Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпиада по искусству (МХК) 12 страница



Так как развитие нашей личности во многом яв­ляется продуктом наших воспоминаний, рефрейминг негативных воспоминаний посредством «быстрого лечения фобий» помогает нам создать более позитив-

ную и обладающую ресурсами личность. Ричард Бэн-длер описывает «быстрое лечение фобий» в книге «Используйте свой мозг для изменений».** Ассоци­ация с нашими воспоминаниями приводит к тому, что мы заново испытываем эмоции. С другой сторо­ны, диссоциация с воспоминаниями обычно избавля­ет нас от связанных с этими воспоминаниями эмо­ций. Используя силу диссоциации, модель «быстро­го лечения фобий» позволяет нам стереть негативное эмоциональное влияние нежелательных воспомина­ний. В результате этого стирания мы заново кодиру­ем визуальные и кинестетические аспекты воспоми­нания. Разве может этот метод не быть полезным?

Вы можете испытать модель «быстрого лечения фобий» на себе. Однако вы, вероятно, получите луч­шие результаты, если кто-нибудь проведет вас через все этапы. Описанная ниже методика будет работать у большинства людей. Те люди, которые испытыва­ют сложности при визуализации, могут столкнуться с трудностями. «Быстрое лечение фобий» во многом обусловило популярность НЛП. Этот метод предла­гает работающую модель удаления не только эффек­тов фобии, но также и любых нежелательных воспо­минаний. Я активно использовал его для удаления у моих клиентов визуальных компонентов образов сексуального, физического и эмоционального наси­лия.

Удаление визуального компонента часто резко снижает отрицательные эмоции, вызываемые воспо­минаниями о насилии.

1. Установите ресурсный якорь. Если вы имеете дело с болезненными воспоминаниями, всегда есть ве­роятность, что клиент осуществит ассоциацию с очень мучительными воспоминаниями. Чтобы предотвратить это, мы начинаем с установления ресурсного якоря, который сможем использовать для «вытаскивания» клиента из неприятного пе­реживания. Пусть клиент ассоциируется с тем временем, когда он чувствовал себя в безопасно­сти и был спокоен. Проведите кинестетическое якорение этого состояния. Затем проверьте ваш якорь. При якорении выполните все надлежащие действия.

В своей работе, связанной с НЛП, я раньше уста­навливал ресурсные якоря. Теперь я делаю это редко. Когда клиент ассоциируется с неприятным воспоминанием, я прошу его встать и походить по комнате и этим изменяю его состояние. Я прошу его при ходьбе дышать животом. Вы также може­те крикнуть или сделать что-нибудь, что прервет стратегию эмоционального переживания чело-

Ibid., p. 51.

Richard Bandler, Using Your Brain For a Change (Moab: Real People Press, 1985), p. 43.

Часть 1 • Модель и методы НЛП

века. Однако установите якорь ресурсов для тре­нировки и для комфорта ваших клиентов. Воз­можно, позднее вы решите прекратить это делать. (Мы опишем якорение в главе 13).

2. Подтвердите вашу способность к научению с од­ной попытки. Фобия - это удивительное дости­жение! Подумать только, человек никогда не за­бывает испытать фобическую реакцию. Страда­ния, вызванные сильными эмоциональными переживаниями, протекают похожим образом. Когда инициируется соответствующий пусковой механизм, человек немедленно испытывает стра­дание. Скажите клиенту: «Как удивительно, что вы всегда помните, что вы должны испугаться или ощутить страдание при болезненном воспо­минании! Я вот забываю даже выбросить мусор. Вы помните, что вам нужно испытать страх (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно! Если вы на основе одно­кратного опыта смогли научиться испытывать фобию или страдание, то вы можете разучиться это делать также с одной попытки, верно?»

3. Пусть клиент представит пустой экран (рис. 6.2). Приведите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит

на него. Как только человек представит экран, пусть он поместит на него свою черно-белую фо­тографию. Попросите человека «сфотографиро­вать» себя непосредственно перед началом непри­ятного воспоминания, то есть когда он еще чув­ствует себя в безопасности.

4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую про­екционную будку. Побудите клиента посмотреть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фотографию на экране. Клиент будет видеть спину теперешнего себя, смотрящего на более молодого себя на экра­не. Сделайте небольшую паузу, чтобы этот опыт двойной диссоциации закрепился.

