Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(тихом и прозой к тому, что «1)стихотнорная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), a upo:i<i сплошная речь; 2) стих обладает внутренней мерой (ритмом), а проза ею не обладает» (Виноградов, 1959, с. 27].
Ритм, как известно, есть и у прозы, но характер его организаци и и ной, отличны и средства выражения. О том, что нельзя сводить различие поэтических и прозаических текстов только к ритмико-звуковой дифференциации, писал Б.А. Ларин, подчеркивая, что самой яркой особенностью поэзии являются не стихотворные размеры, а «смысловая осложненность слова», эффект «смыслового эха». Ученые указывают на приоритет «мысленной стихии» [Ларин, 1974, с. 47], «смыслового начала» в ней [Сильман, 1977, с. 50].
Как отмечал Б.А. Ларин [1974, с. 81], «простор смыслового осложнения (семантическая кратность, — чтобы "словам было тесно, а мыслям просторно" — гораздо в большей степени характеризует и отличает лирическую речь, чем стихотворность и другие фонетические признаки».
Ученые подчеркивают особую роль лексических средств в поэзии: «Стиховая форма "выжимает" из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность» [Хализев, 2002, с. 272]. Все эти особенности поэтических и прозаических текстов необходимо учитывать, рассматривая их на уроках русского языка и литературы. Специфика текстов, несомненно, определяет процедуру их анализа. В связи с неадекватностью в осмыслении жизненного материала, принципиально различным характером речевой организации, различной функциональной нагрузкой ритмико-звуковых средств, разной степенью эмоциональности поэтических и прозаических текстов, методика их интерпретации должна существенно отличаться. Это должно выражаться, например, в усилении внимания исследователей к эмоциональной тональности поэтических текстов, их звуковой организации и более пристальном внимании к актуализированным речевым средствам. Прозаическую речь исследователи определяют как речь отрывистую, в которой членение «определяется смысловым и синтаксическим строем и автоматически из него вытекает» [Валгина, 2003, с. 181]. «Классическая проза основана на культуре семантико-логических связей, на соблюдении последовательности в изложении мыслей» [там же, с. 185]. По мнению ученого, ритмика в прозе опирается на «приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций»; отмечается отсутствие соизмеримых отрезков в ней [там же].
Размышляя о достоинствах прозаических текстов и опираясь на работы М.М. Бахтина, Е.В. Хализев пишет, что в прозе «перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соеди-
ПСНИЯ II одном и том же тексте ра:шмх MUHep МЫСЛИТЬ п ИЫСКЯЛЫНЙТЬСИ»| Хализеи, 2002, с. 2721. 11аряду с:>тим исследователь указывает на тпкигособенности прозаических текстов, как тяготение к констатирующему слону, ипеэмоциопальному и «псетилеиому»; на более полное и шири кое использование изобразительных и познавательных возможностей речи [там же, с. 273].
В коммуникативном аспекте выявленные особенности создают раз иую установку на восприятие поэтических и прозаических текстов читателем и определяют специфику коммуникативной стратегии автора и том и в другом случае.
Подведем итоги:
• Художественные тексты делятся на поэтические и прозаические,
которые, в свою очередь, классифицируются по жанрово-стилистичес
ким, тематическим, хронологическим и многим другим параметрам.
• К особенностям поэтических текстов ученые относят: затруднен
ность, «заторможенность» языка поэзии; наличие своего кода; но
вышенную значимость звуковой организации; сложное членение с
особой ритмикой, метрикой; словесную экспрессию; смысловую
«осложненность» слова; особую роль иносказаний; повышенную
эмоциональность и т.д.
• Поэтические тексты отличает предельная эмоционально-смы ел< >нни
насыщенность, тенденция к монологичности (особенно в лирике),
яркое проявление речетворческого начала, выражение экспресии и
т.д. (В.Е. Хализев).
• Проза рассматривается как «сплошная» речь, для которой характе
рен иной ритм, определяемый синтаксическими параметрами; члене
ние прозаических текстов обусловлено смысловым и синтаксическим
строем, наличием семантико-логических связей в изложении.
• К особенностям прозаических текстов ученые относят возможное
ти языкового многообразия, многоголосие, тяготение к «конститу
ирующему» слову, «внеэмоциональному» и «нестилевому», более
широкое использование изобразительных и познавательных поз
можностей речи (В.Е. Хализев).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Как классифицируются художественные тексты?
> Назовите яркие особенности поэтических текстов.
> Какие черты поэтических текстов отмечали В. Шкловский, Б.А. Ларин,
И.Р. Гальперин?
> Характерен ли ритм для прозаических текстов? В чем его своеобразие?
> Свойственно ли разноречие поэтическим текстам?
> Правильно ли угворждонио: «В прозе наиболоо полно и широко используются изобразшельныо и познавательный возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала» (В.Е. Хализев)?
В заключение подчеркнем, что многообразие имеющихся в литературе классификаций текстов обусловлено их сложной лингвистической и экстралингвистической природой, специфическими качествами, различной структурой, семантикой и прагматикой. Рассмотренные в главе типологии текстов основаны на учете лингвистических и экстралингвистических критериев, объективных и субъективных, семантических, структурных, жанрово-стилистических, логических, психологических, функциональных, прагматических, информационных, интерпретационных и т.д.
Наряду с широко распространенными в лингвистике и литературоведении классификациями текстов заслуживают специального внимания классификации, отражающие психолингвистический подход к ним; типы текстов, выделяемые в учебной литературе, а также классификации текстов на основе учета сфер общения и функций (типология В.Г. Адмони), жанрово-тематических критериев (типология Э. Гроссе), структурных качеств текстов (типология К. Гаузенбласа) и др.
Разработка различных классификаций текстов значима для изучения сложного и многообразного мира текстов, окружающих нас, для расширения наших знаний о текстовой деятельности, результатом которой они являются; ее целях и задачах; факторах, влияющих на нее.
Хотя традиционным является деление текстов на художественные и нехудожественные, а художественные тексты особенно часто становятся объектом специального внимания ученых, в выявлении своеобразия художественных произведений разных типов и систематизации их качеств еще многое не выяснено. Новые подходы к изучению художественного текста (когнитивный, коммуникативный, культурологический и др.) позволяют по-новому посмотреть на этот сложный и загадочный феномен. Его своеобразие обусловлено не только противоречивой сущностью текста, о которой писали многие исследователи. Специфика художественного текста обусловлена и его двойственной природой: эстетической, идеальной, и языковой, материальной. Именно поэтому художественный текст будет всегда интересен не только читателю, но и исследователю.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 349 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!