Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпиада по искусству (МХК) 7 страница



Только подумайте о том, что случилось бы, если бы вы «застряли» в какой-то одной позиции. Чело­век, «застрявший» в первой позиции, был бы эгоцен­тричным. Знаете ли вы кого-нибудь, кто живет в пер­вой позиции? На жизнь человека, «застрявшего» во второй позиции, постоянно оказывали бы чрезмер­ное влияние мнения других людей. Когда на заняти­ях по НЛП я (Б. Б.) объясняю вторую позицию и сообщаю, что люди, живущие во второй позиции, склонны позволять состоянию другого человека определять свое состояние, я говорю: «Вторая пози­ция - это позиция взаимной зависимости». Почти

Часть 1 • Модель и методы НЛП

всегда при этом я слышу, как несколько студентов вздыхают, осознавая причину, по которой они позво­ляют другим людям контролировать свое состояние, и механизм этого явления.

Человек, «застрявший» в третьей позиции, стано­вится невозмутимым и бесчувственным. Окружаю­щие считают таких людей «бессердечными». В самом деле, я обнаружил, что те, кто живет в третьей пози­ции, считают себя отшельниками. Многие, но не все, также обладают характеристиками аудиально-диги-тальной личности. Эти люди становятся мыслителя­ми и философами. Обособленная жизнь позволяет человеку объективно анализировать факты.

Человек, «застрявший» в: Становится

Первой позиции Эгоцентричным

Второй позиции Воспитателем,

спасателем

Третьей позиции Холодным и

бесчувственным

Каждый человек переходит из одной позиции в другую. У большинства этот переход осуществляет­ся ежедневно. Способность сознательно или неосо­знанно менять позиции позволяет человеку посту­пать здраво и реагировать адекватно. Меняя свою по­зицию восприятия, вы сделаете ваше общение более ярким и получите свободу выбора.

Упражнение: позиции восприятия

Проведите следующий эксперимент. Вспомните, когда вы последний раз серьезно с кем-нибудь поспо­рили. Увидев то, что вы видели, услышав то, что слы­шали, и почувствовав то, что чувствовали, ассоции­руйте себя со своим телом (первая позиция). Испы­тываете ли вы те же отрицательные эмоции, что испытывали тогда? Теперь представьте, что вы «вы­плываете» из своего тела и переходите в тело чело­века, с которым спорили (вторая позиция). Посмот­рите на себя его глазами. Обратите внимание на то, как вы выглядели в разгар спора. Каким голосом вы говорили? Как вы себя чувствуете, когда смотрите на себя и слышите свой голос? Теперь представьте себя полностью диссоциированным от события (третья позиция). Отодвиньтесь в сторону, туда, откуда вы сможете видеть себя и другого человека в процессе спора. Как выглядит спор с этой диссоциированной

позиции? Обратите внимание на вашу реакцию, ваши ощущения и на то, как они отличаются в каж­дой позиции. Изменилось ли ваше восприятие спо­ра сейчас, когда вы побывали во всех трех позициях? Отличались бы ваши реакции, если бы вы продела­ли это в процессе спора?

Паттерн выравнивания позиций восприятия

Иногда наши способности воспринимать вещи своими собственными глазами (восприятие от пер­вого лица), глазами другого человека (восприятие от второго лица, «эмпатическая» точка зрения) и с по­зиции наблюдателя (восприятие от третьего лица) становятся рассогласованными. Структурно каждый из этих ресурсов восприятия может функциониро­вать самостоятельно.

Эти три позиции восприятия относятся к трем возможным способам нашего «видения» мира. Как мы уже указывали, мы можем «застрять» в той или другой позиции. Те люди, которые застряли в первой позиции, могут начать полностью ориентироваться на I себя, воспринимая любые события, так что их чув- j ства и мысли будут отличаться «самовлюбленнос­тью». Они будут рассматривать все только в субъек­тивных терминах. Те, кто застрял во второй позиции, склонны полностью ориентироваться на других в своих мнениях и могут выполнять роли спасателей и воспитателей, не заботясь о себе. Люди, застряв­шие в третьей позиции, могут принимать историчес-1 кую, культурную или иную подобную точку зрения и при этом так сильно диссоциироваться от своего тела и эмоций, что будут больше похожи на роботов, j чем на людей (поза «компьютера» по Сатир, см. гла-1 ву 12).

