Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Аномия: классика и современность 4 страница



Для Д.Лейтона и других авторов[120] нарушение культурной идентичности означает ослабление эффективности норм группового членства в ситуациях, когда члены этой группы или сообщества вступают в плотный контакт с иной культурной средой либо с другой группой, придерживающейся противоположных либо существенно отличных социальных норм, в результате чего члены первой группы не могут соединить в целое две социокультурные системы требований. Именно в таком положении оказались изучаемые В.Джилеком индейцы Тихоокеанского побережья под давлением превосходящих сил белых завоевателей. Коренное население со временем превратилось в национальное меньшинство, которому ради выживания необходимо было согласовать две несовместимые системы ценностей - свою и чужую. Под давлением глобального процесса вестернизации, охватившего весь континент, структура традиционного индейского общества была дезорганизована. Этот процесс захватил и личность каждого человека. Появление случаев умственных и нервных расстройств послужило признаком общего неблагополучия. Каналом аккультурации выступило западноевропейское образование. Благодаря ему дети индейцев обучались передовым достижениям западной цивилизации и одновременно разобучались традиционному коду культурного поведения. Традиции и обычаи народа некому было передавать. Выросшее в новой среде, молодое поколение индейцев оказалось между двумя культурными берегами, к каждому из которых оно уже в полной мере не принадлежало. Ученые отмечали внутриличностный конфликт идентификации: молодежь чувствовало лишь частичную принадлежность к традиционной и современной культуре, не умея точно соориентироваться, к какой именно она на самом деле принадлежит. К этому добавлялось определенное отчуждение - своими их уже не считали старики-индейцы и еще не считали американцы. Аномическая депрессия нашла свое выражение в повальном пьянстве, пессимизме и моральной деградации. Жизненный цикл типичного индейца, прошедшего подобные перипетии, на теоретическом уровне предстал в виде следующей причинно-следственной цепочки:

Аномия?относительная депривация?разрушение культурной идентичности? аномическая депрессия

В.Джилек обнаружил, что аномическая депрессия среди индейцев находит свое проявление в фрустрации, психологических срывах, отчаянии, унынии и апатии, потере смысла жизни и разрушении самооценки, реже - в агрессивности против самого себя или других людей, моральной дезориентации и пьянстве. Хотя традиционные ритуалы в новой культурной ситуации уже утратили свой смысл и эффективность, индейцы прибегали к ним как к последнему средству психокоррекции. С их помощью они пытались заживить душевные раны, найти духовную целостность, обрести утраченную культурную идентичность.

Социальная напряженность и аномия

Между социальной напряженность и аномией существует то общее, что оба понятия отражают несоответствие или расхождение.

Социальная напряженность - степень несоответствия ожи-дания людей и реальных условий жизни. Сама по себе напряжен-ность - психологическое состояние, характеризующее настроение отдельного индивида, групп людей или всего общества. Социаль-ной она становится в том случае, если затрагивает большие со-циальные группы людей или все общество. Второе условие, при котором напряженность из психологической переменной становит-ся социальной, касается приоритетных жизненных: ценностей.

Если под угрозой находятся жизненно важные условия су-ществования больших масс людей, то надо говорить именно о социальной напряженности. В таком случае подразумевают коллективные или институциональные условия существования. Когда под угрозой находятся вторичные, т.е. неважные, жизненные ценности либо индивидуальные условия, целесообразно вести речь о психологической напряженности.

Традиционная неудовлетворенность - условиями и органи-зацией труда, зарплатой, медицинским обслуживанием и быто-выми условиями - выступает частным видом психологической на-пряженности. Названные факторы не относятся к числу институ-циональных. Кроме того, неудовлетворенность ими ситуационная, она исчезает или уменьшается по мере улучшения условий труда и быта, повышения зарплаты и т.п. Еще одна особенность не-удовлетворенности, внешне похожей на напряженность, заключается в ее локализованности, сосредоточенности на данном ра-бочем месте, цехе, предприятии, учреждении, редко - городе. Социальная напряженность изначально носит глобальный, транс-региональный характер.

Вторая психологическая переменная, внешне похожая на напряженность, это фрустрация. Под фрустрацией понимается психическое состояние, возникающее вследствие воображаемой или реальной помехи, препятствующей достижению цели. Она про-является в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, гнева, раздражения. Защитные реакции при фрустрации связаны с воз-никновением агрессивности, уходом от трудной ситуации, сни-жением сложности поведения, торможением сложных струк-тур регулирования деятельности, появлением неуверенности в себе, преувеличением регидных, часто консервативных форм по-ведения.

