Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение 43 страница



12 "Илиада", XVII, 514; "Одиссея", I, 267 и др.

13 Архилох 13, 5 Уэст; Феогнид 134.

14 Архилох 24,15 Уэст; Семонид 7; Феогнид 151; G. Francois, Le polytheisme et l'emploi au singular des mots THEOS, DAIMON (Ж. Франсуа, Политеизм и использование в единственном числе слов theos и daimon), 1957.

15 См. Ill 3.5.

4.3. Eusebeia

' "Одиссея", VI, 121; VIII, 576; XIII, 202; XIX, 109; см. V 3. 1 прим. 16.

2 P. Koets, Deisidaimonia, a contribution to the knowledge of the religious terminology in Greek (П. Кутс, Дейзидаймонии. К вопросу о греческой религиозной терминологии), 1929; Н. Bolkestein, Teophrastos' Charakter der Deisidaimonia (X. Болкестейн, "Суеверный" у Феофраста), 1929; S. Eitrem, Symb. Oslo 31, 1955, 155-69; в позитивном смысле - Ксенофонт, "Агесилай" 11,8,

"Киропедия" 3, 3, 58. Фукидид говорит, в отличие от этого, о theiasmos Никия - 7, 50, 4.

3 В. Snell, Die Entdeckung des Geistes (Б. Снелль, Открытие духа), 19754, 30 сл.

4 Фриск II 686 сл.; ср. Эсхил, "Персы" 694.

5 Одиссей перед Навсикаей - "Одиссея", VI, 161; sebas наряду с aidos и deos при откровении богини - Гимн к Деметре 190, ср. 281-193.

6 См. III 3.2 прим. 13/17; Эсхил, "Эвмениды" 383; Павсаний 1, 28, 6.

7 D. Kaufmann-Buhler, Л АХ "Eusebeia" VI985-1052 (1966); первый раз - Феогнид 145,ср.1141 сл.

8 Исократ 7, 30.

9 Н. Vos, Themis, 1957. O-u-te-mi есть в микенском, но не ясно, Жерар-Руссо 158 сл.; к этимологии - Фриск I 660 сл.; Шантрен 427 сл.

10 J. van Herten, Threskeia, Eulabeia, Hiketes, дисс., Утрехт, 1934.

11 Платон, "Законы" 821а.

12 "Одиссея", XIX, 33-43.

13 См. II 3 прим. 2.

14 См. прим. 55.

15 Исократ 15, 282; therapeueien впервые у Гесиода - "Труды и дни", 135.

16 Кассандра и Ион у Еврипида - "Троянки" 450, "Иона" 129; ср. "Ифигения в Тавриде" 1275; затем сократова "служба богу" - Платон, "Апология Сократа" 23с.

17 Платон, "Законы" 715е. A. Dihle, ЛАХ "Demut" ("Смирение") III 735-78.

18 Ксенофонт, "Домострой" 5, 3.

19 Пиндар, Нем. 10,30; Парфении 2,4; фр. 75,2; парадоксальное употребление - Эсхил, "Агамемнон" 182 сл.

20 Гесиод, "Труды и дни" 336, цитировано у Ксенофонта, "Воспоминания о Сократе" 1, 3, 3.

21 Порфирий, "О воздержании" 2, 15 = Парк-Уормелл N 241 (по случаю праздника победы сицилийских тиранов в 480 г.); варианты - там же, N 239/40, 242/3, по Феофрасту, ср. J. Bernays, Theophratos' Schrift uber Frommigkeit (Й. Бернайс, Сочинение Феофраста о благочестии), 1966,68 сл.; W. Potscher, Theophrastos PERI EUSEBEIAS, 1964, фр. 7, 47 слл.; там же N 238 = Фео-помп ФГИ 115 F 344.

22 Менандр, "Самиянка" 444.

23 Гиппонакт 32 Уэст.

24 См. V 3.1 прим. 36.

25 Еврипид, "Ипполит" 82; 1394/8.

26 Аристотель, "Великая этика" 1208b 30.

27 "Илиада", I, 381; Тиртей 5, 1 и т. д.; F. Dirlmeier, Theophilia-Philotheia, Philologus 90, 1935, 57-77, 176-193 = Ausgewahlte Schriften (Ф. Дирльмайер, Избр. соч.), 1970,85-109.

28 Эсхил, "Прометей прикованный" 11; 28; Аристофан, "Мир" 392.