Мы можем не только застрять в одной позиции, " но и испытывать рассогласование между этими по­зициями восприятия. Проблемы могут возникнуть также из-за того, что разные части нас самих реаги-руютс различных позиций восприятия. Когда такое случается, это заканчивается тем, что мы начинаем работать против самих себя. Выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах при­водит к внутренней конгруэнтности и к увеличению личных возможностей. Эта процедура также позво­ляет нам разрешать внутренние конфликты и дости­гать внутреннего выравнивания.

Выравнивание - достижение внутренней конгруэнтности человека.

Глава.3 • Позиции восприятия

Используйте описанный ниже паттерн тройного описания, когда у вас или у другого человека отсут­ствует полная осведомленность о конкретной про­блеме или точка зрения на нее. Последовательно примите все три позиции для увеличения гибкости мышления и расширения палитры чувств. Это может по-настоящему обогатить ваше восприятие и поведе­ние в ситуациях, связанных с разрешением конфлик­та, посредничеством, воздействием на других людей, личной гибкостью и т. д. Данная техника позволяет нам более широко смотреть на проблемные ситуации и получать о них больше информации.

Паттерн

1. Определите целевую информацию. Определите

ограничение, проблему или ситуацию, которые вы (или другой человек) считаете тупиковыми. «Опишите, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хотели бы быть более конгруэнтным».

2. Определите визуальные, аудиальные и кинесте­тические факторы в каждой позиции восприя­тия.

А. Визуальные. Что и как вы видите в данной си­туации? На какой позиции восприятия вы на­ходитесь? Если вы имеете больше одной «кон­цептуальной части себя» или сущности, соот­ветствующей одному и тому же предмету, проверьте, какую позицию восприятия исполь­зует каждая такая часть. Видят ли некоторые части ситуацию с позиции наблюдателя или, глазами другого человека? Определите пози­цию каждой части. Укажите (внутренне или внешне), где они находятся. Кажутся ли неко­торые части расположенными ближе к ситуа­ции, чем другие? Как каждая ваша часть видит ситуацию? Что в действительности видит каж­дая часть? Какие между ними различия?

Части - метафора, приписывающая от­ветственность за поведение различным аспек­там психики; данные аспекты могут рассмат­риваться как субличности, которые ведут «собственную жизнь»; когда они имеют раз­личные намерения, мы можем испытывать внутриличностный конфликт и ощущение не­конгруэнтности.

Б. Аудиальные. Какие звуки и слова вы слышите в данной ситуации? С какой позиции восприя­тия вы их слышите? Если с ситуацией связаны две части вас или более, что говорит каждая из этих частей? Прислушайтесь к местоимениям, которые использует каждая часть. Часть в по-

зиции наблюдателя будет иметь нейтральный голос и использовать местоимения «он» и «она». Голос «другого» обычно будет использо­вать местоимение «вы» и более оценивающий тон. Голос «я» будет использовать слова «я» и «меня». Где именно в своем теле вы слышите каждую вашу часть? (Расположение голоса сбо­ку часто указывает на «другого» или наблюда­теля; голос «я» обычно исходит из области го­лосовых связок.)

В. Кинестетические. Что вы чувствуете в данной ситуации? С какой позиции восприятия? Если присутствует несколько частей вашей личнос­ти, где вы ощущаете каждую часть в своем теле? Какие эмоции испытывает каждая часть? Име­ются ли какие-нибудь нейтральные части, как если бы вы только наблюдали за жизнью, а не жили сами?

3. Произведите выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах. Для вырав­нивания наблюдателя (третья позиция) проведи­те визуально-аудиально-кинестетическое тестиро­вание.

A. Визуальное выравнивание. Спросите часть, за­нимающую позицию наблюдателя: «Не сооб­щите ли вы мне информацию, которую собра­ли для "я"?» Продолжайте диалог, пока «я» и «другой» не будут иметь одинаковые точки зре­ния на ситуацию.

