Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до XV века). 4 страница



Старая аристократия, способная организовать в своих уездах производительный труд, была изгнана князем, а новая не могла полноценно создаваться, так как полностью зависела от князя. При наличии условной поместной земельной формы собствен­ности помещик, фактически владея землей длительное время, не имел права передавать ее по наследству. Удельный князь, правитель удела и хозяин земли, не хотел упускать из своих рук такой важный рычаг управления, как земля, а также лишаться практически бесплатной служилой силы. Временный земель­ный собственник присваивал себе весь прибавочный продукт зависимого (пока по земле, а не лично) крестьянина. Землевла­делец не был постоянным хозяином земли, поэтому не забо­тился о ней и о крестьянах. Великий князь как верховный пра­витель земли также забирал значительный налог. Земельная рента в период феодальной раздробленности имела в основном продуктовый характер. В условиях обеднения большинства жи­телей уезда они не занимались даже первичной предпринима­тельской деятельностью - куплей и продажей. Да и все населе­ние удела не представляло единого сообщества, а имело вид случайно объединенных людей. Служилый человек был военно-наемным слугой князя; земледельцы снимали у временную землю временного хозяина. Феодальная раздробленность с та­моженными поборами, разбоем феодалов уничтожала остатки обменной деятельности.

Капитал перестал оказывать во Владимирских землях замет­ное действие на хозяйственную жизнь и верхов, и низов. Со­размерно с этим уменьшилось и количество народного труда, которое вызывалось движением этого капитала и сообщало та-< кое промышленное оживление городам Новгородской и Киев­ской Руси. В Верхневолжской Руси, слишком удаленной от приморских рынков, и внешняя торговля не смогла стать дви­жущей силой и основой процветания общественного хозяйства. Это сокращение хозяйственных оборотов выразилось в посте­пенном вздорожании денег. В Киевской Руси брали высокий процент, так как деньги оборачивались быстро, в века же удельных княжеств - всего 12 - 14 %. Такая дешевизна денеж­ного капитала была следствием сильного падения спроса на него при возобладании натурального хозяйства. Незначитель­ные числом города, которые могли бы быть центрами богатства и торговли во Владимирской Руси, представляли собой часто большие деревни с сельскохозяйственным характером труда большинства населения. Средний городской класс, преимуще­ственно обращавший денежный капитал, был представлен чрезвычайно слабо.

Общий характер быта, складывающийся в таких условиях, вялый хозяйственный оборот с раздробленным, еще не сложенным общим интересом, если и не прекращали полностью про­изводство, то лишали человека возможности и желания что-то предпринимать. На этом фоне предприимчивость была вызы­вающей и небезопасной. Все это, однако, не означает, что жизнь там не развивалась вообще. Просто она была лишена источника поступательного движения и связи, и это делало ее структурно жестким целым, не приспособленным к ударам из­вне, что и выразилось в победе татаро-монголов.

Население Владимирской земли до монгольского нашествия занималось полевыми работами 5-6 месяцев в году (при этом урожаи без расширения производства не требовали длительной обработки). Остальное время оно занималось промыслами, также не требующими сложной организации труда: лыководст-во, звероводство, бортничество (сбор меда диких пчел), рыбо­ловство, солеварение, смолокурение, железное дело. Более спе­циальных навыков требовало ткачество, слесарное дело, сапожничанье. Существовали простейшие виды промышлен­ного производства - домашнее ремесло, мелкое товарное про­изводство. Домашняя форма промышленности была связана с сельским хозяйством - выработка шерсти, грубого полотна, мукомолье, производство одежды, обуви, домашней утвари. Часто домашняя промышленность работала для уплаты ренты.

Среди ремесленников были, конечно, мастера сложной и тонкой работы, сосредотачивались они в основном в городах, во Владимире. Там существовали и крупные придворные мас­терские. Особенно трудоемким и дорогим было ювелирное мас­терство, предназначенное только для немногочисленной знати и существенно не влиявшее на уровень производства. Оно лишь показывало художественный вкус народа.

В XII - XIII вв. мастера уже стали выходить со своими изде­лиями на рынок, наряду с вотчинным стало появляться и сво­бодное городское ремесло. Но, учитывая очень медленное раз­витие экономических процессов без активности предприим­чивых людей, а также и то, что князь в любой момент мог пре­кратить любую деятельность, перспективы у мастеров были очень невелики. Были во Владимире и мастера по производству благородных тканей (опонники), "рученники" (изготовление полотенец). Драгоценные ткани, к примеру, украшали Успен­ский собор во Владимире. Высоким было искусство каменной резьбы владимирских храмов - оно передавалось по наследству. Лучшее искусство во Владимирской Руси - церковное. Богатая Церковь, поддерживающая князя и пользующаяся его покрови­тельством, могла позволить себе роскошь, олицетворяющую важность вечной жизни в противовес земной, серой и прехо­дящей, ради которой не стоит стараться.

Торговля во Владимирском княжестве существовала в виде меновой с целью получения жизненно необходимых предметов: соли, железа и др., а не выгоды. К людям, занимающимся тор­говлей или обменом, неприменим был термин "купец". Един­ственным торгово-экономическим путем, который стабильно выполнял свои функции в течение всего периода раннего сред­невековья, был Волжский путь. Города Северо-Восточной Руси поддерживали постоянные связи с Волжской Болгарией. По договору 1229 года купцы оттуда могли торговать в русских го­родах беспошлинно. Этот путь действовал вплоть до татаро-монгольского нашествия. В конце 30-х годов XIII в., когда Волга попадает под контроль Орды, полностью нарушается сложившаяся структура связей1.

