Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпиада по искусству (МХК) 11 страница



Установление раппорта требует, чтобы мы опреде­лили внутренние процессы другого человека и затем присоединились к ним. Как христианский священ­ник, я (Б. Б.) иногда нахожу это затруднительным. У меня однажды была клиентка, которая хотела оставить своего мужа и выйти замуж за более моло­дого мужчину. Она думала, что любит этого молодо­го человека. Я не мог найти оправдания тому, что она оставит мужа. Поэтому как я мог войти в ее «модель мира», если я не принимал ее результат? Однако я мог принять и разделить ее боль. Она испытывала сильную душевную боль, значительное замешатель­ство и дистресс. Ее боль брала начало в ее детстве. Итак, я принял эту модель мира. Мы можем устанав­ливать раппорт с эмоциями и мыслительными про­цессами человека, не принимая его поведения. При­соединение к модели мира другого человека, или подстройка к ней, подразумевает не концептуальное обоснование этой модели реальности, а только ее по­нимание.

В случае неприемлемого для нас поведения людей решение проблемы заключается не в наставлении или оценочных суждениях. Для того чтобы устано­вить раппорт с такими людьми и подтолкнуть их к целостному, конструктивному результату, сначала нужно обнаружить их цели, стоящие за неприемле­мым поведением, и присоединиться к их позитивным намерениям. Намерения, лежащие в основе поведе­ния, часто будут для нас неожиданными. Как только мы найдем исходную причину поведения человека, мы обнаружим позитивные намерения.

Используемая в НЛП модель установления рап­порта позволяет нам сопереживать другим людям. Мы делаем это посредством разделения их стиля об­работки информации. В этом смысле мы становимся их слугами.

Параметры коммуникации

Рэй Бердуистл считает, что только 7% инфор­мации передается посредством слов, в то время как целых 93% сообщаемой нами ин­формации передается посредством тональ­ности голоса и сигналов тела.

В статье, озаглавленной «Кинетика и контекст: эссе по коммуникации посредством телодвижений», Рэй Бердуистл высказал мнение, что только 7% ин­формации передается посредством слов, в то время как целых 93% сообщаемой нами информации пере­дается посредством тональности голоса и сигналов тела. Кроме того, он утверждает, что 38% эффектив­ной коммуникации осуществляется посредством то­нальности голоса (тональность включает высоту го­лоса, его скорость, тембр, громкость и т. д.), в то вре­мя как остальные 55% коммуникации включают физиологические параметры. Это относится к ин­формации, передающейся посредством позы, жестов, выражения лица и дыхания.

Бывало ли так, что когда вы дарили кому-нибудь подарок, вербальный ответ этого человека указывал на то, что подарок ему понравился (он говорил это), но на другом уровне невербальные аспекты комму­никации (тональность голоса и физиология) «гово­рили» вам, что на самом деле подарок ему не понра­вился? Какой информации вы доверяли? Более чем вероятно, что вы были склонны верить невербаль­ным сигналам. Когда человек говорит «да», повора­чивая голову из стороны в сторону, мы чувствуем не­конгруэнтность. Итак, чему же мы верим? Что мы решаем? Огромное количество людей доверяют не­осознанному сигналу покачивания головой в знак от­рицания.

Эти наблюдения позволяют ответить на вопрос, почему большинство людей доверяют невербальной коммуникации больше, чем вербальной. Невербаль­ная коммуникация, как правило, осуществляется скорее неосознанно, чем сознательно. Во время раз­говора человек не знает о своих неосознанных сиг-чалах. Тем не менее, наше подсознание часто улав-

Глава 5 • НЛП как модель коммуникации: совершенство в коммуникации

ливает эти неосознанные коммуникативные сиг­налы.

Я (М. X.) смотрю на это немного иначе. К. Э. Джон­сон (Johnson, 1994) анализировалотоисследование, посвященное элементам значений, поступающим к нам посредством различных коммуникативных кана­лов (слов, тональности голоса, телодвижений), кото­рое мы называем «Миф о 7, 38и 55 процентах». Ссы­лаясь на работы Альберта Меграбяна (Mehrabian, 1971) «Беззвучные сообщения» и «Невербальная коммуникация», Джонсон приводит цитату, в кото-рой Меграбян говорит, что эти числа «имеют отно­шение только к тому, что мы называем разрешением противоречивых сообщений... неконгруэнтностей». Далее Меграбян добавляет: «Очень немногое можно сообщить невербально».

