Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формальное определение истины



Теперь, для того, чтобы дать определение истины, следует рассмотреть, каким образом и в каком смысле происходит становление души в познаваемую вещь. Процесс познания, согласно учению Фомы, происходит посредством уподобления (per assimilationem) познающего познаваемой вещи (так, например зрение познает цвет благодаря тому, что располагается (disponitur) согласно виду (speciem) цвета) и, таким образом, путем приравнения (comparatio) или согласования (concordia) с интеллектом, что и называется «соответствием интеллекта и вещи» — таково «формальное» (т.е. в собственном смысле) определение истины. Но мы можем дать и другие, несобственные, определения истины, согласно тому, что «бытийственность (entitas) вещи предшествует смыслу истины, а познание есть некоторое следствие истины» (De Ver. ql, a2) и, таким образом, мы можем дать определения истинного:

1) либо говоря о сущем как об истинном, поскольку оно является причиной истины. Такие определения истинного дают Августин35: «истинное есть то, что есть», и Авиценна36: «истина каждой вещи есть свойство ее бытия (sui esse), которое в ней непреходяще», таково и распространенное определение анонимного происхождения: «истинное есть неотделимость бытия и того, что есть» (это определение, в частности, приводил Ансельм в «Об истине», и часто использовал современник Фомы Бонавентура);

2) либо определяя истинное в собственном смысле — таковы определения Авиценны (Фома здесь приводит Исаака (см. сн. 1) — «истина есть соответствие вещи и интеллекта», Ансельма37 — «истина есть правильность, воспринимаемая только умом», и Аристотеля38 — «говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть — значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, — значит говорить истинное».

3) наконец, мы можем определить как истинное то, что является по сути дела следствием истины — т.е. познание. Примеры таких определений — Илария39 («истинное есть прояснение и проявление бытия») и Августина40 («истина есть то, что показывает то, что есть; истина есть то, согласно чему мы судим о низших предметах (de inferioribus)»).

Таким образом, Фома проясняет смысл распространенных определений истины и устанавливает их отношение к определению в собственном смысле.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...