Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индекс социальной напряженности



Индекс, % Уровень
  отсутствие напряженности
1-10 незначительный
11-25 низкий
26-50 средний
51-75 высокий
76-90 очень высокий
91-99 критический
  деструктивные изменения

С помощью дискриминантного анализа совокупность субъективных показателей неудовлетворенности была разбита на факторные группы. В качестве обучающих критериев использованы названные уровни фоновых факторов социальной напря-женности. Это позволило оценить вклад в социальную напряженность каждой из групп признаков и считать суммарный индекс социальной напряженности состоящим из структурных подиндексов.

Индекс социальной напряженности в Вооруженных силахвключает:

1. Неудовлетворенность положением дел в обществе и статусом военнослужащих, в том числе: кадровых военнослужащих своим материальным положением; социально-правовой защищенностью; материально-техническим обеспечением частей и подразде-лений; деятельностью руководства страны.

2. Служебно-профессиональная неудовлетворенность, в том числе: офицеров и прапорщиков воинской профессией (специальностью); условиями выполнения служеб-ной деятельности; неукомплектованностью частей и подразделений личным составом; службой рядового и сержантского состава.

3. Неудовлетворенность регионом дислокации соединения (части), в том числе: взаимоотношениями с местным населением; отношением местных органов власти к проблемам и нуждам военнослужащих; защищенностью военнослужащих и их семей от криминальной преступности; географическими и климатическими условиями региона.

4. Неудовлетворенность, жилищно-бытовыми условиями и взаимоотношениями в семье, в том числе: кадровых военнослужащих жилищными условиями; качеством и ассортиментом питания; отношениями в семье.

5. Наличие конфликтов в воинском коллективе, в том числе: между военнослужащими разных сроков призыва; в отношениях командиров и подчиненных; между равными по званию (должности) кадровыми военнослужащими; между представителями различных национальностей и регионов проживания.

6. Готовность к: досрочному увольнению из Вооруженных сил, разрыву контрактов со стороны офицеров и прапорщиков; самовольному оставлению части, дезертирству военнослужащих срочной службы; групповым акциям протеста; неповиновению командирам (начальникам); недобросовестному выполнению служебных обязанностей; увольнению во время учебы или сразу по ее окончании курсантов военных училищ; обращению в средства массовой информации, чтобы обнародовать свои проблемы и трудности; участию в деятельности общественных организаций по защите прав военно-служащих; применению военной силы и оружия для защиты своих прав и интересов.

7. Наличие действий, направленных на удовлетворение потребностей, жизненных интересов; индивидуальный и групповой протест; в том числе: применение военной силы и оружия; демонстрация военной силы; совершение корыстных преступлений против личности; участие в противозаконных сделках, хищениях оружия, боевой техники, воен-ного имущества; самоубийства и попытки самоубийств; групповые акции протеста; самовольное оставление частей, дезертирство военнослужащих срочной службы; групповое невыполнение приказа командира (начальника); досрочное увольнение офи-церов и прапорщиков из Вооруженных сил, разрыв контракта; увольнение курсантов военных училищ во время учебы или фазу по ее окончании; обращение в средства массо-вой информации, чтобы обнародовать свои проблемы и трудности; участие в деятель-ности общественных организаций по защите прав военнослужащих; поддержка различ-ных политических партий (в условиях деполитизации армии); личное невыполнение при-каза командира (начальника); халатное отношение к выполнению служебных обязаннос-тей; жалобы и заявления по команде.

Эмпирические значения индекса социальной напряженности рассчитаны для Воо-руженных сил в целом, видов Вооруженных сил, военных округов (флотов), а также гарнизонов, где проходили исследования. По состоянию на конец 1992 г., индекс СНВС составил 42%, что соответствовало среднему уровню напряженности.

Факторы и причины социальной напряженности

Под факторами понимаются объективные условия, причинно воздействующие на социальный процесс (явление) случайным образом, в сознательно неустановленном никем направлении.