Джонсон объясняет, что в исходном исследовании была предпринята попытка определить «установки» (эмоции человека, скрытые за словами), передающи­еся посредством тонового компонента, и они прове­рялись при помощи использования одиночных слов. Он утверждает, что мы должны очень осторожно от­носиться к результатам данного исследования. Джон­сон (Johnson, 1994) далее обращает внимание на то, что «если вы когда-нибудь играли в шарады, вы зна-что слова и язык являются, безусловно, наибо­лее эффективным способом выражения сложных и абстрактных идей».

Безусловно, он не оспаривает существование и зна­чение невербальных каналов коммуникации. Однако «лова и язык являются, наверное, основными моти-вационными факторами для человеческих существ, и они могут быть подкреплены подходящими конгруэн-шми тональностью голоса и языком тела».

Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975) утверждают, что ни один из этих различных аспектов коммуникации не является сам по себе более или ме­нее важным, чем другие, но он может быть таковым в конкретном контексте. Соответственно, нам следует рассматривать их все как парасообщения равного ста­туса и выяснять, что означает каждый сигнал или со­общение, особенно если они различаются.

Аналогично, большая часть моего (Б. Б.) тренин­га коммуникативных навыков концентрировалась на области вербальной коммуникации. Модель НЛП слегка сместила этот акцент на общий коммуника­тивный процесс, который включает также и невер­бальные коммуникативные сообщения. Что это озна­чает с практической точки зрения? Это означает, что ря того чтобы коммуникация была эффективной, моя неосознанная коммуникация должна конгруэн­тно отражать мою вербальную коммуникацию. Мы называем этот невероятно мощный фактор «конгру­энтностью». Если я хочу, чтобы люди верили моей

коммуникации, то сказанное мною вербально долж­но быть конгруэнтно тону моего голоса, физиологии, позе, дыханию и т. д.

Результат «7,38 и 55 процентов» намекает нам на то, почему многие люди (если не большинство) все­гда верят тому, как другие осуществляют коммуни­кацию, а не тому, что они на самом деле говорят. Как часто вы замечали, что глаза, голос, выражение лица и жесты конгруэнтно указывают на то, что человеку на самом деле понравился подарок? Разве эти аспек­ты коммуникации не были наиболее важны для вас? Это говорит о том, как важно осознавать все аспек­ты коммуникации и работать с ними!

Жесты и тональность голоса говорят красно­речивее, чем слова.

Итак, как вы, несомненно, догадались, конгруэнт­ность играет крайне важную роль при установлении раппорта и возникновении доверия в процессе ком­муникации. При установлении взаимоотношений в процессе коммуникации мы должны посылать наши сообщения конгруэнтным образом. Другими слова­ми: то, что мы говорим (аудиально), и то, что мы вы­ражаем посредством чувств (кинестетически), долж­но соответствовать тому, что другие люди видят (визуально), когда смотрят на нас во время комму­никации. Жесты и тональность голоса говорят крас­норечивее, чем слова.

[Позвольте нам сделать здесь отступление. При­нимаемые одним человеком поведенческие эквива­ленты для «доверия», «честности», «искренности», «убежденности» и т. д. часто будут отличаться от того, что другой человек считает такими поведен­ческими эквивалентами. Таким образом, для неко­торых людей «повышение голоса» означает, что человек испытывает волнение, энтузиазм, убежден­ность. Для других это означает «быть незащищен­ным, сомневающимся, неуверенным и т. д.». Анало­гично, когда человек скрестит руки на груди, неко­торые люди поймут эту позу как «оборонительную, замкнутую и непреклонную», в то время как другие поймут ее так: «человек невозмутим, пытается вы­слушать другого, расслаблен». Это означает, что мы также должны знать и принимать во внимание экви­валенты поведенческих значений невербальных сиг­налов для данной конкретной аудитории. Среди ис­торий, описывающих неправильное толкование тех или иных невербальных сигналов в разных куль­турах, можно найти и забавные случаи, и трагиче­ские недоразумения.]

Часть 1- • Модель и-методы-НЛП

Вопросы для размышления

1. Как «руководящие принципы коммуникации» НЛП могут повлиять на ваш стиль коммуника­ции?

