№
п/п
| №
урока в теме
| Тема
урока
| Элементы
Содержания стандарта
| Требования
к уровню подготовки обучающихся
| Учебник
| Сроки
проведения
| Примечание
|
Введение (1 час)
|
|
| Художественное произведение. Содержание и форма
| Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни
человека. Художественное произведение и ее автор
| Знать: о роли книги в жизни человека;
уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг
| С. 3
|
|
|
Устное народное творчество (4 часа)
|
|
| Устное народное - творчество. Календарно-
обрядовые
песни
| Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора
| Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;
уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику
| С. 5
|
|
|
3 -4
| 2 -3
| Пословицы и поговорки
| Малые жанры устного народного творчества. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики
| Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; пони3мать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога;
уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи
| С.8
|
|
|
|
| Р.Р. В чем красота и мудрость русского
фольклора?
| Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров
| Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них
|
|
|
|
Из древнерусской литературы (1 час)
|
|
| Русская летопись «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»
| Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в
летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума,
смелости, отваги, находчивости). Связь
древнерусской литературы с
устным народным творчеством
| Знать: определение понятий «древ-
нерусская литература», «летопись»,
«летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о
принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в
формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества
| С.12
|
|
|
Из литературы 18 века (1 час)
|
|
| Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха»
| Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия.
| Знать: Выразительное чтение художественного текста.
Уметь:Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
| С.15
|
|
|
Из литература 19 века (46 часов)
|
8 – 9
|
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни»
| Наизусть: «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и соловей» - на выбор
|
| С. 16
|
|
|
10 - 11
|
| И.А. Крылов. Басня «Осел и соловей»
|
|
| С.18
|
|
|
13 - 14
|
| А.С.Пушкин.
Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
| Лицейские годы и лицейская лирика
А.С.Пушкина.
Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания
Наизусть: «Узник», «И.И. Пущину», «Зимнее утро» (на выбор)
| Знать: факты биографии А.С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»; понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых жизненных испытаниях; уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания, прослеживать эволюцию чувств лирического героя
| С.22
|
|
|
|
| Стихотворение А.С. Пушкина «Узник»
| Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина.
| Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»; понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения; уметь использовать «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя.
| С.24
|
|
|
|
| Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
| Пейзажная лирика поэта.
| Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа
| С.25
|
|
|
|
| Поэты пушкинской поры.
| Родная природа в стихотворениях Е. Баратынского. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лирического героя
| Знать: определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»;понимать, что в стихотворении Е. Баратынского отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её;
уметь определять выразительные средства языка, указывая их роль е контексте стихо творений, объяснять интонацию конца предложения, выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы
| С.27
|
|
|
|
| Р.Р. Двусложные размеры стиха.
| Двусложные размеры стиха: ямб, хорей.
Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих
| Знать: определение понятий: «ямб»
и «хорей», «ударение», «ритм»,
«слог», «стопа», «стих»; уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения
| С.29
|
|
|
19 - 20
|
| Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
| История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. проблематика произведения.
| Знать историю создания романа; понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с рассказом; сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев.
| С.30
|
|
|
|
| Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
| Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.
| Знать: содержание анализируемых глав; уметь: анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе.
| С.45
|
|
|
|
| Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
| Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского.
| Знать: содержание анализируемых глав; понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям; уметь: составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из романа.
| С.45
|
|
|
|
| Сюжет и композиция романа «Дубровский»
| Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета романа
(фольклор, литература прошлого и т.д.)
| Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;
уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действия, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков -ссора - месть Троекурова - смерть Дубровского и т.д.); делать вывод об организации сюжета в романе
| С.45
|
|
|
|
| Р.Р. Сочинение - сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)
| Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает 0 своих героях. Отбор материала. Цель сравнения двух героев. Основание для сравнения. Варианты вступления и заключения сочинения
| Знать: содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения (возраст, сословие, воспитание, семья, поместье, образ жизни, поступки, отношение к другим людям, черты характера); делать вывод: чего больше между двумя помещиками: сходства или различий; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления и заключения сочинения
|
|
|
|
|
| «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»
| «Повести Белкина» - книга (цикл)повестей. Инсценировка эпизодов: сцена между Лизой и Настей (от слов «Позвольте мне сегодня...» до «...веселое свое предположение»; сцена между Лизой и Алексеем (от слов «Лиза испугалась и закричала...» до «Молодые люди расстались»; сцена между Иваном Петровичем Берестовым и Алексеем (от слов «ИванПетрович менее беспокоился об успехе своих намерений...» до «...если отец заберет что себе в голову, то...не вышибешь»; финальная сцена_(от слов «На другой день Алексей, твердый в своем намерении...» до конца повести
| Знать: сюжет и героев повести Пушкина, понимать позицию Пушкина-гуманиста: простые и естественные качества - самый короткий и самый прямой путь от человека к человеку, залог дружбы и любви; уметь: анализировать роль эпиграфа («Во всех ты, душенька, нарядах хороша»), антитезы и случая в композиции повести, инсценировать эпизоды повести, передавая характер, чувства героев
| С.48
|
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника
| Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения
Наизусть: «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы» (на выбор)
| Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»; понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;
уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения
| С.60
|
|
|
28 - 29
|
| Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты
| Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация
| Знать: определение понятий «лиро-эпическое произведение» (начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»; понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;
уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения
| С.64
|
|
|
|
| Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»
| Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества
| Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений,
уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты -
| С.65
|
|
|
|
| Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонотова»
|
|
|
|
|
|
|
| Н.В. Гоголь. Старосветские помещики (вн.чтение)
|
| Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие
понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.