В целом во Владимирской Руси, по ряду названных геогра­фических, политических и экономических причин, были ут­рачены позиции свободы предпринимательства и эконо­мической независимости, заложенные в Киевской и развитые в Новгородской Руси. Следствие этого - изолированность и про­тивостояние княжеств, упадок экономических сил региона. Низкий уровень производства и отсутствие права земельной собственности толкали знать не на обустройство вотчин, а на взаимные грабежи. "Низы", совершенно не заинтересованные в активности в любой сфере жизни, не создают лишние средства, не стараются выделиться из общины. В результате всего - не­выразительность культурной жизни, так как люди обходились удовлетворением первичных потребностей (культура требует меценатской деятельности, а средств на ее развитие не было). Американский специалист по средневековой Руси Дж. Феннел, глубоко изучивший по источникам этот период ее развития, отмечал, что "дошедшие до нашего времени русские источники дают на удивление мало сведений о социальных и эконо­мических условиях той эпохи. В них практически не содержит­ся подробностей о сельском хозяйстве, торговле, землевладе­нии, о системе налогов и податей на Руси"2. С. Соловьев назвал эти века "молчаливыми". Свободу экономического раз­вития и деятельность предприимчивых людей можно было за­менить только тотальным насилием.

Монгольское иго, продолжавшееся более двух веков, сильно подорвало экономику Северо-Восточной Руси, начинавшую оживляться к этому моменту, задержало развитие ее производи­тельных сил. Русские земли систематически опустошались, с народа взималась большая дань. Татары провели несколько поголовных переписей населения, поставив над русским наро­дом надзирателей, наместников хана с военными отрядами. Потом сбор дани передали откупщикам-баскакам: хивинцам, хазарам, евреям. Сбор дани был жестоким, сопровождался уво­дом в рабство русских людей. Это послужило поводом для ан­тимонгольских выступлений в Новгороде, Суздале, Ростове, Ярославле. В результате их сбор дани перешел к русским князьям. Удельные князья соперничали друг с другом в по­лучении "ярлыка" на доставку дани в Орду. Татары разоряли торговые караваны, перекрывали торговые пути за границу. Была разорена Волжская Болгария, опустошены земли мордвы, повержены русские княжества.

Внутренний упадок торговли выразился в практическом от­сутствии металлических денег в конце XII - XIII вв. Торговля осталась только в деревне - меновая. Многие отрасли городской ремесленной промышленности вовсе прекратили существова­ние и возникли только спустя полтора - два столетия. Лучших ремесленников уводили в Орду, продавали в рабство. - Главные сферы предпринимательской деятельности - торговля и ремес­ло - были более всего подорваны монгольским игом, предпри­имчивые люди истреблены. Остались самые покорные, неак­тивные. Была истреблена также патриотично настроенная аристократия, остались князья и холопы. Русское общество пе­реняло за два века монгольского ига и общественный строй Орды, основанный на безграничной власти хана и беспреко­словном подчинении подданных. Города, центры ремесла и торговли, были по несколько раз уничтожены, многие не суме­ли возродиться, появлялась традиция временной жизни, жизни военного лагеря.

Будущая территория Российского государства к татаро-монгольскому нашествию не вполне определилась в своем ис­торическом выборе и имела варианты дальнейшего развития. Татаро-монголы не только подорвали экономику страны, но и усилили именно холопско-подданические черты в развитии русских княжеств. Выраженный деспотизм и предопределил весь дальнейший путь предпринимательства в России.

Что же характерно в целом для развития предприниматель­ства в период Древней Руси до падения монгольского ига? Древние славяне не были генетически неспособны к предпри­нимательству, экономической активности. Они действовали в зависимости от складывающихся обстоятельств. Показывали себя активными и бесстрашными купцами, умеющими дейст­вовать в интересах князя, государства и личных обстоятельст­вах. К сожалению, географические, политические и военные причины не позволили славянам развить предпринимательские способности. Это смогло бы вывести богатую природными ре­сурсами, талантливыми людьми и цветущими городами Киев­скую Русь в ряд европейских цивилизованных государств и, возможно, избежать татаро-монгольского разорения. Особенно хорошо проявились предпринимательские способности русских людей при более благоприятных условиях, сложившихся в Новгородской республике. Но политические факторы собира­ния земель под руководством более сильной в военном и идео­логическом отношении сначала Владимирской, а потом Мос­ковской Руси победили. Централизация плохо сочетается с принципами автономности, независимости слоев, групп, личностей, которые необходимы для предпринимательства. Унификация жизни и общинные традиции не стимулируют деятельность, а формируют совсем другие качества личности: пассивность, стремление не выделяться и недоверие к людям, которые такую активность проявляют.

Отметим, что естественный ход развития вещей побуждал людей действовать более эффективно, но трагические события всегда прерывали в Русском государстве этот процесс на подъ­еме. Поэтому в следующий московский период предпринима­тельство переживет как бы следующий этап развития, при ко­тором все приходится начинать с самого начала.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...