2. Вспомните (по возможности не подглядывая) три качества мастеров коммуникации и запишите их.

3. Какие критерии хорошо сформулированного ре­зультата вы уже успешно используете? Как вы

этому научились?

4. Какие критерии хорошо сформулированного ре­зультата вы должны усвоить?

5. Что произвело на вас впечатление при обсуждении |

«сложностей» коммуникации?

Фрейминг

и ресурсные состояния

Что можно узнать из этой главы:

• Каким образом значения зависят от фреймов

• Некоторые фреймы НЛП, наделяющие нас новыми возможностями

• Как сдвигать фреймы (осуществлять рефреиминг) для изменения значений

• Как использовать фрейм воображения

• Как использовать диссоциативный фрейм

Часть 1 • Модель и методы НЛП

Диссоциация предоставляет большое количество ресурсов человеку, который знает, когда и как ее ис­пользовать. Сначала мы рассмотрим некоторые из основных фреймов НЛП. Затем мы применим их к обучению эффективному управлению обратной свя­зью (обычно называемой «критикой») а затем - к лечению фобий и травм. Принятие второй позиции (глава 3) при выходе из картины, воспоминании о переживании или даже текущем переживании по­зволяет нам справляться с трудностями, не входя в определенное состояние. Умение выбрать, когда это делать, до какой степени и когда остановиться, обес­печивает нам очень ценное качество гибкости созна­ния.

лированного результата, но и в большинстве обла­стей, с которыми работают НЛП-практики.

В этой главе мы рассмотрим целый ряд фреймов и предложим вам паттерны их использования. Пере­ход к другому фрейму обычно приводит к рефрей-мингу точки зрения и, следовательно, соответствую­щего значения. Когда мы делаем это, изменяется наш внутренний мир. Эта трансформация значения изме­няет нашу нейролиигвистическую и нейросеманти-ческую реальность так, что мы видим предметы ина­че, ощущаем другие эмоции, поступаем и говорим другим образом и т. д.

Фрейм возвращения

В НЛП фреймингом называется помещение предметов в различные контексты (фреймы) и наделение их, таким образом, различными значениями.

При использовании фрейма возвращения вы отзеркаливаете слова других людей.

Часть I - использование различных фреймов

В НЛП фреймингом называется помещение пред­метов в различные контексты (фреймы) и наделение их различными значениями. Некоторые из этих фреймов неявно встречаются в других разделах это­го учебника.

Фреймы, встречающиеся

при рассмотрении модели хорошо

сформулированного результата

• В начальной частинащего тренинга, посвященно­го модели хорошо сформулированного результа­та, вы прочитали о фрейме результата (глава 5).

• В этой модели также содержится фрейм экологии.

Запомните, что экология связана со способом, при помощи которого ваши действия приспосаблива­ются к более широким системам семьи, друзей и коллег.

• Фрейм обоснования также присутствовал в моде­ли хорошо сформулированного результата. Этот фрейм касается ясных специфических элементов. В случае фрейма обоснования вы спрашиваете: «Что я буду видеть, слышать и ощущать, когда до­стигну результата?» Фрейм обоснования оказыва­ется полезен не только в модели хорошо сформу-

Фрейм возвращения предлагает простую, но наи­более эффективную модель. В этом фрейме исполь­зуются навыки, которым вы научились при установ­лении раппорта посредством присоединения, отзер-каливания, подстройки и ведения. Используя этот фрейм, вы повторяете информацию, которую полу­чили к данному моменту, посредством использова­ния ключевых слов и тональности другого человека. Обычно в изложении слова другого человека иска­жаются. Однако при использовании фрейма возвра­щения вы отзеркаливаете его слова. Следовательно, использование фрейма возвращения помогает под­держивать раппорт. Этот фрейм оказывается полез­ным при проведении собраний, особенно когда вам необходимо осуществить коррекцию мнений новых людей и проверить согласие и понимание всех учас­тников. Этот фрейм дает вам время подумать о том, что вы собираетесь говорить или делать далее.