5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца со­бытия, до сцены комфорта/безопасности. Клиент испытывает двойную диссоциацию от воспомина-ния. Он сейчас смотрит на себя, смотрящего кино­фильм. Это позволяет удалить эмоциональное со­держание события и уменьшить его при взгляде с другой позиции восприятия. Если клиент все-таки будет испытывать сильные эмоции при просмотре фильма, пусть он отодвинет экран от себя.

Рис. 6.2. Паттерн визуально-кинестетическойдиссоциации (быстрого лечения фобий)

Глава.6 •Фрейминг.и-ресурсные состояния_________________________________________________99

В одном случае перед просмотром фильма я по­просил клиентку представить себя без нижней ча­сти тела. Отец изнасиловал ее в десятилетнем воз­расте. Итак, я предложил ей удалить подвергшу­юся жестокому обращению часть ее тела из образа. После применения модели лечения фобии только к верхней части тела она приделала к ней нижнюю часть и запустила фильм. Это прекрасно сработа­ло. Тэд Джеймс рассказывал, что он должен был посадить одну даму продавать билеты, прежде чем она смогла прокрутить фильм. Поэтому делайте все, что потребуется.

6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены ком­форта/безопасности, попросите его остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» кар­тину. Клиент, вероятно, будет видеть просто пу­стой экран.

7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, находя­щееся в кресле кинотеатра. Затем подтолкните его к ассоциации со своим образом, который появился на экране в конце фильма, то есть в сцене комфор­та/безопасности. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения, что­бы клиент в точности выполнял ваши указания. Регулярно осуществляйте проверку, чтобы убе­диться, делает ли он то, что вы хотите. «Сейчас, в конце фильма, полностью ли вы вновь ассоцииро­вались с самим собой? Вы смотрите своими глаза­ми и видите то, что вы видели тогда, не так ли? Вы слышите те же звуки, которые слышали тогда?» Отдавайте указания в доступной и четкой форме.

8. Запустите фильм в обратном направлении, в цве­те и ассоциированно. «Вы видели фильмы, запу­щенные в обратном направлении, не так ли?» По­лучив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом и видит все в цве­те. «Теперь запустите этот же фильм в обратном направлении и прокрутите его действительно бы­стро. Сделайте это за одну-две секунды». Вы мо­жете осуществить якорение клиента к звуку, ска­зав «Р-а-а-а-з-з-з». Наблюдая за глазами клиента, вы сможете определить, когда он прокручивает фильм в обратном направлении и как быстро он это делает.

9. Повторите процесс. Попросите человека повто­рить этапы 7 и 8 от трех до пяти раз. Каждый разубеждайтесь в том, что он прерывает состо­яние, очищает экран и начинает с конца фильма. Делайте это, пока не исчезнет кинестетика не­приятного воспоминания. Если вы захотите, вы можете повторять этот процесс, пока не исчез-

нет и его образ. Полное удаление образа удалит и всю кинестетику. Человек сможет вспоминать со­бытие, однако он будет получать только какой-ни­будь образ или слова. При просмотре фильма в об­ратном направлении пусть клиент в конце филь­ма снова увидит себя ассоциированно. Убедитесь в том, что клиент не был ассоциирован при про­смотре фильма, так как это восстановит фобию или травму. Когда он прокрутит фильм в обратном направлении, скажите: «Теперь очистите экран. Поместите себя в конец фильма. Перейдите пря­мо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда вы испытывали комфорт/бе­зопасность. Представьте то, что вы видели и слы­шали. Теперь прокрутите этот же фильм в обрат­ном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».

10. Проверка и подстройка к будущему для того, что­бы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответ­ствует ли невербальная реакция клиента прежне­му состоянию фобии или травмы. Вы можете ска­зать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы знаете содержание фо­бии, вызовите стимул более явно. В случае фобии воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если вы получите какую-нибудь фобическую реакцию, проверьте, насколько точно клиент следовал инструкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.

Примечание: когда лечение фобии не при­водит к желаемому результату, для усиления воздействия я использую паттерн «Взмах».