Необходимость их изучения сегодня сохраняющимся обо-стрением социальной напряженности в крупных городах и на про-мышленных предприятиях. Причинами являются; I) форсированное изменение прежних экономических институтов общества; 2) поли-тическая либерализация, вызванная расширением уровня демократизации общества. Обе причины относятся к числу макросоциальных факторов, практически одинаково воздействующих на все трудовые коллективы, организации и социальные группы и в этом смысле являющихся неуправляемыми, если под субъектом социального управления подразумевать администрацию конкретного
предприятия (учреждения, города). Иначе говоря, предприятия
втянуты в экономическую реформу, в экономическую нестабильность, в процессы демократизации и не могут собственными силами ничего изменить.

Макрофакторами считаются объективные, действующие неза-висимо от данного коллектива и его администрации, факторы со-циальной напряженности. В отличие от них существуют средне-уровневые факторы, которые являются управляемыми и субъек-тивно и объективными. К ним относятся: авторитарный стиль руководства, низкий уровень доверительности к подчиненным, несправедливое распределение зарплаты, недостатки в организации труда и т.п. Они практически полностью зависят от администрации, ее умелого или неумелого руководства. На них можно воздействовать, устранять или смягчать. Именно среднеуровневые факторы, которые можно назвать дисфункциями в социальной организации труда, выступают непосредственным поводом (ибо причиной, на самом деле, могут быть макро-факторы) к обострению трудового конфликта и возникновения забастовки.

Почему именно они? Как показывает статистика, от 60% до 80% промышленных предприятий находятся в крайне неблаго-приятных - социальных, технических, финансово-экономических условиях, но не везде возникают забастовки. Они появляются там, где к действию макрофакторов (общей напряженности в стране) добавляется действие среднеуровневых факторов (рав-нодушие к людям, злоупотребление служебным положением и т.д.). Происходит аккумулирование негативных факторов, возникает "накопленный эффект", т.е. напряженность в собственном смыс-ле этого слова. Когда он достигает критической величины, - по нашим предположениям, это означает, что готовность участ-вовать в забастовке и неудовлетворенность положением дел на предприятии высказывают более 2/3 коллектива, - потенциаль-ная напряженность становится реальной, т.е. разрешается в:

1) рестрикционизме (сознательном ограничении нормы выработки),

2) стихийном неорганизованном протесте (волнении),

3) в ор-ганизованном коллективном приостановлении работы (забастов-ке).

Кроме макро- и среднеуровневых факторов выделены микросоциальные факторы - межличностные нормы и правила, соци-ально-психологический климат в малой группе, совокупность социальных ценностей и психологический тип личности. Человек по своей природе может быть конфликтогенным и с этим ниче-го не поделаешь. Психологический темперамент и характер ма-ло поддаются изменению, хотя социальное окружение, несомнен-но, оказывает влияние. "Оптимист" по своей природе в меньшей степени будет склонен участвовать в конфликтах и фрустрировать, чем "пессимист". Хотя качество быть оптимистом и пессимистом - не только врожденное, но и приобретенное. В исследовании ставится задача выявить, насколько возможно, социально-психологические типы людей, линии их поведения в конфликтной ситуации. Необходимость решения такой задачи объяс-няется тем, что микрофакторы относятся к числу малоуправляемых, они в значительной степени поддаются изменению.

Таким образом, можно выделить три типа факторов или причин возникновения социальной напряженности: I) макросоциальные не-управляемые факторы (зависят от положения дел в обществе), 2) среднеуровневые управляемые факторы (зависят от администрации предприятия), 3) микросоциальные малоуправляемые факторы (зависят от субъективно-ценностной ориентации и психологического склада человека).

