбон 8, 387; РЭ X А 270 сл. з; См. III 2.3 прим. 4; V 1 прим. 54.,4 РМ 118, 1975,20.

35 Страбон 9,411; Ziehen РЭ XVIII 3, 208 сл.

36 Страбон 9, 412; Bull, epigr. 1973 N 212.

37 Страбон 8, 374; R. М. С. Cook Ргос. Cambr. Philol. Soc. 188, 1962, 21; Дитрих 243. См. V 1 прим. 57.

38 Гимн к Аполлону Делосскому 147-64; Галле де Сантер passim.

39 IG 12 63; II/III2 673; HN 46, 7.

40 Полибий 2, 39; ср. прим. 32.

41 Парк - Уормелл I 100-12.

42 Эсхин 2, 115; 3, 109 сл.

43 Мальвиц 128-33.

44 См. V 3. 1 прим. 10-2.

45 Ксенофонт, "Общественное устройство Спарты" 13, 2-5.

46 Аристотель, "Афинская полития" 57, 1; 56, 3-5.

47 См. V 2.2 прим. 19.

48 Геродот 7, 153; Цунц 135-9.

49 Диодор Сицилийский 11, 26, 7; Пиндар, Ол. 6, 95.

50 Плутарх, "Фемистокл" 22.

51 Фукидид 6, 56.

52 См. прим. 4; V 2. 2 прим. 23; V 2. 5.

53 Жрец Геракла на Косе в женском платье - Плутарх, "Греческие вопросы" 304cd, см. IV 5. 1 прим. 22; женихи в женском платье - Плутарх, там же, см. V 3.4 прим. 6-8; невеста с бородой - Плутарх, "О доблести женской" 245ef; аргосский праздник Hybristika с переодеванием - там же; фаллосы - см. II 7 прим. 59. Остается спорным, изображены ли на аттических вазах, где показан "праздник зонтиков", бородатые женщины или же мужчины в женском платье - АП 49 и J. D. Beazley - J. Caskey, Attic Vase Paintings in the Museum of Fine Arts (Дж. Бизли - Дж. Кэски, Рисунки на аттических вазах в Музее изящных искусств), 1954, II 55-61, против точки зрения Е. Buschor ЕНАИ 38/9, 1923/4, 128-32. Ср. М. Delcourt, Hermaphrodite, 1958, 21 сл.

54 См. прим. 6; V 2.2 прим. 29; V 2. 4.

55 Плутарх, "Застольные беседы" 693 сл. См. II4 прим. 74; Плутарх, "Римские вопросы" 267d (святилище Левкофеи в Херонее); "купленный" в роли pharmakos в Абдерах - см. II 4 прим. 69.

56 Ср. также Ямвлих, "О пифагорейской жизни" 54.

57 F. Bomer, Untersuchungen uber die Religion der Sklaven in Griechenland und Rom (Ф. Бёмер, Исследования по религии рабов в Греции и Риме), доклад, Майнц, 1963, 10.

58 Ксенофонт, "Анабасис" 5, 3, 7-13, см. II 2 прим. 12.

59 Менандр, "Брюзга" 261-3,407-18. Против излишней религиозной активности женщин выступал Платон - "Законы" 909е.

60 Ch. Habicht, Gottmenschentum und griechischen Stadte (X. Хабихт, Люди-боги и греческие полисы), 1956,19702; F. Taeger, Charisma (Ф. Тэгер, Харизма), 1957; L. Cerfaux, J. Tondriau, Le culte des souverains dans la civilisation greco-romaine (Л. Серфо, Ж. Тондрио, Культ повелителей в греко-римской цивилизации), 1957.

61 Впервые Лисандр на Самосе в 403 г. до P. X. - Дурис ФГИ 76 F 71.

3.4. Инициация

1 Платон, "Законы" 887de.