| С.70
|
|
|
33 - 34
|
| И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей
| Иван Сергеевич Тургенев -автор «Записок охотника». Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бежин луг». Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям
| Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их.
| С.73
|
|
|
35 - 36
|
| Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев
| И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа.
| Знать: содержание рассказа Тургенева, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать: почему описаниям природы в рассказе уделено особое внимание; уметь: сопоставлять словесное и художественное повествование, выразительно читать текст.
| С.73
|
|
|
37 - 38
|
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения.
| Ф.И. Тютчев.Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Наизусть: «Неохотно и несмело»
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
| С.80
|
|
|
|
| Ф.И.Тютчев. «Листья».
Р. Р. Обучение анализу одного стихотворения
| Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
| С.84
|
|
|
40.
|
| А.А.Фет. Стихотворения.
| А.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...» Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета
Наизусть: «Ель рукавом мне тропинку завесила»
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
| С.86
|
|
|
41 - 42
|
| А.А. Фет. «Еще майская ночь…», «Учись у них-у дуба, у березы…»
| Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении
| С.87
|
|
|
|
| Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи АА Фета, Ф.И. Тютчева
| С.84,87
|
|
|
|
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».
| Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей
Наизусть «Железная дорога» (фрагменты на выбор)
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сюжет», «фабула» и др.; понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; уметь связно рассказывать о поэте, отбирать материал в соответствии с поставленными вопросами
| С.88
|
|
|
|
| Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
| Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов
| Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль
| С.88
|
|
|
|
| В.Ч. Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»
| Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.
| Знать: содержание поэмы, события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя; понимать: почему Некрасова волновала декабристская тема; уметь: выразительно читать лирическое повествование
| С.91
|
|
|
|
| Контрольная работа №1 по творчеству Лермонтова, Тютчева, Фета, Тургенева, Некрасова
|
|
|
|
|
|
48-49
|
| Н.С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера
| «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека
| Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «Левша»; понимать, как сочетается эпическое повествование (ав-
тор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;
уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя
| С.93
|
|
|
|
| Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша»
| Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура
| Знать и понимать
сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметьвыделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении
| С.96
|
|
|
|
| Н.С. Лесков. «Человек на часах»
| Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура
| Знать и понимать
сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; уметьвыделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении
| С.120
|
|
|
|
| А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
| Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.
| Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать: смысл названия рассказа; уметь:делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания.
| С.130
|
|
|
|
| В.Ч. Рассказ А.П. Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия»
| Юмор и сатира в рассказе. рабская угодливость, чинопочитание, самоуничижение - уродливые явления человеческой жизни.
| Знать: содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать: смысл названия рассказа; уметь: сопоставлять рассказы.
| С.136
|
|
|
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (1 час)
|
|
| Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
| Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики поэтов 19 века
| Знать: определение понятий «композиция», «поэтический образ», «образ-символ», «эпитет», «олицетворение», «антитеза», «аллегория», «художественное сравнение», «инверсия»; понимать настроение стихотворений,
уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихо творения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты -
| С.147
|
|
|
Из литературы 20 века (30 часов)
|
55 56
|
| А.П. Платонов.
сказка-быль
«Неизвестный
цветок».
| Слово о писателе. История
создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям
| Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были; понимать: почему
автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования; уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное
| С.151
|
|
|
|
| А.А.Грин. Феерия «Алые паруса».
| Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью
| Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д.
| С.170
|
|
|
|
| М.М. Пришвин.