Изучение динамики факторов, формирующих социальную напряженность в современной российской армии, показывает, что они имеют комплексную природу, поскольку коренятся одновременно в политической, экономической, социальной и духовной сферах. В политической это неурегулированность социально-политического статуса военнослужащих, использование армии в целях подавления выступлений мирного населения, в экономической - резкое падение уровня жизни военнослужащих и их семей, в социальной - недоверие к армии как социальному институту, массовое уклонение от воинской службы и процветающая в казармах дедовщина, в духовной - нравственное и моральное разложение войск, которое выражается в катастрофическом росте преступности.

По данным исследований С.В.Янина[122], в общественном мнении людей доминируют взгляды, что роль армии в обществе в настоящих условиях принижена, воинская служба стала непопулярной. Только 46% опрошенных не против того, чтобы их сын прошел службу в армии. Особенно заметно неоднозначное отношение людей к профессии офицера: лишь менее 1/3 опрошенных выразили желание, чтобы их сын учился в военном училище, дочти половина отвергает эту мысль вообще. Среди молодых людей призывного возраста каждый третий, признавая необходимость армии для государства, хотел бы избежать призыва, а в случае призыва в армию, каждый второй хотел бы проходить службу рядом с домом. По мнению большинства опрошенных, воинская служба должна быть уделом только профессионалов. В этой связи серьезной проблемой для общества становится проблема борьбы с уклонениями молодежи от призыва на воинскую службу. Так, например, осенью 1992 г. из каждых 100 подлежащих призыву молодых людей в армию было призвано в среднем 20-22 человека. Многие из призывников просто не явились на призывные пункты. Особую обеспокоенность вызывает морально-психоло-гическое состояние молодого пополнения призыва весны-лета 1993 г., среди которого более половины не желают служить в армии по призыву, а каждый третий не удовлетворен службой в своей воинской части.

Понятно, что подобный настрой не способ-ствуют заинтересованному отношению к выполнению служебных обязанностей. Почти половина опрошенных С.В.Яниным офицеров, прапорщиков и мичманов отметили, что нежелание части военнослужащих добросовестно выполнять свой долг является одной из главных причин социально-психологической напряженности в их подразделениях и частях.

В армию и на флот все больше стало приходить юношей, имеющих слабое представление о военной службе. Если в 1989 г. свыше 60% призывников приходили в войска с определенной воинской специальностью, полученной через организации ДОСААФ, то в 1992 г. их число уменьшилось в два раза. Вызывает тревогу физического и психического состояния призывного контингента. По данным статистики, за последние годы показатель годности призывников к службе регулярно снижается на 3-5%. По стране наблюдается заметный рост заболеваемости юношей призывного возраста (особенно заболеваний нервной системы, внут-ренних органов и органов зрения). В целом же, начиная с 1991 г. по состоянию здоровья в армию и на флот не призывается каждый пятый призывник, в то время как в 1989 г. - только лишь каждый десятый юноша. Нельзя не учитывать и факты роста криминогенности в молодежной среде. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать и в армии, что не может не сказываться на нравственно-психологическом климате.

В ходе исследований С.В.Янина были выявлены тенденции в развитии социальной напряженности в армии и на флоте. Если с 1991 г. она имела направленность к постепенному возрастанию, то с начала 1993 г. (после принятия ряда законо-дательных актов по Вооруженным силам) - к стабилизации на среднем уровне.

Континуум аномии

Как было выяснено раньше, в буквальном переводе аномия (греч. a - отрицательная частица, nomos - закон; отсюда фр. anomie - отсутствие закона) обозначает беззаконие, отсутствие норм. Этим термином вполне можно описывать как поведение отдельных индивидов, так и состояние всего общества.

Но мы не обратили внимание вот на что. Частица <а> означает два состояния: 1) отрицание норм со стороны людей, 2) отсутствие законов в обществе. первая сторона отображает субъективный аспект аномии, вторая - объективный. Это означает, что нам, социологам, следует разводить отношение людей к законам и состояние институтов общества. Одно дело, когда законы есть, но население - в силу самых разных причин - не стремится их соблюдать. И совсем другое дело, когда общество - в лице исполнительной или законодательной власти - не создало эффективные законы, а те, что существуют, либо бездействуют, либо не отвечают интересам большинства населения, а потому не соблюдаются им. Обе стороны аномии характерны для российского общества. Причем, не только нынешнего, но и прошлого.