2 Общие работы: A. van Gennep, Les rites de passage (А. ван Хеннеп, Ритуалы прохождения), 1909; М. Eliade, Birth and Rebirth (M. Элиаде, Рождение и повторное рождение), 1958; Rites and Symbols of Initiation (Его же, Ритуалы и символы инициации), 1965; Das Mysterium der Wiedergeburt (Его же, Мистерия повторного рождения), 1961; С. J. Bleeker (изд.), Initiation, Numen Suppl. 10, 1965; V. Рорр (изд.), Initiation. Zeremonien der Statusanderung und des Rollenwechsels (Инициация. Церемонии изменения статуса и обмена ролями), 1969. Данные античной эпохи: Жанмер (1); A. Brelich 1969 и: Le iniziazioni (Инициации) II, 1961; Hermes 94, 1966, 1-25.

3 Эфор ФГИ 70 F 149 = Страбон 10, 483; ср. также Платон, "Законы" 636cd; Аристотель, фр. 611, 15; Досиад ФГИ 458 F 2; Николай ФГИ 90 F 103; Жанмер (1) 421-60; R. F. Willetts, Ancient Crete: A social history (P. Уиллеттс, Древний Крит: социальная история), 1966, 115 сл.

4 См. миф о Ганимеде - Досиад ФГИ 458 F 5, см. III 2. 1 прим. 29, но также и миф о Кенее, который, вступив, будучи девушкой Кенидой, в связь с Посейдоном, стал неуязвимым мужем - Акусилай ФГИ 2 F 22.

5 1С I ix 1 (Дрерос); I xix 1, 18 (Маллия).

6 Никандр у Антонина Либерала 17, ср. Овидий, "Метаморфозы" IX, 666-797.

7 ПГМ II 1106-10.

8 Павсаний 1, 19, 1; см. прим. 30.

9 См. II 5 прим. 62; РМ 118, 1975, 18 сл.

10 См. III 3.2 прим. 8; III 2.1 прим. 17.

11 См. 14 прим. 18.

12 Антонин Либерал 19; ИГР 321.

13 Истр ФГИ 334 F 48.

14 См. VI 1.2 прим. 22-5.

15 См. II 7 прим. 37.

16 Жанмер (1) 499-558; Нильссон, Избр. соч. II826-69; W. G. Forrest, A History of Sparta (У. Форрест, История Спарты), 1968, 51 слл.

17 Аристотель, фр. 611, 10; Плутарх, "Ликург" 28; Клеомен 28.

18 Виде 112-6; ГП 190-6; ИГР 487-9; Жанмер (1) 515-23; ГМ 22, 1965, 171-3; см. III 2.6 прим. 32.

19 Гезихий phouaxir.

20 Ксенофонт, "Общественное устройство Спарты" 2,9; Платон, "Законы" 633Ь.

21 Плутарх, "Аристид" 17.

22 Плутарх, "Древние обычаи спартанцев" 239cd; Павсаний 3, 16,10; схолии к Платону, "Законы" 633Ь; Цицерон, "Тускуланские беседы" 2, 34. О ритуальной краже см. III 2.8 прим. 26.

23 IG V 1, 276; 269; 280; 292 и Т. V; ИГР 488.

24 Плутарх, "Тезей" 31.

25 См. И 7 прим. 49.

26 Плутарх, "Ликург" 15, 1; см. V 2.3 прим. 5.

27 Павсаний 3, 14,8-10; 11,2.

28 Эфебия в ее богато документированной форме была учреждена после поражения при Херонее, однако существовали и более ранние формы: С. Pelekidis, Histoire de l'ephebie attique des origines a 31 av. J. Chr. (К. Пелекидис, История аттической эфебии от истоков до 31 г. до P. X.), 1962; О. W. Reinmuth, The ephebic inscriptions of the fourth century В. С. (О. Рейнмут, Надписи, касающиеся эфебов, IV в. до P. X.), 1971; R. Merkelbach ПЭ 9, 1972, 277-83.

29 См. II 2 прим. 29; V 3.3 прим. 18.