Б. Аудиальное выравнивание. Спросите часть, за­нимающую позицию наблюдателя: «Не измени­те ли вы свои местоимения так, чтобы поддер­живать "я" посредством использования "я", "он" или "она"?». Используйте, пожалуйста, тон го­лоса «я».

B. Кинестетическое выравнивание. Спросите

часть, занимающую позицию наблюдателя: «Не сдвинете ли вы свои ощущения так, чтобы они были согласованными с ощущениями "я"». Пе­реместите ощущения в то место, где содержат­ся ощущения «я».

4. Произведите выравнивание «я» в терминах по­зиций восприятия VAK. «Убедитесь в том, что вы

смотрите со своей позиции и своими собственны­ми глазами. Убедитесь в том, что ваш голос исхо­дит из ваших собственных голосовых связок и что вы используете местоимение "я". Убедитесь в том, что все ощущения исходят из "я" и отражают ре­сурсные состояния».

5. Произведите еще одно выравнивание (второй позиции) тем же образом. «Пожалуйста, отре-

Часть 1 • Модель и методы НЛП

гулируйте свое восприятие так, чтобы оно со­ответствовало позиции "я"». Переместите «дру­гого» на место, занимаемое «я». Переместите, пожалуйста, голос, который вы слышите, в об­ласть голосовых связок, и пусть он является репрезентацией «я», принося с собой в позицию «я» всю полезную информацию. Произведите выравнивание чувств «другого» и «я». Объеди­ните чувства так, чтобы «я» стало более гибким и ресурсным.

6. Выполните экологическую проверку. Все ли сто­роны ощущают, что они прошли выравнивание и находятся в состоянии гармонии?

7. Подстройка к будущему. Осознайте новые воз­можности поведения. «Опишите новые способно­сти и формы поведения, которые теперь стали до­ступными. Вы можете увидеть свои будущие дей­ствия, связанные с тем, что "я" стало более ярким и гибким». Если ваша часть, стоящая на позиции «другого» протестует против интеграции, вы мо­жете потребовать, чтобы эта часть возвратилась к

той личности, которой принадлежат данные мыс­ли и чувства.

Вопросы для размышления

1. Не обращаясь к своим записям, перечислите пять позиций восприятия и опишите их.

2. Какую позицию вы предпочитаете настолько, что склонны использовать ее в качестве позиции по умолчанию?

3. Какая позиция восприятия ощущается вами как наиболее неудобная?

4. Есть ли у вас позиции восприятия, в которых вы можете «застрять»?

5. Какая методика поможет вам (или кому-нибудь другому) развить большую гибкость осознания позиций восприятия?

Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний

Размышления о теории

Что можно узнать из этой главы:

Теоретические основы модели НЛП

Базовые пресуппозиции, дающие новые возможности

Важнейшие различия между «картой» и «территорией»

Подход НЛП к коммуникации

Важность гибкости

Как принять позитивную установку

Удержание контекста в сознании

Чтобы выяснить истинное значение предмета, мы должны удерживать предмет в контексте. Понятие «контекст» берет начало в психотерапии, теории се­мейных систем, гештальт-психологии, концепции фигуры и фона, компьютерных науках и т. д. Оно имеет непосредственное отношение к коммуникации и структуре мастерства в различных видах деятель­ности человека. Если игнорировать контекст или рассматривать предмет на основе другого контекста или критерия, вы неизбежно придете к неправильно­му пониманию, излишним и неверным суждениям, к утрате определенных ресурсов, которые могли бы ис­пользовать для улучшения качества жизни.

Контекст НЛП связан с получением доступа к установкам, состоянию и навыкам, необходимым для осмысления и осуществления успешной коммуника­ции и изменений личности. По существу, в НЛП речь идет о том, как работают процессы, а не об источ­нике или происхождении этих ресурсов. Контекст НЛП отделен от теории, морали (оценок «правиль­ности» и «неправильности») и толкований, так как фокусируется на том, что работает и как мы можем это смоделировать.

В психотерапевтическом плане НЛП направлено на обнаружение реальных методов изменения сла­бых, ограниченных, неверных и болезненных точек зрения, которые лежат в основе дезадаптивного по­ведения людей. Таким образом, НЛП берется за из­менение значений, которые ограничивают способно­сти людей и являются причиной их страданий. Не за­давая конкретных значений, НЛП предлагает эффективные методы их изменения, а также измене­ния восприятия, точки зрения и т. д.