Ни Мертон, ни Дюркгейм, к сожалению, не выделяли и не различали две стороны аномии. Дюркгейму это вполне простительно, поскольку он считается пионером в подобном исследовании, поэтому он поставил проблему, но не раскрыл ее сущность. Мертон описал не формы проявления аномии, а типы реакции индивидов на нее, а именно конформизм инновацию, ритуализм, ретритизм, мятеж.

Первые три, строго говоря, вообще не имеет никакого отношения к аномии. Действительно, если люди соглашаются и с целями и с средствами, то никакого беззакония и отчуждения людей от власти нет. Таков конформизм. Когда цели принимаются, а средства отклоняются лишь для того, что одни, устаревшие, заменить другими, более совершенными, не разрушая существующего положения дел, но, напротив, обновляя и укрепляя его, то и здесь об аномии нельзя вести речь. В самом деле, инновационное поведение к аномии не имеет отношения, поскольку обновление происходит всегда - и в стабильном и в нестабильном обществе. Если Мертон имел в виду нечто другое, то нужно было сделать оговорки и обосновать их[123]. Наконец, ритуализм, предполагающий отклонение целей, но соблюдение средств, также не имеет прямого отношения к беспорядкам, хаосу и анархии в обществе, ибо только они служат четким маркером того, что общество переживает глубокую стадию аномии.

Остаются два индикатора, с которыми нельзя не согласиться. Ретритизм означает индивидуальный - тихий, молчаливый и незаметный - побег одиночек из общества. Того общества, которое им не нравится, цели (заодно и ценности) и средства (институты) которого ими не признаются. У него существует иное название - эскапизм. Отшельники и строители утопических коммун - наиярчайшие представители эскапизма, мирного бунта одиночек. А вот пятая форма реакции, мятеж или бунт, это прямое свидетельство того, что большинство населения либо его значительная часть доведена до крайности. При этом мятеж, по формам своего проявления, можно серьезно варьироваться. Скажем, забастовка и стачка - это, несомненное, проявление мятежа, но в слабой форме. Еще слабее рестрикционизм - сознательное ограничение нормы выработки. Зато революция и бунт демонстрируют максимально сильную форму мятежа.

Современные антиглобалисты, съезжающиеся со всех концов мира на саммит Большой восьмерки, выражающие свое несогласие с целями и ценностями развитых стран, находят экстремальные формы выражения своего протеста: громят витрины, поджигают автомобили, сражаются с полицией. Это мятеж в международном масштабе. На эскапизм или инновацию он никак не похож. При мятеже не просто отклоняются цели и средства, но заменяются другими, противоположными тем, что существуют в обществе. Именно на таких принципах основана контркультура, как-то преступная, большевистская, фашистская или сатанинская. Они противостоят существующему обществу, отвергают его, борются с ним и разрушают его.

Учитывая все формы проявления аномии, даже те, которые лишь внешне похожи на нее, а потому представляют собой ее ослабленный вариант, мы получим некий континуум аномии, на котором между двумя полюсами, самым слабым и самым сильным, а именно конформизмом и мятежом, расположились три промежуточные формы (см. рис).

Глава 3. Сиротство и беспризорность

Детство - самая светлая и беззаботная пора в жизни человека. Но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу различных обстоятельств. В повседневной жизни большинство взрослых редко сталкивается напрямую с проблемами детдомовских детей, детей-инвалидов с детства.

Беспризорность и социальное сиротство - это социальная почва для произрастания девиантного поведения, которое очень быстро перерастает в делинквентное, а затем в криминальное поведение. Это концентрированно ненормальная среда, где негативные процессы чрезвычайно ускоряются, а позитивные, напротив, замедляются. Вот почему с беспризорностью как источником девиантности очень трудно бороться. Впрочем, присмотримся к этому явлению поближе.