Неудовлетворенность и фрустрация служат психологически-ми индикаторами возникновения социальной напряженности, но к ней не сводятся и ее не исчерпывают. Помимо психологичес-ких переменных необходимо учитывать также социальные, а именно отчуждение и аномию. Обе они затрагивают институциональную сфе-ру общества, их появление свидетельствует о происходящих в обществе фундаментальных, чаще всего необратимых экономичес-ких, социальных и политических процессах.

Отчуждение характеризует такое состояние общества, при котором массы людей потеряли контроль над происходящим, над теми валентными институтами и ценностями, которые составля-ют суть их жизни. Отчуждение связано с психологическим ощу-щением потерянности в мире, утратой смысла жизни, значимос-ти своего "Я". Без такого переживания отчуждения нет. Зару-бежные социологи измеряют отчуждение с помощью социально-пси-хологических тестов.

Аномия- это отсутствие твердо установленных юридичес-ких законов, общепринятых норм и стандартов поведения, со-циальных гарантий. Аномия может существовать только на уров-не больших социальных групп, но не отдельных индивидов. На-ступление аномии переживается как смутное время -период, когда старые институты и нормы уже разрушены либо бездействуют, а новые еще не появились.

Аномия и отчуждение очень близки, и зарубежные социоло-ги нередко измеряют их при помощи одинаковых либо похожих шкал. Чаще всего они включают следующие переменные: отстра-ненность от власти (безвластие), бессмысленность жизни, от-сутствие норм, социальная изоляция, самоустранение от актив-ных действий.

Отчуждение - потеря смысла жизни, ощущение господства над собой стихийных, неподдающихся контролю (иррациональ-ных) сил, а аномия - разрушение каких-то важных соци-альных институтов и структур. Они являются парными понятия-ми. При этом аномия рассматривается как причина, а отчужде-ние - как следствие.

При сильной степени аномии легитимные цели и общепринятые ценности отступают на второй план. Они становятся не при-оритетными или, по выражению Р.Мертона, не акцентированными. На первый план выдвигаются, т.е. акцентируются частные цели, незаконные и неузаконенные формы поведения. Указы правитель-ства и юридические постановления не исполняются, приоритетны-ми становятся местные правила и инициативы. Среди различных групп населения распространяются девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные (преступные) форм поведения, которые в отсутствии норм (т.е. при аномии) нельзя считать анормальным поведением. Они и не считаются в массовом сознании чем-то аморальным. Правильное название для них - альтернативные фор-мы поведения.

Когда авторитет исполнительной и законодательной власти невысок, тогда большинство постановлений не выполняется или выполняется не так, как задумывалось, власти вынуждены изда-вать еще больше законов и постановлений, дополняющих, подтвер-ждающих, корректирующих или исправляющих предыдущие. По коли-честву издаваемых постановлений, степени их исполнения и про-тиворечию их друг другу, можно судить о степени аномии в дан-ном обществе.

Чем больше постановлений, выше уровень их противоречивос-ти и ниже степень исполнения, тем выше уровень аномии и - согласно гипотезе о связи четырех переменных: неудовлетворен-ности, фрустрации, аномии и отчуждения с социальной напряженностью, - выше уровень социальной напряженности в обществе. Изучение степени неподчинения местных властей постановлениям из центра, местного самотворчества и сопротивления покажет уровень отчуждения и аномии. Изучение того, мотивировано и разумно ли местные власти не исполняли указания из центра, выдвигая лучшие и адекватные конкретным условиям собственные решения, покажет степень рациональности действия местных органов влас-ти, умение брать на себя инициативу, быть предприимчивыми и, в конечном итоге, степень контроля над иррациональными факто-рами.

Переход общества от запрещающей культуры к разрешающей культуре расширяет диапазон альтернативного поведения, счи-тающегося приемлемым. В демократическом обществе достаточно широки рамки альтернативного духовного поведения, разнообразие мнений. Все это считается нормальным положением вещей. Когда же демократические механизмы выражения приватных мнений накла-дываются на несложившуюся законодательную власть, степень аномии (и, следовательно, напряженности) должна возрастать. Расширение рамок альтернативного поведения, но в рамках за-кона, перестает служить твердым ориентиром, так как сами рам-ки законности четко не определены либо определены в самом об-щем виде.