29 О "зависти богов" см. III 4 прим. 59.

30 Менелай в "Илиаде" III, 365, ср. Ахилл - "Илиада", XXII, 15; Кассандра призывает: "Мой Аполлон!" и подразумевает "мой погубитель" - Эсхил, "Агамемнон" 1081/6.

31 Гимн к Деметре 216 сл.; Пиндар, Пиф. 3, 82.

32 Софокл, "Аякс" 127 сл., ср. "Электра" 569.

J. Rudhardt, La definition du delit d'impiete d'apres la legislation attique (Ж. Рудхардт, Определение нечестия в аттическом законодательстве), ГМ 17, 1960, 87-105.

и Гераклид "Peri eusebeias", фр. 46 Wehrli.

35 См. прим. 19.

36 Первый раз встречается у Эсхила, "Персы" 808.

37 См. VII 2.

38 Ср. diken nomizein - Геродот 4, 106; Снелль (см. прим. 48) 32 сл.; W. Fahr, Theous nomizein, 1969.

39 Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе" 1, 1,2; Платон, "Апология Сократа" 26Ь-28а.

40 См. VII 3.2 прим. 26.

41 Так говорит Оппенгейм (182) о вавилонской религии.

1. МИСТЕРИАЛЬНЫЕ СВЯТИЛИЩА

1.1. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Греческая религия как религия полиса была в высшей степени общественной религией: процессия при жертвоприношении и общая трапеза, произносимые вслух молитвы и обеты, видные издалека храмы с великолепными посвятительными дарами - все это определяет образ eusebeia и служит включению отдельного человека в общину. Тот, кто обособлялся, попадал под подозрение в асебии. И все же с древнейших времен параллельно существовали тайные культы, доступ к которым был возможен лишь через особое, индивидуальное посвящение, "мистерии"1. Для обозначения такого "посвящения в мистерии" служили слова myein или же telein, посвященный назывался словом mystes, всё вместе - mysteria. Telesterion называлось особое здание, где происходило посвящение. Празднество могло также именоваться telete, но это слово, кроме того, использовалось и для религиозного праздника вообще. Orgia также было обозначением для "ритуала" в самом общем смысле слова, но его, как правило, употребляли именно в связи с мистериями: бурное действо, в котором принимали участие те, кто преобразился, приняв посвящение, называлось словом orgiazein2. Самыми знаменитыми были мистерим в Элевсине, для афинян - просто t& mysteria. Но они, судя по всему, были лишь наиболее выдающимся примером в ряду гораздо более многочисленных мероприятий подобного рода.

Решительно всё держалось в тайне, известно было лишь то, является ли в данном конкретном случае "священное" "запретным", aporrheton, или прямо "неизреченным",?rrheton3. Воплощением мистерий была закрытая корзина с крышкой, cista mystica4. Только посвященный знал, что скрывает эта kfste. Змея, обвившаяся вокруг kiste или выползающая из нее, символизирует "несказанный" ужас. Языческие авторы никогда не шли дальше намеков, а христиане, желавшие лишить мистерии ореола таинственности, редко могли предъявить что-то большее, чем смутные подозрения. Можно считать счастливой случайностью то, что один из гностиков все же сообщил некоторые существенные подробности об Элевсинских мистериях.