Методология и этимология вопроса

Устаревшее ныне и почти забытое слово <призреть> означало приглядеть за убогим, помочь сироте, подвинуть душу к состраданию и милосердию. В толковых словарях мы можем узнать о том, что призирать означает бросать взор со вниманием и участием, поступать милосердно, откликаясь на нужды ближнего, дать приют и пропитание, взять под свое покровительство. Призрение, таким образом, одновременно значит попечение, опеку и социальную защиту. Бес-призорный - это маленький человек, оставшийся без социальной помощи, а не бесконтрольный. А вот слово без-надзорный обозначает ту самую бесконтрольность, т.е. отсутствие родительского досмотра - в силу занятости на производстве, длительного пребывания в больнице или отъезда, нежелания воспитывать детей и т.п.

Таким образом, безнадзорность обозначает невыполнение функций воспитания и контроля со стороны агентов первичной социализации - родителей и родственников. Беспризорность - это невыполнение социальной опеки со стороны государства и уполномоченных им социальных институтов над несовершеннолетними (т.е. неспособными еще зарабатывать на пропитание собственным трудом) гражданами в случае, когда те лишились помощи агентов первичной социализации. Запомним еще раз: безнадзорность - это дисфункция в системе агентов первичной социализации; беспризорность - дисфункция в системе институтов вторичной социализации. В дореволюционной России надзор могла осуществлять не только семья, сколько поземельная община - первичная общность по месту жительства. Но термин <призрение> относился исключительно или преимущественно к государственным ведомствам.

Дети богатых

<Детей преуспевающих родителей не подхлесты-вает бедность. Им никогда не приходилось пробивать себе путь из трущоб. Они довольно легко сохраняют то имуще-ственное положение, к которому привыкли с детства, и у них нет побуждений делать вообще какие бы то ни было усилия>, - считает С.Паркинсон1).

<Новые поколения детей, родившихся в богатых семьях, счита-ют богатство чем-то естественным, а поэтому у них меньше стрем-ления добывать материальные ценности, чем у их родителей>, - считает Г.Кан1).

Два понятия - беспризорность и призрение - имеют между собой не только много общего, но и происходят из одного корня. Действительно, слово <призревать> в русском языке значит опекать

Специалисты включают в совокупность действий, при помощи которых осуществляется призрение, если оно мыслится как институциализированная социальная практика (осуществляемая официальными учреждениями под контролем и управлением государства), следующие виды помощи:

· Детям-инвалидам; · социальным сиротам;· детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей; · беспризорным; · детям, бежавшим от войны; · детям с дивиантным поведением.

Институт общественного призрения в нашей стране, получающий государственное судсидирование, включающий сотни тысяч штатных сотрудников и наемных работников - от социальных работников, нянечек и учителей до врачей-логопедов и сантехников, тысячи заведений, институов, лабораторий, санаториев и т.п., осуществляет свои функции в следующих формах и типах учреждений:· школы-интернаты; · детские дома;· трудовые и воспитательные колонии;· приюты;

· временные приюты; · семейные детские дома;

Детская беспризорность - отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как: а) отсутствие постоянного места жительства (бездомность); б) разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями; в) отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и подобных им учреждений); г) незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).

Бездомными считаются люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни служебного, ни взятого в наем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующие остаться без него в любой момент. Иными словами, это - "уличные" бродяги и бомжи. Их основное место ночлега - вокзал, чердак, подвал, улица. В "Словаре русского языка" С. И. Ожегова бездомный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта". Синонимом термина "бездомный" в русском языке является термин "беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой". Согласно американской "Энциклопедии социальной работы", бездомным считается человек, "не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни". Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей. Существует и скрытая бездомность - это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за заработками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти постоянное место работы и жительства.

