№
П/П
| № урока в теме
| ТЕМА
| Элементы содержания стандарта
| Требования
к уровню подготовки обучающихся
| Учебник
| Дата проведения
| ПРИМЕЧАНИЕ
|
Введение (1 час)
|
|
| Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа
| Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гражданский и патриотический пафос, её гуманизм. Национальная самобытность русской литературы. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| С.3
| | |
Устное народное творчество (2 часа)
|
|
| Отражение жизни народа в народных песнях
| Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.13
| | |
|
| Предания как исторический жанр русской народной прозы
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.18
| | |
Из древнерусской литературы (2 часа)
|
|
| Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»
| Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
| Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.22
| | |
|
| «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.25
| | |
Из литературы 18 века (6 часов)
|
|
| Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены)
| Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.36
| | |
|
| Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
| Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.39
| | |
|
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»
| | Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа
| Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы “человек и природа”. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.45
| | |
|
| И. А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.46
| | |
|
| К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.55
| | |
Из русской литературы 19 века (30 часов)
|
|
| А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
| Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.58
| | |
|
| А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
| Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в.
| Знать: - историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.59
| | |
|
| А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки)
| Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| С.63
| | |
|
| А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения.
| Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром.
| Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.67
| | |
|
| Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности
| Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в.
| Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.71
| | |
|
| Семья капитана Миронова. Маша Гринева – нравственный идеал Пушкина
| Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| | | |
|
| Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.
| Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в.
| Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| | | |
|
| Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| | | |
|
| А. с. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.
| Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.79
| | |
|
| Контрольная работа №1 по теме «Творчество А.С. Пушкина»
| | Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| | | |
|
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве поэта
| Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Вопрос о самоценности личности у романтиков. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.88
| | |
|
| М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.94
| | |
|
| Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| Р. Р. Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
| | Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| | | |
|
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве
| Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины. Человек в ситуации нравственного выбора. Особый интерес русских писателей к проблеме народа.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.103
| | |
|
| Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.105
| | |
|
| Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников
| Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| | | |
|
| Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия и т.п.
| Знать:
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного)
| Реализм в русской литературе и других литературах народов России, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.
| Знать:
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.124
| | |
|
| Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
| Знать:- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| | | |
|
| М. Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»(отрывок)
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.135
| | |
|
| Р. Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
| | Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| | | |
|
| Контрольная работа №2 по теме «Творчество М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова - Щедрина»
| | Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| | | |
|
| Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
| Нравственные и философские искания русских писателей.Литература о глубокой, таинственной связи человека и природы.
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.157
| | |
|
| Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально – нравственные проблемы в рассказе «После бала»
| Поворотные события русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) и их определяющее влияние на характер русской литературы. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| С.170
| | |
|
| Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции
| Знать:- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| С.184
| | |
|
| Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
| С.189
| | |
|
| Поэзия родной природы в творчестве поэтов 19 века
| Конфликт романтического героя с миром.
| Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| С.199
| | |
|
| А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье
| Конфликт романтического героя с миром.. Герой-индивидуалист. Образ «героя времени». Образ человека-праведника, образ русской женщины.
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.204
| | |
Из русской литературы 20 века (20 часов)
|
|
| И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ»
| Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв.Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство.
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.223
| | |
|
| А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
| Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.240
| | |
|
| Урок – диспут «Что значит быть счастливым?». Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.
| | Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| | | |
|
| А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории
| . Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| С.256
| | |
|
| С. А. Есенин. Слово о писателе. «Пугачев» - поэма на историческую тему
| Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв.Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство.
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.260
| | |
|
| Урок- конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина, С. Есенина.
| | Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Пушкина, С. Есенина.
| | Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| | | |
|
| И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
| . Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы.
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.275
| | |
|
| Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки)
| | Знать: - историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.289
| | |
|
| М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
| . Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы.
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.297
| | |
|
| Контрольная работа №3 по теме «Творчество Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина»
| | Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| | | |
|
| А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме
| Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.299
| | |
|
| Василий Теркин – защитник родной страны
| Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы
| Знать: - историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
| | | |
|
| А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мира в рассказе «Возвращение»
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.300
| | |
|
| Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ.
| Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| С.304
| | |
|
| В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров
| С.310
| | |
|
| Р.р. Классное сочинение «ВОВ в литературе 20 века»
| | Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| | | |
|
| Русские поэты о Родине, родной природы. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родины
| Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских народных характеров. Тема детства в русской и других литературах народов России.
| Уметь:выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.315
| | |
|
| Русские поэты о Родине, родной природы. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родины
| Уметь: - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| | | |
Из зарубежной литературы (7 часов)
|
|
| У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви
| Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения.
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| С.322
| | |
|
| Сонтеы Шекспира
| | Знать:- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| С.328
| | |
|
| Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». (сцены)
| Европейский классицизм. Представление о героическом, высокое назначение человека, его способность противостоять превратностям судьбы. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Бунтарские порывы людей и их воплощение в литературе. Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути.
| Знать:- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
| С.330
| | |
|
| Черты классицизма в комедии Мольера
| Знать: - историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
Уметь: работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
| | | |
|
| Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
| . Человек, природа и общество. Тема детства в зарубежной литературе.
Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ в., сатира и юмор, фантастика, сказка. Постановка острых проблем современной действительности в литературных произведениях.
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь: - выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.335
| | |
|
| В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман
| Знать: - основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
Уметь:- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
-работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
| С.340
| | |
|
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоговая контрольная работа №4 по итогам 8 класса
| | Уметь:участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
| | | |