Упражнение на возвращение

1. Пусть участник «Б» подумает о чем-то, что он хо­тел бы совершить. Когда «Б» рассказывает участ­нику «А» о результате, «А» задает «Б» вопросы, которые позволят получить от «Б» информацию в терминах сенсорных изменений,

2. Когда «Б» отвечает на вопросы «А», «А» молча определяет ключевые слова, указывающие на ве­дущую репрезентативную систему или предикаты, используемые «Б». Возможно, «А» захочется за­писать эти высказывания и/или предикаты.

3. Затем «А» осуществляет возвращение, говоря: «Теперь позволь мне убедиться в том, что я услы-

Глава 6 •.Фрейминги ресурсные состояния

шал тебя правильно; ты сказал...». В первых не­скольких ответах «А» употребляет слова, в точно­сти соответствующие предикатам, использован­ным «Б». Затем пусть «А» начнет сознательно употреблять ключевые слова, отсутствующие в ответах.

4. Участник «В» стоит сзади «А», его руки лежат на плечах «А» (большие пальцы на спине «А»). Ко­гда «А», по мнению «В», присоединяется к отве­там «Б», «В» надавливает на спину «А» большим пальцем правой руки. Когда «А» отсоединяется от «Б», «В» надавливает на спину «А» большим пальцем левой руки. «А» и «В» следует уделить пристальное внимание реакциям «Б» на отсоеди­нение. Вероятно, в реакциях «Б» обнаружится некоторая неконгруэнтность. Пронаблюдайте, всегда ли отсоединение вызывает неконгруэнт­ность. Обычно влияние отсоединения очень за­метно.

5. Выполняйте данное упражнение в течение семи-восьми минут с каждым участником, делая паузы только для очень короткого совещания между «А» и «В», когда они будут не согласны по поводу при­соединения или отсоединения.

6. Усложнение. Попытайтесь присоединиться к по­следовательности использования предикатов «Б»,

например: «Я уже в течение некоторого времени говорю себе, что я могу смотреть на вещи иначе». Вы должны ответить так: «Итак, ты сказал себе, что тебе может понадобиться другой взгляд на вещи?» (10 минут для каждого участника).

Фрейм «как если бы»

Фрейм «как если бы» помогает при решении про­блем посредством воображения. Когда человек представляет, что определенное событие уже про­изошло, это позволяет ему рассматривать новые возможности. Некоторые тренеры НЛП называют фрейм «как если бы» «фреймом воображения». Во­образите, что вы попали в будущее, отстоящее от вас на шесть месяцев или год, причем события сложи­лись так, как вы того хотели. Затем посмотрите в «прошлое* и спросите себя: «Какие шаги, предпри­нятые мной, привели меня к этому желаемому ре­зультату?». Возможно такой, «ретроспективный» взгляд из будущего позволит вам обнаружить но­вую важную информацию, которой не располагае­те в настоящем. Мы часто живем слишком близко к проблеме, и это иногда мешает нам видеть всю кар­тину. Данный фрейм позволяет нам увидеть пробле­му с точки зрения будущего.

Фрейм «как если бы» помогает при решении проблем посредством воображения будуще­го результата. Это позволяет рассматривать новые возможности.

Фрейм «как если бы» хорошо работает в группах. Предположим, что на собрание не явился нужный человек. Используя этот фрейм, просто спросите: «Если бы он пришел, что бы он делал?». Если при­сутствует человек, который хорошо знает отсутству­ющего, он может без труда сообщить некоторую по­лезную информацию.

Интересно, что фрейм «как если бы» работает не только в случае изменения времени события, как в приведенном выше примере, но и в случаях измене­ний человека, информации и функции. Ниже приведе­ны вводные формулировки для каждого типа изме­нений:

Типы фреймов «как если бы»

1. Изменение времени. Вообразите, что вы попали в желаемое для вас будущее, отстоящее от данного момента на шесть месяцев или год. Затем огляни­тесь в прошлое и спросите себя: «Какие шаги при­вели меня к этому удачному результату?»

2. Изменение человека. «Если бы вы могли стать дру­гим человеком, кем бы вы стали и как решили бы эту проблему?»

3. Изменение информации. «Предположим, что вы обладаете всей необходимой информацией. Что тогда вы сможете сказать?»

4. Изменение функции. «Просто вообразите, что вы можете изменить любой компонент ситуации».