Беспризорный - это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учреждения, ведущий бездомный образ жизни. Сегодня беспризорников называют <дети улицы>, <дети подземелья>, т.е. люди, лишенные полноценной заботы.

Как говорят медики, очень часто первым симптомом проблем с сердцем является смерть.

Беспризорными на Руси считали детей, бродяжничавших и побиравшихся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. Тогда значение термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых. Но сегодня в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и сезонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставленные сами себе и не посещают ни школу, ни другие детские заведения[124]. Термин "беспризорный" возник еще в XVII веке с зарождением государственной заботы о нищих и бездомных. К концу XVIII века им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14-16 лет.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство[125]. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[126].

Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных"[127]. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

· умерли;

· лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;

· признаны безвестно отсутствующими;

· недееспособны (ограниченно дееспособны); · отбывают наказание в исправительных колониях;

· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

· уклоняются от воспитания детей;

· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

В русском языке словом "сирота" обычно называется ребенок, лишившийся одного или двух родителей. Но не только он. Согласно словарю В.И. Даля, диалектным словарям, так же обозначается "вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек"[128]. В обиходе и фольклоре сиротой называются персонажи, лишившиеся опекуна, защитника, например, девушка, оставленная любимым, или товар (дом) без хозяина. В Древней Руси сиротами назывались крестьяне. Историк Б.Д. Греков пишет, что "сиротами" на территории северо-восточной Руси назывались крестьяне-смерды[129]. Слово смерд М.Фасмер соотносит со смердеть, смородъ: "Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расценивалось как низменное занятие"[130]. "Сирота"становится синонимом слова "смерд" по той причине, что обозначает человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России 16-17 вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях и кабально зависевшие от них, назывались детеныши.

Народные поговорки Дал Господь сиротинке роток - даст и хлеба кусок За сиротою сам Бог с калитою Сиротскую обиду Бог оплатит сторицей Бог заступник сирым и вдовым Сирый да вдовый плачут, а за сирого да вдового Бог на страже стоит Сиротам Бог опекун

Сиротами считаются все оставленные и прежде всего оставленные родителями дети, судьбой и удачей - нищие, мужьями - вдовы. Сиротами было принято также называть детей солдат. Применение слова "сирота" к детям солдат связано с тем, что рекруты и солдаты воспринимаются как социальная группа, занимающая пограничное положение между миром людей и миром мертвых, поскольку они отдалены от семьи[131]. Все они - оставленные, брошенные, покинутые, т.е. относятся к категории социальных изгоев и, подобно слою неприкасаемых в кастовой системе Индии, русские сироты стоят вне классовой структуры. Поскольку они вызывают у народа жалость и сострадание, обласканы русским фольклором, сказаниями и песнями, то помещать их на социальное дно, относить к андерклассу, как это делается с презираемой всеми кастой неприкасаемых, по всей видимости, нельзя. Маргинальность сирот выражается в том, что они стоят сбоку - на обочине полнокровной общественной жизни. У южных славян сирот не допускают к участию в свадебном обряде. В Сербии муку для свадебного печенья могут просеивать только девушки, имеющие родителей. Считается, что это избавит молодую от одиночества и бед семейной жизни. В некоторых свадебных ритуалах обязательно должны участвовать мальчики, при этом следят, чтобы их родители были живы[132]. В Болгарии не приглашают сироту на третий день после родов, когда задабривают наречниц (орисниц), которые определяют судьбу новорожденного. Столь же характерен сербский запрет сиротам первый раз зажигать огонь в новом доме. Сирота может передать свою участь окружающим, поэтому в ряде обрядов его следует отстранить от участия в них. У гайлуитов (Британская Колумбия) вдовцам и вдовам, сиротам и незамужним не позволяется есть первую семгу улова. Если бы они попробовали этой первой рыбы, ход семги оказался бы ничтожным[133].