Принимая эпистемологию общей семантики, НЛП согласуется с когнитивно-бихевиористским по­ложением, которое гласит, что при рассмотрении предметов внутри психологии человека само мышле­ние играет центральную роль. Таким образом, самое важное - это способ, которым мы составляем нашу внутреннюю карту об имеющейся территории.

НЛП также работает в контексте ресурсов. Дан­ный контекст предполагает, что для осуществления позитивных изменений и моделирования мастерства, человеку необходима твердая уверенность в том, что такие изменения возможны. Это подразумевает на­личие достаточного количества ресурсов для воздей­ствия на человека. В НЛП мы, как правило, получа­ем доступ к любопытству, гибкости, ощущению воз­можности, желанию изменений и т. д. При этом не

* Выражаем особую благодарность Томми Белку,

__________________Часть 1 • Модель и методы НЛП

делается никаких предположений об источниках этих ресурсов.

В НЛП признается, что «разум», включает в себя больше, чем поверхностную информацию, присут­ствующую в нашем сознании в конкретный момент времени. Основанное на многочисленных научных экспериментах и моделях нервных процессов и «ра­зума» человека, НЛП добивается доступа только к тем неосознаваемым аспектам психики, которые управляют автономной нервной системой.

Смоделировав техники Сатир и Перлза, НЛП до­казало ценность той точки зрения, согласно которой человек сам «отвечает» за свою жизнь. Это утверж­дение противоречит некоторым течениям в психоло­гии, в рамках которых человек рассматривается как жертва воспитания в раннем детстве, генетики, травм, влияния старших или младших братьев и се­стер и т. д.

Теоретические пресуппозиции НЛП

Теперь мы хотим перейти от прикладной нейро-

лингвистики к более общей точке зрения на модель НЛП. Для этого мы должны сделать шаг назад и рас­смотреть модель в терминах ее теоретических основ. Материал этой главы базируется на списке ключевых пресуппозиций НЛП, сформулированных Боденхаме-ром (Bodenhamer, 1995)*. Все основные психотера­певтические техники НЛП основаны на этих пресуп­позициях.

Ранее мы отмечали, что разработчики и сообще­ство НЛП считают НЛП не теорией, а моделью. Чем теория отличается от модели? Теория занимается объяснением того, почему система работает. НЛП не делает этого. Модель шаг за шагом описывает то, как ее использовать.

Означает ли это, что НЛП не имеет теоретическо­го обоснования? Конечно же, нет! Каждая система и каждая модель основаны на некотором предполагае­мом теоретическом осмыслении мира, людей, Бога и т. д. Некоторые системы тратят много времени и энергии на разработку и защиту своих теорий, кри­тику теорий других систем и использование научных методов для проведения экспериментов, подтвержда­ющих валидность теорий. НЛП этим не занимается.

Чем же занимается НЛП? Оно просто предлагает определенную идеологию и открыто заявляет об этих исходных пресуппозициях. Иначе говоря, мы кладем

помогал в формулировке этих пресуппозиций.

Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний

эпистемологические посылки НЛП на стол и призна-емся: «Мы не можем доказать эти идеи». «Мы не мо-жем доказать, что они "истинны" или "верны" или что они составляют какую-либо "исходную реальность", но мы принимаем их. Мы делаем это потому, что на­ходим их полезными для вызова изменений и дости­жения совершенства».

Кожибски (Korzybski, 1933, 1994) описывал эпистемологию (область философии, изучаю­щая природузнания, его предпосылки и основа­ния, пределы и достоверность) в очень похожих терминах. Он утверждал, что как только мы осо­знаем, что имеем дело с «реальностью» не не­посредственно, а только косвенно, посредством нервной системы и чувствительных рецепторов, и понимаем фундаментальное различие между «картой» и «территорией» - тогда мы также осознаем, что никогда не можем «рассказать» все о чем-либо - мы не можем настолько упро­стить территорию реальности. Способности че­ловека не позволяют даже «установить» фунда­ментальные принципы устройства Вселенной -мы должны оперировать лингвистически, а сле­довательно, и умственно «неопределенными терминами» и допущениями. Итак, Кожибски утверждал, что ради научности и здравого смыс­ла мы должны открыто изложить наши «неопре­деленные термины».