Российское общество следует относить к типу переходных обществ, которые характеризуются акцентированием экономи-ческих целей в ущерб культурным, подвижностью нравственных институциализированных ориентиров, а также отсутствием образцов поведения.

Состояние аномии, или неинституциализированной свободы действия (совершай все, что хочешь, если можешь не попасться в руки правосудию), а таково нынешнее состояние нашего об-щества, способно удовлетворить небольшие группы людей, ус-воивших неформальные нормы поведения, социально и экономически предприимчивых. Их характерная черта - умение и жела-ние действовать вне и вопреки закону. Состояние аномии не может удовлетворить ту часть социально активного населения (интеллигенция и предприниматели), которая предпочитает ле-гальный бизнес и действия в рамках закона. Оно не может так-же удовлетворить подавляющую массу населения, привыкшую к социальным гарантиям, твердому порядку и традиционному обра-зу жизни.

Изучение законопослушности населения, ориентации на законный порядок и традиционный уклад поможет выяснить го-товность людей к альтернативному поведению в ситуациях, ког-да их жизненно важные ценности находятся под угрозой.

Уровень аномии можно изучить также по степени вознаграж-дения обществом одобренного поведения, правильного выполне-ния функциональных обязанностей в границах предписанных ро-лей, ненарушения социальной иерархии и поддержание установ-ленных правил игры. Злоупотребление служебным положением, не-наказанные и нераскрытые преступления, продвижение по блату, отмывание мафиозных капиталов и т.п. выступают индикаторами того, способны ли местные власти поддерживать законный порядок, вознаграждая правильные (социально одобряемые) и нака-зывая неправильные поступки граждан независимо от их социаль-ного статуса и служебного положения. Чем больше поддерживает-ся существующий социальный (в том числе правовой) порядок, тем выше уровень стабильности локального социума, ниже уро-вень аномии и напряженности.

Альтернативными формами поведения в рамках закона надо считать такие действия (поведенческие акты) больших; групп людей, которые противоречат старым социалистическим нормам уравнительного распределения, носогласуются с нормами и принципами предпринимательства и поведения. Социологам, видимо, целесообразно изу-чить склонность к альтернативному поведению экономически ак-тивного, или самодеятельного населения, составляющего основ-ной массив рабочей силы в данном регионе - прежде всего ра-бочих, интеллигенции и крестьянства.

Переменная "установка на альтернативное экономическое поведение" операционализируется при помощи индикатора отно-шения к труду. Респондентам можно предложить выбрать одну из следующих альтернатив:

1. Готов работать более интенсивно при многократном увеличении зарплаты и значительном риске безработицы.

2. Готов работать так же, как и прежде, за оптималь-ное вознаграждение, но при минимальном риске стать безра-ботным.

3. Готов трудиться напряженно, имея возможность подра-батывать на стороне, но при абсолютной гарантии от безрабо-тицы.

Согласно теории Р.Мертона, общество может побуждать индиви-дов к эмоциональному поддержанию культурно провозглашенных целей и к значительно меньшей эмоциональной поддержке институционально провозглашаемых методов достижения этих целей. Если поддержка институциональных методов крайне низка, возникает явление, описываемое понятием аномии. Иначе говоря, парламент провозглашает цели свободного предпри-нимательства, частной инициативы, политического плюрализма, которые поддерживаются большинством населения. Однако прави-тельство издает постановления, разрешающие такие методы до-стижения подобных целей, которые ведут к обнищанию населения, росту преступности, усилению мафиозных: образований и падению нравственности, что уже не одобряется большинством населения. Расхождение целей и методов усиливает социальную напряжен-ность.

Изучение степени принятия целей частнокапиталистического общества и степени одобрения/неодобрения методов их достиже-ния позволит выяснить причины и характер социальной напряжен-ности. Изучение степени одобрения окружающими незаконных форм обогащения, таких поведенческих актов, которые противоречат:

а) традиционным (общечеловеческим) этическим принципам,

б) современным принципам частного бизнеса, но приводят к экономическому успеху, позволит установить готовность насе-ления следовать институциализированным образцам поведения.

