Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Во 2 тыс. до н. э. рядом с шумерским искусством, отчасти па смену ему, возникли новые очаги культуры. Южная половина Двуречья была объединена под властью Вавилона, выдвинулись города Сиро-Фипикии и Палестины.
Большие изменения, совершавшиеся в искусстве Передней Азии в 1 тыс. до н. э., были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей среднее течение Тлгра (сеъер современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территорий, "централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и военную доблесть. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения несущихся колесниц и суровых 'воитюв, сцен охоты и животных в монументальных, полных драматизма рельефах характеризуют ассирийское искусство.
Военизированный характер государства проявился в духе зодчества. Ассирийские города
были мощными крепостями. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в конце 8 в. до н. э., дает представление о размахе архитектурных замыслов того времени. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м), облицованной огромными каменными глыбами. Он делился на три части (парадные, жилые и культовые помещения, группировавшиеся вокруг открытых внутренних дворов). Ступенчатый полихромпый семиярусный зиккурат высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот были расположены фигуры крылатых быков — «шеду» с головами людей, с крыльями орлов, словно идущих и стоящих одновременно благодаря дополнению в профильном изображении еще одной, пятой ноги (ил. 16). Порожденные фантазией их создателей, они воплотили могущество сил природы и были призваны охранять царя. Подобные быки или львы помещались у
Древний мир
Эгейское искусство
входов почти всех ассирийских дворцов. Помещения двора были украшены многоцветными росписями и рельефами. Плоские, четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, фризообразные лепты рельефов изображали то легендарного героя Гильгаме-ша, побеждающего льва, то военные походы царей, прославляя военную тему, физическую силу.
Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанапала (669 — ок. 635 гг. до н. э.) в Ниневии. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, в чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в более эмоциональном восприятии жизни. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма. Гладкий фон рельефов многоречив. Он как бы передает суровый дух пустыни, где, пронзенная стрелами, издает свой последний предсмертный рев раненая львица (вторая половина 7 в. до н. э., Лондон, Британский музей, ил. 17). Сильный и гордый лев мучительно изрыгает из пасти кровь. Смелость и простота приемов раскрывают напряженность чувства.
В 612 г. до н. э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала. Однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 288 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!