НЛП делает именно это: излагает свои «неопреде­ленные термины» и неопределенные убеждения в виде списка «пресуппозиций НЛШ. Откуда они взялись? Из теоретических обоснований, которые мы обнару-жили в смоделированных нами системах: гештальт-психологии, психотерапии семейных систем, эриксо-нианском гипнозе, общей семантике, кибернетике, информационных системах, трансформационной грамматике, когнитивно-бихевиористской психоло-гии и бейтсоновской антропологии.

Теперь рассмотрите эти предпосылки и проверьте их на себе. Скорее всего, вы обнаружите, что они не противоречат убеждениям и ценностям большинства людей. НЛП предлагает непревзойденные инстру­менты для работы с субъективным опытом.

Исходные убеждения НЛП

Важность наших базовых пресуппозиций заклю­чается в том, что они являются невысказанными убеждениями. Мы имеем работающие пресуппози­ции, которые управляют нашими «неопределенными терминами» и пониманием. Убеждение как понятие, теория, парадигма и т. д. описывает базовую струк-

туру в нашей модели мира, которую мы считаем ис­тинной. Мы можем иметь убеждения различной силы. Наши убеждения по отношению к одним пред­метам сильны, к другим - слабее. Убеждения, кото­рые очень дороги для нас и которые управляют на­шими мыслями и действиями, мы называем глубин­ными убеждениями. Мы используем их в качестве исходных предпосылок.

Убеждения выступают в качестве главных нервных фильтров, определяющих то, как мы воспринимаем внешнюю реальность. Как и другие бессознательные нервные фильтры (интроверсия/экстраверсия, жела­ние и избегание, гештальт и детальное мышление и т. д. См.; Hall & Bodenhamer, 1997с), убеждения о том, что мы оцениваем как важное или неважное, оказывают сильное влияние на наше восприятие.

Убеждения выступают в качестве главных нервных фильтров, определяющих то, как мы воспринимаем внешнюю реальность. Убеж­дения о том, что мы оцениваем как важное или неважное, оказывают сильное влияние на наше восприятие.

Если вы используете компьютер, знаете вы или нет, но он управляется определенной операционной систе­мой. Мы написали этот текст на ЛЩ-совместимых компьютерах с установленной на них операционной системой Windows. Аналогично, НЛП также управля-ется операционной системой - «базовыми пресуппо­зициями НЛП». Они позволяют функционировать системе процессов, методик, догадок и навыков.

.

Исходные предпосылки, касающиеся ментальной обработки

1. «"Карта" — не "территория"» («меню — не пища»).

2. Реакции людей соответствуют их внут­ренним картам.

3. Значение зависит от контекста.

4. Разум и тело неизбежно влияют друг на друга.

5. Индивидуальные навыки являются ре­зультатом совершенствования и уста­новления последовательности исполь­зования репрезентативных систем.

6. Мы уважаем модели мира других людей.

Часть 1 • Модель и методы НЛП

Исходные предпосылки, касающиеся поведения/реакций человека

7. Личность и поведение - это различные явления. Мы представляем собой нечто большее, чем наше поведение.

8. Каждый вид поведения практичен и по­лезен в определенном контексте.

9. Мы оцениваем поведение и изменения в терминах контекста и экологии.

Коммуникативные пресуппозиции

10. Мы не можем не общаться.

11. Способ коммуникации влияет на наше восприятие.

12. Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.

13. Человек, задающий фрейм коммуника-

ции, контролирует ее.

14. «Не бывает поражений, есть только об­ратная связь».

Поступающая информация из внешнего мира попадает в мозг посредством органов чувств Полученная информация поступает в нашу нервную систему и интерпретируется как: Субъективный опыт Информация конструируется или извлекается из памяти как:
Визуальный (глаза) Аудиальный (уши) Кинестетический (кожа/тело) V — изображения А звуки К — ощущения V — образы А — звуки, шумы К — ощущения, чувства

Рис. 4.1. Модель коммуникации НЛП

Глава 4 • Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний

15. Человек, обладающий наибольшей гиб­костью имеет наибольшее влияние в си­стеме.

