Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Олимпиада по искусству (МХК) 5 страница



Слова, используемые нами для внутренних репрезентаций, располагаются на более вы­соком логическом уровне. Следовательно, язык организует наши внутренние репрезен­тации.

Наши многослойные метасостояния становятся системой отсчета при «наделении предметов смыс­лом». Они являются фреймами наших значений (се-мантик). Когда мы изменяем наш внутренний мир, мы производимрефрешшнг наших убеждений, цен­ностей и значений. Так как мы наделяем что-либо значением в соответствии с контекстом, наши мета­состояния описывают структуру наших ментальных контекстов.

Фрейм - контекст, окружение, метауро-вень, способ воспринимать что-либо (напри­мер, фрейм результата, фрейм «как если бы», фрейм возвращения и т. д.).

Рефрейминг - изменение контекста или фрейма для изменения значения опыта.

При «выведении из фрейма» мы совершаем крити­ческое метадвижение по выходу за пределы всех фреймов для того, чтобы задать абсолютно новую систему отсчета. Посредством этого маневра мы мо­жем перейти кметамагии и полностью пересмотреть нашу стратегию реальности (Hall, 1999)».

Итак, основные уровни имеют отношение к нашим переживаниям, касающимся внешнего мира и осуще­ствляемым преимущественно посредством ощуще­ний. Основные состояния характеризуют те состоя­ния сознания, которые являются результатом наших переживаний основного уровня, касающихся внеш­него мира. Метауровни имеют отношение к тем аб­страктным уровням сознания, которые мы пережи­ваем внутри себя. Метасостояния характеризуют те внутренние состояния осознания, которые распола­гаются «выше» состояний более низкого уровня. Метасостояния характеризуют способность сознания

Позднее мы подробнее расскажем о метасостояни-ях и о том, как они влияют на субмодальности. Пока обратите внимание на то, что слова, используемые нами для внутренних репрезентаций, располагаются на более высоком логическом уровне. Следователь­но, язык организует наши внутренние репрезента­ции. Или, иначе говоря, слова «контролируют» наши внутренние репрезентации.

Эксперимент № 1

Вспомните еще раз приятное переживание. Види­те ли вы переживание, которое находите прият­ным? Теперь присмотритесь к качествам картины: она цветная или черно-белая; трехмерная или плоская, как фотография; видите ли вы себя на картине (диссоциированно) или вы видите карти­ну собственными глазами, как если бы вы вошли в нее (ассоциированно); есть ли вокруг картины рамка или она закодирована в панорамном виде? Движется ли она как фильм или больше похожа на неподвижную картину? Видите ли вы картину отдаленной или близкой; яркой, тусклой или сред­ней яркости; в фокусе или не в фокусе? Где рас­полагается ваша картина: слева, спереди? Эти ка­чества ваших репрезентаций определяют то, что мы называем субмодальностями.

Диссоциация - состояние, при котором че­ловек находится не «в» опыте, но наблюдает или слышит его снаружи как с точки зрения зрителя, в отличие от состояния ассоциации.

Ассоциация - ассоциация противополож­на диссоциации. При диссоциации вы видите себя «там». Как правило, диссоциация удаля-

Глава- 1 • Сущность-модели: репрезентативные-системы

ет эмоции от опыта. Когда мы находимся в со­стоянии ассоциации, мы непосредственно пе­реживаем всю информацию и поэтому реаги­руем эмоционально.

Теперь давайте проделаем то же самое с аудиаль-ной системой: присутствуют ли в вашей репрезента­ции удовольствия звуки? Вы описали бы эти звуки как громкие или приглушенные? Что вы можете ска­зать о тоне звука: он мягкий или резкий? Тембр бо­гатый или бедный? В каком направлении вы слыши­те звук? Он исходит от движущегося или неподвиж­ного источника? Как четко вы слышите звук? Вы слышите его в режиме «стерео» или «моно»?

Что вы можете сказать о кинестетше, сопровож­дающей это внутреннее переживание? Насколько интенсивны ваши ощущения? Ощущаете ли вы тек­стуру, вес, тяжесть или легкость, очертания или фор­му, температуру? Какой частью тела вы это ощущае­те? Чувствуете ли вы запах или вкус?