МИСТЕРИИ И АСКЕЗА

Исходя из сохранившихся намеков, исследователь попытается как бы обозначить скрытый центр, где находится аспект самой инициации5. Initia - латинское соответствие греческому mysteria. Тайное общество порождает тем большее единение, чем труднее найти в него доступ. Возможно, что мистерии возникли из посвящения в период полового созревания. В Элевсине посвящение проходили, за исключением "детей очага", лишь взрослые, поначалу, видимо, только граждане Аттики6, однако собственно мистерии начинаются лишь тогда, когда посвящение становится открытым как дли мужчин, так и для женщин, и не только для афинян. Здесь присутствовал и аграрный аспект: богами-устроителями мистерий были Деметра и Дионис, питье напитка из ячменных зерен или вина играло главную роль. При этом возведение мистерий к аграрной магии остается в любом случае предположением, имеющим силу лишь применительно к доисторической эпохе7. В исторические времена для афинян мистерии и злаки вместе воспринимались как "два дара" Деметры. Праздник вина, Анфестерий, магия сева, отличающая Фесмофории, Проэросии и Каламеи, не являлись мистериями8. Не рассчитывая на точный ответ, можно задаться вопросом, не продолжают ли тут жить доисторические ритуалы, связанные с питьем опьяняющего напитка, некий "праздник бессмертия", служащий для сознания посвященных залогом реальности потустороннего мира?9 Мистериям, безусловно, был присущ и сексуальный аспект. Есть свидетельства, говорящие о соответствующей символике10, обнажении, в отдельных случаях о настоящих "оргиях", в этом могли объединяться посвящение юношей и девушек, аграрная магия, вообще берущая верх над смертью жизненная сила. Наконец, был и мифологический аспект: мистерии сопровождались рассказами, которые, в свою очередь, иногда держалась в тайне, hieroi logoi - о "страдающих" богах. Сами мисты претерпевали во время посвящения какие-то "страдания"11, хотя и не было общепринятого мнения, что мист непосредственно испытывает судьбу бога12, который сам таким образом являлся бы первым мистом. "Страдания" как нельзя лучше сочетались с аспектом инициации, преодоление страха смерти13 могло переживаться и истолковываться как предвосхищение победы над смертью. Понятие "второе рождение" появляется, правда, лишь в эпоху позднего эллинизма. За всем этим стоит встреча со смертью во время жертвоприношения, центрального "священнодействия". Именно поэтому мистерии не являлись особой "религией", которая существовала бы наряду с общественной и которую следовало бы как-то от нее отделять, они представляли собой лишь особую, иную возможность "священнодействия" в рамках многообразия полисного политеизм. Есть сведения, что на Крите вполне открыто праздновались такие же посвящения, как те, что на Самофракии и в Элевсине были окружены великой тайной14.

В связи со всеми мистериями, во многих случаях явно выходит на первый план, но не высказывается прямо то, что смерть перестает внушать мисту ужас, что он получает гарантию жизни души после смерти. При этом различные перечисленные аспекты могут сливаться воедино: жизнеутверждение, достигнутое в опьянении и проявлениях сексуальности, связывалось с пониманием движения природы по кругу, однако, прежде всего, абсолютным считается особый статус, достигнутый путем инициации, он сохраняет силу и после смерти. "Орги-астический" праздник мистов продолжался и за этой чертой. Но тот, кто упустил возможность пройти посвящение, уже не мог больше наверстать упущенное. Об этом наглядно свидетельствовали мифологические образы: Окн ("Медлительность") плетет в Аиде веревку, которую одновременно с другого конца жует его осел, "непосвященные" носят в ситах воду в дырявую бочку, бесцельно и бесконечно15.

Тайный союз и инициация, без сомнения, очень древние институты. Можно предположить, что основа мистерий была заложена еще в эпоху неолита16, в частности, для мистерий Деметры и Диониса установлены их связи с древнеанатолийской Матерью богов. И все же то, что было древнее развитого полиса, сумело и выйти за его пределы. По праву говорят об "открытии личности" в Греции в VII-VI вв.: так, в литературе первыми примерами "я", осознавшего свою особость, стали фигуры Архилоха, Алкея, Сапфо. Способность к индивидуальному выбору и стремление воплотить в жизнь свои личные чаяния находит свое выражение также и в религии: наряду с участием в приходившихся на определенные календарные дни полисных праздниках пробуждается интерес к чему-то особому, избранному по собственной воле, а это значит - к дополнительным посвящениям и мистериям. В большей степени, чем раньше, смерть стала восприниматься отдельным человеком как проблема, в то время как для общины она всегда являлась чем-то, раз и навсегда предусмотренным, "запланированным", поэтому обещания помочь в преодолении собственной смерти находили в людях живой отклик. Статичная система религии пришла в движение: приблизительно с начала VI в. заметен подъем различных мистериальных культов. Влияние некоторых святилищ, например, Самофракии и Элевсина, в обществе, все более подверженном изменениям, неуклонно возрастало, оставляя позади архаичные родовые и племенные инициации. За установленные рамки выходили движения, которые становились независимыми от святилищ и связанных с ними дедовских обычаев, именно это, по-видимому, было характерной особенностью Bakchika и Orphika. Если индивидуум преодолевает ритуал, устанавливает на свой страх и риск правила своей жизни, то личность становится более автономной.