30 Регулярно в эллинистических надписях об эфебах - IG II/III2 1006; 1008; 1011; 1028/9; SEG 15, 104; 24, 189; в декрете Гефестиейона IG 12 84 = СЗГГ 13, 30 сл. с ненадежным текстом; L. Ziehen Hermes 66,1931,227-32; РЭ XVIII 610 сл.; Кук I 504 сл.

31 Плутарх, "О доблести женской" 249de.

32 См. II 7 прим. 71; III 2.2 прим. 27.

33 Кратер ФГИ 342 F 9; о предварительных жертвах на свадьбе см. III 2.6 прим. 24; HN 75, 20.

34 АП 207 сл.; Жанмер (1) 259-61; устарело ввиду новых находок L. G. Kami АИ прил. 1, 1963, 5-29; АИ 8, 1965, 20-33; I. D. Kontis Deltion 22, 1967, 156-206; Брелих 241-90; см. III 2.6 прил. 27.

35 Легенда об Эмбаре в Мунихии - Зенобий у Афинея 1,8р. 350 Miller; Павсаний Att. е 35 Erbse.

36 Фотий (изд. Reitzenstein) aigos tropon, Зенобий у Афинея 2, 30 р. 361 Miller; ГРВЭ 7, 1966, 118.

37 См. V 2.2 прим. 16.

38 См. II 6 прим. 35-41.

3.5. Преодоление кризисных ситуаций

1 См. II предв. замеч.

2 Основополагающая работа В. Malinowski, Magic, Science, and Religion (Б. Малиновский, Магия, наука и религия), 1948.

3 Пиндар, Пиф. 8, 53; Нем. 6, 24; Ол. 8, 67; Н. Strohm, Tyche (X. Штром, Богиня Тиха), 1944.

4 См. V 3.3 прим. 40.

5 См. II 1/2.

6 Еврипид, "Ион" 1619 сл.

7 АП 68 сл.; элевсинский жертвенный календарь - IG II/III2 1363 = SIG 1038 = СЗГГ 7, S. Dow, R. F. Healy HThR 21, 1966, 15 сл.; лишь в 1941 г. был опубликован документ СЗД 18 из Пеании с написанием Prerosia; судя по этому, также и Plerosia (IG II/III2 1183) есть только орфографический вариант (против АП 68).

8 См. V 3.4 прим. 30.

9 СЗД 18 В 21.

10 Плутарх, ргаес. coni. 144а, комбинация с Проеросиями - АП 69.

11 См. V 2.5 прим. 14.

12 Гесиод, "Труды и дни" 465-72.

13 "Труды и дни" 391 сл.; U. v. Wilamowitz-Moellendorff, Hesiods Erga (У. фон Виламовиц-Мёллендорф, "Труды и дни" Гесиода), 1928, 87 сл.

14 АП 60-7; Филохор ФГИ 328 F 83 и комм. Якоби к этому месту; halos может означать только "ток", но не "засеянное хлебами поле", как считают Нильссон - М. P. Nilsson, De Dionysiis Atticis (Об аттических Дионисиях), 1900,99 и АП 65; люди, очевидно, остерегались топтать засеянное поле и собирались на токах, располагавшихся между полями. Уникально изображение фаллосов, вертикально стоящих на пашне, где появляются первые ростки - пели-ка в Британском Музее, Е 819, АКБ 1137, 25; Кук I 685; АП 65 сл., Т. 3.

15 Марафонский жертвенный календарь - IG II/III2 1358 = СЗГГ 20 В 9.

16 An. Bekk. 385, 2.

17 Схолии к Лукиану, р. 279, 24-281, 3; АП 61; обозначению "telete" соответствует СЗГГ 20 В 10; "endon", т. е. в закрытом помещении - р. 280, 25.

18 Гранатовое яблоко на Фесмофориях см. V 2.5 прим. 41; Деметра Малофо-рос ("носительница яблок") в Селинунте; жертва петуха Персефоне - см. II 1 прим. 2; относительно яйца - Нильссон, Избр. соч. II 3-20.