Идентификация этих различий в наших внутрен­них репрезентациях дает нам специфические детали из области субмодальностей. В некотором отноше­нии субмодальности являются «строительными бло­ками» репрезентативной системы - теми качества­ми осознания, которые определяют его особенности. В свою очередь, эти особенности передают мозгу и нервной системе сообщения, или команды, указыва­ющие на то, как чувствовать и реагировать. В неко­тором смысле они являются той категорией особен­ностей, которую Грегори Бейтсонназывал «отличия, имеющие значение*. Однако эти особенности прояв­ляются не на том уровне, который мы могли бы на­звать «субмодальным». Они делают это на уровне, который является метауровнем по отношению к са­мим репрезентативным системам. Эти механизмы еще не описаны в литературе по НЛП. Мы лишь не­давно (Hall, 1998) пришли к их пониманию. Позднее мы подробнее опишем то, как на самом деле работа­ют субмодальности.

Субмодальности по существу являются «строительными блоками» репрезентативной системы.

В связи с субмодальностями Вудсмолл (Woodsmall, 1989) писал следующее:

«Если сознание/тело способно проводить ка­кие-либо различия, оно должно обладать каким-либо способом проведения этих различий; способ, при помощи которого оно делает это, опирается на различия в субмодальностях, по-

средством которых осуществляется внутренняя репрезентация различных вариантов».

Это означает, что мозг человека определяет пара­метры переживаний посредством использования раз­личий в субмодальностях. Мозг осуществляет репре­зентацию всех переживаний, эмоций и даже убежде­ний посредством использования модальностей (репрезентативной системы) и особенно качеств или свойств этих модальностей (то есть субмодальнос­тей). Субмодальности позволяют нам увидеть другой смысл в выражении: «Каковы мысли человека, таков и он». Это утверждение является сутью когнитивно-бихевиористской модели. Если наши когнитивные способности (мысли) контролируют нашу внутрен­нюю субъективную реальность и побуждают нас (без преувеличения) начать «реализовывать» ее в поведе­нии, то когнитивные способности управляют челове­ком на основе субмодальностей. Это дало повод воз­никновению в НЛП высказывания: «субмодальнос­ти определяют поведение».

Как вы можете узнать различия между тем, в чем вы убеждены, и тем, в чем не убеждены? Мы в НЛП традиционно предполагаем следующее. У вас будут различные слова, различные голоса, различные ин­тонации, возможно, различное расположение источ­ников голосов или, если вы кодируете информацию в основном визуально, у вас будут совершенно раз­личные качества у картины того, в чем вы убежде­ны, и у картины того, в чем вы не убеждены. Вы мо­жете различить их, опираясь на репрезентацию этих убеждений. Различия между этими двумя убеждени­ями располагаются на субмодальном уровне.

Бэндлер и Макдональд (Bandler & MacDonald, 1988) писали, что если вы измените субмодальность убеждения, вы измените само убеждение. Аналогич­но, в случае «линии времени» мы используем мета­фору «линии, характеризующей время». Это работа­ет, по-видимому, из-за того физиологического факта, что субмодальности информируют нашу автоном­ную (вегетативную) нервную систему о том, как нуж­но реагировать. Таким образом, все изменения, сде­ланные посредством линии времени, а также посред­ством любого другого процесса, происходят, в конечном счете, на субмодальном уровне.

Однако это неточно объясняет субмодальности. На самом деле даже для того, чтобы заметить или обнаружить эти качества наших репрезентаций, мы должны выйти на метауровень, то есть за пределы внутренней репрезентации. Слово «мета» происхо­дит от греческого слова, обозначающего «выше» или «сверх». Попробуйте сделать это сами. Думайте о приятном переживании до тех пор, пока вы не «углу­битесь» в него настолько, что полностью испытаете его еще раз. Теперь обдумайте это переживание. Как

Часть 1 • Модель и методы НЛП

у вас закодированы картины в терминах расстояния, четкости, цвета и т. д.? А звуки? Как у вас закодиро­ваны громкость, тональность, темп, расстояние и т. д.? Когда вы обдумываете свойства ваших внут­ренних репрезентаций, или субмодальности, разве вы не должны сделать шаг назад или стать на пози­цию «мета»? Разве вы не должны оказаться вне их содержания посредством перехода на более высокий уровень и последующего наблюдения за их структу­рой? Конечно, должны.