Деньги, как социальный символ достигнутого статуса, слу-жат важным показателем институционализированного поведения. Накопленное богатство может быть единственным символом успеха. Деньги могут считаться самоценными независимо от того, используются они на потребление или накопление и обретение могущества. Они хорошо приспособлены и для того, чтобы служить символом престижа. Деньги могут приобретаться законным или незаконным путем. Они могут стать показателем признания со стороны значимых других и социального уважения.

Итак, изучение той роли, которую играют деньги для большинства населения, позволит выявить степень готовности людей принять основные ценности капиталистического образа жизни. Дополни-тельную информацию даст вопрос о том, предпочитают ли рес-понденты "хорошую работу", которая не всегда является высо-кооплачиваемой, ила денежный успех, достигнутый любым путём.

Согласно гипотезе Р.Мертона, чем шире распространен кон-формный тип поведения (принятие, одобрение, согласие с куль-турными целями и институциализированными средствами, ме-тодами), тем больше степень стабильности общества. Соответст-венно, чем менее распространен конформизм, тем нестабильнее общество, тем выше в нем степень социальной напряженности. Социальный порядок в обществе составляет сеть ожиданий людей, основывающихся на их желательном поведении, которое согласуется с установленными культурными образцами.

В отличие от конформности другая форма поведения - ин-новация, заключается в высоком согласии с провозглашаемыми культурными целями, прежде всего успеха, и несогласие с ин-ституциональными средствами их достижения. Несогласие застав-ляет людей прибегать к запрещенным, но более эффективным ме-тодам достижения богатства и власти. Сильное акцентирование успеха психологически означает преувеличенно эмоциональное восприятие цели, оборачивающееся готовностью идти на риск. Нарушение условий сделки, удачное мошенничество, подкуп ор-ганов власти и т.п. выступают негативным примером неприятия институциональных средств, антиновацией. Напротив, изобрете-ние технически эффективных и законных способов решения труд-ных задач - неординарные формы бизнеса, необычные коммерческие решения и т.п. - служат позитивным примером инновации. Изучение того, в какой мере распространены в населении пер-вая и вторая форма инновации, даст ценную информацию о том, как может развернуться предпринимательство в данном регионе, с какими препятствиями оно столкнется и на какую помощь оно может опереться. Уклонение предпринимателей от уплаты нало-гов - еще один показатель негативной инновации.

Неприятие законных или институциализированных средств достижения успеха может вызываться простым нежеланием людей это делать либо очевидной или неочевидной недоступностью та-ких средств. Целесообразно выяснить, каково реальное положе-ние дел и какие практические меры нужно предпринять для нормализации положения.

Препятствием для достижения успеха может стать занятие преимущественно ручным трудом, но только в том случае, если он оплачивается ниже умственного и обладает меньшим прести-жем. Каждому человеку свойственно стремление к социальному росту и получению более интересной, интеллектуальной работы. В индустриально развитом обществе положение таково: чем квалифицированнее труд, тем он престижнее и более оплачиваем. В нашем обществе тен-денция обратная. За десятки лет подобная шкала оценки видов труда превратилась в массовый стереотип или привычку. Но что произойдет, если крупные инвестиции в новый регион приведут к появлению капиталистической формы организации труда и иной шкалы оценки видов труда, противоречащей ожиданиям или привыч-кам людей? Как прореагирует на это население? Усилится или ослабнет социальная напряженность?

Если символы денежного успеха становятся общими для все-го населения целями и каждый волен на них ориентироваться, асоциальная структура, политический режим или ад-министративная система строго ограничивают или полностью закрывают доступ к законным способам достижения этих целей, то расширяется диапазон не просто девиантного (но законно-го), а делинквентного (противозаконного) поведения. Неиз-бежно возрастет степень социальной напряженности. Напро-тив, она может ослабнуть, если деньги не являются единст-венным символом успеха, если наряду с ними существуют и дру-гие, не денежные, но столь же почетные символы жизненного ус-пеха. При социализме одним из них был честный труд на благо общества. Сегодня других символов нет. Альтернатива деньгам и материальному богатству исчезла.