Быстрое лечение фобии (упрощенный вариант)

1. Установите ресурсный якорь. Вы можете устано­вить ресурсный якорь для того, чтобы вывести клиента из травмирующего события, если он ассо­циирован с ним. Я больше не использую якорение, так как понял, что когда клиент ассоциирован с травмирующим событием, он должен просто по-настоящему быстро встать и некоторое время глу­боко дышать животом. Это диссоциирует клиента от его травматического состояния.

2. Подтвердите способность клиента к научению с одной попытки. «Как удивительно, что вы никогда не забываете испытать страх или страдание, когда раздумываете о неприятном воспоминании. Вы помните, что вам нужно испытать фобию (или страдание) каждый раз, когда вы вспоминаете это. Как удивительно!»

Часть 1 • Модель и методы НЛП

3. Пусть клиент представит пустой экран. Приве­дите клиента в воображаемый кинотеатр, пусть он сядет напротив пустого экрана и смотрит на него. Как только человек представит экран, пусть он по­местит на экран свою черно-белую фотографию. Пусть на фотографии будет изображен этот чело­век в более молодом возрасте, до возникновения неприятного воспоминания, то есть когда он еще чувствует себя в безопасности и ощущает спокой­ствие.

4. Затем пусть клиент еще раз диссоциируется от своего тела и переместится в воображаемую про­екционную будку. Клиент должен теперь посмот­реть из проекционной будки на себя, сидящего в кресле и смотрящего на свою черно-белую фото­графию на экране.

5. Теперь пусть клиент прокрутит черно-белый фильм неприятного воспоминания или фобии до конца события, до сцены комфорта/безопасности. Клиент смотрит на себя, смотрящего кинофильм, и испытывает при этом двойную диссоциацию от воспоминания. Он смотрит на себя, смотрящего фильм.

6. Когда клиент прокрутит фильм до сцены комфор­та/безопасности, попросите его остановить кадр и либо «побелить», либо «зачернить» картину. Он будет видеть просто пустой экран.

7. Подведите клиента к ассоциации с фильмом в тот момент, когда он очистил экран. Клиент покинет проекционную будку и войдет в свое тело, нахо­дящееся в кресле кинотеатра. Пусть он затем вой­дет в фильм и ассоциируется с образом, который появился на экране. Пусть он ассоциируется со своим образом в конце фильма, после того как он пережил травму. Направляйте его осторожно и тактично. Тщательно подбирайте выражения.

8. Попросите его прокрутить этот же фильм в об­ратном направлении, в цвете и ассоциированно.

«Вы видели фильмы, запущенные в обратном на­правлении, не так ли?» Получив утвердительный ответ, убедитесь в том, что клиент ассоциирован с фильмом, и попросите его увидеть все в цвете. «Те­перь прокрутите этот же фильм в обратном на­правлении по-настоящему быстро. Сделайте это за одну-две секунды». Вы можете осуществить яко-рение клиента к звуку, сказав: «Р-а-а-а-з-з-з». На­блюдая за глазами клиента, вы определите, когда он прокручивает фильм в обратном направлении, и как быстро он это делает.

9. Повторите процесс. Клиент повторяет этапы 7 и 8, пока не исчезнет кинестетика неприятного вос­поминания. Если вы хотите, то можете повто-

рять этот процесс, пока не исчезнет и образ. Убе­дитесь в том, что клиент не остается в конце филь­ма ассоциированным с воспоминанием, так как это восстановит фобию или травму. После того как он прокрутит фильм в обратном направлении, скажи­те: «Теперь очистите экран. Поместите себя в ко­нец фильма. Перейдите прямо к концу фильма. Просто представьте себя в конце фильма, когда с вами все было в порядке. Увидьте то, что вы виде­ли, и услышьте то, что вы слышали. Теперь про­крутите этот же фильм в обратном направлении и в цвете. Повторяйте это, пока воспоминание не исчезнет».

10. Проверка и подстройка к будущему для того, что­бы определить, может ли клиент получить доступ к фобическому состоянию. Посмотрите, соответ­ствует ли невербальная реакция клиента прежне­му состоянию фобии или травмы. Вы можете ска­зать: «Представьте, что вы сейчас находитесь в той ситуации». Или, если вы знаете содержание фо­бии, вызовите это воспоминание более явно. В случае фобии воды скажите: «Представьте, что вы заходите в бассейн все глубже и глубже». Если обнаружится какая-нибудь фобическая реакция, проверьте, насколько точно клиент следовал ин­струкциям, и проведите лечение фобии заново, убеждаясь в том, что клиент точно выполняет указания.