Мета - выше, вне, около, на более высоком уровне.

И что же это означает?

Это показывает, что когда мы изменяем качества или свойства наших внутренних репрезентаций, мы делаем это не на «субмодальном уровне». Мы дела­ем это на метауровне сознания.

Когда мы изменяем свойства или особенно­сти наших внутренних репрезентаций, мы делаем это не на «субмодальном уровне». Мы делаем это на метауровне сознания. Каче­ства (субмодальности) наших картин не могут находиться на уровне более низком, чем сама картина. Они существуют внутри как часть репрезентации. И что же это означает? Это означает, что мы не можем изменить ка­кие-нибудь переживания посредством одних лишь субмодальных сдвигов.

Проблема со старой точкой зрения на субмодаль­ности частично заключается в самом термине. При­бавляя к качествам и свойствам репрезентаций при­ставку «суб-», язык заставляет нас предположить, что мы перешли на более низкий логический уро­вень. Но это не так.

Качества наших картин не могут существовать на уровне более низком, чем сама картина. Попытайтесь представить какой-нибудь зрительный образ, кото­рый не является ни цветным, ни черно-белым; ни близким, ни далеким; ни четким, ни размытым. Эти характеристики являются не репрезентациями «чле­нов» класса, а качествами картины. Они существу­ют внутри как часть репрезентации.

Когда я (Б. Б.) пытаюсь обработать субмодально­сти на более низком логическом уровне, мой разум сбивается с толку, потому что субмодальности не мо­гут находиться на более низком логическом уровне. Субмодальности существуют как часть репрезента­тивной системы, а не обособленно от нее. Например, дверь автомобиля может существовать обособленно

от автомобиля как отдельная сущность и, следова­тельно, дверь автомобиля находится на более низком логическом уровне по сравнению с автомобилем. Аналогично, транспортное средство находится на более низком логическом уровне, чем бытие, и, зна­чит, транспортное средство может существовать как отдельная абстрактная реальность, но в случае с суб­модальностями это не так. Субмодальность, напри­мер цвет, не может существовать отдельно от зри­тельной модальности. Громкий звук не может суще­ствовать как сущность, отдельная от звука, так как без звука вы не можете иметь ни громкости, ни при­глушенности; ни высокой, ни низкой частоты и т. д. Следовательно, субмодальности являются неотъем­лемыми частями репрезентативной системы.

Мы не можем изменить какие-нибудь пере­живания посредством одних лишь субмо­дальных сдвигов. Это же справедливо и для изменений убеждений.

И что же это означает? Это означает, что мы не мо­жем изменить какие-нибудь переживания посред­ством одних лишь субмодальных сдвигов. Это же справедливо и для изменений убеждений. Подумай­те о том, во что вы не верите. Можете ли вы осуще­ствить репрезентацию того, во что не верите? Може­те ли вы хотя бы «поднять» все субмодальные свой­ства репрезентации, сделав ее ближе, ярче, более похожей на реальность и т. д.? Когда у вас это полу­чилось, вы внезапно «поверили» в нее? Я — нет. Например, представьте образ, который является ре­презентацией ужасного Адольфа Гитлера. Обратите внимание на субмодальности. Теперь представьте об­раз — репрезентацию добродетельного человека, та­кого как Мать Тереза. Обратите внимание на субмо­дальности репрезентации Матери Терезы. Теперь за­мените субмодальности образа Адольфа Гитлера на субмодальности образа Матери Терезы. Это может оказаться сложным, но продолжайте и добейтесь нужного результата. Поверили ли вы, что Адольф Гитлер является репрезентацией такого человека, как Мать Тереза? Ну, конечно, нет: когда вы видите Адольфа Гитлера, ваши слова, которые функциони­руют на метауровне по отношению к образу, будут определять значение образа.

При осмыслении этой модели давайте вспомним различия между двумя основными уровнями мыш­ления. Первый уровень мы называем уровнем основ­ного состояния. Основные уровни сознания опреде­ляют те повседневные состояния сознания, в кото­рых мы испытываем мысли и чувства «о» чем-то, происходящем в мире, который находится «за преде-

Глава 1 • Сущность модели: репрезентативные системы 43

-------------—----------------------—---------------------------------------------------------------------------------------------------

лами» или «вне» нашей нервной системы. В этих состояниях наши мысли имеют отношение к предме-там, которые находятся «снаружи», и мы испытыва­ем основные эмоции, вроде страха-гнева, расслабле­ния-напряжения, радости-раздражения, влечения-отвращения и т. д.