1.2. РОДОВЫЕ И ПЛЕМЕННЫЕ МИСТЕРИИ

Во Флии (ныне Халандри), поблизости от Афин, Фемистокл восстановил после своей победы святилище, которое принадлежало прежде его роду, Ликомидам. Более подробно мы узнаем об этом только от поздних авторов - Плутарха и Павсания: речь будто бы шла о "мистериях", даже более древних, чем Элевсинские1. Там было сооружение для тайного посвящения, названное у Павсания klision, "хижина". На стене зала с колоннами была изображена итифаллическая фигура с крыльями и седыми волосами, преследующая женщину в темных одеждах. Имена, написанные рядом, искажены преданием и поэтому ни о чем не говорят2. Мистерии были посвящены "Великой Богине", которую Павсаний отождествляет с землей3. Здесь были алтари Аполлона Дионисодота, "Данного Дионисом", Артемиды Селасфоры, "Несущей факел", Диониса Анфия, бога "цветения" и йеменских нимф, кроме того, храм с алтарями Деметры Анесидоры, "посылающей наверх дары", Зевса Ктесия, защищающего "имущество", Афины Тиф-роны, Коры Протогоны, "Первородной" и "почтенных богов"4. Все говорит о параллельном присутствии здесь группы Деметры и группы Аполлона, но трудно сказать, есть ли здесь смешение культов, которое носило бы вторичный характер. Павсаний упоминает древнейшие гимны, сочиненные Орфеем, Мусеем, Памфом, которые пели Лико-миды во время своих "оргий" (orgia). В них говорилось о пребывании Деметры в гостях у Фила, сына земли, об Эросе как о древнейшем боге5. В этом сложном комплексе космогонии, зачатия и плодородия нам приходится оставаться на уровне ассоциаций.

После окончания спартанского господства над Мессенией в 370 г., близ Андании, в роще Карнейасион с источником "священно-чистого", Гагна, были учреждены мистерии, претендовавшие на то, чтобы считаться древнейшим центром Мессении и ее традиции: будто бы первая царица, сама звавшаяся Мессеной, была посвящена в эти мистерии Кавконом6. Легендарный герой Мессенских войн Аристомен будто бы зарыл в качестве своего завещания оловянную полоску с уставом мистерий; который был теперь обретен вновь и вступил в силу7. Просматривается желание связать происходящее с додорий-ским временем. Возможно, к тому же периоду относится деятельность одного из Ликомидов из Флии, который "очистил" мистериальный центр в Андании и с удивлением обнаружил, что эти мистерии точно соответствуют мистериям, совершавшимся во Флии8. В надписи, датируемой 92 г. до н. э., некий иерофант Мнасистрат впоследствии "навечно" запечатлел введенные им и подтвержденные оракулам новые правила9. О тайных обрядах, понятным образом, в тексте ничего не говорится. Все же мы узнаем, что мистериям предшествовала очищение с принесением в жертву барана, что те, кому предстояло принять посвящение, protomystai, должны были внести плату за жертвоприношение ягненка, что они сначала носили на головах своего рода тиару, а потом - лавровый венок10. Устраивалось шествие в честь Деметры, Гермеса, "Великих Богов", Аполлона и Гагны. В нем проходили "святые" мужи и девственницы, некоторые из них изображали богов, причем "святые" были в то же время мистагогами, как бы крестными родителями неофитов11. "Жертвоприношения и мистерии" происходили в сопровождении музыки, возможно, в "театре", который очищали, трижды принеся в жертву поросенка12. За шествием следовала "священная трапеза" "святых"; были и состязания, очевидно, конные скачки на ипподроме13. Под "Великими Богами", видимо, имелись в виду любящие коней Диоскуры, а на головах у "святых" мужей были войлочные шапочки, piloi, как у Диоскуров14. Таким образом, в центре стоял мужской союз "святых", соответствовавший "Великим Богам", ориентированный на богиню-Мать и некую таинственную Дочь, которую почитали у источника. Гермес и Аполлон привносили в ритуал жертвоприношения темный и светлый аспект. Организация праздника мистерий была возложена на "мес-сенцев" вообще15. Как тайная организация, за мистериями стоял союз воинов племени.