Философская
Притча «Кладовая солнца».
| Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика
| Знать автора, содержание сказки-
были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать
| С.182
|
|
|
|
| Тропа Насти
| Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим
| Знать скрытый смысл прозвища Насти - «золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметьнаходить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их
| С.182
|
|
|
|
| Тропа Митраши.
| Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою
| Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу - дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу
| С.182
|
|
|
|
| Р. Р. Сочинение -сравнительная характеристика Насти и Митраши.
| Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о
своих героях...Цель сравнения Насти и Митраши
| Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;
уметь находить в тексте описания
Насти и Митраши, отбирать эпизоды
для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе, как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М.М.Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке - любовь к миру и доброта)
|
|
|
|
|
| «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести
| Особенности изображения М.Пришвиным
мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы
| Знатьопределение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для
писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь;уметьнаходить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться
| С.189
|
|
|
|
| Стихи русских поэтов о Великой отечественной войне
| Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне
Наизусть: 2 стихотворения по выбору учащихся
| Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности; понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств -от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину
| С.193
|
|
|
|
| А.А. Лиханов. «Последние холода» (внекл.чтение)
| . Русская литература советского времени. Проблема героя. Личность и государство. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Тема родины и ее судьбы. Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера .
| Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания;
|
|
|
|
|
| В.П. Астафьев. Слово о писателе
| Знатьопределение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для
писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь;уметьнаходить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании Астафьева - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться
| С.3
|
|
|
|
| В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе
| С.5
|
|
|
|
| В.Г.Распутин.
Рассказ
«Уроки французского»
| Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени
| Знать: автора, содержание рассказа;
понятия: «герой-повествователь»,
«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя-
| С.15
|
|
|
|
| Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа
| Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни главного героя
| Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия; уметь сопоставлять рассказы В.Распутина и В.Астафьева, находить черты сходства
| С.15
|
|
|
|
| Урок контроля.
Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В.Распутина
| Темы сочинений: «Добро возвращается добром», «Истинное добро бескорыстно», «Жизненные уроки»
| Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение), уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью
|
|
|
|
|
| Н.М. Рубцов. «Тихая» лирика.
| Слово о поэте. Стихотворения «Звезда полей«, «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы лирики поэта. Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова. Искренняя любовь к Родине и близким людям. Особенности лирики Н. Рубцова
| Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек); понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя
| С.22
|
|
|
|
| Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».
| Слово о писателе. Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия
| Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;
уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии
| С.28
|
|
|
|
| Контрольная работа №2по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина.
|
|
|
|
|
|
|
| Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок. Стихотворения.
| Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Утрата душевного покоя, тоска по гармонии
Наизусть: «Летний вечер»
| Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;
понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;
уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие миро ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя
| С.30
|
|
|
|
| С.А.Есенин.
Стихотворения.
| Слово о поэте и
его творчестве. Стихотворения «Мелколесье. Степь
да дали»,
«Пороша»
Пушкинские и лермонтовские
традиции в стихотворениях
С.Есенина.
Близость поэзии к устному
народному
творчеству. Искренняя любовь
к природе. Чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром
| Знать:автора стихотворении, определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение»,
«олицетворение», «аллитерация»;
понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества;уметь по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)
| С.32
|
|
|
|
| А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.
| Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А. Ахматовой
Наизусть: «Перед весной бывают дни такие»
| Знать автора; понимать, как в
одном развернутом сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы - ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность; уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя
| С.39
|
|
|
|
| В.Ч. Рассказ В.Шукшина «Срезал»
| Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям
| Знать: содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа -бабке Маланье и ее внуку Шурке; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам
| С.42
|
|
|
|
| К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда»
| Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
| Знать: основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь: сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
|
|
|
|
|
| Г.Тукай Слово о поэте. «Родная деревня»
|
|
|
|
Из зарубежной литературы (15 часов)
|
Мифы народов мира (4 часа)
|
|
| Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
| Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке
| Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога;
понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;
уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки -
| С.44
|
|
|
|
| Сказания о поэтах-певцах
в греческой мифологии.
Геродот. Легенда об Арионе
| Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность
| Знать: определение понятий «Легенда», «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое
| С.48
|
|
|
|
| Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»
| Жизнь мифа в литературе. Гомер - автор героических поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски-прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека
| Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;
понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; уметьопределять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихо творной речи, определять их роль, давать характеристику героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха
| С.49
|
|
|
Произведения зарубежных писателей (11 часов)
|
|
| В.Ч.Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»
| Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы
| Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;
уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное
| С.53
|
|
|
|
| И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»
| И.Ф. Шиллер -великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера
| Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни; понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого
| С.57
|
|
|
|
| П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»
| Слово о писателе. Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение
| Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы;уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение
| С.59
|
|
|
|
| В.Ч. М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»
| Слово о писателе, памятнике его героям. Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе
| Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»; понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметьсравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия
| С.64
|
|
|
|
| А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча
| Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца
| Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);
понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей;уметь определять сказочные и реальные элементы сказки
| С.69
|
|
|
Заключение (5 часов)
|
|
| Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе»
|
|
|
|
|
|
|
| Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии в 6 классе»
|
|
|
|
|
|
|
| Зачетный урок по литературе за курс 6 класса.
|
|
|
|
|
|