Другие инструменты редактирования

С позиции двойной диссоциации из проекционной будки вы можете делать не только перемотку, но и многое другое для изменения субмодальностей. Вы можете выбирать другие варианты. С этой позиции вы можете запрограммировать ваш мозг обрабаты­вать фильм так, чтобы у вас в результате появился широкий диапазон точек зрения и произошел ре-фрейминг воспоминаний.

1. Ассоциируйтесь с ресурсным воспоминанием.

Вспомните то время, когда вы чувствовали себя творческим, уверенным, могущественным и т. д. Представьте то, что вы тогда видели. Теперь уве­личьте яркость этого воспоминания. Когда вы пол­ностью ассоциируетесь с ресурсным состоянием, внесите в эту сцену отрицательный стимул (соба­ку, паука), которого вы боитесь, или травмирую­щее воспоминание. Затем соединяйте позитивное и негативное воспоминания, пока они не объеди­нятся и пока вы не увидите себя в данной ситуа­ции, обладающим необходимыми ресурсами.

2. Измените звук. Попытайтесь иначе услышать свою речь и речь других. Как бы вы захотели изменить

Глава 6 • Фоейминги ресурсные состояния________________________________________________101

свой голос? Или голос кого-нибудь другого? Ка­кие качества сделали бы воспоминание менее ин­тенсивным? Какой голос вам бы нравилось слы­шать? Добавьте в фильм тот внутренний голос, который поможет вам справиться с данной ситуа­цией.

3. Сделайте звуки более приятными. Возьмите не­приятное воспоминание и добавьте в него какую-нибудь громкую веселую цирковую музыку. Про­смотрите фильм воспоминания еще раз; как вы себя чувствуете? Поместите цирковую музыку в другие воспоминания, связанные с гневом и раз­дражением.

4. Используйте вашу веру. Если вы можете помес­тить в свою систему духовности Бога, то раздели­те ваш экран и представьте вашего ангела-храни­теля, парящего над земной сценой вашего воспо­минания. Представьте, как ваш ангел заботится о вас и любит вас. Возможно, вы услышите: «Я с то­бой», «Я помогу тебе». Вообразите, что Иисус ка­сается вас своей благословляющей рукой.

5. Кодируйте воспоминания символически. Напри­мер, вы можете захотеть сделать людей в ваших воспоминаниях прозрачными. Раскрасьте их в со-ответствии с вашими мыслями и чувствами о них. Обведите в вашем воспоминании вокруг трехмер­ного человека линию, сделайте его двухмерным и раскрасьте в соответствии с вашей оценкой.

6. Придайте своим воспоминаниям шутливый от­тенок. Так как смех дает нам прекрасный навык дистанцирования, используйте юмор так, чтобы вы могли превратить эмоциональную боль в шутку. Как далеко в будущее вы должны по­пасть, чтобы вы могли оглянуться на воспоми­нание и посмеяться над ним? В чем различие между воспоминаниями, над которыми вы мо­жете посмеяться и над которыми не можете? Возможно, в воспоминаниях одного типа вы

себя видите, а в воспоминаниях другого типа не видите. Одни воспоминания могут быть похожи на фотографии, а другие на фильмы. Как разли­чаются их цвет, размер, яркость? Представьте, что человек, причинивший вам боль, говорит как Дональд Дак. Превратите вашего оппонента в карикатурного мультипликационного персона­жа с непропорционально большими губами, гла­зами, головой, руками и т. д.

Вопросы для размышления

1. Как вы можете описать то, что в НЛП называют «фреймами» и «фреЙмингом»?

2. Приведите список всех фреймов, упомянутых в этой главе или о которых вы знаете.

3. Когда или где вы использовали бы фрейм возвра­щения?

4. Опишите случай, когда вы использовали фрейм «как если бы» творческим и продуктивным об­разом.

5. Насколько умело, на ваш взгляд, вы используете диссоциативный фрейм при ответе на критику, лечении фобий, преодолении отрицательных эмо­ций и травмирующих переживаний?