Второй уровень мышления связан с теми аб­страктными состояниями мышления, которые Майкл называет метасостояниями. Метасостояния сознания определяют мысли о мыслях, чувства о чув­ствах и состояния состояний. В данном случае наши мысли и эмоции имеют отношение к миру «внутри* нас. Мы можем ненавидеть нашу ненависть и мини­мизировать и/или устранить ее. Таким образом, как сказал Грегори Бейтсон, мысли более низкого уров­ня направляются мыслями более высокого уровня (Bateson, 1972). Переходя в метасостояния, то есть осуществляя влияние одной мысли на другую, мы можем усилить, ослабить или даже устранить состо­яние боязни собственного страха. Когда мы по-насто-ящему устали ненавидеть кого-либо или что-либо и начали ненавидеть нашу ненависть, мы можем воз­ненавидеть ее до такой степени, что она перестанет существовать. Что случится, если вы заставите про­щение повлиять на вашу обиду? Что случится, если вы заставите прощение повлиять на вашу вину? Что случится, если вы заставите признательность повли­ять на ваше разочарование? Испытаете ли вы гнев? Или вину? Или печаль? Попробуйте, возможно, вам понравится.

Теперь об убеждениях: убеждения находятся не на основном уровне, а на метауровне по отношению к репрезентациям. Чтобы поверить во что-нибудь, мы должны «сказать "да" репрезентации». Мы должны подтвердить ее. Чтобы потерять веру, мы должны сказать «нет» репрезентации. Чтобы получить сомне­те, мы должны сказать: «Может быть, это так, а мо­жет быть, и нет». Эти явления происходят на мета­уровне и, следовательно, нуждаются в метарепрезен-тативной системе, которая, главным образом, подразумевает использование слов. Посредством убеждений мы переходим от мышления о чем-либо во внешнем мире к мышлению о некоторой внутрен­ней репрезентации того, что мы уже испытали во внешнем мире.

Это означает, что для того чтобы превратить мысль в убеждение или убеждение превратить обрат­но всего лишь в мысль, мы должны перейти на мета-уровень и подтвердить или отвергнуть мысль. При сдвиге таких убеждений простой субмодальный сдвиг часто не работает. Убеждение может изменить субмодальный сдвиг, подразумевающий, что мы ска­жем нашей мысли «да» или «нет». В части III мы опишем модели сдвига субмодальностей, которые успешно работают.

Дигитальные и аналоговые субмодальности

Дигитальная субмодальность может нахо­диться в состояниях «включено» или «выклю­чено». Аналоговая субмодальность может принимать любые значения на некотором континууме.

Рассматривая субмодальности, вы обратите вни­мание на различия, которые существуют даже в пре­делах субмодальностей. Обсудим визуальные субмо­дальности. Какие различия существуют между кар­тиной, которую мы можем закодировать как цветную или черно-белую, и картиной, которую мы можем видеть как далекую или близкую? Репрезентация картины может быть или черно-белой, или цветной. Нет промежуточных значений. Однако репрезента­ция картины может быть далекой, близкой или про­межуточной. Следовательно, некоторые субмодаль­ности функционируют как выключатель электричес­кой лампочки. Мы можем закодировать ее одним из двух способов, но не промежуточным. Мы можем за­кодировать картину как фильм или как кадр, но не обоими способами одновременно. Такие субмодально­сти мы называем диттальными. Субмодальность, ко­торая может принимать любые значения на некотором континууме, мы называем аналоговой. Расположение функционирует как аналоговая субмодальность.

Большинство людей учатся оценивать субмодаль­ную структуру переживания, испытывая эти разли­чия посредством их изменения. Когда случается со­бытие, оно происходит как факт. Мы не можем из­менить то, что случилось «вне» нашего тела. Но как только мы получим информацию об этом факте и осуществим в нашем сознании его репрезентацию, мы сможем реагировать, но не на факт, а на воспоми­нание об этом событии (мы реагируем на «карту», а не на «территорию»). Итак, хотя мы не можем изме­нить внешние события, мы можем изменить воспо­минание о них (нашу внутреннюю карту). Когда мы делаем это, изменение происходит на субмодальном уровне. То, что мы думаем об определенном событии, обычно зависит от нескольких критических субмо­дальностей.

