Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
(4 тыс. до н. э.)
Следы древнейшей культуры на территории Египта восходят к периоду неолита и энеолита. На протяжении 4 тыс. до н. э. здесь происходило постепенное развитие древнеегипетского общества, ознаменовавшееся распадом родовых общин. Египет состоял из ряда отдельных областей — номов, постоянно враждовавших ме-
жду собой и образовавших Северное и Южное царства. По древнейшим религиозным представлениям, каждый ном имел своего покровителя — крокодила, ибиса, змею и т. д. Обнаруженные в погребениях шиферные таблички для растирания красок и глиняные сосуды показывают, как постепенно складывался круг тотеми-
Древний мир
Египет
стических (тотемизм — вера в магическую связь человека с животным — первопредком его рода) представлений. Такие таблицы имели форму обожествленного животного. Мастерство обработки камня, умение обобщать и удачно использовать характерные формы того или иного животного были очень высокими..В них сказалось тяготение к монументальной ясности образов. Так же просты и строги компактные по формам глиняные расписные и гладкие сосуды, связанные с заупокойными обрядами. Рисунки на этих сосудах — плывущие по Нилу ладьи — означали путешествие покойника в загробное царство.
Памятники искусства конца 4 тыс. до и. э. рассказывают не только о верованиях, но и об исторических событиях, происходивших в те времена. Они обобщают те достижения в искусстве, которыми отмечен доклассовый период. Исторические перемены, завоевание Севера Южным Египтом н объединение страны под властью фараона сопровождались ломкой старых представлений. Животные на шиферных пластинках олицетворяют не просто покровителей людей, но обожествленного владыку то в виде могучего быка, бодающего поверженного человека, то в виде льва, пожирающего своего врага. Образ человека также завоевывает важное место. Устанавливаются и надолго фиксируются правила изображения в скульптуре и живописи.
* Значительность властелина подчеркивалась его размерами, намного превосходящими всех остальных людей. Так, в рельефе шиферной плиты фараона Нармера (ок. 3000 г. до и. э.,
Каир, Египетский музей, ил. 5), изображающем победу фараона I династии Нармера, царя ' Верхнего Египта, над Нижним Египтом, фигура фараона, разящего врага, дана гораздо большей сравнительно с остальными. Она полна грозного величия, и, несмотря на небольшой размер (высота плиты 64 см), исполнена монументальной мощи. Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица — в профиль. Такой способ изображения позволял древнему мастеру отобрать из фасного и профильного положения самые выразительные, ясно читаемые аспекты и при этом органически объединить их в единое целое, не нарушая гармонии их соединения с двухмерной 'плоскостью, с надписями, уподобляющими плиту своеобразной книге. Фараон, считавшийся земным воплощением божества, сопоставлен в этой плите с соколом, богом Гором.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности. Эти особенности, постепенно созревая и отшлифовываясь, характеризуют египетские рельефы и в дальнейшем, складываясь в систему древнеегипетского канона с его твердой фиксацией пропорциональных соотношений, иконографических приемов, ритмических сочетаний, интересом к целостному воспроизведению фигуры, продиктованным представлениями заупокойного культа.
Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!