Если вы хотите больше узнать о фреймах, мы рекомендуем книги «Точность: новый подход к коммуникации» Джона Гриндера и Майкла Макмастера (Grinder & McMaster, 1983) и «Ли­нии разума: пути изменения разума» Боба Боденхамера и Майкла Холла (Bodenhamer& Hall, 1997).

Искусство управления состояниями

Что можно узнать из этой главы:

• Насколько важно обладать ресурсами

• Модель управления состояниями

• Как прерывать лишающие сил состояния

• Как получать доступ к состояниям, вызывать и усиливать их

• Как якорить состояния

Глава 7 • Искусство управления состояниями

Когда вы соединяете внутренние репрезентации (содержание вашего сознания) и физиологию (не­рвная система и тело), вы получаете компоненты «со­стояния сознания». Такие состояния постоянно воз­никают и довольно быстро проходят. Некоторые со­стояния улучшают нашу жизнь и, следовательно, наделяют нас силой; другие ограничивают наши воз­можности и, следовательно, лишают нас сил. Може­те ли вы провести различие между ними? Можете ли вы определить триггеры ваших состояний? Можете ли вы изменить свое состояние?

В НЛП эффективное управление состояниями называется «контролем над состояниями». Успеха в достижении желаемых результатов (целей) добива­ется тот, кто знает, как установить контроль над со­стояниями. Разве не этим, в сущности, отличаются люди, которые достигают своих целей, от людей, ко­торые терпят неудачу? Различие между ними состо­ит в способности привести себя в состояние, помога­ющее выполнять действия, которые приводят к до­стижению целей.

Способность управлять состояниями опреде­ляет различие между теми людьми, которые достигают своих целей, и теми, которые тер­пят неудачу.

Развитие способности управлять своими состоя­ниями -- ключ к вашему главному источнику «силы». Под силой мы понимаем способность мыс­лить, испытывать эмоции, говорить, вести себя, реа­гировать и т. д. так, как вы желаете. Это один из ас­пектов искусства эффективно «использовать свой мозг» и нервную систему. Для этого вам необходимо понимание своих состояний и субъективных факто­ров, управляющих ими.

Проблема, связанная с управлением состояниями, заключается не в отсутствии необходимых для этого личных ресурсов, а в том, как получить к ним доступ, когда мы более всего нуждаемся в них! Проблема заключается в том, что когда мы оказываемся в не­ресурсном состоянии, наши ресурсы кажутся менее доступными.

Ресурсы - любые средства, которые мы можем использовать для достижения резуль-тата: физиология, состояния, мысли, страте­гии, переживания, люди, события или матери­альные ценности.

Ресурсное состояние - физическое и пси­хическое состояние, когда человек чувствует себя обладающим ресурсами.

В этом руководстве по НЛП мы даем вам инфор­мацию об управлении состояниями для того, чтобы вы могли извлечь максимальную пользу из предла­гаемого материала. Эти навыки дадут вам силу, не­обходимую, чтобы получить доступ к состояниям обучения, расслабления, понимания, творчества, лю­бопытства, уважения, энтузиазма и т. д.

Управление состояниями

1. Понимание состояния

2. Осведомленность о состоянии

3. Изменение состояния

4. Использование состояния

1. Понимание состояния

Первый шаг заключается в понимании динамики состояний и факторов, определяющих наши состоя­ния. Что приводит вас в конкретное состояние? Если вы испытывали определенное «состояние сознания», что оно влекло за собой? Два основных компонента состояния включают в себя: внутренние репрезента­ции и физиологию; обстоятельства и способ исполь­зования вами своей физиологии.

Два основных компонента состояния включа­ют в себя: внутренние репрезентации и фи­зиологию; обстоятельства и способ исполь­зования вами своей физиологии.

Внутренние репрезентации хорошо описывают привычные паттерны представления событий, ко­торым вы научились у своих первых моделей — родителей. Внутренние репрезентации служат ис­точником различных убеждений, установок, ценно­стей и понимания, которые, в свою очередь, фор­мируют типы используемых репрезентаций. Они включают в себя то, «что» (содержание) вы пред­ставляете и говорите себе, и «как» (форма/про­цесс) вы это делаете.