Эксперимент № 2 Обнаружение замешательства

и понимания

Что вызывает у вас замешательство? Представьте что-либо, что вы находите запутанным... Когда вы

Часть 1 • Модель.и.методы НЛП

вспомните это переживание, обратите внимание на его репрезентацию: на картины, звуки, ощущения, слова и т. д. Просто позвольте наступить замешатель­ству и сполна его испытайте... на короткое время.

Наверное, у вас возникла соответствующая карти­на. Итак, обратите внимание на картину и останови­тесь на ее субмодальных особенностях:

• Цвет: картина цветная или черно-белая?

• Число измерений: трехмерная или плоская?

• Зритель/участник: ассоциированная или диссоци­ированная?

• Движение: фильм или неподвижная картина?

• Расстояние: насколько далеко она располагается?

• Яркость: яркая или тусклая?

• Фокус: в фокусе или не в фокусе?

• Расположение: где расположена картина?

Вы можете дать себе время на определение ка­честв аудиальной и кинестетической систем. После этого сделайте перерыв... Подумайте о свежем горя­чем хлебе в печи. Хорошо.

Теперь подумайте о том, что вы по-настоящему хорошо знаете. Что вы знаете без всяких вопросов? В чем вы не сомневаетесь? Думайте о том, в чем вы чувствуете себя уверенным. Чувствуете ли вы уве­ренность в том, что завтра взойдет солнце? Чувству­ете ли вы уверенность, что политики будут вести предвыборную борьбу в Вашингтоне? Уверены ли вы в том, что будете завтра обедать?

Когда вы будете думать о том, в чем вы чувствуе­те себя уверенным, подвергните картины, звуки и ощущения, в которых вы уверены, тому же анализу, что и ранее. Полностью установите субмодальности этой картины уверенности, как вы делали в случае замешательства. Когда вы проделаете это, вы обна­ружите некоторые различия. Составьте список этих различий.

Как вы думаете, что мы сейчас сделали? Мы до­словно процитировали традиционный для НЛП под­ход, используя «паттерн "от замешательства к пони­манию"». Но если вы узнали об отличительных осо­бенностях многих уровней сознания и о том, что субмодальности работают на метауровне, для вас, возможно, этот паттерн не вполне удобен. Мы обна­ружили, что никто из тех, кого мы знаем, не исполь­зует этот прием для перехода от замешательства к пониманию.

Почему нет? Из-за того, что понимание (как и убеждение) функционирует на метауровне. Для того чтобы понимать, мы должны обладать паттер­ном, структурой или моделью, которые упорядо-

чивают и организуют предметы. Простое увеличе­ние яркости картин, приближение звуков и обостре­ние кинестетических ощущений не приводит к «по­ниманию».

Теперь, когда вы знаете, что метауровень управля­ет различиями, которые имеют значение, и создает их, вы обладаете по-настоящему мощной трансфор­мационной энергией на кончиках ваших пальцев, или на «острие вашего ума». Когда вы переходите на метауровень и заставляете новое качество влиять на репрезентацию (качество, которое имеет значение), вы можете изменять переживание.

В случае убеждения мы заставляем качество под­тверждения влиять на мысль. В случае разубежде­ния мы влияем на мысль свойством разубеждения. В случае понимания мы влияем на сбивающие с тол­ку мысли качеством порядка. Субмодальное свой­ство может иметь значение, но это происходит под влиянием метауровня. Как неоднократно утверждал Бейтсон, более высокие уровни всегда организуют более низкие уровни.

Возьмите образ замешательства, наделите его теми субмодальностями, которые вы использовали для кодирования уверенности, и вы не превратите его в «понимание». Если ваша картина замешательства черно-белая, а уверенности - цветная, сделайте кар­тину замешательства цветной. Теперь вы имеете цветное замешательство, не так ли? Простая замена субмодальностей замешательства на субмодальности уверенности не приведет к изменению того, как вы ощущаете это конкретное состояние замешательства. И состояние замешательства также не даст вам по­чувствовать бблыиую уверенность. Все-таки бли­зость и цвет не дают вам никакого способа управле­ния замешательством.

