Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(21—18 вв. до н. э.)
Многочисленные войны, а также грандиозные затраты на строительство гробниц фараонов Древнего царства привели к постепенному ослаблению государственной мощи и экономики страны. Около 23 в. до и. э. Египет распался иа ряд областей, возглавляемых местными правителями. В 21 в. до и. э. вновь началась борьба за объединение. Фивапские правители Юга снова объединили Египет, однако они не смогли окончательно подчинить себе номархов Среднего Египта. Общественные условия изменились — возникли самостоятельные местные центры, развилась городская жизнь. Падение Древнего царства, постоянная внутренняя борьба, беспрерывные заговоры поколебали казавшиеся незыблемыми устои, многие древние представления подвергались пересмотру. Горечь разочарований, сомнения во всем, даже в религиозных догмах, звучат в высказываниях людей той поры. Вместе с тем стремление номархов к независимости, усиленный рост городов обусловили разнообразие местных направлений. Они определяли во многом новые искания в области искусства, литературы и науки, появление интереса к более конкретным знаниям. Стараясь укрепить свою мощь, фараоны подражали величественным образцам Древнего царства, однако на первых этапах у них не было средств их предшественников, их кирпичные пирамиды были невелики и подвергались быстрому разрушению.
Архитектура. Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных обра-
зов, была усыпальница-храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (21 в. до п. э.) на западном берегу Нила (близ столицы Среднего царства — Фив). Усыпальница Ментухотепа положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (постепенным пологим подъемом), возможно, увенчанная пирамидой, завершалась открытым двором с портиком, колонным залом и святилищем, частично вырубленным в скалах. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах.
Новые конструктивные решения появляются в период XII династии. Особое значение приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы. Нововведением были и пилопы — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом па пути людей, вступающих в храм. Этот прием стал каноническим в дальнейшей планировке египетских храмов.
Скульптура. Новые искания в египетской пластике проявились в повысившемся внимании к индивидуальным чертам в изображении человека. Особенно остро они обнаружились во второй половине Среднего царства, когда новые правители стремились утвердить власть. С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи
"ревний мир
Египет
этим усилилась объемная моделировка черт типа правителей, большее внимание уделялось возрастным особенностям, величавая ясность ><">разов Древнего царства сменилась напряжен-:остью, словно за внешне спокойной оболочкой пробудился более сложный мир чувств. Портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Иорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей и обострившимися скулами, выделенными блеском гладко ^полированного темного обсидиана, свидетельствует об усложнении человеческого образа. Подчеркнуты резкие контрасты света и тени, лубокие складки по сторонам рта. Интерес к передаче характера человека, его возраста ощущается в портретах сына Сенусерта III Аменем-хета III (19 в. до н. э., Москва, ГМИИ; Каир, Египетский музей).
Постепенно произошли изменения и в, казалось бы, незыблемых схемах построения рельефов. Их темы становились разнообразнее, охват;кизни — шире. В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до и. э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, но свободно размещены в пейзаже, среди холмов пустыни, где они скрываются от охотников. На рельефах в Меире изображены различные сцены трудовой жизни: сбор папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые сюжеты, проникая в искусство, наполняли его все большей конкретностью.
Росписи. В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживались попытки преодолеть старые композиционные схемы. Сравнительно с Древним царством росписи приобрели большую самостоятельность. Строгие, полные величавого покоя фризообраз-ные композиции сменились более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. Росписи исполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью трав, белизной одежд,
синевой цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользовались смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначались то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становились легче и живописнее.
В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н. э.) были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Египта, изображающие сцены охоты па берегах Нила.
Каждая из расположенных поясами вдоль стен росписей обладает поразительной композиционной завершенностью. На ветвях деревьев с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество круглоглазых ярких птиц в нарядном оперении. Дикая кошка (ил. 9) с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле папируса среди нежных голубых цветов. В этих росписях поражает мастерство исполнения, топкий декоративный строй. Художник воспроизвел оттенки гладкой шерсти кошки и ее гибкий контур, который он очертил такой же плотной линией, как и мощные стебли цветков, окружающих ее, словно густой лес. Мастера воплотили в этих росписях свое понимание красоты окружающего их мира, широкий интерес к жизни.
Мелкая пластика и керамика. То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы, проявилось и в мелкой пластике Среднего царства, обнаруженной в захоронениях. Раскрашенные по грунту деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись. Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеб, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток. Совершенны по формам яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих, тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазур-ная роспись.
НОВОЕ
(16-11
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!