В конечном счете, сущность вашего переживания заключается в том, как вы осуществляете репрезен­тацию событий. Когда вы научитесь осуществлять репрезентацию событий таким способом, который наделяет вас силой, а не создает ограничения, вы пой­мете ценность улучшения репрезентаций. Вы може­те осуществлять репрезентацию событий так, чтобы прийти в позитивное состояние.

104_________________________________________________________Часть 1 • -Модель и -методы НЛП

Помните, что вы всегда можете выбрать, как осу­ществлять репрезентацию событий. Мы предпочита­ем описывать это как репрезентативную способность. Поведение в определенном состоянии также зависит от вашей модели мира. В результате основанного на внутренних репрезентациях отображения реальнос­ти у вас сформировалось устойчивое «понимание» мира - внутренняя карта для передвижения по ре­альности.

Учась контролировать коммуникацию с самим со­бой, вы можете научиться создавать визуальные, ауднальные и кинестетические сигналы для мозга, чтобы сообщить ему, что вы хотите (желаемый ре­зультат). Это запустит в вашей нервной системе но­вую программу и, в конечном счете, приведет к по­зитивным результатам. Это будет поддерживать вас в ресурсном состоянии.

Ваша физиология включает в себя множество па­раметров: мышечное напряжение и/или расслабле­ние, дыхание, позу, уровень биохимической активно­сти и т. д. Эти параметры существенно влияют на ваше состояние. Внутренние репрезентации и физи­ология работают сообща, формируя кибернетичес­кую схему или «систему», лежащую в основе вашей уникальной «личности».

Другой важный факт: мы воспринимаем мир в контексте наших состояний. Такое «основанное на состояниях восприятие» объясняет, почему мы испытываем определенные ощущения в определен­ное время. Так как мы действуем, неизменно опира­ясь на определенное состояние осознания, оно не­изменно создает и отфильтровывает способы, при помощи которых мы осуществляем процессы обра­ботки.

Когда мы ощущаем себя энергичными и бодры­ми, разве мы не воспринимаем мир иначе, чем ког­да ощущаем себя усталыми или больными? Наше физическое состояние изменяет наш способ репре­зентации и восприятия мира. Таким образом, наш внутренний мир всегда оказывает влияние на вос­приятие внешнего мира. Поэтому внутренние ре­презентации, описывающие, как мы переживаем событие, описывают не в точности то, что случи­лось, а только персонализированное представление события.

2. Осведомленность о состоянии

Следующий шаг касается развития способности обращать внимание на наши текущие состояния и

определять их. Распознавание состояния позволяет понять, какие внутренние репрезентации определя­ют это состояние и какие физиологические факторы вносят в него вклад.

Однако при этом возникает проблема, препят­ствующая осознанию состояния. Когда мы пережи­ваем те или иные состояния неоднократно, на про­тяжении некоторого времени и т. д., они становятся привычными, так что мы перестаем их осознавать. Затем они становятся подобными воздуху, которым мы дышим, и мы перестаем замечать их. Поэтому мы должны научиться приостанавливаться, оцени­вать наши состояния и давать им общую экологи­ческую оценку.

Предоставляет ли данное нейрофизиологическое состояние дополнительные возможности, является ли оно полным доверия/любви, внутренней силы, радости, восторга, веры, наполняет ли оно ваш лич­ный источник силы? Или вы находите, что оно ли­шает вас сил (или даже парализует)? Характеризу­ют ли его замешательство, депрессия, страх, тревога, печаль, разочарование и т. д.?

Некоторые состояния дают нам возможность со­вершать поступки, ясно мыслить, точно выражать эмоции, хорошо себя чувствовать, принимать эф­фективные меры и т. д. Такие состояния наделяют нас силой. Другие состояния являются «состояни­ями беспомощности». Если вы находитесь в нере­сурсном состоянии, это не означает, что вы стали «плохим» человеком или у вас что-то не в порядке. Просто вы в «плохом» состоянии. Когда пройдет это состояние, исчезнет и соответствующее поведе­ние. Все-таки мы представляем собой нечто намно­го большее, чем наше поведение. Поведение просто отражает, как и что мы думаем и ощущаем в данный момент.

3. Изменение состояния

Обучение управлению собой и собственными со­стояниями (контроль над состоянием) подразумева­ет развитие способности воздействовать на свои (и чужие) состояния, к которым вы получаете доступ, которые вызываете, стимулируете и усиливаете.