Но перейдите на более высокий уровень по отно­шению к сбивающим с толку образам, звукам и ощу­щениям и заставьте организующую структуру оказы­вать на них влияние. Вы можете использовать мета­фору или рассказ, диаграмму, отрывок объяснения, но что бы вы ни использовали из того, что организу­ет части и наделяет их структурой, это позволит вам «понять» связи между частями - внезапно и полно­стью получить порядок из хаоса. Таким действием мы не изменили ничего, кроме относительной струк­туры внутренних репрезентаций.

Изменяя внутренние репрезентации посредством изменения качеств модальностей, вы обнаружите, что некоторые субмодальности играют при вызове таких изменений более важную роль, чем другие. Мы называем такие особенные субмодальности ведущи­ми субмодалъностями.Они называются «ведущими», потому что создают новую систему отсчета для мыш­ления.

Глава 1 • Сущность модели: репрезентативные системы

Если изменение субмодальности приводит к изменениям других субмодальностей, значит, вы обнаружили ведущую субмодальность.

Например, если при переводе связанных с замеша­тельством картин, звуков и ощущений в кодировку уверенности изменение расположения репрезента­ций одновременно приводит к изменению других субмодальностей и вносит порядок или структуру, то это качество задает новую систему отсчета.

Изменение субмодальностей одного образа в суб­модальности другого образа мы называем субмодаль­ным отображением. При этом обычно две или три субмодальности приводят к изменениям других суб­модальностей. Если это происходит, значит, вы на­шли критическую, или ведущую, субмодальность. Когда субмодальность, которая управляет другими особенностями и вызывает значительные изменения, отображается в другой образ, она является ключевым механизмом вызова изменений в личности человека. При изменении переживания с использованием суб­модального отображения использование управляю­щих субмодальностей дает ключ к пониманию того, как помочь человеку.

Хотя мы не можем изменить факты (например, сделать так, чтобы они никогда не происходили), мы можем изменить наши внутренние репрезентации этих событий. Когда мы изменяем внутренние ре­презентации, мы подаем мозгу и телу различные сиг­налы о том, как они должны это чувствовать. Изме­няя свои чувства, мы изменяем свои реакции. Это -суть того, как работают НЛП и его паттерны обнов­ления сознания. Репрезентативные системы, ключи глазного доступа, субмодальности, метасостояния и т. д. являются некоторыми из ключевых элементов способа, каким мы структурируем наш субъектив­ный опыт. Позднее в этой книге вы встретите не­сколько моделей, описывающих работу непосред­ственно над субмодальными сдвигами.

Другой строительный блок, лежащий в основе субъективного опыта, - то, как мы упорядочиваем эти элементы. Упорядочивание функционирования наших репрезентативных систем при продуцирова­нии мыслей и поведения мы называем стратегиями.

Заключение

Описанная здесь модель субъективности челове­ка и того, как наша нервная система «работает» над созданием нашей уникальной модели мира, которая затем вводит нас в конкретное нейролингвистичес-кое состояние осознания, является моделью пони­мания особенностей субъективности человека и ра­боты над ними. Более того, она дает нам специфи­ческие методы, которые мы можем использовать для того, чтобы налаживать контакт с людьми, ус­танавливать раппорт и понимать их реальность с их точки зрения.

Вопросы для размышления

1. Используя полученные знания о репрезентатив­ных системах и ключах глазного доступа, опреде­лите предпочитаемые репрезентативные системы пятерых близких друзей или членов семьи.

2. Что вы узнали из этой главы о том, как вы обра­батываете информацию?

3. Как вы будете использовать эти знания для улуч­шения ваших стратегий обучения?

4. Разыщите какие-нибудь старые письма, дневники или доклады, которые вы написали, и подчеркни­те или выделите цветом все предикаты и слова, описывающие процессы.

5. Посмотрите телевизионные ток-шоу, держа перед собой схему ключей глазного доступа и листы чи­стой бумаги. Следите одновременно за движения­ми глаз и за словами, используемыми людьми. Что вы можете сказать о «ведущей» репрезентативной системе и о системе, используемой для репрезен­тации информации?