Поскольку богатство всегда в дефиците и чем больше лю-дей стремится им обладать, тем сильнее конкуренция и дефи-цитнее оно становится, социальная напряжённость на основе конкуренции за денежные символы должна возрасти. Она еще больше усугубляется в условиях, когда не хватает наличной массы денег, и население неспособно удовлетворить уже не вто-ричные, а первичные жизненные потребности и прежде всего в питании. Денежный успех, накопление богатства - это допол-нительный мотив, возникающий лишь тогда, когда удовлетворен основной - сохранение жизни. В обществе, где 80-90% людей ограни-чены в своих возможностях удовлетворить с помощью денег насущные жизненные потребности, а 10-20% не знают, куда пристроить лишние деньги, социальная напряженность возрастает. Она не сократиться в последующем, когда 80-90% населения удовлетво-рит первичные потребности и обратиться к вторичным. Изменит-ся только форма социальной напряженности.

Пример концептуального анализа. В начале 1990-х годов теоретическую модель социальной напряженности в российской армии пытался построить С.С.Соловьев[121]. Исходной посылкой для операционализации социальной напряженности послужили три индикатора: 1) неудовлетворенность индивида и социальной группой своим положением в обществе; 2) их готовность к активным действиям; 3) осуществление на практике акции протеста. Социальная напряженность определялась как негативное отношение преобладающей части группы к окружающей обстановке и готовность выразить своей протест конкретными действиями, способными привести к деструктивным изменениям в обществе.

Автор выделил пять фоновых факторов социальной напряженности, связанных с: включенностью в семейные отношения, отношениями в первичном коллективе, региональными аспектами социальных отношений, профессиональным разделением труда и особенностями жизнедеятельности отдельных профессиональных категорий, жизнеде-ятельностью общества и социальным статусом определенной группы. Кроме того, были выделены несколько уровней социальной напряженности, а именно:

Отсутствие социальной напряженности (нижняя граница) характеризует такое состояние общественных отношений, при котором имеет место неудовлетворенность от-дельных индивидов или групп на обыденном уровне. Фактически, это идеальное сос-тояние жизнедеятельности общества.

Низкий уровень социальной напряженности характеризуется массовым недовольством людей на обыденном уровне, неудовлетворенностью отдельных социальных групп своим положением и готовностью предпринять демонстративные или незаконные действия для выражения своего протеста. Однако реально такие действия предпринимают единицы (пример - советское общество в доперестроечный период).

При среднем уровне социальной напряженности недовольство на обыденном уровне принимает вид панических настроений. Неудовлетворенность выражает большинство социальных групп в пределах изучаемой общности. Готовность к акциям протеста приоб-ретает массовый характер. Повсеместно проявляется пассивное отношение к выполне-нию своих обязанностей, нежелание добросовестно работать (учиться, служить в армии). Возникают группы, готовые к силовому решению проблем.

Особенность высокого уровня социальной напряженности - осознание аномии большей частью исследуемой общности. Массовое стремление к изменению положения и снижению <социальной опасности> приводит к миграциям, перемене профессий, созданию правозащитных организаций, обращению в средства массовой информации для обнародования своих проблем. Повсеместно не выполняются распоряжения властных структур, приказы непосредственных начальников. Имеет место невооруженная <демонстрация силы> - митинги, шествия, пикетирование. Общество поляризуется.

При очень высоком уровне социальной напряженности на фоне массовой аномии наб-людается готовность к решению проблем с помощью насилия. Правовые акты, распоря-жения официальных властей не выполняются. Формируются социальные группы, кото-рые провозглашают и реализуют силовые методы, в том числе с применением оружия.

Критический уровень социальной напряженности обусловливает действия протеста в любых формах, где превалируют силовые методы. В массовом сознании преобладают страх и безысходность, стремление поддержать любые силы, способные навести поря-док.

Верхний, <сверхкритический> уровень социальной напряженности свойствен таким формам общественного поведения и действий, которые приобретают деструктивный, разрушительный характер (социальный взрыв, революция, гражданская война).

Для измерения социальной напряженности применялись два метода сбора информации - анкетный опрос и анализ материалов социальной статистики. С их помощью предстояло получить субъективные (в ходе анкетирования), объективные (при изучении данных военно-социальной статистики, а при их отсутствии - в результате опросов экспертов) показатели. При обработке второй группы показателей выяснилось, что в официальной военной статистике нет сопоставимых показателей. Выход из создавшегося положения был найден: определялось отношение количества войсковых структур (подразделений, частей и т.д.), в которых имело место то или иное событие (акция протеста), к общему их числу.

Приведение исходных показателей и индикаторов социальной напряженности к единому способу измерения позволило создать индекс социальной напряженности, который мог принимать значения от 0 до 100% (см. табл. 1).





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...