Фрейм «как если бы» является полезным инстру­ментом коммуникации, когда вы имеете дело с людь­ми, которые сопротивляются изменениям. Как пра­вило, мы представляем себе не такое опасное окру­жение, какое бывает при реальных изменениях. Поскольку при использовании этого фрейма ситуа­ция в будущем кажется не столь опасной, человек смелее ищет новые варианты решения проблемы.

Упражнение на фрейм «как если бы»

1. «Б» выбирает ситуацию, которую он считает для себя тупиковой и из которой он хочет найти вы­ход.

2. «Б» представляет, что он попал в будущее и огля­дывается на то, как он справился с состоянием ту­пика. «А» помогает «Б» посредством использова-

Часть 1 • Модель и методы.НЛП

ния вводных формулировок, таких как: «Предпо­ложим, что...»; «Вообразим, что...»; «Если ты пред­ставишь, что...»; «Если ты поступишь, как если бы...». Или «А» может сказать что-нибудь вроде: «А теперь представь себя, справляющегося с бес­покоившей тебя проблемой; увидь и услышь себя, эффективно решающим эту проблему при помо­щи новых действий».

3. «А» предлагает «Б» просмотреть фильм, изобра­жающий «Б», обладающего вновь обнаруженными ресурсами и поступающего так, как он желает.

4. «А» спрашивает «Б», были ли фильм приятным для него. Снова ассоциируйте его с проблемой, и пусть он покажет себе фильм о своей проблеме. Затем «А» спрашивает «Б»: «Удовлетворен ли ты тем, как поступил в данной ситуации, использовав эти новые возможности?» Данная «экологическая проверка» позволяет определить, наблюдается ли у человека полное согласие с изменением.

5. Если «Б» отвечает «нет», «А» возвращает его к этапу 1. Если «Б» отвечает «да», переходите к сле­дующим этапам.

6. Прервите состояние.

7. Проверка. «А» спрашивает «Б»: «Подумай еще раз о состоянии тупика». Как правило, теперь, когда «Б» начинает думать о тупиковом состоянии, он автоматически переходит в диссоциированное со­стояние и видит себя, успешно ре&ающего про­блему, как на этапе 2.

8. Цель этого упражнения - предоставить «Б» но­вые варианты выбора, т. е. изменить положение, когда его возможность выбора была ограничена, или выбор вообще отсутствовал.

Фрейм «согласия»

Когда у двух конфликтующих людей отсутствует согласие по поводу какого-нибудь вопроса, они не­прерывно спорят друг с другом. Разногласия часто возникают из-за того, что люди рассматривают ситу­ацию с различных точек зрения и делают это катего­ричным образом. Чтобы достичь фрейма согласия, оба человека должны перейти на более высокий ло­гический уровень, который включает все интересы, мнения и системы отсчета. Данный паттерн способ­ствует процессу, посредством которого конфликтую­щие люди или группы людей могут достичь действи­тельного согласия друг с другом. Запомните, что вы никогда не решите проблему на уровне проблемы. Вы должны укрупнить (перевести на другой уро­вень) ее для достижения согласия.

Чтобы достичь фрейма согласия, оба челове­ка должны перейти на более высокий логи­ческий уровень, который включает все инте­ресы, мнения и системы отсчета.

Паттерн фрейма согласия

1. Определите имеющиеся фреймы. Попросите каж­дого человека дать конкретное описание желаемо­го результата. «Что именно вы хотите?» «Какие ценности, убеждения и критерии управляют этой целью?» «Что при этом вы оцениваете как по-на­стоящему важное?» (Эти вопросы не только дают возможность получить важную информацию, но и позволяют подстроиться к людям, так что каждый из них ощущает, что его услышали и поняли. При этом начинается конструирование результатов более высокого (или мета-) уровня, необходимых для фрейма согласия.)

2. Определите общие элементы. Найдите на более высоком уровне общий элемент, по поводу кото­рого у обеих сторон наблюдается согласие. Укруп­ните его до позитивной цели более высокого уров­ня, по поводу которой могут согласиться обе сто­роны: «Джек хочет купить синее кресло, а вы, Джилл, хотите купить красное. Кажется, что вы оба, по крайней мере, согласны купить кресло, вер­но?» Подстройка к желанию более высокого уров­ня перемещает на этот уровень и спорящие сторо­ны.