Недалеко находилась Аркадия, где, как утверждает Геродот, в единственном месте сохранились додорийские мистерии Деметры16. Происхождение аркадцев миф связывал с Ликосурой, "древнейшим городом мира"17, поэтому она продолжила свое существование после того, как с 360 г. все прочие аркадские города были объединены в Мегало-поль. Продолжали существовать и мистерии, о которых свидетельствует надпись, относящаяся к III в. до н. э., а кроме того, еще здания императорской эпохи, которые видел Павсаний18. Главной богиней там была таинственная, не называемая по имени "Владычица", Despoina, отождествляемая Павсанием с Корой. На культовом изображении она держала на коленях kiste, рядом с ней стояли Деметра и Артемида. "Ме-гарон" за храмом, где происходило посвящение, представлял собой большой алтарь под открытым небом. Здесь было обычаем расчленение жертвы: "каждый отрезает у жертвенного животного ту часть тела, которая ему попадается"19. Еще выше Мегарона располагалась роща, а на самом верху - святилище Пана. Обращают на себя внимание вотивные статуэтки людей с бараньими головами, одетых в длинные одежды. На кайме, шедшей по краю покрывала культовой статуи, также были изображены люди с головами зверей20, на пьедестале - куре-ты и корибанты21. В этом случае можно также говорить о воинском союзе, сплотившемся вокруг жертвоприношения, члены которого носили маски.

Древнейший засвидетельствованный воинский союз, устраивавший мистерии, был связан с пещерой на критской горе Ида. Ориентализи-рующие бронзовые тимпаны соответствовали щитам легендарных ку-ретов, танцующих вокруг младенца Зевса22. Нужно признать, что стихи из "Критян" Еврипида23, в которых предстают "мисты Идейского Зевса", являются скорее плодом поэтической фантазии, чем свидетельством настоящего знания культа: в роли храма - помещение для мистерий, наглухо закрытое, запечатанное жертвенной кровью быка, сложенное из кипарисовых балок; во время посвящения - раскаты грома, производимые "ночным Загреем", поедание сырого мяса, размахивание факелами в честь Матери горы и куретов. Посвященный впоследствии получал звание bakchos, носил белые одежды, питался вегетарианской пищей, избегал соприкосновения с родами и смертью. Принесение в жертву быка, факелы, тимпаны и в других случаях были принадлежностью оргий в честь Матери. Один эллинистический источник24 рассказывает о большом огне и разлитии крови, когда каждый год в пещере рождался Зевс. По-видимому, иной характер носило посвящение "идейских дактилей", которое будто бы принял Пифагор25: он был подвергнут "очищению" при помощи "камня-молнии" - двойного топора? - а также должен был в течение дня лежать, простершись, на берегу моря, ночью же - у реки на шкуре черного барана. После этого он был допущен в пещеру, одетый в одежды из черной шерсти, принес на огне жертвы и видел трон, который каждый год готовят для Зевса.

Невозможно достоверно установить факты, если они скрыты за подобными фантастическими описаниями. Ровным счетом ничего не известно о посвящении на Паросе, где существовал мужской союз "ор-геонов" Деметры, носивших странное имя kabarnoi26. Но если на картине Полигнота, запечатлевшей подземное царство, было изображено, как "Теллис" и "Клеобея" приносят на Фасос kiste Деметры27, это означает, что основание данной колонии на Паросе рассматривалось как перенос туда таинств, а в имени "Теллис" слышали слово telete, недаром Полигнот был родом с Фасоса. "Непосвященные" водоносы на картине также могли относиться к фасосским мистериям28.

Все эти указания и намеки, как бы отрывочны они ни были, тем не менее объединяются в некую картину, дающую представление об определенном типе мистерий, тесно связанном с родом, племенем или городом, в мифе, идущем рука об руку с возникновением народа или города вообще, существующем в реальной жизни в форме мужского, особенно воинского, союза. О каких-либо загробных чаяниях открыто не говорится29, но это могло быть частью "таинства".

