Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Одним из древнейших центров эгсйской культуры была легендарная Троя, воспетая в эпосе Гомера. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс; в замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама — многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
В 3-2 тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит — богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в начале 2 тыс. до н. э. на развалинах общинно-родового строя сложилось первое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались цветущие города: Кпосс, Фест и др. Критская держава в этот период достигла могущества на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства. И здесь, по-видимому, религия играла важную роль, но она была ближе к природе и не сковывала мировоззрения критян в той мере, как это было в странах Древнего Востока.
Архитектура. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделялся своими масштабами (площадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название постро-ек с запутанной планировкой.)
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий (главное строительство относится к 16 в. до н. э.), и хотя после ряда катастроф сохранились в основном фундамент и кладка первого этажа, он производит грандиозное впечатление. В центре его находился обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое назначение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереямп, бассейнами, колоннадами, лестницами и пандусами. Многие из них были расположены на разных уровнях: неравномерное освещение с помощью световых колодцев (ил. 19), декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завер-
шался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства.
строительство в 16 в. до н. о. План нижнего этажа
Живопись. Исполненные по сырой штукатурке росписи в виде фризов или панелей заполняли степы Кносского дворца. Здесь изображалась жизнь его обитателе и. воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: торжественные процессии, ритуальные танцы полуобнаженных стройных женщин и юношей, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся па фазанов, рыбы, плавающие среди водорослей. В помещении царицы встречаются изображения нарядных в открытых узорчатых платьях женщин с пышными прическами, украшенных жемчугом, принимающих участие в празднествах, оживленно беседующие,— «Дамы в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музеи). Живым л задорным дан образ темноволосой девушки в профиль (так называемая «Парижанка»). Свободно нереданы стремительные естественные движения во фресках с акробатами, прыгающими через быка (ок. 1500 г. до н. э. Гераклися, Крит, Археологический музей).
■•.'внин мир
Эгейское искусство
1! росписях преобладали яркие, мажорные — •лтая, синяя, нелепая, красная, краски. Деко-атпвиость соединялась в них со свежестью ■сирцятия мира. Однако общий характер краткой живописи не выходил за рамки древнево-точной торжественности и зрелищпости, сохра-яя свойственную Древнему Востоку нлоскост-"сть и декоративность.
Скульптура и прикладное искусство. Мелкая
ластика Крита, так же как и живопись, носит
мысканно декоративный, динамический ха
рактер. Это фигурки животных, коз с козлята
ми, особенно выразительные изображения быка,
!((читавшегося на Крите, статуэтки изящных
кенщин из цветного фаянса и слоновой кости
о змеями в руках, вероятно, олицетворяющие
'огиню растительности, покровительницу всего
кивого.,
Топким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской гео-
метрические и растительные орнаменты в виде спиралей, загзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Герак-лион, Крит, Археологический музей). Более поздние по времени сосуды округлой формы украшены растительными мотивами изысканных расцветок. Таковы вазы с лиловой поверхностью и белыми лилиями по ней, ваза с тюльпаном из Филакопи (©к. 1500 г. до н. э., Афины, Национальный археологический музей).. В росписях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим образцам относится ваза с осьминогом из Пале-кастро (ок. 1500 г. до и. э., Гераклион, Крит, Археологический музей, ил. 20). Волнистые колеблющиеся линии подчеркивают текучесть ее формы, очертания изображенного на ней осьминога приведены в полное соответствие с плавными закругленными контурами вазы.
Совершенства достигли мастера обработки металлов. Полны движения и страсти сцепы борьбы с быками, вычеканенные на золотых кубках из Вафио (ок. 1500 г. до и. э., Афины, Национальный археологический музей).
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!