Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления



Третья глобальная научная революция связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания ( с к. XIX до сер. XX в).. Происходят революционные перемены в различных областях знания. в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Идеалы и нормы новой, неклассической науки характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных тео­ретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истин­ного знания.

Общенаучная кар­тина мира рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постоянно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.

Субъект познания рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоя­тельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического разви­тия средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объек­тивности, факта, теории, объяснения и т.п.

Новым содержанием наполняется категория объ­екта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.

В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в ос­нованиях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука С пецифику со­временной науки конца XX века определяют комплексные ис­следовательские программы, в которых принимают участие спе­циалисты различных областей знания. Организация таких ис­следований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др.

Реализация комплексных программ порождает особую ситуа­цию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундамен­тальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодей­ствия принципов и представлений картин реальности, форми­рующихся в различных науках. Они становятся взаимозависимыми и предстают в каче­стве фрагментов целостной общенаучной картины мира.

Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.

Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулиру­ющимися системами. Последние выступают особым состоянием динамики исторического объекта, своеобразным срезом, устой­чивой стадией его эволюции. Сама же историческая эволюция характеризуется переходом от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией эле­ментов и саморегуляцией. Возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и компо­зицию их элементов, а также со­провождается прохождением системы через состояния неустой­чивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие слу­чайные воздействия могут привести к появлению новых струк­тур

Среди исторически развивающихся систем современной на­уки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Примерами таких "человекоразмерных" комплексов могут служить медико-биоло­гические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую оче­редь генетической инженерии), системы "человек — машина" (включая сложные информационные комплексы и системы ис­кусственного интеллекта) и т.д.

При изучении "человекоразмерных" объектов поиск истины оказывается связанным с определением стратегии и возможных направлений преобразования такого объекта, что непосред­ственно затрагивает гуманистические ценности.

Исторические типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях — додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональ­ность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предше­ствующего, а только ограничивало сферу его действия, опреде­ляя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятель­ность как отношения "субъект—средства—объект" (включая в понимание субъекта ценностно—целевые структуры деятельности, знания и навыки применения методов и средств), то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различ­ной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя вни­мание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, сред­ствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рас­сматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, детерминированы домини­рующими в культуре мировоззренческими установками и цен­ностными ориентациями.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операции деятельности. Экспликация этих связей рассматривается и качестве условий объективно-стного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценно­стями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя они определяют характер знаний (что именно и каким способом мы выделяем и ос­мысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле реф­лексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных це­лей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Особенности стиля мышления в науке 20в. Развитие неклассической, затем постнеклассической науки. Для 1-го периода хар-но: 1.ослабление установок только на науку или только на «подлинность» челов-го сущ-ния., 2.поиск нового типа рациональности: синтез научного и ценностного подходов. Идет очищение принципов, образа науки и очищение образа и принципов челов-го сущ-ния. 1-й период был исторически связан с кризисом в естествознании на грани 19-20 в.в., с потерей методологических ориентиров и поисками новой методологии. Для 2-го периода хар-но: развитие соц-гуманитарного знания, потребность в методологическом осмыслении этого процесса, кот-й захватил ряд других областей науки. Происходит смена методологич-х моделей – образцов гуманитарных наук. Если в начале 20в. методологическим образцом для естествознания служила математизированная физика, то для многих гуманитарных наук – лингвистика. Языковая проблематика, а шире – все проблемы, связанные с сущ-нием знаково-символических систем культуры, приобретают особую значимость.Происходит отказ от опоры на к.-либо одну форму сознания, делается попытка объединить в единое целое различные его формы.

Главные проблемы сосредоточиваются в постпозитивизме и герменевтике на: 1.поисках новой рациональности, 2.проблеме языка, 3. Исторического сознания.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 511 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...