1.3. КАБИРЫ И САМОФРАКИЯ

С кабирами и самофракийскими богами к тайне мистерий добавляется загадочность негреческого, догреческого, которое, впрочем, уже дало о себе знать в анданийской традиции1, связанной с Кав-коном. Культ кабиров2 известен, прежде всего, на Лемносе и в окрестностях Фив. Жителей Лемноса греки называли "тирренцами" и отождествляли их с этрусками, но в то же время и с "пеласгами". Лишь в VI в. они покорились Афинам3. В святилище кабиров, точно идентифицируемом благодаря найденным там посвящениям кабирам, kabiroi4, культ, по-видимому, продолжал существовать и после завоевания. Лемнос был центром почитания Гефеста5, главный город назывался Гефестия, а в генеалогии кабирам отводилось место сыновей или внуков Гефеста6. Эсхил7 выводит хор кабиров в одной из своих трагедий, они принимают на Лемносе аргонавтов, причем предстают они как знатные выпивохи. Сосуды для вина оказались единственным характерным комплексом находок, обнаруженном в святилище кабиров. В греческой мифологии Гефест и Дионис тоже тесно связаны эпизодом бурлескного возвращения Гефеста на Олимп8. Возможно, за этим стоят праздники ремесленных цехов, а конкретно - объединений кузнецов. Если "тирренцы" приносили начатки в жертву Зевсу, Аполлону и кабирам9, то это означает, что наряду с тайным союзом имела место "родственная вертикаль" (отец - сын), являющаяся одним из характерных мотивов инициации. На Лемносе одно из посвящений "играющему рядом", "делающему allotria" богу10 говорит о том, что и здесь культу кабиров был присущ элемент бурлеска.

Гораздо богаче и разнообразнее находки, сделанные в кабирионе близ Фив11. Самые ранние из них относятся к VI в., самые поздние - уже к императорскому времени. Согласно Павсанию12, Деметра Каби-рия учредила посвящение в честь Прометея, одного из "кабиров", и его сына Этнея. Это наводит на мысль о союзах кузнецов, по аналогии с лемносским Гефестом. Посвятительные надписи из святилища адресованы не только "кабиру" в единственном числе, которого изображают в виде бородатого Диониса с чашей вина, но и его "мальчику", Pats13. Этому Pais посвящали разнообразные игрушки, среди них особенно много волчков. Это указывает на переход от детского состояния к взрослому, на посвящение по достижении половой зрелости. Особенно часто встречающийся тип вотивных изображений - фигурка мальчика в остроконечной шапочке Диоскуров, pilos, которая и в Андании была отличительным признаком "святых"14. Жертвоприношение быка и ви-нопитие, должно быть, определяли колорит праздника. Маленькие быки из бронзы во множестве встречаются среди посвятительных даров. Центром святилища был большой алтарь, вокруг которого позднее построили театр, очевидно, не для обычных сценических постановок, а для "демонстрации" священного. За алтарем находилось прямоугольное здание, совсем не соответствовавшее типу греческого храма. К наиболее древним постройкам относятся круглые сооружения с очагом, по-видимому, для сакральных трапез в узком кругу. О вино-питии свидетельствуют характерные "чаши кабиров", фрагменты которых, часто с посвятительной надписью, археологи находят очень часто. Судя по всему, такую чашу использовали лишь один раз, а потом разбивали15. Заметно некоторое сходство с аттическим праздником Анфестерий16.

Рисунки на вазах из святилища, датируемые, в основном, второй половиной V в., в большинстве своем представляют исполненные в совершенно особом стиле гротескные карикатуры на мифологические или бытовые темы, фигурки, напоминающие пигмеев или негров, гримасничающие, со вспученными животами и болтающимися гениталиями. Здесь налицо определенная аналогия с отдельными сосудами, использовавшимися во время Анфестерий. По меньшей мере один этап таинства мистерий, судя по всему, проходил в резком контрасте с обычным укладом и общественными нормами и переживался как возврат к примитивному состоянию. Aischrologia, отличавшую празднества в честь Деметры, "высмеивание с повозок" на празднике Анфестерий17 можно сравнить с этим этапом мистериального таинства. На одной из чаш кабиров нарисован Кабир и его мальчик, маленькая гротескная фигурка, подписанная Prat61aos, "первый человек", рядом с "Мито-сом" и "Кратией". Тут явно содержится намек на неизвестный антро-погонический миф18 - на Лемносе о Кабире, kabeiros, также говорится как о первом человеке19.

Антропогония и инициация объединяются идеей нового начала. О самих ритуалах почти ничего не известно. Существовали главные жрецы, kabirfarchoi, и мистагоги - paragogets, "вводящие"20. Частью посвящения было купание21, посвященный носил ветви и повязки, имел право входить в священную рощу Деметры Кабирии22. Ничто не говорит о каких-либо потусторонних чаяниях. Имя "кабиры", возможно, семитского происхождения ("великие боги"), но может быть, что и хеттского23, так что нельзя однозначно сказать, к какому языку оно восходит.

