Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эллинистический период



В послеаристотельский период (кон. IV – II вв. до н.э.) коренным образом меняется мировоззренческая установка философии. Ее интерес все более сосредоточившейся на жизни отдельного человека. Это было связано с новыми социокультурными процессами эпохи эллинизма – установление гегемонии Македонии, экономическим упадком греческих городов, крушением полисной социальности (полис – город – государство), установлением монархии.

Так, эллинистическая философия представлена такими течениями, как эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, эклектизм.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), уроженец острова Самос, в 306 г. до н.э. основал в Афинах свою философскую школу, в основе написанного устава которого лежал принцип удовольствия гедонистическая этика).

Подлинное удовольствие не в том, чтобы предаваться грубым чувственным наслаждениям. Эпикур был привержен идеалу меры. Высшее удовольствие – невозмутимость духа (атараксия), которая может быть достигнута только при условии, что человек научился умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму.

Школой повседневной, житейской морали стал стоицизм – философия долга, судьбы. Видные ее представители – Сенека, учитель Нерона, император Марк Аврелий, Эпиктет.

Согласно доктрине стоицизма, быть разумным, т.е. добродетельным, означает следовать природе. Природа представляет собой единое, целое, в котором все происходящие события подчинены строгой закономерности. Все в мире жестко детерминировано. Человек – всего лишь часть космического целого. И человек ничего не может изменить в порядке вещей. Поэтому мудрость и добродетель состоит в повиновении мировому закону в готовности подчиниться судьбе, а порок – в стремлении бунтовать против неизбежного.

Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение душит противопоставить потоку событий.

Идеи эпикурейцев и стоицизма оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти, терпящий страдания, был полностью воспринят христианством.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...