Состояние каждого человека постоянно изменяет­ся, и поэтому диапазон наших состояний сознания достаточно широк. Но как вы изменяете свое состо­яние сознания? Вот ответ на этот вопрос: вы иссле­дуете параметры своей внутренней реальности и фи­зиологии и затем изменяете эти компоненты пережи­вания.

Глава 7 •-Искусство управления-состояниями_______________________________________________105

Как вы изменяете свое состояние сознания? Вот ответ на этот вопрос: вы исследуете па­раметры своей внутренней реальности и фи­зиологии и затем изменяете эти компоненты переживания.

Если вы проведете сравнительный анализ двух противоположных состояний, то получите важную информацию о том, как работает ваша нервная сис­тема и мозг. Например, что вы обнаружите при срав­нении модальностей и субмодальностей самоуваже­ния и самоуничижения? Какие различия вы обнару­жите между тем, как вы формулируете в своей речи самоуважение и самоуничижение?

Исследуя особенности языка и субмодальные ка­чества образов, звуков и ощущений при этих состо­яниях, вы узнаете, какие качества оказывают на вас наибольшее влияние (то есть свои ведущие субмо­дальности и метасостояния). Если вы действитель­но заинтересуетесь, то можете попытаться узнать, что случится с вашими переживаниями, если вы внесете субмодальности расслабления в то, как вы обычно кодируете стресс. Или что случится, если вы внесете субмодальности ресурсного состояния, силы и возможности выбора в те болезненные рег­рессивные состояния, которые характеризуют ста­рую психологическую травму? Обратите присталь­ное внимание на метасостояния, управляющие суб­модальностями.

Обдумывая изменение своего состояния, опреде­лите, какой ресурс, позволил бы вам внести позитив­ное изменение в паттерн, который вы в настоящее время находите неудовлетворительным. Если этот паттерн выражается в потере самообладания в стрес­совых ситуациях, какой ресурс при этом вам нужен? Способность задержки такой реакции? Душевное спокойствие? Ощущение уверенности в себе? Знание того, что вы хотите достичь?

Не все ресурс в равной степени подходят для дан­ного человека. В чем вы нуждаетесь? Что изменило бы работу вашей нервной системы? Попробуйте не­сколько ресурсов и экспериментируйте до тех пор, пока не найдете то, что изменит ваше состояние. Че­ловек, который знает, как использовать свои ресур­сы, как получать доступ к своим состояниям, изме­нять текущее состояние и т. д., достигнет личного ма­стерства в избранной им области.

4. Использование состояния

Понятие «использование» подразумевает приме­нение своей способности изменять состояния и по-

лучать к ним доступ. Оно касается вашей способно­сти привлекать данный ресурс, когда вы в нем нуж­даетесь. Иначе говоря, самого по себе ресурсного со­стояния недостаточно. Цель заключается в том, что­бы получать доступ к этому состоянию тогда, когда вам нужен конкретный ресурс.

Использование состояния связано с развитием способности вызывать нужные сдвиги внутренних репрезентаций и физиологии в нужное время. Так вы сможете иметь в своей жизни намного больше возможностей выбора. Например, вы могли бы «щелкнуть пальцами* (или воспроизвести какой-нибудь другой якорь) когда захотите и внезапно очутиться в наиболее динамичном и ресурсном со­стоянии. Насколько это было бы ценно для вас? Что, если бы вы могли получать доступ к любому желаемому состоянию и затем усиливать его? Что, если бы вы могли оказаться в состоянии, в котором чувствуете себя бодрым, уверенным, когда ваше тело переполнено энергией, а разум изобилует но­выми творческими идеями? Именно это мы пони­маем под «использованием*.

Паттерн

Вспомните, был ли в вашей жизни момент, когда вы чувствовали себя очень сильным. Теперь пред­ставьте, что должно произойти, чтобы вы почувство­вали себя в этом ресурсном состоянии. Представьте, как должны развиваться события, а не как они не могут или не будут развиваться. При формировании внутренних репрезентаций развития событий чело­век получает доступ к внутренним ресурсам, которые помогают достичь такого состояния. Это похоже на магию!





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...