Жителей Самофракии24 греки называли "пеласгами", кроме того, связывали с троянцами, но, возможно, лишь для того, чтобы противопоставить их грекам как "негреков" или "антигреков". В культе негреческий язык продолжал использоваться еще в эллинистическую эпоху25. В то же время, святилище, где совершались мистерии, строилось начиная с VII в. греческим населением. В отличие от святилищ кабиров его значение было не только местное. Об этих мистериях в V в. было известно в Афинах. Геродот принял там посвящение26, поэты и историки включали в свои генеалогии самофракийские предания. Между тем, своего расцвета святилище достигло лишь во времена эллинизма, когда остров стал опорным пунктом Птолемеев. "Ника Самофракийская"27 была принесена в дар во II в. Слава "богов Самофракии" распространилась по всему Средиземноморью. Культ существовал до времени правления Константина.

Раскопки дают возможность во всех подробностях восстановить, как было устроено святилище. Самым древним был вырубленный в скале алтарь с кучами пепла и ямами для жертвоприношений. Около 500 г. был возведен "Anaktor/оп", весьма оригинальное сооружение28: вход в него был с длинной западной стороны, слева от входа, с узкой северной стороны находилась "святая святых", куда был закрыт доступ всем, кроме мистов29. Посреди главного помещения располагалось круглое возвышение 3,5 м в диаметре30, у длинной восточной стены стояли скамьи для сидения. Здесь проходили "посвящения". Кроме того, в святилище был еще окруженный стеной участок с очагом, выполнявшим роль алтаря, "megaron"31, функции которого впоследствии, возможно, перешли к "новому храму", названному в одной надписи просто hieron32. У северного входа это здание имело пронаос с колоннами, как обычный храм, однако внутри помещался очаг-алтарь, а в южном конце, закругленном наподобие абсиды, была яма для жертвоприношений. Рядом находился еще один большой участок, окруженный стеной. Построенный поблизости во II в. театр едва ли использовался в культовых целях.

Ежегодно устраивался праздник, на который отовсюду приезжали праздничные посольства, theorof33, но индивидуальное посвящение, myesis, по-видимому, можно было получить и в другое время, просто оказавшись там. Как и в Элевсине, наряду с мистами были еще эпоп-ты, ep6ptai - те, кто по крайней мере во второй раз присутствовали на церемонии с открытыми глазами. О том, как происходило посвящение, известны три любопытных подробности. Во-первых, жрец спрашивал проходящего инициацию, "какой из своих поступков он считает самым ужасным"34. Скорее всего, это была не "исповедь", а способ создать основу нерушимого объединения получив знания друг о друге. Во-вторых посвященные обвязывались вокруг бедер пурпурной повязкой35, а это предполагает вначале раздевание и, возможно, купание. Считалось, что соответствие этому - рассказ о том, как Одиссей бросил свою одежду в бушующие волны и с покрывалом Левкофеи, которое больше уже не могло причинить ему вреда, прыгнул в море. Наконец, с этого момента посвященные должны были носить железные кольца36. Должно быть, важную роль в культе играло принесение в жертву барана37. Посвящение происходило ночью38. Особая таинственность "самофракийских богов" проявлялась в том, что у них или вообще не было имени, или оно держалось в строжайшей тайне. Посвятительные надписи в святилище адресованы просто "богам", theoi. То, что эти боги были "кабиры", часто утверждали со времен Геродота, но хорошо осведомленные люди возражали39. Один автор40 называет имена Axieros, Axiokersos, Axiokersa и "переводит" их как "Деметра, Аид, Персефона". Когда же Варрон41 обнаруживает на Самофракии капитолийскую триаду - Юпитера, Юнону, Минерву - он, по-видимому, дает "перевод" тех же трех имен. Великую богиню из Самофракии можно также отождествить с Матерью. Характерные для Кибелы изображения можно видеть на самофракийских монетах. Кроме того, засвидетельствованы культы Афродиты и Гекаты42. Далее, хорошо известен юный бог, выполняющий различные поручения, Кас-мил или Кадмил, чье имя переводили как "Гермес"43. У ворот анакто-рона стояли бронзовые фигуры двух итифаллических "Гермесов"44. То, что по своему происхождению восходило к фаллическому обозначению границ, миф объяснял таким образом: Гермес "увидел Персефону", и это привело его в состояние возбуждения45. Здесь можно усматривать намек на происшествие в анактороне, служащем параллелью Элевсину. Впрочем, главной и наиболее важной ролью Гермеса было жертвоприношение барана.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...