Все наслаждения и роскошь, воспринятые туманным сознанием глупца, окажутся жалкими по сравнению с сознанием Сервантеса, пишущего в тесной тюрьме своего Дон-Кихота.

А.Шопенгауэр

Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Австралийские аборигены звали <сиротой> и такого ребенка, у ко-торого умерла только мать. Дети, потерявшие родителей, обыч-но не погибали и не голодали, однако <сирота>, в представле-нии аборигенов,-это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в австралийском фольклоре; в мифах и сказках си-рота - это ребенок, за которым плохо следят и который в кон-це концов доводит до беды и себя, и всех взрослых[134].

Положение сирот в обществе всегда являлось депривелегированным: девочки-сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски[135]. Согласно белорусской легенде, волков Бог создал специально для того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь. Восприятие сироты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось в народном творчестве. За ним закрепилось понятие <недоля>. В русском языке слово <доля> выражает не только количественную меру целого, но и правовое понимание части наследуемого имущества. Поскольку без такого стартового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет того, что завещают ему родители, судьба его, согласно народным поверьям, скорее всего не сложится. Иными словами, его ждет <недоля>. Отсюда и широко распространенные представления о <сиротской недоли>.

Мотив сиротства как устойчивая семантическая единица использовался широко и в устном народном творчестве и в художественной литературе. О человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить, говорят <казанская cирoтa>. Поверья фиксируют связь сирот с русалками, богинками. Покойные родители сирот в поверьях выступают как предки-покровители, а в быличках - как заложные покойники, приносящие вред живым. Сиротство - одна из основных тем похоронных причитаний. В сказках, например в <Сивке-Бурку>, главный герой - младший сын-сирота. И в знаменитой <Золушке> героиня - почти сирота (есть отец, но нет матери). В частушках <сиротами> называются собственно сироты, девушки, расставшиеся с любимыми, солдаты, их дети, жены, дома, хозяева которых уехали. Здесь сирота выражает чувство одиночества и оставленности. Оно должно вызвать у слушателя сострадание к герою. Немало и баллад, в которых действует сирота. В духовных стихах слово сирота обычно употребляется в расширительном значении, так называются все оставленные и беззащитные. В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам. Распространены песни, содержащие жалобы сирот на несчастливую судьбу, клевету со стороны окружающих. Есть и такие песни, в которых родные не велят брать замуж девушку-сироту[136].

Парадоксально, но факт В столице, где проблема предоставления жилья решена полностью, оказалось, что более половины выпускников детских сиротских учреждений не живут на полученной ими жилплощади, и практически все не вносят квартплату.

В традиционной культуре сирота часто оценивается негативно, поскольку может передать свое несчастье окружающим. Это проявляется в поверьях, запрещающих жениться на вдовце, имеющего грудного ребенка. Распространены запреты на участие сирот в свадебном, родильных ритуалах, поскольку оно может повлечь за собой негативные последствия для новорожденного или новобрачной. Подобного рода запреты распространяются и на предметы, название которых связано со словом сирота. Так, запрещено брать для строительства дома бревно с двойной сердцевиной - пасынком. В фольклоре образ сироты появляется в тех случаях, когда требуется вызвать жалость к герою или отметить, что он принадлежит к категории "оставленных", как в песнях, частушках. В былинах сиротство лежит в основе конфликта: сын-богатырь либо мстит за отца, либо, в случае "мнимого сиротства" с ним сражается. Содержание баллад - плохое отношение мачехи к падчерице, но справедливость баллада не восстанавливает. В лирические песни проникают два противоположных представления о сироте: о "недоле" с одной стороны, и о способности влиять на плодородие с другой, песни последнего типа часто используются в обрядах. И, наконец, в песни и баллады проникают представления о "нерожденности" и "невоспитанности" сироты людьми, его рождают и воспитывают силы природы[137].

В социальной опеки и призрении нуждается также такая категория детей, как <бродяжки>. В отечественной литературе под термином "бродяжничество" принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях[138].





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 1285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...