19 СЗД 18; М. Jameson Athenaeum 54, 1976, 444, 5; "Деметра Хлоя" СЗГГ 96, 11; Евполид, фр. 183, CAF I 309; Филохор ФГИ 328 F 61; ЭН 201 b 5, с 9; Корнут 28: ср. СЗГГ 20 В 49.

20 АП 67 сл.

21 СЗД 18 В 7; 29, оба раза параллельно "Преросиям" (см. прим. 7), в жертву приносят супоросую свинью; это не имеет ничего общего с Анфестериями (против Соколовского), см. V 2.4.

22 "Илиада", I, 39 и схолии; Страбон 13,613; Элиан, "О природе животных" 12, 5; культ Сминфея был широко распространен - РЭ II 68 сл., КГГ IV 164 сл.; имена месяцев "сминфий" и "смисион" - РЭ III А 726 сл.; возможно также толкование "бог чумы" - М. К. Schretter, Alter Orient und Hellas (M. Шрет-тер, Древний Восток и Эллада), 1974, 174-82.

23 Страбон 13, 613; РЭ II 63.

24 Страбон 13, 613; не исключено переименование в духе "народной этимологии", поскольку в надписях зафиксирована форма "Эрифимий" - ИГР 535; ср. Graz. Beitr. 4, 1975, 71.

25 АП 179-98, в особ. 188 сл.; см. II 4 прим. 70.

26 См. II 2 прим. И.

27 Кук III 525-70; РЭХ А 344; 368.

28 Аристофан, "Лягушки" 847 и схолии.

29 Павсаний 2, 34,2; Тимей ФГИ 566 F 30; ср. мех Эола - "Одиссея", X, 19-47, R. Stromberg Acta Univ. Gotoburgensis 56, 1950, 71-84; НП 154; см. Ill 3.3 прим. 11-16.

30 Павсаний 8, 38, 4; Кук III 315 сл.

31 HN 125-7; 98-108.

32 См. Введение 1.

33 См. II 1; HN passim.

34 D. Wachsmuth, Pompimos ho Daimon, дисс., Берлин, 1965 и Der Kleine Pauly V 67-71, статья "Seewesen" ("Мореходство").

35 "Одиссея", XV, 222 сл.

36 Фукидид 6, 32.

37 Например, Харрисон (1) 182.

38 См. IV 5.2 прим. 25 сл.

39 Схолии к Аполлонию Родосскому 1, 917Ь; см. VI 1.3 прим. 35.

40 HN 58-60; 77-9.

41 HN78.

42 Ксенофонт, "Греческая история" 6, 4, 7; Плутарх, "Пелопид" 20; Диодор Сицилийский 15, 54; Павсаний 9, 13, 5..

43 См. II 1 прим. 36/7.

44 См. II 8 прим. 32.

45 К. Woelcke БЕ 120, 1911, 127-235; F. Lammcrt РЭ VII А 663-73; A. J. Janssen, Het antieke tropaion (А. Янссен, Античный трофей), 1957.

46 Еврипид, "Финикиянки" 1250; Горгий ФД 82 В 6.

47 См. II 2 прим. 45/6; V 3. 2 прим. 6. 43 См. II 2 прим. 27/8.

49 См. III 2.5 прим. 20.

50 Аполлон Эпикурий - Павсаний 8, 41, 7-9. Сооружение статуи Геракла в Мелите по тому же поводу - схолии к Аристофану, "Лягушки" 501.

51 См. IV 5.3.

52 Самый подробный документ - Священный закон из Пергама, М. Worrle, Altertumer von Pergamon (M. Вёррле, Пергамские древности) VIII 3, 1969, 167-90, по древнему образцу, ср. 185-7; также ЭН 205; СЗД 22 из Эпидавра, ср. СЗГГ 60; СЗГГ 21 из Пирея; "предварительные жертвы" засвидетельствованы в Пергаме, Эрифрах, Эпидавре, Пирее, принесение в жертву поросенка - только в Пергаме, "Мнемосина" - в Пергаме и Пирее.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 345 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...