16. Сопротивление указывает на отсутствие раппорта.

Пресуппозиции, касающиеся обучения, выбора и изменения

17. Люди обладают необходимыми для до­стижения цели внутренними ресурса­ми.

18. Люди способны научиться чему-либо с одной попытки.

19. Любая коммуникация должна увеличи­вать количество доступных альтерна­тив.

20. Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший из имеющихся у них в данный момент вариантов.

21. Мы можем управлять своим мозгом и контролировать результаты.

Операционная система пресуппозиций

Пресуппозиции, касающиеся ментальной обработки

1. «"Карта" - не "территория"» или «меню - не пища»

Как «карта» на самом деле не состоит из «терри­тории», репрезентацией которой она является, так и используемые нами слова не заключают в себе собы­тие, репрезентацией которого они являются. Терри­тория существует как реальность - снаружи, вне наших тел, созданная из миллиардов стимулов в се­кунду, - постоянно изменяющийся мир танцующих электронов и, в конечном счете, энергии. «Карта» описывает то, что существует в наших телах (отра­жение проявлений указанной энергии на уровне не­рвной системы) и в нашем сознании («ментальное», абстрактное понимание территории). Итак, в данном случае мы имеем два уровня явлений: внешняя ре­альность и внутренняя, субъективная реальность.

То, что происходит в нашем сознании при рассмот­рении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события. И наше восприя­тие принципиальным образом влияет на все, касаю­щееся нас. Почему? Потому что когда мы восприни­маем внешнее событие, мы пытаемся наделить его смыслом. Пытаясь наделить смыслом данное собы­тие, мы конструируем в сознании его внутренние репрезентации (ВР). Эти внутренние репрезентации включают в себя информацию, полученную посред­ством всех наших чувств. Иначе говоря, наши ВР имеют в своем составе визуальные, аудиальные, ки­нестетические, обонятельные, вкусовые и лингвисти­ческие компоненты.

То, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события.

Опираясь на этот фундаментальный факт, уста­новленный в общей семантике, НЛП замечательным образом использует то, что внутренние репрезента­ции и само событие не могут существовать на одном и том же логическом уровне. Это положение объяс­няет, почему мы можем быть связанными с внешним миром только посредством нейролингвистшеской об­работки. Бог дал нам многочисленные каналы (орга­ны чувств, чувствительные рецепторы) для связи с миром - и все же мы существуем «обособленно», хотя и внутри него.

Еще одно следствие указанного факта включает ограничение со стороны нервной системы - мы ни­когда не сможем осуществить репрезентацию внеш­него события точно так же, как оно существует вне нас. Рассмотрим следующий пример: я вижу яблоко. Я создаю внутренний образ яблока. Палочки и кол­бочки сетчатки глаз дают мне внутреннее ощущение «цвета». Другие ощущения обогащают картину. Но, невзирая на богатство, разнообразие или полноту, мой образ яблока является только его «картой». Если вы посмотрите на это же яблоко, вы не получите точ­но такой же образ, потому что ваши нервные окон­чания, ваши нервные проводящие пути и т. д. не ра­ботают абсолютно в точности, как мои. Два челове­ка видят несчастный случай с очень похожих позиций (никогда не с «одинаковых»), но когда они описывают его, в их описаниях появляются различия. Почему? Из-за различий в их восприятии, которые являются результатом различий в индивидуальной нейролингвистической обработке и внутренних ре­презентациях.

Часть 1 • Модель и методы НЛП

Какова основа этих различий? Каждый человек осуществляет репрезентацию несчастного случая посредством собственных нервной системы и созна­ния, имеющих отличия от нервной системы и созна­ния других людей! «Карта» - не «территория». Или, иначе говоря, «меню - не пища». Мы оперируем не непосредственно миром, а нашим индивидуальным восприятием мира. Независимо от внешнего собы­тия, каждый из нас конструирует свою собственную внутреннюю субъективную реальность события, и эта внутренняя конструкция определяет нас: наши мысли, эмоции, реакции.

Мы никогда не можем осуществить репре­зентацию внутреннего события точно так же, как оно «существует вне нас». Следователь­но, «меню — не пища».