3. Определите категорию более высокого уровня. Если вы получите отказ, перемещайтесь вверх, к следующей категории. В приведенном примере вы могли бы использовать категорию «мебель»: «Со­гласны ли вы с тем, что вы оба желаете купить что-нибудь из мебели?». Продолжайте до тех пор, пока | не обнаружите некоторый уровень (категорию) согласия: «Итак, вы оба согласны потратить день­ги на обустройство дома, верно?»

4. Используйте метарезультаты сторон, чтобы сформулировать фрейм согласия более высокого уровня. «Что даст вам покупка X, Джек?» «Джилл, если вы купите У, что это даст вам?» «Когда вы по­лучите свой результат, что это даст вам?» Продол­жайте, пока стороны не согласятся с целями, на­ходящимися на более высоком уровне: «Итак, вы оба хотите, чтобы ваш дом был уютным и привле­кательным?»

5. Осуществите фрейминг переговоров посредством использования согласия на более высоком уровне.

Глава 6 • Фрейминг и ресурсные состояния

Перейдите обратно вниз из общего фрейма согла­сия к более конкретным вопросам: «Будет ли приобретение этого синего кресла соответство­вать критериям уюта и привлекательности?» «Если по поводу этой покупки решение примет Джек/а в следующий раз - Джилл, будет ли это соответствовать вашему совместному критерию о внесении одинакового вклада в принятие реше­ний?»

6. Подтверждайте согласие. Во время данного про­цесса постоянно отмечайте и укрепляйте все уров­ни достигнутого согласия и его значение для каж­дой стороны.

Часть II - диссоциативный

фрейм реагирования

на критику

Реакция на критику является одной из наиболее сложных задач, с которыми мы сталкиваемся в обла­сти коммуникации. Как мы можем принять критику в качестве обратной связи, не испытав при этом ин-тенсивных эмоций и не сделав каких-нибудь глупос­тей? В самом деле, проблемы, с которыми мы часто сталкиваемся, стараясь конструктивно реагировать на критику, заключаются в чувствах, испытываемых нами в ответ на соответствующие замечания. Если бы мы сумели контролировать эти сиюминутные от­рицательные эмоции, мы смогли бы реагировать на критику конструктивно.

Изучая НЛП, вы узнаете о значении диссоциации при удалении эмоций из опыта. Опираясь на этот феномен, Стив и Коннира Андреас* разработали ме­тод реагирования на критику. Они научились ему, моделируя техники людей, которые успешно превра­щали критику в обратную связь.

Используя этот метод, вы должны поддерживать ресурсное состояние. Вспомните, ощущали ли вы себя когда-нибудь «на вершине мира». Выберите определенный момент времени, когда вы чувствова­ли себя так, как будто можете завоевать ад при по­мощи водяного пистолета. Ассоциируйтесь с тем вре­менем. Отчетливо представьте себе, что вы видели, что слышали и что ощущали. Возможно, вам захочет­ся осуществить якорение в этом опыте. Если при ис­пользовании этого метода вы почувствуете, что теря­ете ресурсное состояние, активируйте ваш ресурсный якорь.

Steve and Connirae Andreas, Heart of the Mind (Moab:

Якорение - процесс, посредством которо­го определенный стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказываются свя­заны с определенной реакцией и таким образом запускают ее. Якоря возникают естественным образом во всех репрезентативных системах. Они могут использоваться преднамеренно, как при аналоговой маркировке или с многочислен­ными методами изменения, например с коллап­сом якорей. Понятие о якорении в НЛП проис­ходит от павловской концепции «стимул -реакция», или классическою обусловливания. В исследованиях Павлова камертон становил­ся стимулом (якорем), который служил для собаки сигналом для выделения слюны.

1. Использование этого метода требует, чтобы вы находились в диссоциированном состоянии. По­смотрите на себя с некоторого расстояния

(рис. 6.1). Если вам сложно увидеть себя таким об­разом, представьте, что смотрите на свою фотогра­фию. Чтобы помочь себе поддерживать диссоции­рованное состояние, представьте лист плексигла­са между собой и диссоциированным образом себя, подвергающегося критике. Таким образом, из-за того, что вы видите себя «снаружи», любые испытываемые при этом отрицательные чувства будут казаться «внешними», и вы сможете с инте­ресом рассматривать их.

