Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интернет-ресурсы (ссылки)



1. http://www.philosophy.ru Библиотека Института философии

2. http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

3. http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html "Интелнет" Михаила Эпштейна

4. http://www.arya.ru/biblio/biblio.htm Библиотека Арьядхарма - Арийская традиция

5. http://absolutology.zyq.ru/index.htm Библиотека Абсолютология

6. http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

7. http://www.psylib.org.ua/books/dekar01/index.htm Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

К.В.Бандуровский

Основные положения теории «истины» у Фомы Аквинского*

Понятие «истины» активно используется в большинстве философских систем, однако чаще всего его применение основывается на предпосылке о его интуитивной ясности, делающей излишним особое исследование. Фома Аквинский в этом смысле представляет собой довольно редкую в истории философии фигуру — он обращается к исследованию истины неоднократно в различных произведениях и старается эксплицировать многостороннее и исчерпывающее содержание понятия истины в рамках своей метафизической системы, полагая подобную процедуру абсолютно необходимой для того, чтобы стал возможным продуктивный ход исследования. Однако изучение томистской концепции истины важно не только для рассмотрения философии Фомы, но и для лучшего представления о развитии понимания истины в историко-философском процессе. Так, Фома Аквинский одним из первых в истории европейской философии ввел формулировку определения истины, ставшую классической и наиболее часто воспроизводимой, как правило даже без упоминания имени Фомы: «Veritas est adaequatio rei et intellectus»25.

Это определение приводят столь разные философы как, например, Декарт: «...се mot veritu, en sa propre signification, denote la conformiffi de la pensfte auec l'obiet...»26, Кант, который принимает его в качестве предпосылки в «Критике чистого разума»: «Der Wahrheit... die bbereinstimmung der Erkentnis mit ihrem Gegenstande»27, Тарский: «The truth of a sentence consist in its agreement with (or correspondence to) reality»28. Рубеж XIX и XX веков ознаменован «кризисом» «классической корреспондентной теории» и выдвижением альтернативных теорий — утилитарной (в рамках прагматизма, а также в некоем особом понимании выгоды — у Ницше), когерентной (ранний Венский кружок), концепции истины как несокрытости (Хайдеггер); однако эти теории лишь стимулировали обращение и к классической теории и к ее переосмыслению — в рамках корреспондентной теории работали поздний Шлик, Рассел, Поппер и др. В последние десятилетия разразился еще один «кризис» корреспондентной теории — в связи с развитием различных версий постмодернизма. Учитывая неубывающую остроту споров вокруг вопроса «Что есть истина?», было бы весьма полезным обратится к концепции «истины» у Фомы, как к одной из наиболее продуманных и взвешенных позиций, которая, как представляется мне, не утратила и по сей день эвристического потенциала, и может послужит весомым вкладом в длящуюся дискуссию, тем более что средневековая составляющая европейского философского процесса до сих пор находится на периферии нашего внимания.

Предлагаемая публикация включает в себя ряд глав из первого вопроса «Дискуссионных вопросов об истине» Фомы Аквинского, трактующих ряд частных аспектов проблемы, таких как одна ли истина, благодаря которой все истинно (4), а если есть другие, то вечна ли другая истина, помимо первой (5); неизменна ли сотворенная истина (6); всякая ли истина происходит от первой (8); есть ли истина в чувствах (9). Кроме того проблема истины рассматривается в теологическом плане — сказывается ли истина относительно сущности Бога или относительно персон (7). Цель же вводной статьи заключается в том, чтобы дать представление о трактовке более общих положении томистской концепции истины. Основываясь прежде всего на двух центральных текстах, посвященных этой теме — главах 1-3 из первого вопроса «Об истине» и главах 1-3 из 16 вопроса части I «Суммы теологии»29 мы рассмотрим ряд основополагающих принципов томистской концепции истины.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...