Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Познание. Процесс познания – это процесс интеллектуальной деятельности человека, целью которого является получение истинных знаний о предмете и просто новых знаний о



Процесс познания – это процесс интеллектуальной деятельности человека, целью которого является получение истинных знаний о предмете и просто новых знаний о нем. При этом сам процесс осуществляется с использованием уже имеющихся у человека знаний и с опорой на эти знания.

Существует несколько познавательных приемов: 1. Рефлексия –это размышление, направленное, прежде всего на анализ своего внутреннего мира, своего внутреннего «Я». Благодаря рефлексии внутренний мир человека становится предметом познания. Существует 3 вида рефлексии: элементарная – как анализ собственных знаний и поступков, научная – как анализ теоретического знания в данной области науки, философская – как размышление о предельных основаниях бытия. 2. Интерпретация – играет важную роль в теории познания и характеризует соотношение научной теории и описываемой ею области бытия. Это совокупность значений элементов анализируемой научной теории. Такими элементами являются формулы, символы, различные выражения каждое из которых должно быть истолковано.

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства (живое созерцание) и разум (мышление, рациональное), находящиеся в тесном единстве как друг с другом так и с другими человеческими способностями.

По вопросу роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты (от лат. sensus, т.е. чувство, ощущение) считали, что главная роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. так французкий философ Гельвеций полагал: «Все, что доступно чувствам, недостижимо для ума.

Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств – слуха, зрения, осязания и др., которые у человека есть.

Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

ощущения – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств, предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные. В зависимости от других оснований выделяют ощущения тактильные (ощущения прикосновения), температурные, болевые, вибрационные (ощущения равновесия), ускорения, невесомости и др. Ощущения выступают в качестве компонента более сложного образа восприятия.

восприятия – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие, не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями (наиболее важные предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность).

представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (например воспроизведение Спасской башни Кремля), образы воображения (русалка, кентавр). По сравнению с восприятием в представлении отсутствует реальная связь с объектом.

Для чувственного познания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражения преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Сенсуалистами были как представители материализма (Гобсс, Локк, Фейербах, идр.) так и идеализма (Беркли, Юм и др.).

Рационализм (от лат. разумное) означает относящееся к разуму (рассудку).

Рациональное познание – это моделирование реальности в форме логико понятийных конструкций с помощью логических средств мышления. С точки зрения Гегеля: «Рациональность – это разумность, т.е. умение мыслить в логических категориях, а ее критерий – истина». Рациональное познание всегда осуществляется в соответствии с некоторыми правилами и нормами, которые зафиксированы в общезначимой форме, - это способность мышления абстрагироваться от естественного восприятия, конструировать идеальные модели, объекты и работать с ними.

Мышление, исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления:

рассудок - это исходный уровень мышления на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Рассудок – это обыденное повседневное «житейское» исчисление или то, что часто называют здравым смыслом.

разум – это высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимо переход рассудка и разума.

Формы мышления (логические формы):

понятие –это не что-то готовое – это деятельность мышления. Это мысль в которой отражаются общие существенные свойства, связи предметов и явлений.

суждение – это такая форма мысли, в которой посредством понятий, утверждается, что-либо, о чем-либо.

умозаключение представляет собой операцию мышления в ходе, которой из составления ряда посылок выводится новое суждение.

Взгляды рационализма развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Проблема понимания и его соотношения с познанием обсуждаются давно. У Дильтея понимание представлено как проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания, у Хайдеггера – это специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире. Согласно Гадамеру, понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора. Поэтому предметом понимания является не смысл, вложенный автором в текст, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст. При этом, по мнению Гадамера, всякое понимание есть проблема языковая: оно достигается (или не достигается) в «медиуме языковости», и в доказательствах не нуждается.

Тем самым понятие «смысл» является ключевым в решении проблемы понимания. Процесс понимания органически связан с процессом познания человеком окружающего мира, однако не сводится целиком и полностью только к познавательной деятельности. Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием («понять – значит выразить в логике понятий»).

Понятие может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и смыслообразование. Понимание как раз и связано в погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Понимание – это поиск смысла: понять можно только то, что имеет смысл. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации, диалога. Смыслом может обладать не только слово, предложение или текст, но и то, что происходит вокруг нас.

Важная проблема познания состоит в том, чтобы исходя из понимания текста распределить субъективные смыслы, объективированные в текстах, «услышать через них человеческие голоса» и с их помощью проникнуть в «Дух минувших эпох, чужих культур».





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...