Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
кого пространства: протяженности, направленности, локализации в более обширном пространстве и т.д.» [1987, с. 18].
Рассмотренные виды текстового пространства, как и текстового времени, основаны на различных критериях и находятся в отношениях дополнения, хотя в ряде случаев очевидны определенные пересечения в их трактовках (ср., например, ирреальное художественное пространство [Папина, 2002]) и поэтически трансформированное пространство в интерпретации И.Я. Чернухиной [1987]).
Что же касается языковых маркеров категории пространства, они достаточно полно описаны в исследовательской литературе, включая, например, соответствующую лексику с семой «пространство» (длина, луг, равнина и др.), предлоги пространственного значения (над, под, за, в, на и др.), глаголы местопребывания в пространстве, бытия, движения (жить, спать, бежать и др.), наречия (справа, внизу, вверху и др.), «обстоятельственные распространители грамматической основы простого предложения с локальным значением и обстоятельственные придаточные предложения пространственной семантики» [Матвеева, 2003, с. 541] и т.д.
Художественное время и пространство тесно взаимосвязаны, отражая две формы бытия. Для обозначения их связи М.М. Бахтин ввел понятие хронотопа («времяпространства»). Исследователь рассматривал хронотоп как формально-содержательную категорию, которая имеет большое значение для жанровой природы текста и образа человека [Бахтин, 1975, с. 235]. Уточняя взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте, автор писал: «Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается временем» [там же].
Для категории хронотопа важна точка отсчета: «Совместно с точкой текстового времени и самой категорией субъектности формируется локация текста: «я — здесь — сейчас» (исходный антропоцентрический пункт текстового хронотопа) или какой-либо другой ее вариант: «я — там — тогда», «он — там — тогда»» [Матвеева, 2003, с. 540].
Так, стихотворение М.И. Цветаевой «Страна», написанное в эмиг-рации^строится на противопоставлении точек отсчета: «я — здесь — сейчас» и «я — там — тогда». Благодаря этому усилено горькое осознание невозвратности того, что было с лирической героиней и со страной:
Страна
С фонарем обшарьте Весь подлунный свет. Той страны на карте — Нет, в пространстве — нет.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!