2. Реакции людей соответствуют их внутренним картам

Учитывая различие карты и территории, можно утверждать, что наша «карта», являясь восприятием территории, определяет или контролирует наше вос­приятие и наши реакции. Мы реагируем не на суще­ствующий мир как таковой, а на то, как он отражен на нашей «карте» мира. Это подчеркивает огромную важность рассмогрения наших, человеческих «карт» мира.

Мы оперируем не непосредственно миром, а нашим индивидуальным восприятием мира.

Нейролингвистичсские «карты» состоят из наших убеждений, ценностей, установок, языка, воспомина­ний и других психологических фильтров. В нашем сознании посредством репрезентативной системы мы переживаем эти внутренние «карты» просто как «мысли» (рис. 4.1). Поэтому «как мы мыслим, тако­вы мы и есть». Таким способом внутренние репрезен­тативные «карты» взаимодействуют с физиологией, создавая состояния. Затем состояние управляет по­ведением. Это означает, что восприятие является отображением. Оно определяет наши действия.

Дэвид Симандс (Seamands, 1988) в книге «Восста­новление поврежденных эмоций» рассказал о рабо­те известного пластического хирурга. Максуэлла Мальца. Доктор Мальц заметил, что многие пациен­ты после операции продолжают испытывать те же личностные проблемы, что и ранее. Хотя его опера-

ции значительно улучшали внешний вид пациентов, те по-прежнему считали себя безобразными.

Как могло быть, что посредством пластической хирургии внешность людей претерпевала явные фи­зические изменения, а люди, тем не менее, вели себя по отношению к этим изменениям как слепые? Все окружающие замечали улучшения в их внешнем виде. Но сами пациенты настаивали, что не видят изменений. Вы знаете ответ. Хотя внешне их облик изменялся, внутренние «карты» оставались преж­ними.

Мы реагируем в соответствии с нашими внутрен­ними «картами» мира. Так делают все. Восприятие, мысли, эмоции и поступки всех людей управляются их моделями. В число этих людей входят: ваш(а) су­пруга), ваши дети, друзья, родители, уважаемые вами люди и т. д. Прежде чем мы сможем ожидать из­менения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т. д., должна измениться внутренняя «карта» этого человека. Чтобы помочь людям в осуществлении этих изменений, мы должны сделать нашу коммуни­кацию достаточно гибкой, чтобы помочь им изменить их внутренние «карты».

Прежде чем мы сможем ожидать изменения чьих-либо эмоций, реакций, мышления и т. д., должна измениться внутренняя «карта» это­го человека

3. Значение зависит от контекста

Эта пресуппозиция связана с первой. Согласно ей, для того чтобы любое слово имело значение, ему тре­буется некоторый контекст. Сами по себе слова не ] содержат значений. Высказывание или поступок мо­гут иметь совершенно различные значения в разных контекстах. Значение фразы «Я люблю тебя!» зави­сит от того, говорю я ее своему отцу или своей жене. Контекст высказывания определяет значение выска- • зывания, то есть задает определенный фрейм.

О'Коннор и Сеймур (O'Connor & Seymour, 1990) писали:

«События произошли, но пока мы не наделим их значением, не свяжем их с остальной нашей жизнью и не оценим их возможные следствия, они не важны. Мы узнаем значения предметов, опираясь на культуру и полученное воспитание».

Можно перефразировать еврейскую поговорку: «Как человек оценивает вещи (конструирует значе- | ния, думает, считает) в своей душе, такой он и есть». I

Глава 4 • Базовые пресуппозиции Н Л П и использование ресурсных состояний

В содержании нет содержания, которое сто­ило бы знать.

Тэд Джеймс

Значение определяется преимущественно контек­стом, который мы принимаем, как данный, или ус­тановленным нами фреймом. Тэд Джеймс сказал: «В содержании нет содержания, которое стоило бы знать». Это подчеркивает фундаментальный прин­цип НЛП, а именно то, что внутренний опыт и изме­нение этого опыта являются результатом того, как мы использовали наши психические процессы при кодировании содержания. Таким образом, измените структуру внутренних образов и т. д., и вы измените опыт.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...