Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Понятие науки. Как своеобразная форма познания — специфический тип духовного производства и социальный институт — наука, как уже выше сказано, возникла в Новое время, в ХVI-ХVIIвв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наукаа начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь — воздействует па ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука — это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания наука — социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности (выступающей в двух своих аспектах - когнитивном и социологическом) являются универсальность, уникальность, персонифицнрованность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность (В. В. Ильин).
Отражая мир в его материальности п развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознании, и обществе — обществознанне (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наука входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т. п. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке (см. главу 1).
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации па практику и прикладные — непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.
Наука как форма познания н социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания н науки, науковеденне н др. В настоящее время бурно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты н т. п.
Основные особенности научного познания. 1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления н др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики н их выражение и системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» - не только в настоящем, по и в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, по непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала —важный показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
Исторический характер науки и научного познания. Наука — явление конкретное — историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной н зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разработан на материале истории естествознания (В. С. Степин, В. В. Ильин и др.) и состоит в следующем.
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до Нового времени. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания как систематического исследования природы.
Наука как целостный феномен возникает в Новое время следствие отпочкования от философии н проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из тих этапов разрабатываются соответствующие, идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п.
Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении элиминировать все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения.
Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объекивно-истинного описания и объяснения мира.
Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX в.) — включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.
О генезисе науки и научной картины мира. Почему же произошли столь серьезные изменения в мировоззрении Европы ХУ1-ХУП вв., способствующие возникновению науки? Общепринятого ответа на этот вопрос пока нет. В современном науковедении существует несколько подходов, объясняющих это удивительный феномен. Два из них — экстернализм н интернализм.
Исследователи экстерналстского направления (Дж. Бернал, Э. Цильзель, Р. Мертон н др.) выводят науку с ее рационально-механистическим видением мира из становящихся в XVI - XVII вв. рациональных буржуазных социально-экономических отношений. Их основной тезис: буржуазные экономические отношения, пронизанные духом рационализма, оставили не востребованными прежние формы восприятия мира: религиозные, магические, анимистические и пр. Капиталистическое производство требовало развития математики н механики, что и вызвало к жизни рациональное мышление и механико-математическую картину мира. Крайние экстерналисты убеждены, что появление науки полностью обусловлено экономическими и военными потребностями нарождающегося капиталистического общества.
Недостаток этой позиции в следующем. Во-первых, при объяснении генезиса науки не учитывается влияние идеологических факторов, ценностных ориентации, мировоззренческих установок н других компонентов духовной жизни реального общества. Во-вторых, в ней есть явная неточность. Дело в том, что в эпоху разложения феодальных отношений происходило не ослабление религиозного, магического восприятия мира, а напротив, усиление религиозного мироощущения, о чем свидетельствует появление разнообразных форм «новых» религий - лютеранства, кальвинизма, протестантизма н его.многочисленных сект. Католический же мир ответил на Реформацию попытками укрепить и усилить Римскую церковь. В это же время активизируется деятельность разного рода колдунов, ведьм, магов, прорицателей. В-третьих, в рамках этой концепции трудно объяснить, почему капиталистическое производство потребовало, например, представления о пространстве как бесконечном и однородном.
Представители интерналистского направления (А. Кой-ре, А. Холл и др.) видят истоки возникновения научной картины мира и науки в специфике духовной культуры эпохи, в ее саморазвитии, в изменении способа мышления. Некоторые из них склонны рассматривать науку как результат «интеллектуальной мутации» (А. Холл). Уязвимость позиции интерналистов в том, что они не рассматривают причины изменения духовной культуры эпохи, а если н рассматривают, то не связы вают их с теми коренными преобразованиями, которые про изошли в. социально-экономической структуре общества. Так они нс в состоянии ответить на вопрос, почему наука возникла именно в Европе и именно па рубеже XVI и XVII вв.
Попытки объяснить генезис науки, опираясь на марксистскую идею социально-экономической обусловленности науки н научного знания, предприняли и советские философы (В. С. Степин, Л. А. Микешина, В. С. Черняк н др.). Интересную концепцию предложила Л. М. Косарева: становление науки и научного рационального видения мира развивалось диалектически через превращение противоположностей, путем отрицания отрицания. Это становление шло не через ослабление религиозной веры (как считали, например, экстерналисты), а, напротив, явилось «парадоксальным результатом» «предельной интенсификации и накала религиозного чувства» в протестантизме. Экономически-социальные изменения, которые принес капитализм, не являются непосредственными причинами возникновения науки. Между материальным производством н наукой находится система опосредствующих звеньев, к которым относится н протестантизм. Будучи господствующей идеологией, непосредственно обусловленной социально-экономическими процессами, присущими капитализму, протестантизм повлиял на массовое обыденное сознание людей, перестроил его в духе рационализма и практицизма. Протестантская идея равенства всех рангов природного и социального бытия означала отказ от схоластической концепции мироздания, в основе которой лежал принцип иерархии «твари» («тварь» от «творение»). Под влиянием протестантизма интерес человека сосредоточивается на предметном мире, его преобразовании с целью использования открытых законов природы в производстве, ориентированном на получение прибыли. Все, что связано с эмоциональным отношением к людям (дружба, любовь), к произведениям искусства (восхищение, наслаждение) отодвигается на периферию общественной жизни, теряет статус главных ценностей.
Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 893 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!