2.Диссоциируйтесьот критики, увидев, как вы под­вергаетесь критике, находясь снаружи. Вы увиди­те, что находясь «снаружи» от вас самого, вы го­товы справиться с тем, что вот-вот произойдет. Те­перь взгляните со стороны на того, кто критикует вас, и представьте, что вы испытываете при этом сложности. Вам нужно увидеть себя в воображе­нии немного раньше, чем человека, который кри­тикует вас. Когда начнется критика, представьте, как вы «снаружи» незамедлительно диссоциируе­тесь. Попытайтесь мысленно увидеть, как еще. один человек выходит из вас, того, который «сна­ружи». Теперь вы видите на картине двух себя. То есть, вы оба смотрите на себя, подвергающегося критике. Таким образом, вы испытываете двойную диссоциацию. Я (Б. Б.) сталкиваюсь с затруднени­ями при двойной диссоциации, видя себя в двух экземплярах. Это вводит меня в слишком глубо­кий транс, что не позволяет мне действовать осоз­нанно. Другие студенты отмечают такую же слож­ность. К счастью, этот метод допускает другой ва­риант. Итак, осуществите двойную диссоциацию

Real People Press, 1989), p. 46--54.

Часть 1 • Модель и методы НЛП

следующим образом: диссоциируйтесь однократ­но (то есть вообразите одного себя на картине) и затем представьте слова критики, напечатанные в воздухе или на воображаемой классной доске.

3. Создайте диссоциированный фильм на основе со- 4. держания критики. Попытайтесь полностью отра­зить критику в воображаемом фильме. Представь­те, что вы задаете другому человеку вопросы о том, что он имеет в виду, до тех пор пока не соберете всю необходимую информацию для фильма. Мы часто получаем критику в такой неясной форме, что не можем создать ее ясную репрезентацию. К ней относятся такие высказывания, как «Вы

Рис. 6.1. Диссоциативный фрейм обработки критики

грубы» или «Вы бестактны». Поблагодарите дру­гого человека, сказав: «Я тоже озабочен этим. Не могли бы вы более конкретно описать мне, каким образом я поступаю грубо?».

4. Оцените критику. Теперь, когда вы собрали дос­таточное количество информации для того, чтобы «показать» себе ясную репрезентацию критики, решите, с какими аспектами критики вы согласны, а с какими нет. Показ фильма, описывающего со­бытия так, как вы поняли их, и сравнение его с фильмом, описывающим события так, как понима­ет ситуацию критик, оказывают хорошую помощь при оценке критики. Проверьте, в чем фильмы со-

Глава 6 • Фрейминг и, ресурсные состояния

ответствуют и не соответствуют друг другу. Если ваше представление о событии значительно отли­чается от критики, накопите больше информации, задав больше вопросов.

5. Примите решение по поводу вашей реакции. Теперь вы обладаете всей информацией, необходимой, чтобы отреагировать на критику. Ваша реакция будет отражать то, с чем вы согласны в критике, и то, с чем не согласны. Стив и Коннира пишут:

«Реакция, которую выбираете вы, стоящий перед самим собой, зависит от ваших целей, ценностей, отношения к другому человеку

и

т.

Реагируя на критику, отвечайте сначала на те ее положения, с которыми вы согласны. Затем поде­литесь, с чем вы не согласны, и объясните, поче­му. Это поможет поддержать раппорт с человеком. Если вам нужно извиниться, сделайте это.

6. Измените ваше поведение в результате приобре­тения новых знаний в результате критики. Если из критического сообщения вы узнали о себе что-то, что требует изменения, начните перестраивать ваше будущее поведение. Подстройтесь к будуще­му, то есть представьте себя в будущем в похожей ситуации и обратите внимание на то, как вы буде­те реагировать. Выполните эту операцию два или три раза, чтобы закрепить ее в вашем подсознании.

7. Объединитесь с той частью себя, которая изучи­ла этот процесс. Вы только что наблюдали «сна­ружи» за собой, изучающим новые способы реаги­рования на критику. Вы хотите, чтобы эти знания стали частью вас? Конечно, да. Если вы использо­вали лист плексигласа, уберите его. Затем протя­ните руки, втяните того нового себя внутрь и дай­те себе время для полного объединения двух вас в вашем подсознании.

Часть III — диссоциативный фрейм лечения фобий и травм





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...