6. Объясните своими словами, как более высокие лингвистические уровни организуют более низкие лингвистические уровни.

Основы

Налаживание контакта с людьми: установление и поддержание раппорта

Что можно узнать из этой главы:

• Что означает состояние «аптайм» (сенсорная острота)

• Как использовать репрезентативную систему для немедленного установления раппорта

• Как «подстраиваться» (присоединяться) к людям для установления раппорта

• Как использовать предикаты при подстройке

• Как подстраиваться к невербальным аспектам опыта

Глава 2 • Основы. Налаживание контакта с людьми

Сенсорная острота

Сенсорной остротой называется способ­ность замечать внешние поведенческие при­знаки других людей, следить за ними и наде­лять их смыслом.

В НЛП мы используем понятие сенсорной остро­ты при тренировке нашей способности более эффек­тивно и сознательно отслеживать проявления невер­бальной коммуникации. Сенсорной остротой назы­вается способность замечать внешние поведенческие п р и з н а к и д р у г и х людей, следить за ними и понимать их. Человек постоянно и неизбежно неосознанно по­сылает различные сигналы, свидетельствующие о его состоянии и внутренних процессах обработки ин­формации. Развитие наших собственных навыков сенсорной остроты позволяет нам «читать» эти сиг­налы. Поскольку к нам поступает такое множество невербальных сообщений, развитие навыков сенсор­ной остроты позволяет существенно улучшить ком­муникативные навыки. Развитие навыков сенсорной остроты позволяет нам распознавать и оценивать невербальные сигналы другого человека в терминах их конгруэнтности и неконгруэнтности.

Развивая сенсорную остроту, мы делаем доступ­ными для себя множество невербальных аспектов коммуникативного процесса. Эта невербальная ком­муникация позволяет п о л у ч и т ь более полную карти­ну текущего взаимодействия. Знание и использова­ние невербальных ключей позволяет нам устанав­ливать и поддерживать раппорт на тех уровнях, которые обычно не осознает отправитель сообщений. Более того, используя эти невербальные ключи, мы можем оценить уровень, глубину и качество установ­ленного раппорта.

Ежедневная тренировка

Развитие навыков сенсорной остроты требует определенного времени и усилий. Однако, по мере ежедневных тренировок, вы с удивлением обнаружи­те, что можете видеть, слышать и чувствовать такие детали коммуникативного процесса, которые раньше оставались для вас незамеченными. Чтобы добиться этого, «разукрупните» процесс взаимодействия, раз­бейте его на элементы, достаточно небольшие для того, чтобы работать с ними без ощущения замеша­тельства. Ниже мы познакомим вас с некоторыми па­раметрами поведения, за которыми следует наблю­дать. Мы представим их в виде разукрупненных, доступных для наблюдения элементов. Затем начи­найте ежедневно наблюдать эти невербальные инди-

каторы у тех людей, с которыми входите в контакт. Как только овладеете одной областью, переходите к следующей.

Разукрупнение - понижение уровня ин­формации (дедукция);ведет к более конкрет­ным примерам или случаям.

«Внимательно наблюдая и слушая, вы можете натренировать сенсорную остроту, тратя на это по пятнадцать минут в день на протяжении одной или двух недель».

Она указывала на то, что принятые в нашей куль­туре нормы поведения (в основном) не позволяют нам пристально смотреть на людей. Как мы можем без пристальных наблюдений достичь мастерства в установлении раппорта? Мы можем делать это нена­вязчиво: дома, на работе, в ресторане, во время про­смотра телевизионных ток-шоу, не раздражая людей и не привлекая их внимания к нашей заинтересован­ности! Когда вы улучшите навыки наблюдения, ваша сенсорная острота разовьется до такой степени, что вы сможете распознавать, как люди реагируют на то или иное сообщение. Когда вы изучите их реакции на определенные стимулы, вы сможете адаптировать ваши сообщения другим людям таким образом, что­бы получать желаемые реакции. Как-никак,

«Смысл вашей коммуникации заключается в полученном ответе, а не в том, что вы намерева­лись сообщить».

Ниже мы приводим список из пяти наиболее зна­чительных индикаторов состояния, с которых вы мо­жете начать свои ежедневные тренировки.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...